Олимпиадные задания по истории 10 кл
олимпиадные задания по истории (10 класс) на тему

Олимпиадные задания по истории 10 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2011_zadaniya_10_klass.doc568 КБ
Microsoft Office document icon otvety_10_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ШИФР __________________

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР

10 класс

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 2 часа

I тур — 1 час 30 минут — (максимальная оценка — 85)

1. Дайте краткое обоснование ряда (3 балла):

1.  К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый, З. Н. Гиппиус -_____________________________

_____________________________________________________________________________

2. 1918  г., 1924 г., 1936 г., 1977 г.-_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. В. М. Молотов, А. А. Громыко, Э. А. Шеварднадзе -______________________________

_____________________________________________________________________________

2. Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее (3 баллов):

1. Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, Д. Г. Павлов___________________   _____________________________________________________________________________

2. Г. Львов, П. Милюков, В. Чернов, А. Гучков_____________________________________

_____________________________________________________________________________

3. 1953 г., 1961 г., 1964 г., 1982 г.-________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Дополните логический ряд (5 баллов):

1. Операция «__________________________» (1) - 23 июня – 31 августа 1944 г. – освобождение ____________________________ (2), ________________________________ (3) операция – 13 июля – 31 августа 1944 г. – освобождение Западной Украины, ______________________________________ (4) операция – 20-30 августа 1944 г. – освобождение Молдавии, выведение из войны  ___________________ (5) - крупнейшие наступательные операции Красной Армии летом 1944 г.  

4. Дайте современные названия следующих географических областей и объектов (4 балла):

1. г. Куйбышев - ___________________                 2. г. Горький -___________________

3. р. Яик - ____________                                          4. Таврида -________________


5. Разведите понятия (6 баллов):

Термин

Общее

Различное

«Автономизация»

Федерализм

Термин

Общее

Различное

Синдикат

Трест

6. В истории существует немало устойчивых выражений. Дайте определение некоторым из них (5 баллов):

1. «Августовский блицкриг» - __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Министерская чехарда» - ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. «Столыпинский галстук» - ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. «Третьеиюньская монархия» - ________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. «Чудо на Висле» - ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Заполните пропуски в тексте (6 баллов):

«После окончания Гражданской войны в Европейской части страны положение внутри Советской России было сложным. Вспыхнуло сразу два крупных восстания. Первое, _____________________ (1), действовало под руководством эсера Антонова. На его подавление пришлось выделить 60-тысячные силы регулярной Красной Армии. Другим, не менее, а может быть, и более опасным было восстание в ________________ (2). Основу выступавших составляли моряки Балтийского флота, требуя того же, что и «антоновцы» - изменения экономического курса, особенно в деревне. В этих условиях, X съезд РКП (б), проходивший в марте ___________  (3) г., провозгласил курс на ________________________________ (4). Это привело к отмене _____________________ (5) и замене её ___________________ (6)».

8. Краеведение. Соотнесите литератора XIX в. с имением, в котором он творил (4 балла):

1. Боратынский Е. А.                    а. Даровое

2. Достоевский Ф. М.                    б. Мураново

3. Вяземский П. А.                         в. Середниково

4. Лермонтов М. Ю.                       г. Остафьево

5. Пушкин А. С.

Литератор

1

2

3

4

5

Усадьба

9. Да или нет? Неправильные суждения исправьте (5 баллов):

1. В ходе Гражданской войны «красным» удалось вернуть все земли бывшей Российской империи, кроме Финляндии, Прибалтики  и Польши_________________________________

_____________________________________________________________________________

2. В 1924-1932 гг. между Советской Россией и Веймарской Германией проводилось активное взаимодействие в сфере военного сотрудничества_________________________

___________________________________________________________________________

3. Образование Организации Варшавского договора было ответом СССР на создание Североатлантического альянса (НАТО) _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Назовите даты (точный год) следующих событий (5 баллов):

1. Когда СССР провел испытание ядерного оружия - ________ г.

2. В котором начались советско-японские столкновения на Дальнем Востоке - ________ г.

3. Когда был восстановлен патриархат в СССР - _________ г.

4. В котором полностью окончилась Гражданская война  - _________ г.

5. Когда зародилось  ударничество в Советском Союзе - _________ г.

