Элективный курс по истории для 9 класса «История в лицах»
элективный курс по истории (9 класс) по теме

Стрельникова Екатерина Михайловна

Элективный курс по истории для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл элективный курс24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Йошкар-Олы»

Рассмотрено:

на заседании МС

Протокол №1

от ______________

Зам. директора по МР

____________________

Принято:

на заседании педагогического совета

Протокол №1

от______________

Утверждено:

Директор МБОУ

СОШ №15

«___»___________ 2014 г.

__________________

Элективный курс по истории для 9 класса

«История в лицах»

г. Йошкар-Ола

2015

Пояснительная записка

             Курс по выбору  «История  в лицах» позволяет учащимся познакомиться с биографиями ведущих политических, военных, общественных и государственных деятелей России XX века, наиболее известных представителей научной и творческой интеллигенции, чьи имена составляют славу и гордость нашего Отечества – России.

          Необходимость   данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы не возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие,  в связи с большим объемом программного материала и ограниченным количеством часов. 

         Актуальность элективного курса «История  в лицах» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами. Также описывать биографии и называть достижения выдающихся представителей науки и культуры.

        Между тем, именно углубленное изучение истории  дает целостную и объективную оценку исторических событий и явлений, позволяет сформировать собственную точку зрения на происходившее, выявить причинно-следственные связи, дать оценку современным событиям.

Цели:

Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических деятелей отечественной истории. Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории. Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:

1) Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

2) Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей. Определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

3) Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

4) Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой.

     5) Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных

    способностей учащихся.

Общая характеристика курса

     Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Программа элективного курса “История в лицах“ ориентирована на расширение знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. История предстает перед учащимися в персонифицированном виде, что позволяет сформировать представление у обучающихся о роли личности в исторических процессах различных эпох.

    В данном курсе более глубоко и объемно изучается деятельность великих исторических личностей, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства. Рассматриваются также актуальные проблемы развития России в определенные периоды.

  Курс рассчитан на 17 часов изучения в 9 классе.  

        Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков. Программа курса ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, формой контроля по итогам изучения курса является защита реферата.

Основные методы работы: анализ исторической литературы и исторических источников,  эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), сюжетно-ролевая игра («Суд»), подготовка и обсуждение сообщений учащихся, «мозговой штурм» и др.

      Основные формы отчетности:  тетрадь  с  конспектами  и  заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические  портреты, тексты «Кто есть кто?»).

                            В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

1. работать с различными видами исторических источников и справочной литературы;

2. выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий c древнейших времен до н.XX века;

3. оценивать роль личностей и роль народа в развитии исторического процесса

Содержание учебного предмета, курса

1.Роль личности в истории России IX –XIVвв. 5ч.

Великий князь Святослав. Воспитание и дружина. Отвоевание путей по Оке, Волге, Дону. Поход в Болгарию и закрепление на Дунае. Роль Переяславца в дунайских войнах Святослава. Война с Византией. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. 
Слава русского оружия.
 Александр Невский, его победы. Походы на Балтике против немецкого и шведского нашествия .

Князь Дмитрий Донской. Деятельность по укреплению столицы. Борьба с Тверью. Отношения с Золотой Ордой. Русь при Дмитрии Донском. Сеча на Воже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша. Последние годы жизни Дмитрия Донского.

2.Роль личности в истории России XVII-XVIII вв. 7ч.

1.Самозванец Лжедмитрий 1. Причины признания “царя Дмитрия Ивановича“. Борис Годунов – опричник – правитель – царь.

2. Минин и Пожарский. Формирование народных ополчений. Деятельность Минина и Пожарского по изгнанию интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

3. Воспитание, характер и стремления Петра 1. Занятия юного царя в период правления матери (1689 – 1694). Азовские походы. “Великое посольство“. Северная война. Поражение под Нарвой. Санкт – Петербург. Военно-морской флот. Победы под Лесной и Полтавой. Завоевания в Прибалтике. Морские сражения. Окончание войны. Новые правительственные учреждения. Сенат и коллегии. Табель о рангах. Историки о Петре Первом.

