Программа элективного курса для учащихся 10 класса «ИСТОРИЯ ФИЗИКИ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»
элективный курс по физике (10 класс) по теме
Элективный курс рассчитан на 35 часов, предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих познакомиться с историей развития представлений человека о мире, в котором мы живем. В процессе занятий школьники должны научиться выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов, обосновывать свою позицию по обсуждаемому вопросу; овладеть навыками сотрудничества и совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53»
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
«ИСТОРИЯ ФИЗИКИ
И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»
СОСТАВИТЕЛЬ:
Учитель первой квалификационной категории О.В. Быкова
г. Набережные Челны
2012
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на 35 часов, предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих познакомиться с историей развития представлений человека о мире, в котором мы живем. В процессе занятий школьники должны научиться выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов, обосновывать свою позицию по обсуждаемому вопросу; овладеть навыками сотрудничества и совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.
Цель - подготовить выпускника средней школы к сознательному выбору профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
- углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике и астрономии.
Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:
- формирование представлений о методах научного познания природы и современной физической картине мира;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание духа сотрудничества, сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.
В процессе занятий школьники научатся находить информацию по заданной теме из различных источников, составлять рефераты, проводить опыты с использованием простых физических приборов и инструментов, анализировать полученные результаты и делать из них выводы.
Основным содержанием курса является знакомство с историей открытий в области физики и астрономии, с биографиями замечательных ученых оказавших влияние на развитие человеческой цивилизации. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе. Элективные занятия организованы не как процесс передачи готовой дополнительной суммы знаний, а как процесс самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся на основе использования материалов из истории физики.
Для знакомства с оригинальными материалами из истории физики учащимся нужно читать труды ученых, статьи в научных журналах, пользоваться Internet - ресурсами.
Основными формами занятий являются лекции и практические занятия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Всего часов | лекций | практики |
1 | Античная наука (10) Мифологические объяснения мира. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Развитие представлений о строении вещества | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Геоцентрическая система мира | 1 | 0,5 | 0,5 |
4,5,6 | Астрономические наблюдения | 3 | 1 | 2 |
7,8 | Измерение размеров Земли | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Пространство, время и движение в античной науке. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Оценка расстояний до небесных тел | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Гелиоцентрическая система мира (12) Система мира Коперника. | 1 | 0,5 | 1,5 |
12 | Развитие учения Коперника: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер. | 1 | 0,5 | 1,5 |
13,14 | Доказательства движения Земли. | 2 | 0,5 | 1,5 |
15,16 | Изучение физической природы небесных тел | 2 | ||
17 | Солнечная система | 1 | 0,5 | 1,5 |
18,19 | Открытие закона всемирного тяготения и развитие гелиоцентрической системы мира | 2 | 0,5 | 1,5 |
20,21,22 | Солнце и звезды | 3 | 1 | 2 |
23 | Механическая картина мира(13) Эксперимент и теория в процессе познания природы. | 1 | 0,5 | 1,5 |
24,25 | Атмосферное давление. | 2 | 0,5 | 1,5 |
26,27 | Свойства газов. | 2 | 0,5 | 1,5 |
28,29,30 | Механика Ньютона. | 3 | 1 | 2 |
31,32 | Открытие законов сохранения. | 2 | 1 | 1 |
33,34 | Механическая теория теплоты. Молекулярно-кинетическая теория. | 2 | 0,5 | 1,5 |
35 | Механическая картина мира. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Всего занятий | 35 | 12 | 23 |
Содержание курса
Античная наука (10 ч)
1 Мифологические объяснения мира.
Различия мифологического и научного подхода к объяснению мира. Представление древних о Вселенной. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах
2. Развитие представлений о строении вещества.
Развитие представлений о строении вещества. Идея первоначал и атомистическое учение. Идея несотворимости и неуничтожимости атомов как идея сохранения вещества.
Форма учебной деятельности – эксперимент, работа в группе
3.Геоцентрическая система мира.
Геоцентрическая система мира. Практические приложения античной механики.
Форма учебной деятельности – самостоятельная работа
4,5,6. Астрономические наблюдения.