11. Кратко ответьте на вопросы (4 балла):

1. Известно, что в преддверии войны с Германией, в мае 1941 г. И. В. Сталин стал Председателем Совета Народных комиссаров СССР. А кто был его предшественником в этой должности? _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Известно, что в правление Александра Первого и Николая Первого Российская империя располагалась на трех континентах – Европе, Азии и … Назовите третий и скажите, каким образом и когда она стала располагаться только на двух континентах _________________

_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

3. Скажите, а какая функция была у организации ЧЕКВАЛАП в годы Гражданской Войны? __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Ниже дана таблица. Ответьте на вопросы к ней (7 баллов):

Выполнение первой пятилетки (1928-1933 г.) в процентах

Показатели

План

на 1 октября 1928 г. – 1 октября 1933 г.

Фактические итоги, 1933 г.

Отправной вариант

Оптимальный

/максимальный/

вариант

Произведенный национальный продукт

82

103

62

Валовая продукция промышленности

108

130

113

в т. ч. группа «А»

124

164

190

в т. ч. группа «Б»

95

106

63

Валовая продукция сельского хозяйства

41

55

18

1. Можно ли говорить о выполнении плана первой пятилетки? Почему? ________________

_____________________________________________________________________________

2. Какая сфера экономики получила наибольшее развитие в первую пятилетку? С чем это связано? ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

3. В какой из сфер народного хозяйства в ходе первой пятилетки были наименьшие успехи? С какими факторами это связано?_____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как Вы считаете, почему так разнятся два варианта пятилетки?_____________________

_____________________________________________________________________________

5. Как Вы думаете, какие конкретные отрасли получили наибольшее развитие, исходя из данных таблицы? ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (5 баллов):

«Говорят, будто Советский Союз выдвигает принцип мирного сосуществования лишь из тактических, конъюнктурных соображений. Однако известно, что за мирное сосуществование мы с такой же настойчивостью выступали и прежде, с первых лет Советской власти. Стало быть, это не тактический ход, а основной принцип советской внешней политики...

До сих пор враги мира пытаются уверять, что Советский Союз будто бы намерен ниспровергать капитализм в других странах с помощью «экспорта» революции. Разумеется, среди нас, коммунистов, нет приверженцев капитализма. Но это вовсе не значит, что мы вмешались или собираемся вмешиваться во внутренние дела тех стран, где существуют капиталистические порядки».

1. Назовите документ, отрывок из которого дан в тексте _________________________

________________________________________________________________________

2. Дайте датировку данного документа __________________________________________

3. Назовите автора данного документа __________________________________________

4. Исходя из документа, как называлась новая концепция советской внешней политики? _

____________________________________________________________________________

5. Какие последствия имел этот документ для внешней политики СССР?______________

_____________________________________________________________________________


14. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (3 балла):

1. Пражская весна        а. Бандунгская конференция

2. Начало рыночных реформ в России        б. «Мюнхенский сговор»

3. XX съезд КПСС        в. «Красный май» во Франции

4. Советско-финская война         г. Приход М. Тэтчер в Великобритании

5.Ввод советских войск в Афганистан        д. Конец режима «апартеида» в ЮАР

Событие отечественной истории

1

2

3

4

5

Событие всемирной истории

15. Ниже даны изображения советских полководцев в 1918-1945 гг. Разделите их на 2 группы по 3 полководца. Дайте критерий выделения групп. Назовите полководцев (7 баллов).

1.       3.      5.

2.     4.    6.

Название группы

(критерий выделения)

Номера полководцев

(в скобках назовите их)

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

16. В следующем году будет 50-летие Карибского кризиса 1962 г. В связи с этим прочитайте следующий отрывок и ответьте на вопросы к нему (4 балла):

Американские исследователи Б. Аллин, Дж. Блайт и Д. Уэлч считают, что причинами, побудившими Н. С. Хрущева дать согласие на размещение ракет на Кубе были:

«1) ощущавшаяся необходимость удержать США от вторжения на Кубу и предотвратить уничтожение кубинской революции;

2) ощущавшаяся необходимость подправить существовавший в пользу США огромный дисбаланс по числу обеспеченных средствами доставки ядерных вооружений;

3) желание, порожденное соображениями национальной гордости и престижа, осуществить в противовес развертыванию Соединенными Штатами ядерного оружия по периметру Советского Союза «равное право» СССР развернуть свои собственные ракеты на территории, примыкающей к США».  

1. Почему для СССР было так важна Куба, хотя Ф. Кастро на тот момент еще не был марксистом? _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Могло ли размещение советских ракет на Кубе серьезно изменить «огромный дисбаланс» в числе средств доставки между  США и СССР? ______________________________

_____________________________________________________________________________

3. Что значит «развертывание США ядерного оружия по периметру СССР»? ___________

_____________________________________________________________________________

4. Известно, что размещение советских ракет на Кубе было очень болезненно воспринято американской общественностью. Почему? _________________________________________

_____________________________________________________________________________

17. В 2012 г. отмечается 200-летие Отечественной войны 1812 г. В связи с этим распределите сражения этой войны в таблицу (4 балла):

Бой под Миром, Тарутинский марш-маневр, Смоленская битва, сражение под Красным, битва на р. Березина, Тарутинское сражение,  битва под Малоярославцем, бой под Клястицами, Вяземское сражение, бой под Красным

Сражения, относящиеся к оборонительному этапу Отечественной войны 1812 г.

