Урок-игра "Восхождение",посвященный Д.И.Менделееву
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Урок в игровой форме позволяет углубить и обобщить знания учащихся о великом русском ученом Д.И.Менделееве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra.doc30 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра «Восхождение»

   Цель урока:  

  1. повторить и закрепить в памяти учащихся  основные факты, имена и даты, связанные с жизнью и научной деятельностью великого русского ученого Д.И.Менделеева;
  2. развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, работать с различными источниками;
  3. способствовать развитию у школьников интереса к Отечественной истории;
  4. воспитывать чувство национальной гордости и патриотизма.

Оформление класса.

       Большой рисунок горы на доске или плакате с обозначенным маршрутом движения.

Возможно использование компьютерной презентации.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

       «Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других», - говорил китайский мудрец Конфуций. «Ученье – себе, плод ученья – другим», - развивал его мысль русский ученый Д.И.Менделеев. И наш урок сегодня посвящен обобщению богатого наследия этого великого ученого. Какая из команд преуспела в изучении его трудов, мы узнаем совсем скоро. Команды на старт!

    2.Игра «Восхождение».

Правила игры.

      Играют две команды, «научные экспедиции», совершающие восхождение к вершинам знаний. Они сами выбирают задания, ориентируясь на предложенные темы исследований.(см. Приложение) За правильный ответ команда получает возможность подняться в гору на 100 метров. Если команда не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, право ответа переходит к соперникам.

      Выигрывает та команда, которая первой взойдет на вершину горы.

   3.Подведение итогов, выставление оценок.

 4.Домашнее задание.

      Написать сочинение на тему: «Чем удивил и чему научил меня Д.И.Менделеев?»

Список использованной литературы.

1.Большая Советская энциклопедия,т.27. Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1955г.

2. Большая Российская энциклопедия. Россия. М., научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2004г.

3.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Не совсем обычный урок», Воронеж, изд. «Учитель», 2001г.

4.Макареня А.А., Рысев Ю.В. «Д.И.Менделеев». М., Просвещение, 1983г.

5.Шоган В.В. «Технология личностно ориентированного урока», Ростов-на-Дону, изд. «Учитель», 2003г.

6.Энциклопедический словарь юного химика. М., Педагогика, 1982г.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

1.Генерал – губернатор.

2.Гений?!

3.Карлсруэ.

4.«Конек – горбунок».

5.Крым

6.«Моя сельскохозяй-ственная станция».

7.Научные работы

8.Премия

9.Проект.

10.Скатерть.

11.Среда.

12.«Так идут к звездам!»

13.Урал.

14.Училище наставников.

15.Чемоданы.

Приложение 2

ТЕМА

        ВОПРОС        

1.

Генерал –    губернатор.

Однажды генерал- губернатор Петербурга  И.В.Гурко отправил  ректору Петербургского университета А.Н.Бекетову приказ немедленно явиться. Менделеев поехал с ним. Гурко встретил их окриком, угрожал, что приедет в университет и не только студентов, но и профессоров в бараний рог согнет. Менделеев молчал, но потом с возмущением отпарировал: «Как вы смеете мне  грозить? Вы кто такой? Солдат, и больше ничего. В своем невежестве вы не знаете, кто я такой. Имя Менделеева навеки вписано в историю науки. Каким вопросом Дмитрий Иванович поставил в тупик генерал – губернатора и сумел выбраться из неприятной ситуации?

2.

 

 Гений?!

Продолжите высказывание Д.И.Менделеева: «Гений? Какой там гений?! …»

3.

 

 Карлсруэ.

Почему именно съезд химиков в  Карлсруэ Дмитрий Иванович считал решающим моментом в развитии мысли о периодическом законе?

4.

 

 «Конек – горбунок».

Какую роль сыграл в жизни Д.И.Менделеева автор известной сказки «Конек-Горбунок»?

5.

 

  Крым.

