История в системе гуманитарных наук
план-конспект урока истории (10 класс) по теме

Данный материал знакомит учащихся с принципами периодизации в истории; этапами развития человечества; периодизацией новейшей истории; с особенностями взглядов историков и философов разных эпох на вопрос: источники общественного прогресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_v_sisteme_gumanitarnyh_nauk.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

История в системе гуманитарных наук

Цели урока: Выделить и охарактеризовать основные этапы исторического познания; познакомить

              учащихся с принципами периодизации в истории; этапами развития человечества;

              периодизацией новейшей истории; с особенностями взглядов историков и философов

              разных эпох на вопрос: источники общественного прогресса. Продолжить работу по

              формированию навыков самостоятельной работы – заполнение таблицы

Ход урока:

       I. Вступительная беседа (знакомство с информацией об изучаемых в 10 классе курсах;

                                                  познакомить учащихся с требованиями, к устным и письменным

                                                  ответам, а также с  нормами оценок)

      II. Изучение нового материала

Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как оно возникает? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии? Каковы его перспективы? Одной из наук, которая пытается дать ответы на эти вопросы и является история.

Вопрос: Что такое история?

История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии,  закономерностях и особенностях

                   эволюции в конкретных формах, пространственно- временных измерениях.

Функции истории

1. познавательная и интеллектуально-развивающая (состоит из познания исторического процесса, из

    теоретического обобщения исторических факторов, выявления главных тенденций (некоторая          

    закономерность, прослеживающаяся на протяжении определенного времени)  общественного развития.

2. практически-политическая (история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления

    исторических фактов закономерности развития общества, помогает осмысливать научно обоснованный

    политический курс, избегать субъективных решений)

3. мировоззренческая (осмысление исторических событий и явлений вырабатывает взгляд на мир,

    общество, законы его развития)

4. воспитательная (изучение истории воспитывает у народа нравственность, формирует такие качества

    как патриотизм, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет

    оценивать политических руководителей по результатам их дел)

          Содержанием истории служит исторический процесс.

 

Историческим процессом – называется временная последовательность сменяющих друг  друга событий,  

                                                   которые явились результатом деятельности  многих поколений людей.  

Разумеется, исторический процесс состоит из огромного количества событий и явлений  очень многих обществ и стран. Лучше узнав историю отдельных народов и сфер деятельности ученые стали пытаться составить представление об общем развитии человечества; определить, что же является движущими силами исторического развития, и какова его  направленность.

          Философы Античности и Средневековья считали, что за действиями людей стоят высшие силы. Именно они помогают либо мешают людям совершать определенные поступки. Это вмешательство проявляется в виде случайностей и является движущей силой истории. Говоря о направленности исторического процесса философы Античности и Средневековья утверждали, что мир – завершенный Космос, с его гармонией и цикличностью. И в Космосе и в жизни человека происходит постоянный круговорот (философия вечного возвращения, периодических мировых пожаров, душепереселения, душевоплощения.

           С принятием христианства возникла теория о том, что развитие истории человечества подчинено особой цели. Согласно этой идее, история, как и человек, есть творение Бога, который предоставил возможность людям свободно познать мир. Исходной точкой возникновения мира христианство считало акт его сотворения по высшей воле. Приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие – это узловые пункты истории, временности мира, который до своего грехопадения находился в царстве вечности( никто не умирал) и который пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. История имеет конечный пункт, но он достижим лишь тогда, когда человечество станет Богочеловеком.  

   С началом эпохи Просвещения родилась идея прогресса, который связывался с успехами науки и техники. Начиная с XVIII века, возникают представления о научных законах истории. Все чаще время и ход истории считаются линейными процессами. Но, если мыслители были едины в том, что историческое развитие происходит поступательно (линейно), то вот вопрос о движущихся силах исторического развития они рассматривали по – разному.  

   Одни считают, что историей правит человеческий разум, другие утверждают, что история сама управляет разумом и поступками людей через экономику, политику или культуру. Третьи увидели движущую силу исторического процесса в политической борьбе партий и социальных групп, сменяющих друг друга у власти.  

 Во второй половине XIX-XX в.в. появилось несколько теорий, характеризующих особенности исторического развития. Появляются выводы о большом влиянии материальных факторов на жизнь общества.

 В первой половине XIX века широкое распространение получил цивилизационный подход к истории.

Учебник § 2п.4 – вслух

Вершиной материалистического понимания истории принято считать учение, разработанное К.Марксом и Ф.Энгельсом. Согласно социальной философии марксизма, «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественные бытие определяет их сознание».Основой общественной жизни является способ производства, представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. Движущими силами исторического процесса является противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это противоречие проявляется в классовой борьбе, которая приводит к социальной революции, а  та в свою очередь  ведет к переходу от одной ступени развития к другой.

          Если говорить о направленности исторического процесс, то в настоящее время идея постоянного неуклонного поступательного (линейного) развития человечества все  больше вызывает сомнение. Все чаще звучит мнение о непоступательном  движении исторического процесса.

Этапы развития исторической науки

Вы уже обратили внимание, что история как наука, с ее понятиями, характеристиками, отдельными законами сформировалась не сразу. Она формировалась и развивалась вместе с человечеством.

Задание: Работая с текстом учебника (§1) и таблицей, проследите этапы развития исторической

                науки и выявите особенности каждого этапа.

ЭТАПЫ

ОСОБЕННОСТИ

Историческая наука античного мира

Историческая наука в средние века

Историческая наука нового времени

Историческая наука XX века

Современная историческая наука как учебная дисциплина состоит из отдельных разделов и отраслей. Она традиционно включает в себя историю общества в целом (всемирная история), в рамках которой изучается происхождение человечества, этногенез (происхождение  народа), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций.

ВСЕМИРНАЯ  ИСТОРИЯ

Первобытное

общество (более 2 млн. лет назад

            -IVтыс. до н.э.)

Древний мир

( к. IV тыс. до н.э. –V век)

Средние века

(сер. V-XVв.в.)

античная история

история древнейших цивилизаций

История России

( IX –XXI в.в.)

Новейшая история

( XX - начало XXI в.в.)

Новая история

( XVI-XIX в.в.)

История России как самостоятельная дисциплина изучает развитие нашего Отечества, его многонационального народа и государства с древнейших времен до наших дней.

Домашнее задание: § 1-3, таблица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка в МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой метод...

ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ШКОЛЕ (РУССКИЙ ЯЗЫК, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА)

Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.  Ян Амос Коменский Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в котор...

статья, опубликованная в педагогическом сборнике 2012 г."Гуманитарные науки в повышении качества педагогического образования""

Статья для публикации в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Тамбов, 28 сентября 2012 г .)...

ШМО гуманитарных наук МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россошь Воронежская область

ШМО гуманитарных наук МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россошь Воронежская область...

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....