4. Екатерина Великая и ее окружение. Либеральный курс. Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг. Дворянские вольности. Мотивы государственной деятельности Екатерины. Сочинения императрицы. “Просвещенный абсолютизм”.

3.Роль личности в истории России XIX –н. XX вв. 5ч.

1.  М. М. Сперанский. Деятельность в Александрово – Невской семинарии. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

2.Биография Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: министр внутренних дел. Решение проблемы аграрных преобразований. Переселенческая политика. . “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

Виды и формы контроля

план

факт

Тема 1. Роль личности в истории России IX –XIVвв. 

5

1

Великий князь Святослав.

1

Конспект, план-характеристика деятельности

2

Походы князя Святослава. Слава русского оружия.

1

Контурная карта- походы Святослава

3

Александр Невский и его победы.

1

Контурная карта- походы А.Невского

4

Князь Дмитрий Донской.

1

Конспект, план-характеристика деятельности

5

Великие битвы Донского.

1

Историческое описание Куликовской битвы

Тема2. Роль личности в истории России XVII-XVIIIвв.

7

6

Самозванец Лжедмитрий 1.

1

Эвристическая беседа

7

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

1

Характеристика исторического деятеля

8

Народные ополчения в годы Смуты.

1

Историческая карта – путь народного ополчения

9-10

  Эпоха Петра I

2

«мозговой штурм»

11-12

Екатерина Великая.

2

Исторический портрет(персоналии)

Тема 3.Роль личности в истории России XIX –н. XXвв.

5

13

М. М. Сперанский. Государственная деятельность.

1

Дискуссия

14

П. А. Столыпин. Биография Столыпина: служебная деятельности в министерстве внутренних дел, новое назначение: министр внутренних дел.

1

Анализ исторического источника, ответы на вопросы

15

Аграрные преобразования реформатора. Переселенческая политика.

1

Ответы на вопросы исторического источника

16

Практикум по составлению характеристики исторического деятеля.

1

Контрольная характеристика личности

17

Зачетное задание.

1

Реферат

Список литературы:

1.  Борзаковский П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая.- М., 1991 г.

2.  Карпов Г. М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. – М, Школьная пресса, 2002 г.

3.История России в лицах и датах. М., 1995.

4. Манько А. В. Выдающиеся деятели XIX в. – М., Школьная пресса.

2003г.

5.  Манько А. В. Выдающиеся деятели XX в. – М, Школьная пресса, 2004 г.

6. Морозова Л.Е. История России в лицах. 1 половина XVII в.- М., Школа – Пресс, 2000 г.

7. Перхавко В. П. История России в лицах.IX - начало XVII в.- М., Школа – Пресс, 2000 г.

8. Публицистические статьи из газет и журналов.

9. Сборники документов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс для 9-ых классов "Вехи американской истории"

Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов с ориентацией на гуманитарно-исторический профиль...

Программа элективного курса для учащихся 10 класса «ИСТОРИЯ ФИЗИКИ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

Элективный курс рассчитан  на 35 часов, предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений,  проявляю­щих интерес к физике и астрономии, желающих позна­комиться с историей р...

Элективный курс для 8-9 классов средней школы "Некоторые факты из истории Великобритании"

Программа  элективного курса «Некоторые факты из истории Великобритании»разработана  Бодориной Ириной  Фадеевной. Учитель дает обоснование необходимости  написания такой программы,...

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»

Данная программа предполагает изучение истории  России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьют...

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России"

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России" и календарно-тематическое планирование....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО ИСТОРИИ. 9 КЛАСС"

Пояснительная записка.        Рабочая программа составлено в соответствии с обязательным минимумом содержания исторического образования и Примерной Программой по ист...