Программа элективного курса для учащихся 10 класса «ИСТОРИЯ ФИЗИКИ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»
элективный курс по физике (10 класс) по теме

Быкова Ольга Владимировна

Элективный курс рассчитан  на 35 часов, предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений,  проявляю­щих интерес к физике и астрономии, желающих позна­комиться с историей развития представлений человека о мире, в котором мы живем. В процессе занятий школьники должны научить­ся выдвигать гипотезы и строить модели для объясне­ния экспериментальных фактов, обосновывать свою позицию по обсуждаемому вопросу; овладеть навы­ками сотрудничества и совместной работы, уважитель­ного отношения к мнению оппонента в процессе дис­куссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv10.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53»

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

«ИСТОРИЯ ФИЗИКИ

 И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О МИРЕ»

  СОСТАВИТЕЛЬ:

  Учитель первой   квалификационной  категории    О.В. Быкова

г. Набережные Челны

2012

Пояснительная записка

        Элективный курс рассчитан  на 35 часов, предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений,  проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих познакомиться с историей развития представлений человека о мире, в котором мы живем. В процессе занятий школьники должны научиться выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов, обосновывать свою позицию по обсуждаемому вопросу; овладеть навыками сотрудничества и совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.

        Цель  - подготовить  выпускника средней школы  к сознательному выбору  профессиональной деятельности.

Основные задачи курса:

- углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике и астрономии.

Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:

- формирование представлений о методах научного познания природы и современной физической картине мира;

 - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание духа сотрудничества, сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

        В процессе занятий школьники научатся находить информацию по заданной теме из различных источников, составлять рефераты, проводить опыты с использованием простых физических приборов и инструментов, анализировать полученные результаты и делать из них выводы.

          Основным содержанием курса является знакомство с историей открытий в области физики и астрономии,  с биографиями замечательных ученых оказавших влияние на развитие человеческой цивилизации. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе. Элективные занятия  организованы не как процесс передачи готовой дополнительной суммы знаний, а как процесс самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся на основе использования материалов из истории физики.

           Для знакомства с оригинальными материалами из истории физики учащимся нужно читать труды ученых, статьи в научных журналах, пользоваться  Internet - ресурсами.

         Основными формами занятий являются лекции и практические занятия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема урока

Всего часов

лекций

практики

1

Античная наука (10)

Мифологические объяснения мира.

1

0,5

0,5

2

Развитие представлений о строении вещества

1

0,5

0,5

3

Геоцентрическая система мира

1

0,5

0,5

4,5,6

Астрономические наблюдения

3

1

2

7,8

Измерение размеров Земли

2

0,5

1,5

9

Пространство, время и движение в античной науке.

1

0,5

0,5

10

Оценка расстояний до небесных тел

1

0,5

0,5


11

Гелиоцентрическая система мира (12)

Система мира Коперника.

1

0,5

1,5

12

Развитие учения Коперника: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер.

1

0,5

1,5

13,14

Доказательства движения Земли.

2

0,5

1,5

15,16

Изучение физической природы небесных тел

2

17

Солнечная система

1

0,5

1,5

18,19

Открытие закона всемирного тяготения и развитие гелиоцентрической системы мира

2

0,5

1,5

20,21,22

Солнце и звезды

3

1

2




23

Механическая картина мира(13)

Эксперимент и теория в процессе познания природы.




1




0,5




1,5

24,25

Атмосферное давление.

2

0,5

1,5

26,27

Свойства газов.

2

0,5

1,5

28,29,30

Механика Ньютона.

3

1

2

31,32

Открытие законов сохранения.

2

1

1

33,34

Механическая теория теплоты. Молекулярно-кинетическая теория.

2

0,5

1,5

35

Механическая картина мира.

1

0,5

0,5

Всего занятий

35

12

23

Содержание курса

Античная наука (10 ч)

1 Мифологические объяснения мира.

Различия мифологического и научного подхода к объяснению мира. Представление древних о Вселенной. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах

2. Развитие представлений о строении вещества.

Развитие представлений о строении вещества. Идея первоначал и атомистическое учение. Идея несотворимости и неуничтожимости атомов как идея сохранения вещества.

Форма учебной деятельности – эксперимент, работа в группе

3.Геоцентрическая система мира.