Знакомство с созвездиями и наиболее яркими звездами Северного полушария. Суточное движение Луны, Солнца и планет. Изменение вида звездного неба в течение года.
Форма учебной деятельности – работа в группе, индивидуальная работа
7, 8. Измерение размеров Земли.
Открытие шарообразности Земли и уединенности ее в мировом пространстве.
Форма учебной деятельности – самостоятельная работа с литературой
9. Пространство и время и движение в античной науке.
Пространство, время и движение в античной науке.
Форма учебной деятельности – работ в группе
10. Оценка расстояний до небесных тел.
Измерения радиуса Земли и оценка расстояний до небесных тел. Первые шаги к созданию гелиоцентрической системы мира.
Форма учебной деятельности – работа в группе
Экспериментальное задание
- Измерение плотности вещества.
- Исследование зависимости диффузии от температуры.
Темы рефератов
- Архимед и его открытия.
- Наследие Аристотеля.
- Календари мира.
- Который час?
Гелиоцентрическая система мира (12 ч)
11. Система мира Коперника.
Отличие модели вселенной Н. Коперника от Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.
12. Развитие учения Коперника: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоган Кеплер.
Система мира Коперника. Развитие учения Коперника: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер. Утверждение учения Коперника в России. Открытие закона всемирного тяготения и развитие гелиоцентрической системы мира.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.
13, 14. Доказательства движения Земли.
Видимые и действительные движения планет, петлеобразное движение планет, конфигурации планет. Доказательства движения Земли.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.
15,16.Изучение физической природы небесных тел.
Физическая природа планет земной группы и планет гигантов, температурный режим, давление, наличие атмосферы.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.
17. Солнечная система.
Природа малых тел солнечной системы, их изучение, развитие представлений о них.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.
18,19. Открытие закона всемирного тяготения и развитие гелиоцентрической системы мира.
Солнечная система и история ее изучения от Коперника до наших дней. Уточнение Ньютоном законов Кеплера.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet – ресурсов.
20,21, 22. Солнце и звезды.
Солнце и звезды - история открытий. Характеристики звезд. Гиганты и карлики в мире звезд. Диаграмма спектр-светимость.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.
Экспериментальное задание
1. Измерение массы Земли.
Темы рефератов
- Николай Коперник.
- Джордано Бруно.
- Галилео Галилей.
- Иоганн Кеплер.
- Природа небесных тел.
- Открытие Урана и Нептуна.
Механическая картина мира (13 ч)
23. Эксперимент и теория в процессе познания природы.
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Превращение физики из наблюдательной науки в науку экспериментальную. Методы познания природы.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.
24,25. Атмосферное давление.
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыты Паскаля, Герике.
Экспериментальное доказательство наличия атмосферного давления.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet – ресурсов, эксперимент.
26,27. Свойства газов.
Свойства газов. Открытие газовых законов, оценка средней скорости теплового движения молекул воздуха.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.
28,29, 30. Механика Ньютона.
От Галилея до Ньютона. Механика Ньютона. Применение законов механики в технике и быту. Экспериментальные доказательства законов.
Форма учебной деятельности – экспериментальная работа в группах.
31.32. Открытие законов сохранения.
Открытие законов сохранения импульса и механической энергии.Применение законов сохранения в технике и быту. Экспериментальные доказательства законов сохранения.
Форма учебной деятельности – экспериментальная работа в группах.
33,34. Механическая теория теплоты. Молекулярно-кинетическая теория.
Механическая теория теплоты. Молекулярно-кинетическая теория. Развитие представлений о теории теплоты. Вклад ученых: М. И. Ломоносова, Ж. Л. Гей-Люссака, Людвига Больцмана.
Форма учебной деятельности – работа с книгой, работа в группах, использование Internet - ресурсов.
35. Механическая картина мира.
Механическая картина мира.
Форма учебной деятельности – работа в группах, использование Internet - ресурсов.
Экспериментальные задания
1.Изучение инерции.
2.Измерение атмосферного давления.
3.Измерение температуры.
Темы рефератов
- Исаак Ньютон.
- Д.И. Менделеев.