Сражения, последовавшие за переходом русской армии к наступлению

____________________________________

____________________________________

____________________________________

_____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

_____________________________________

 


18. Дайте название промышленных районов Российской Империи во второй половине XIX века и определите их специализацию (7 баллов).

№ районов на карте

Название промышленных районов

Специализация

I

II

III

IV

V

VI

VII

Итого – 85  баллов

Желаем успеха!


II Тур — Историческое эссе — 30 минут (максимальная оценка — 15)

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Желаем успеха!

1. «Первые князья Киевской Руси, как и Петр Великий впоследствии, сумели найти в себе мужество, а в народе отклик».  (А. И. Уткин)

2. «Если считать, а это очень принято - что «русское» - гримаса, истерия, юродство, «достоевщина», то Сергий – явное опровержение. В народе, якобы лишь призванном к «ниспровержениям»  и разинской разнузданности, к моральному кликушеству и эпилепсии, Сергий как раз пример, любимейший народом, - ясности, света прозрачного и ровного». ( Б. К. Зайцев)

3. «Новгород пал. Это было прямым результатом его внешней политики: откола от остальной Руси, выделения себя из русских земель, ориентации на торговлю с Западом». (В. В. Похлебкин)

4. «Свою внешнюю политику Иван III осуществлял в тот период, когда Литва и татары уже не могли противостоять ей, а Швеция и Османская империя еще не могли сделать этого» (А. В. Шефов)

5. «Личный крах Ивана Грозного – это порождение конфликта правителя с обществом, которое, в конечном счете, всегда сильнее. Россия шагнула вперед, но это стоило таких невзгод, что последовал мощный взрыв крестьянской войны». (В. Т. Пашуто)

6. «Трудно согласиться с мнением, будто Лжедмитрий I был вынесен на московский престол волной крестьянского движения, к которому примкнули южные помещики» (Р. Г. Скрынников)

7. «Орлы Русские облетели Орлов Римских».  (А. В. Суворов)

8. «С отставкой и ссылкой М. М. Сперанского уходила эпоха реформ, - пусть непоследовательных, переменчивых; время свежих идей и экспериментов. Но в её недрах зарождалась следующая эпоха – движения декабристов и Николая I». (Г. Е. Миронов)

9. «Что же предопределило неудачу? Только ли нестойкость Николая I , быстрое отступление перед мнением крепостнического большинства? Не личные свойства царя, а порочность избранного пути решила дело». (С. В. Мироненко)

10. «Великие реформы Александра II  не затронули высших органов государственного управления, они не изменили сословной организации общества и не ослабили политической власти поместного дворянства». (Н. И. Цимбаев)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР

10 класс

I тур — Максимальная оценка – 85 баллов

1.

1. «Младосимволисты»

2. Даты принятия Конституций в РСФСР – СССР

3. Министры иностранных дел СССР в середине – второй половине XX века;

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого - 3 балла

2.

1. Командующие Белорусскими фронтами в конце Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;  лишнее – Д. Г. Павлов

2. Министры первого состава Временного правительства (март-май 1917 г.), деятели правоцентристских партий; лишнее – В. Чернов

3. Даты  смены Первых и Генеральных Секретарей КПСС; лишнее – 1961 г.  

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 3 балла

3. 

1. Багратион;     2.Белоруссии;       3.Львовско-Сандомирская;   4. Ясско-Кишиневская;

5. Румынии

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 5 баллов

4.

1. Самара         2. Нижний Новгород      3. р. Урал      4. Крымский п-ов

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 4 балла

5. 

Термин

Общее

Различное

«Автономизация»

Планы создания Советского Союза в 1922 г. среди высших руководителей страны

Предоставление в рамках унитарного государства широкого самоуправления; отстаивался И. В. Сталиным

Федерализм

Равноправие субъектов, самостоятельность в большинстве вопросов (кроме внешней политики, обороны, финансов и т.д.); отстаивался В. И. Лениным


Термин

Общее

Различное

Синдикат

Виды монополистических объединений в России в начале XX  века. Объединение предприятий, где общими являются закупка сырья и сбыт продукции

Производство находится в исключительной компетенции отдельных предприятий, входящих в монополистическое объединение

Трест

Производство находится в ведении монополистического объединения, предприятия в нем полностью лишены хозяйственной самостоятельности

За каждое правильное определение «общего» - 1 балл, За каждое правильное определение «различного» - 1 балл. Итого – 6 баллов

6.