В списке студентов, которых конференция Главного педагогического института просила оставить еще на 1 год для дальнейшего усовершенствования по избранным наукам и для подготовки к экзаменам на степень магистра, первой значилась фамилия Д.И.Менделеева. Почему Дмитрий  Иванович не воспользовался этим ходатайством и уехал работать в Симферопольскую гимназию?

6.

«Моя сельско-хозяйственная станция».

Где располагалась «сельскохозяйственная станция» Д.И.Менделеева?

7.

Научные работы.

Расставьте труды Д.И.Менделеева в порядке их написания:

 1) «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу»

 2) «Удельные объемы»

 3) «Рассуждение о соединении спирта с водою»

8.

 

 Премия.

В 1861г. проводился конкурс, по итогам которого Д.И. Менделеев получил Первую Демидовскую премию. Какую из своих работ ученый представил на этот конкурс?

9.

 

 Проект.

О каком проекте идет речь в этом письме: «Вот мой проект с необходимыми картами и графиками, переписанный в нескольких экземплярах. Я твердо решил привести его в исполнение, уверенный в удаче настолько, что беру с собой дорогих мне Анну Ивановну и сына Ванюху…»

10.

 

Скатерть.

 

Рассказывают, что в доме Д.И.Менделеева была какая-то особенная скатерть, а в чем состояла ее уникальность?

11.

 

Среда.

    Чем примечательна среда в еженедельном графике работы Д.И.Менделеева?

                           

12.

«Так идут к звездам!»

За какие заслуги Д.И.Менделеев получил диплом французской Академии метеорологического воздухоплавания ?

13.

 

 Урал.

Продолжите высказывание Д.И.Менделеева: «Нужда Урала не в запасах руд, а прежде всего …»

14.

Училище наставников.

Наиболее крупной работой Д.И.Менделеева по педагогическим вопросам стал «Проект училища наставников», а где, по мнению ученого, должно было располагаться подобное учебное заведение?

15.

Чемоданы.

Каким образом чемоданы помогли Д.И.Менделееву добиться выделения средств на реконструкцию Палаты мер и весов?

Приложение 3

ТЕМА

        ОТВЕТ        

1.

Генерал –    губернатор.

Дмитрий Иванович спросил: «Что такое периодическая система? Отвечайте?» Генерал – губернатор не смог ответить на этот вопрос и поспешил закончить свидание.

2.

 

 Гений?!

«Гений? Какой там гений?! … Работал всю жизнь – вот вам и гений!»

3.

 

 Карлсруэ.

В 1860 г. Д.И.Менделеев участвовал в работе первого международного съезда химиков в Карлсруэ. Решающим моментом в развитии мысли о периодическом законе он считал идеи, высказанные итальянским химиком Канниццаро. Установленные им  атомные массы дали Менделееву необходимую точку опоры.

4.

 

 «Конек – горбунок».

Автор сказки «Конек – Горбунок» Петр Павлович Ершов был преподавателем Тобольской гимназии и наставником Д.И.Менделеева, позже он был назначен директором гимназии. П.П.Ершов был также приемным отцом  Феозвы Ильиничны Лещевой, первой жены Д.И.Менделеева.

5.

 

  Крым.

Причиной подобного решения явилось ухудшение здоровья. Главный лекарь клиники педагогического института во время обхода, думая, что Менделеев уснул, произнес: «Ну, этот-то уже точно не поднимется…» Менделеев приложил все усилия, чтобы попасть на прием к придворному медику Здекауэру. Прослушав юношу, он  посоветовал ему поскорее поехать в Крым, а заодно и показаться там Пирогову.

6.

«Моя сельско-хозяйственная станция».

В 1865 г. Д.И.Менделеев приобрел имение Боблово в Клинском уезде Московской губернии. Там  он изучал применение удобрений, машин, рациональных систем земледелия. За 5 лет ему удалось удвоить урожаи зерновых.

7.

Научные работы.

 1) «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу»- дипломное сочинение (1855г.)