Геоцентрическая система мира. Практические приложения античной механики.

Форма учебной деятельности – самостоятельная работа

4,5,6. Астрономические наблюдения.

Знакомство с созвездиями и наиболее яркими звездами Северного полушария. Суточное движение  Луны, Солнца и планет. Изменение вида звездного неба в течение года.

Форма учебной деятельности – работа в группе, индивидуальная работа

7, 8. Измерение размеров Земли.

Открытие шарообразности Земли и уединенности ее в мировом пространстве.  

Форма учебной деятельности – самостоятельная работа с литературой

      9. Пространство и время и движение в античной науке.

Пространство, время и движение в античной науке.  

Форма учебной деятельности – работ в группе

     10. Оценка расстояний до небесных тел.

Измерения радиуса Земли и оценка расстояний до небесных тел. Первые шаги к созданию гелиоцентрической системы мира.

Форма учебной деятельности – работа в группе

Экспериментальное задание

  1. Измерение плотности вещества.
  2. Исследование зависимости диффузии от температуры.

Темы рефератов

  1. Архимед и его открытия.
  2. Наследие Аристотеля.
  3. Календари мира.
  4. Который час?

Гелиоцентрическая система мира (12 ч)

11. Система мира Коперника.

Отличие модели вселенной Н. Коперника от Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

      Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.

12. Развитие учения Коперника: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоган Кеплер.

Система мира Коперника. Развитие учения Коперника: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер. Утверждение учения Коперника в России. Открытие закона всемирного тяготения и развитие гелиоцентрической системы мира.

Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.

13, 14. Доказательства движения Земли.

Видимые и действительные движения планет, петлеобразное движение планет, конфигурации планет. Доказательства движения Земли.

Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.

15,16.Изучение  физической природы небесных тел.

Физическая природа планет земной группы и планет гигантов, температурный режим, давление, наличие атмосферы.

Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.

17. Солнечная система.

Природа малых тел солнечной системы, их изучение, развитие представлений о них.

Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.

18,19. Открытие закона всемирного тяготения и развитие гелиоцентрической системы мира.

Солнечная система и история ее изучения от Коперника до наших дней. Уточнение Ньютоном законов Кеплера.

Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet – ресурсов.

20,21, 22. Солнце и звезды.

Солнце и  звезды -  история открытий. Характеристики звезд. Гиганты и карлики в мире звезд. Диаграмма спектр-светимость.

Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.

Экспериментальное задание

1. Измерение массы Земли.

Темы рефератов

  1. Николай Коперник.
  2. Джордано Бруно.
  3. Галилео Галилей.
  4. Иоганн Кеплер.
  5. Природа небесных тел.
  6. Открытие Урана и Нептуна.

Механическая картина мира (13 ч)

23. Эксперимент и теория в процессе познания природы.  

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Превращение физики из наблюдательной науки в науку экспериментальную. Методы познания природы.

Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.

24,25. Атмосферное давление.

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыты Паскаля, Герике.

Экспериментальное доказательство наличия атмосферного давления.

Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet – ресурсов, эксперимент.

26,27. Свойства газов.

Свойства газов. Открытие газовых законов, оценка средней скорости теплового движения молекул воздуха.

Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.

28,29, 30. Механика Ньютона.

От Галилея до Ньютона. Механика Ньютона. Применение законов механики в технике и быту. Экспериментальные доказательства законов.

Форма учебной деятельности – экспериментальная работа в группах.

31.32. Открытие законов сохранения.

Открытие законов сохранения импульса и механической энергии.Применение законов сохранения в технике и быту. Экспериментальные доказательства законов сохранения.

Форма учебной деятельности – экспериментальная работа в группах.

33,34. Механическая теория теплоты. Молекулярно-кинетическая теория.  

Механическая теория теплоты. Молекулярно-кинетическая теория. Развитие представлений о теории теплоты. Вклад ученых: М. И. Ломоносова, Ж. Л. Гей-Люссака, Людвига Больцмана.

Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.

35. Механическая картина мира.

Механическая картина мира.

Форма учебной деятельности –  работа в группах, использование Internet - ресурсов.

Экспериментальные задания

1.Изучение  инерции.

2.Измерение атмосферного давления.

3.Измерение температуры.