- Температурные шкалы.
- М. И. Ломоносов
- Вечный двигатель.
- Ж. Л. Гей-Люссак
- Людвиг Больцман.
Аттестация учащихся
Наиболее соответствующей специфике элективных занятий является зачетная форма оценки достижений учащихся. Для зачета нужно не менее одного или двух раз подготовить реферат на предложенные темы и выполнить не менее половины предложенных опытов и экспериментальных заданий.
Приложение
Форма отчета о выполненных экспериментальных исследованиях:
Цель эксперимента | |
Оборудование | |
Этапы эксперимента | 1. 2. 3. 4. |
Вывод |
Литература
- Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1978.
- Дорфман Я. Г. Всемирная история физики. М.: Наука, 1974.
б. Дуков В. М. Электрон. М.: Просвещение, 1966.
- Кудрявцев Л. С. История физики. Т. 1—3. М.: Просвещение, 1956—1971.
- Липсон Г. Великие эксперименты в физике. М.: Мир, 1972.
12. Роджерс Эрик. Физика для любознательных. М.: Мир, 1970.
- Храмов Ю. А. Биография физики. Киев: Техника, 1983.
- Энциклопедия для детей. Астрономия. М.: Аванта, 2001.
- Энциклопедия для детей. Физика. М.: Аванта, 2002.
Интернет-сайты
http://www.kmgosvet.ru
http://www.stella2000.com
CD-ROM Scientific American Librari PLANETARIUM
Рецензия
на программу элективного курса
«История физики и развитие представлений о мире»
разработанную учителем физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53»
города Набережные Челны
О.В. Быковой
Программа элективного курса «История физики и развитие представлений о мире» разработана для учащихся 10 классов и рассчитана на 35 часов. Основная функция данного элективного курса – выявление средствами предмета физики направленности личности, ее профессиональных интересов. Данный курс дает возможность попробовать свои силы в освоении навыков находить информацию по заданной теме, готовить рефераты, выполнять опыты с использованием простых физических приборов и инструментов, анализировать полученные экспериментальные результаты и делать из них выводы. Курс ориентирован на индивидуализацию обучения, учитывая склонности, интересы, способности учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Цель курса - подготовить выпускника средней школы к сознательному выбору профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
- углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике и астрономии.
Структура и содержание данной программы представляют собой оптимальное сочетание теоретических и практических занятий.
Программа состоит из пояснительной записки, где прописаны цели и задачи курса, учебно-тематического плана и рекомендуемой литературы. Виды деятельности, способы и формы организации учебно-познавательной деятельности, выбранные автором, позволяют поддерживать интерес учащихся на занятиях, формировать навыки самостоятельной работы с использованием современных информационных технологий.
Программа данного элективного курса рекомендуется к работе.
Учитель физики высшей
квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 10» Л.И.Гафарова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-444016-1399132896.jpg)
Программа элективного курса "История физики и развитие представлений о мире"
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению физики, мировой куль...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-97616-1406044150.jpg)
программа элективного курса по физике для 9 класса "История физики в лицах"
Данная программа рассчитана на 12 часов. По этой программе обучающиеся знакомятся с историей развития физики и вкладом ученых в ее развитие, предназначена для расширения кругозора обучающихся, д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/01/picture-375031-1388604933.jpg)
Программа элективного курса для 9 класса "История Тетюш и Тетюшского края"
Данный курс предполагает изучение истории Тетюш и Тетюшского края в рамках программы по изучению истории Татарстана и татарского народа. Он соответствует программам курсов по истории Татарстана и явля...
Интегрированный урок в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС
Межпредметный урок проводится в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС На уроке рассматриваются проблемы ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-493023-1413243896.jpg)
Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)
Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/17/picture-665018-1442506560.jpg)
Рабочая программа факультативного курса для 10 класса "История в лицах"
Рабочая программа факультативного курса "История в лицах" для обучающихся 10 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-859609-1480664519.jpg)
Программа элективного курса для 10 класса "История взаимодействия общества и живой природы"
Данная авторская разработка представляет собой интегрированный элективный курс на основе материала истории, обществознания, географии и экологии....