Программа элективного курса для 10 класса "История взаимодействия общества и живой природы"
методическая разработка по географии (10 класс)

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна

Данная авторская разработка представляет собой интегрированный элективный курс на основе материала истории, обществознания, географии и экологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«История взаимодействия общества и живой природы»

для 10 класса

Пояснительная записка

Идея разработки элективного курса «История взаимодействия общества и живой природы» возникла не случайно. Изучение истории общества, его социально-экономических, политических, культурных явлений и процессов, невозможно без учета взаимодействия общества и природы, двух его подсистем «человек – природная среда». Изучение отношения человека к природе на разных этапах его существования – изучение отношения человеческого общества к окружающей среде, является проблемой социальной и соответственно предметом изучения социально-гуманитарного образования, осваиваемого в рамках таких школьных дисциплин, как география, история, обществознание, экономика.

Настоящий курс – попытка обобщения археологических, исторических, экологических и других связанных с ними материалов под единым углом зрения: установить этапы развития и формирования природоохранных взглядов и идей на разных стадиях развития человека и общества. Такой подход помогает полнее понять процессы и закономерности в использовании и охране природных ресурсов, применяя исторический опыт в современной практике.

Невозможно определить жесткие временные рамки в возникновении того или иного аспекта в отношениях человека с природой. В разных частях Земли в зависимости от существующих там условий они могли появиться еще в палеолите и сохраниться вплоть до современности.

Курс состоит из разделов, построенных исходя из хронологического аспекта истории взаимоотношений общества и природы в соответствии с определенными социальными формациями (формационным подходом). Но поскольку в один и тот же временной период могут существовать различные формации, то в этом случае в курсе выделяются главные моменты во взаимоотношениях человека с биологическими ресурсами, характерные для соответствующего общественного строя, и прослеживается преемственность в поисках путей решения проблем охраны и использования растительного и животного мира. Временные рамки определенного исторического этапа – скорее указание на условия, способствовавшие формированию того или иного аспекта во взаимоотношениях общества и природы.

Системообразующей интегральной характеристикой взаимодействия человека и природы является его общая культура. Экологическая культура – неотъемлемый компонент образованности (культурности) личности. Эффективность ее воспитания обусловлена признанием неразделимости природы, социума и человека. Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры.

Как видим, изучение взаимоотношений общества и природы – одно из средств формирования экологической культуры учащихся. Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества, основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее при замене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменении взаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представлений о том, что считать критерием лучшего, прогрессивного. Понятие социального прогресса в эпоху современного экологического кризиса должно быть заменено понятием социально-природного прогресса, существенной чертой которого является то, что он находится в обратном отношении к степени насилия над природой.

Сегодня для преодоления экологического кризиса необходимо сформировать экологическое общество, основанное на целостности системы «человек – природная среда», включающая в себя целостность культуры, общества и человека.

Программа курса

Специфика курса и его место в образовательном процессе

Элективный курс для 10 класса «История взаимодействия общества и живой природы» имеет ряд особенностей как в отношении содержания, так и в отношении организации.

Во-первых, курс не дублирует и не является простым углублением содержания основных учебных курсов старшей школы, таких как география, история, обществознание, экономика. Курс направлен на формирование экологической культуры учащихся через изучение истории развития взаимоотношений общества и природы в различные исторические периоды, а также через изучение становления и развития природоохранных идей, законов и форм у различных народов.

В основу программы курса положены так называемые «экологические» понятия, такие как «экологическая безопасность», «социально-природный прогресс», «биологическое разнообразие», «коэволюция», «ноосфера», «природно-ресурсный потенциал», «синэкология» и др.

Во-вторых, программа курса основана на деятельностном подходе.

С точки зрения деятельностного подхода экологическая культура рассматривается как способ и результат социальной адаптации людей к условиям жизни и организации жизнедеятельности. В данном контексте экологическое образование, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, признано выступить в роли ведущего канала для репликации культурной информации, способной не допустить экологического кризиса. Деятельность рассматривается как система многоаспектных и многоплановых предметных взаимодействий индивида с окружающей средой и с самим собой, в результате чего и осуществляется производство и воспроизводство субъектом материальных и духовных ценностей экологической культуры.

Автор курса вслед за исследователями проблемы формирования экологической культуры  И.Д. Зверевым, С.Н. Глазычевым, И.Т. Суравегиной рассматривает экологическую культуру как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; как способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем: готовность к природоохранной деятельности. Это особое личностное образование, состоящее из таких элементов как:

-- понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи;

-- целостность знаний об окружающей среде;

-- способность мыслить в границах экологической безопасности;

-- следование законам, охраняющим природную среду;

-- способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой;

-- нести ответственность за сохранность окружающей среды.