Темы рефератов

  1. Исаак Ньютон.
  2. Д.И. Менделеев.
  3. Температурные шкалы.
  4. М. И. Ломоносов
  5. Вечный двигатель.
  6. Ж. Л. Гей-Люссак
  7. Людвиг Больцман.

Аттестация учащихся

Наиболее соответствующей специфике элективных занятий является зачетная форма оценки достижений учащихся.  Для зачета нужно не менее одного или двух раз подготовить реферат на предложенные темы и выполнить не менее половины предложенных опытов и экспериментальных заданий.

Приложение

Форма отчета о выполненных экспериментальных исследованиях:

Цель эксперимента



Оборудование



Этапы эксперимента

1.


2.


3.


4.




Вывод




Литература

  1. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1978.
  1. Дорфман Я. Г. Всемирная история физики. М.: Наука, 1974.

б. Дуков В. М. Электрон. М.: Просвещение, 1966.

  1. Кудрявцев Л.  С. История физики. Т. 1—3. М.: Просвещение, 1956—1971.
  2. Липсон Г. Великие эксперименты в физике. М.: Мир, 1972.

12.        Роджерс  Эрик. Физика для любознательных. М.: Мир, 1970.

  1. Храмов Ю. А. Биография физики. Киев: Техника, 1983.
  2. Энциклопедия для детей. Астрономия. М.: Аванта, 2001.
  1. Энциклопедия для детей. Физика. М.: Аванта, 2002.

Интернет-сайты

http://www.kmgosvet.ru

http://www.stella2000.com

CD-ROM Scientific American Librari PLANETARIUM

Рецензия

на программу элективного курса

 «История физики и развитие представлений о мире»

 разработанную учителем физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53»

города Набережные Челны

О.В. Быковой

              Программа элективного курса «История физики и развитие представлений о мире»  разработана для учащихся 10 классов и рассчитана на 35 часов. Основная функция данного элективного курса – выявление средствами предмета физики направленности личности, ее профессиональных интересов. Данный курс дает возможность попробовать свои силы в освоении навыков  находить информацию по заданной теме, готовить рефераты, выполнять опыты с использованием простых физических приборов и инструментов, анализировать полученные экспериментальные результаты и делать из них выводы. Курс ориентирован на индивидуализацию  обучения, учитывая склонности, интересы, способности  учащихся в соответствии с их профессиональными интересами  и намерениями в отношении продолжения образования.

        Цель курса  - подготовить  выпускника средней школы  к сознательному выбору  профессиональной деятельности.

Основные задачи курса:

- углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике и астрономии.

        Структура и содержание данной программы представляют собой оптимальное сочетание теоретических и практических занятий.

        Программа состоит из    пояснительной записки, где прописаны цели и задачи курса, учебно-тематического плана и рекомендуемой литературы. Виды деятельности, способы и формы организации учебно-познавательной деятельности, выбранные автором, позволяют поддерживать интерес учащихся на занятиях, формировать навыки самостоятельной работы с использованием современных информационных технологий.

           Программа данного элективного  курса рекомендуется к работе.

Учитель физики высшей

квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 10»                                                                                     Л.И.Гафарова          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "История физики и развитие представлений о мире"

Элективный  курс предназначен для  учащихся  9  класса  общеобразовательных  учреждений,  проявляющих  интерес к изучению  физики,  мировой  куль...

программа элективного курса по физике для 9 класса "История физики в лицах"

Данная программа рассчитана на 12 часов. По этой программе обучающиеся знакомятся с историей развития физики и вкладом ученых  в ее развитие, предназначена для расширения кругозора обучающихся, д...

Программа элективного курса для 9 класса "История Тетюш и Тетюшского края"

Данный курс предполагает изучение истории Тетюш и Тетюшского края в рамках программы по изучению истории Татарстана и татарского народа. Он соответствует программам курсов по истории Татарстана и явля...

Интегрированный урок в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС

Межпредметный  урок проводится в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный  трагедии на Чернобыльской АЭС На уроке рассматриваются  проблемы ...

Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)

Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах....

Рабочая программа факультативного курса для 10 класса "История в лицах"

Рабочая программа факультативного курса "История в лицах" для обучающихся 10 класса...

Программа элективного курса для 10 класса "История взаимодействия общества и живой природы"

Данная авторская разработка представляет собой интегрированный элективный курс на основе материала истории, обществознания, географии и экологии....