Элективный курс по истории для 9 класса «История в лицах»
элективный курс по истории (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Йошкар-Олы»
Рассмотрено: на заседании МС Протокол №1 от ______________ Зам. директора по МР ____________________ | Принято: на заседании педагогического совета Протокол №1 от______________ | Утверждено: Директор МБОУ СОШ №15 «___»___________ 2014 г. __________________ |
Элективный курс по истории для 9 класса
«История в лицах»
г. Йошкар-Ола
2015
Пояснительная записка
Курс по выбору «История в лицах» позволяет учащимся познакомиться с биографиями ведущих политических, военных, общественных и государственных деятелей России XX века, наиболее известных представителей научной и творческой интеллигенции, чьи имена составляют славу и гордость нашего Отечества – России.
Необходимость данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы не возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, в связи с большим объемом программного материала и ограниченным количеством часов.
Актуальность элективного курса «История в лицах» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами. Также описывать биографии и называть достижения выдающихся представителей науки и культуры.
Между тем, именно углубленное изучение истории дает целостную и объективную оценку исторических событий и явлений, позволяет сформировать собственную точку зрения на происходившее, выявить причинно-следственные связи, дать оценку современным событиям.
Цели:
Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических деятелей отечественной истории. Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории. Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи:
1) Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
2) Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей. Определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
3) Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
4) Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой.
5) Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных
способностей учащихся.
Общая характеристика курса
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Программа элективного курса “История в лицах“ ориентирована на расширение знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. История предстает перед учащимися в персонифицированном виде, что позволяет сформировать представление у обучающихся о роли личности в исторических процессах различных эпох.
В данном курсе более глубоко и объемно изучается деятельность великих исторических личностей, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства. Рассматриваются также актуальные проблемы развития России в определенные периоды.
Курс рассчитан на 17 часов изучения в 9 классе.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков. Программа курса ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, формой контроля по итогам изучения курса является защита реферата.
Основные методы работы: анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), сюжетно-ролевая игра («Суд»), подготовка и обсуждение сообщений учащихся, «мозговой штурм» и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»).
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1. работать с различными видами исторических источников и справочной литературы;
2. выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий c древнейших времен до н.XX века;
3. оценивать роль личностей и роль народа в развитии исторического процесса
Содержание учебного предмета, курса
1.Роль личности в истории России IX –XIVвв. 5ч.
Великий князь Святослав. Воспитание и дружина. Отвоевание путей по Оке, Волге, Дону. Поход в Болгарию и закрепление на Дунае. Роль Переяславца в дунайских войнах Святослава. Война с Византией. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Слава русского оружия. Александр Невский, его победы. Походы на Балтике против немецкого и шведского нашествия .
Князь Дмитрий Донской. Деятельность по укреплению столицы. Борьба с Тверью. Отношения с Золотой Ордой. Русь при Дмитрии Донском. Сеча на Воже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша. Последние годы жизни Дмитрия Донского.
2.Роль личности в истории России XVII-XVIII вв. 7ч.
1.Самозванец Лжедмитрий 1. Причины признания “царя Дмитрия Ивановича“. Борис Годунов – опричник – правитель – царь.
2. Минин и Пожарский. Формирование народных ополчений. Деятельность Минина и Пожарского по изгнанию интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.
3. Воспитание, характер и стремления Петра 1. Занятия юного царя в период правления матери (1689 – 1694). Азовские походы. “Великое посольство“. Северная война. Поражение под Нарвой. Санкт – Петербург. Военно-морской флот. Победы под Лесной и Полтавой. Завоевания в Прибалтике. Морские сражения. Окончание войны. Новые правительственные учреждения. Сенат и коллегии. Табель о рангах. Историки о Петре Первом.
4. Екатерина Великая и ее окружение. Либеральный курс. Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг. Дворянские вольности. Мотивы государственной деятельности Екатерины. Сочинения императрицы. “Просвещенный абсолютизм”.