В-третьих, средствами актуализации личностной позиции учащихся являются диалог и имитационно-ролевой подход при решении задач. Многоаспектность проблем, разнообразие моделей, объясняющих природные явления, закладывают основы диалогического мышления. Огромными возможностями в контексте воспитания экологической культуры наделен метод проектов. Он позволяет формировать исследовательские навыки, опыт самостоятельного решения экологических задач.

Наконец, в-четвертых, программа курса «История взаимодействия общества и живой природы» построена модульным образом, что позволяет значительно повысить эффективность использования учебного времени. Модульная форма организации позволяет сформировать у учащихся навыки научно-исследовательской деятельности, помогает использовать полученные ранее предметных знаний и навыков как в области социально-гуманитарных наук, таких как географии, истории, обществознания, экономики.

В целом обозначенная выше специфика элективного курса делает его востребованным не только учащимися, ориентированными на углубленное изучение социально-гуманитарных дисциплин, но и всеми, кто заинтересован в формировании гармоничных взаимоотношений природы и общества для достижения социально-природного прогресса.

Цели и задачи курса

Цель элективного курса -- формирование экологической культуры учащихся через изучение истории развития взаимоотношений общества и природы в различные исторические периоды, а также через изучение становления и развития природоохранных идей, законов и форм у различных народов.

Задачи курса – на материале археологических, исторических и экологических и других связанных с ними материалов:

 установить этапы развития и формирования природоохранных взглядов и идей на разных стадиях развития человека и общества;

 сформировать у учащихся основы диалогического мышления;

 актуализировать необходимость гармонизации взаимоотношений природы и общества в следующих аспектах:

-- гармония познания окружающего мира;

-- гармония создания внешней среды обитания человека;

-- гармония внутренней среды человека, ответственной за его физическое, душевное и духовное здоровье.

Содержание и формы организации курса

Курс «История взаимодействия общества и живой природы»  рассчитан на 72 часа и подразделяется на три образовательных модуля по 24 часа каждый. Программа курса позволяет использовать как минимум две формы его организации:

  1. Курс проводится один раз в неделю, по два часа длится каждое занятие;
  2. Каждый образовательный модуль посвящен одной сквозной теме и объединен общей образовательной задачей, которая определяет внутреннюю структуру-сценарий модуля и задает его проблемно-поисковый характер.

В непосредственной образовательной деятельности это может выражаться в форме:

 работы с материалами из списка рекомендуемой литературы, сетевыми и другими источниками информации;

 групповой работы;

 общих дискуссий и обсуждений;

 группового и индивидуального консультирования.

Планирование занятий курса

Модуль 1. Взаимоотношения общества и живой природы

Тема 1. Древний период – время накопления знаний о природе и формирования основных типов взаимоотношений человека и природы

Природная среда на ранних этапах взаимоотношений природы и общества

Начальный период накопления и углубления знаний о природе и активного воздействия на нее человека (палеолит)

Начало целенаправленного воздействия на природу (мезолит)

Эпоха зарождения производящего хозяйства (неолит)

Ключевые понятия: природная среда, географическая среда как общественно-природная категория, группа ландшафтов, антропогенный или «культурный» ландшафт, производящее хозяйство, мезоклимат, микроклимат, диффузия культуры, регионализм, универсальная адаптивно-адаптирующая система, демографическая емкость ландшафта.

Тема 2. Время интенсивного развития земледелия и скотоводства (период рабовладельческого строя)

Ключевые понятия: речные цивилизации, рабовладельческая формация, вилла.

Тема 3. Новый этап в освоении природы человеком (феодализм)

Ключевые понятия: регионализм европейского феодализма, марка, Северный, Юго-Западный, Юго-Восточный регионы Восточной Европы, путь «из варяг в греки», подсечное земледелие, Центральный (Волго-Окское междуречье), Северный район России, передельная крепостническая община.

Тема 4. Эра активного промышленного использования природы, игнорирующего экологические законы (капиталистический период)

Ключевые понятия: промышленный капитализм, типы географического разделения труда, основанные на: -- территориальных различиях в географической среде; -- различиях в способах эксплуатации трудящихся; -- территориальных различиях в уровне техники и в ее территориальной специфике.

Тема 5. Научное природопользование – основа взаимоотношений человека и живой природы в современную эпоху

Ключевые понятия: рационализация природопользования, географический прогноз, пространственное разнообразие, цикличность географической среды, геотехнические системы (ГТС), конструктивная география, математическое моделирование, гуманизация науки, сциентизм.