2) «Удельные объемы» - магистерская диссертация.(1856 г.)

3) «Рассуждение о соединении спирта с водою» - докторская диссертация.(1865г.)

8.

 

 Премия.

В 1861г. книга Д.И.Менделеева «Органическая химия» (первый русский учебник органической химии) получила на конкурсе Первую Демидовскую премию в размере 1428 рублей.

9.

 

 Проект.

Речь идет о проекте строительства ледокола для путешествий в высоких широтах Арктики.

10.

 

Скатерть.

Скатерть лежала в прихожей, на ней гости мелом ставили автографы, которые жена Д.И.Менделеева позже вышивала шелковыми нитками разного цвета.

11.

 

Среда.

 Менделеевские «среды» собирали единомышленников (химиков, преподавателей университета), проводились и художественные среды с участием известных художников. На них царила студенческая обстановка (чай, горы бутербродов и оживленные дискуссии о наболевшем).    

                               

12.

«Так идут к звездам!»

7 августа 1887 года Менделеев поднялся на воздушном шаре «Русский» на высоту более 3 километров  для наблюдения солнечного затмения. За проявленное мужество французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом, украшенный девизом братьев Монгольфье  «Так идут к звездам».

13.

 

 Урал.

«Нужда Урала не в запасах руд, а прежде всего … в разумном использовании тех богатств, которыми обладает государство».

14.

Училище наставников.

Училище предполагалось построить где-нибудь на берегу Волги, вдали от больших городов с их шумом и отвлечениями, поскольку «истина открывается в тиши тем, кто ее разыскивает».

15.

Чемоданы.

Рассказывают, что Дмитрий Иванович однажды применил следующую хитрость. Пользуясь своими связями в руководстве страны, он организовал посещение Палаты мер и весов Его императорским высочеством, а накануне визита велел сотрудникам вытащить из подвалов все находившиеся там ящики, сундуки и коробки с ненужными приборами, сам же тем временем ненадолго отлучился и вскоре привез в Палату несчетное множество чемоданов!

Все это разместили прямо в коридорах, чтобы создать впечатление тесноты. По свидетельству одной из сотрудниц Палаты мер и весов, Дмитрий Иванович лично руководил этой "операцией". "Под ноги, под ноги! кричал он. - Чтобы переступать надо было! Ведь не поймут, что тесно, надо, чтобы спотыкались, тогда только поймут!"

Этим остроумным способом он добился того, чего хотел. Деньги на реконструкцию были выделены в нужном количестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Внеклассное мероприятие,посвященное 175 – летия со дня рождения Д. И. Менделеева.2008-2009 учебный годЦель мероприятия:  Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Мен...

Презентация открытого занятия посвященного 185-летию Д.И. Менделеева

Открытое занятие, посвященное 185-летию Д.И. Менделеева. Технологическая карта проведения занятия:Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие.Биография Д.И.Менделеева.Химическая вик...

Вечер, посвященный жизни и работе Д. И. Менделеева

Творческое занятие на тему "Творец химической науки. Дмитрий Иванович Менделеев. Путь гения".Проводится в рамках Недели естественных наук в свободной форме.Ведущий разрабатывает сценари...

Наследие Менделеева. Материал к организации временной выставки, посвященной 185-летию, со дня рождения Д.И. Менделеева"

Сопроводительный текст в витрины и фотографии экспозиции временной выставки "Наследие Д.И. Менделеева"  на базе выставочного пространства школы. данный материал используется как пояснен...

Наследие Менделеева. Материал к организации временной выставки, посвященной 185-летию, со дня рождения Д.И. Менделеева"

Продолжение информационного материала о жизнедеятельности великого ученого Д.И. менделеева...

Внеклассное мероприятие "Потомки Менделеева", посвященное 150-летию открытия Периодического закона, для 9 классов.

Внеклассное мероприятие для 9 классов в рамках предметной недели по химии....

Химический квест, посвященный ПС Д.И.Менделеева

Разработка химического квеста...