3.Роль личности в истории России XIX –н. XX вв. 5ч.
1. М. М. Сперанский. Деятельность в Александрово – Невской семинарии. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.
2.Биография Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: министр внутренних дел. Решение проблемы аграрных преобразований. Переселенческая политика. . “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Виды и формы контроля | ||
план | факт | |||||
Тема 1. Роль личности в истории России IX –XIVвв. | 5 | |||||
1 | Великий князь Святослав. | 1 | Конспект, план-характеристика деятельности | |||
2 | Походы князя Святослава. Слава русского оружия. | 1 | Контурная карта- походы Святослава | |||
3 | Александр Невский и его победы. | 1 | Контурная карта- походы А.Невского | |||
4 | Князь Дмитрий Донской. | 1 | Конспект, план-характеристика деятельности | |||
5 | Великие битвы Донского. | 1 | Историческое описание Куликовской битвы | |||
Тема2. Роль личности в истории России XVII-XVIIIвв. | 7 | |||||
6 | Самозванец Лжедмитрий 1. | 1 | Эвристическая беседа | |||
7 | Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский | 1 | Характеристика исторического деятеля | |||
8 | Народные ополчения в годы Смуты. | 1 | Историческая карта – путь народного ополчения | |||
9-10 | Эпоха Петра I | 2 | «мозговой штурм» | |||
11-12 | Екатерина Великая. | 2 | Исторический портрет(персоналии) | |||
Тема 3.Роль личности в истории России XIX –н. XXвв. | 5 | |||||
13 | М. М. Сперанский. Государственная деятельность. | 1 | Дискуссия | |||
14 | П. А. Столыпин. Биография Столыпина: служебная деятельности в министерстве внутренних дел, новое назначение: министр внутренних дел. | 1 | Анализ исторического источника, ответы на вопросы | |||
15 | Аграрные преобразования реформатора. Переселенческая политика. | 1 | Ответы на вопросы исторического источника | |||
16 | Практикум по составлению характеристики исторического деятеля. | 1 | Контрольная характеристика личности | |||
17 | Зачетное задание. | 1 | Реферат |
Список литературы:
1. Борзаковский П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая.- М., 1991 г.
2. Карпов Г. М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. – М, Школьная пресса, 2002 г.
3.История России в лицах и датах. М., 1995.
4. Манько А. В. Выдающиеся деятели XIX в. – М., Школьная пресса.
2003г.
5. Манько А. В. Выдающиеся деятели XX в. – М, Школьная пресса, 2004 г.
6. Морозова Л.Е. История России в лицах. 1 половина XVII в.- М., Школа – Пресс, 2000 г.
7. Перхавко В. П. История России в лицах.IX - начало XVII в.- М., Школа – Пресс, 2000 г.
8. Публицистические статьи из газет и журналов.
9. Сборники документов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс для 9-ых классов "Вехи американской истории"
Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов с ориентацией на гуманитарно-исторический профиль...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-231344-1364499824.jpg)
Программа элективного курса для учащихся 10 класса «ИСТОРИЯ ФИЗИКИ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»
Элективный курс рассчитан на 35 часов, предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих познакомиться с историей р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-311961-1382542396.jpg)
Элективный курс для 8-9 классов средней школы "Некоторые факты из истории Великобритании"
Программа элективного курса «Некоторые факты из истории Великобритании»разработана Бодориной Ириной Фадеевной. Учитель дает обоснование необходимости написания такой программы,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-147720-1384171055.jpg)
Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"
Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изучения истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-472819-1409140697.jpg)
Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»
Данная программа предполагает изучение истории России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьют...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/09/picture-40089-1473443116.jpg)
Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России"
Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России" и календарно-тематическое планирование....
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО ИСТОРИИ. 9 КЛАСС"
Пояснительная записка. Рабочая программа составлено в соответствии с обязательным минимумом содержания исторического образования и Примерной Программой по ист...