Модуль 2. Становление и развитие форм охраны природы

Тема 1. Территориальная форма охраны живой природы

Ключевые понятия: заповедные места, священные рощи, заповедные угодья, абсолютные заповедники, национальные парки, резерваты, частичные заповедники (заказники), специальные заповедники (охранные зоны), засечные пограничные леса, «бережные рощи», природоохранительная комиссия Русского географического общества, краеведческие комиссии по охране природы, памятников искусства и старины при бюро краеведения, краеведческие музеи, краевые природоохранительные комиссии.

Тема 2. Развитие законодательных идей по охране природы

Ключевые понятия: законы Шумера, хеттское законодательство, дифференцированный подход к охране природных ресурсов, законы правителя Индии Ашоки, трактат Платона «Законы», закон о лесах – «Ордонанс Людовика XIV», статуты Великого княжества Литовского, Закон о заповедных лесах, вальдмейстерская (лесная) служба, Лесной устав, устав на волоки (охоту на дичь), законы по защите животных, растений, качестве вод и др., законы по охране атмосферного воздуха, почв, общее законодательство ЕЭС по защите природной среды.

Тема 3. Возникновение и развитие общественного движения по охране природы

Ключевые понятия: «священные угодья» общин, общественное движение в защиту природы, общества покровительства животным, Международная федерация молодежи по изучению и охране природы.

Тема 4. Международное сотрудничество по охране природы

Ключевые понятия: Международное общество охраны природы, Киотское соглашение, концепция устойчивого развития, Люцернская декларация.

Список рекомендуемой литературы по всему курсу

  1. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества / Науч. Ред. В.И. Куликов. – М.: Мысль, 1982.
  2. Бердяев Н.А. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. – М., 1994. – Т.1.
  3. Вернадский В.И. Биосфера. – М., 1975.
  4. Виноградова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. – М., 2001.
  5. Витвер И.А. Историко-
  6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. – М., 1990.
  7. Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004.
  8. Калинин В.Б., Гайворон Т.Д. Устойчивое развитие: Игры и упражнения. – М., 2002.
  9. Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Л., 1974.
  10.  Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. – М., 1988.
  11.  Липец Ю.Г. Географический взгляд на историческое развитие России // География в школе. – 1999. -- № 6. – с. 3-10.
  12.  Максаковский В.П. Всемирное природное наследие. – М.: Просвещение, 2004.
  13.  Максаковский В.П. Историческая география мира. – М., 1997.
  14.  Максаковский В.П. Географическая география мира. – М., 2004.
  15.  Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: Владос, 1998.
  16.  Медоуз Д. и др. Пределы роста. – М., 1991.
  17.  Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки // Географическая теория развития современных обществ. – М., 1995.
  18.  Муравьев В.А. Пространство, время, история человека и общества: историческая география в системе исторических наук // Материалы НПК «Исторический источник: человек и пространство – М.: Изд-во РГГУ -- 1997.
  19.  Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. – М., 1981.
  20.  Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: проблемы палеопсихологии. -- М., 1974.
  21.  Программа действий: Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. – М., 1993.
  22.  Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.
  23.  Рахилин В.К. Общество и живая природа: Краткий очерк истории взаимодействия – М.: Наука, 1989.
  24.  Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: пособие для учащихся 7-11 кл. – М.: Мнемозина, 1998.
  25.  Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. – М., 1992.
  26.  Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся – М., 1996.
  27.  Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1973.
  28.  Сухолет И.Н. Вопросы культуры в школьном обществознании: Моногр. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 144 с. – (Преподавание истории и обществознания в школе. Библиотека журнала. Вып. 4.

Интернет-ресурсы

www.aseko.org

www.ecolive.jrg

www.febfas.ru

www.greenworld.org

www.la21.nw.org

www.crs.ru

www.futura.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 9кл "Живое слово"

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Живое слово" рассчитана на 30 часов....

Рабочая программа элективного курса по математике в 6 классе "Живая математика"

Рабочая программа элективного курса по математике в 6 классе "Живая математика"...

Рабочая программа элективного курса «Общие закономерности живой природы» 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Общие закономерности живой природы»9 класс...

Программа элективного курса профильного обучения «Физика и живая природа»

программа составлена на межпредметной основе и включает в себя 3 основные части: теоретические знания и практические умения в области физике, теоретитческие знания и практические умения в области биол...

Программа элективного курса для 5 класса по географии "Живая планета"

Данная программа разработана по требованиям ФГОС , рассчитана на 35 ч...

Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...