1. Ясско-Кишиневская операция (20-31 августа 1944 г.), приведшая к стремительному разгрому немецко-румынской Группы Армий «Южная Украина», освобождению Молдавии и выведению из войны Румынии;

2. Постоянные перестановки министров в правительстве Российской империи в 1915-1916 гг.  годы Первой мировой войны;

3. Обозначение виселиц; к этой мере наказания приговаривали военно-полевые суды, введенные П. А. Столыпиным (премьер-министр в 1906-1911 гг.);

4. Ужесточение прав избрания в Государственную Думу, дававший огромные преимущества помещикам и буржуазии; Закон об этом подписан 3 июня 1907 г.

5. Разгром войск Западного фронта РККА (М. Н. Тухачевский) на подступах к Варшаве вследствие неожиданного наступления польских войск под командованием Ю. Пилсудского в августе 1920 г.

За каждый развернутый ответ – 1 балл.  Итого – 5 баллов

7.

1. Тамбовское;   2. Кронштадте;   3. 1921 г.;   4. Новую экономическую политику (НЭП);

5. продразверстки   6. продналогом

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 6 баллов

8.

Литератор

1

2

3

4

5

Усадьба

б

а

г

в

-

За каждое верное соотнесение – 1 балл, итого – 4 балла


9.

1. Нет, еще Бессарабии

2. Да

3. Нет, образование ОВД (1955) – ответ на вступление ФРГ в НАТО (1955), а не создания Североатлантического альянса (1949)

За каждое верное «да» - 1 балл, за каждое верное «нет» с объяснением – 1 балл, без объяснения – 0 баллов (оценка не ставится).  Итого – 5 баллов

10.

1. 1949 г.         2. 1938 г.       3. 1943 г.      4. 1922 г.         5. 1929 г.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов

11.

1. В. М. Молотов (по совместительству – глава НКИД)

2. Северной Америке;   с 1867 г., когда  Александр Второй передал права на Аляску (российское владение в Северной Америке) США за 7,2 млн. долларов на 99 лет;

3. Заготовка валенок и лаптей для бойцов и командиров РККА

За первый и третий вопрос – по 1 баллу, за второй (если  даны все три элемента) – 2 балла, 1 балл (2 элемента), 0 баллов (если 1 ил менее элементов). Итого – 4 балла  

12.

1. Нет, нельзя, так как по 3 из 5 показателей план (и отправной, и оптимальный) выполнен не был, в том числе по произведенному национальному продукту;

2. Группа «А» - производство средств производства, именно она составляет основу гражданского и военного тяжелого машиностроения – а именно эти отрасли считались тогда стратегически важными;

3. В сельском хозяйстве; причины – коллективизация (в том числе «раскулачивание»), низкие урожаи в 1932-1933 гг., сосредоточение основного внимания государства на промышленном, а не на аграрном элементе экономики;

4. Первый план был составлен ранее и в основном готовился специалистами Госплана; второй – непосредственно руководством СССР во главе с И. В. Сталиным, который посчитал первоначальный вариант плана недостаточным;

5. Тяжелая промышленность (в т. ч. автомобилестроение, танкостроение, тракторостроение, авиационная и кораблестроительная отрасли,  выплавка стали, чугуна и т. д., станкостроение)

За верный первый вопрос – 1 балл, за второй вопрос – названа группа экономики, её функции, причины её роста – 2 балла, лишь 2 элемента – 1 балл, 1 и менее элементов – 0 баллов (оценка не ставится),    за третий вопрос – названы верно отрасль и не менее двух причин – 2 балла, названы лишь 2 элемента – 1 балл, назван 1 и менее элементов – 0 баллов (оценка не ставится), за верные четвертый и пятый вопросы – по 1 баллу. Итого – 7 баллов

13. 1. Доклад (выступление) Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС

2. 14 февраля 1956 г.

3. Н. С. Хрущев

4. Концепция «мирного сосуществования»

5. Улучшение отношений с США в 1957-1961 гг.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов

14.

Событие отечественной истории

1

2

3

4

5

Событие всемирной истории

в

д

а

б

г

За 5 верных соотнесений – 3 балла, за 3-4 – 2 балла, за 1-2 – 1 балл. Итого – 3 балла

15.

Группа, критерий выделения

Полководцы- участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Полководцы-участники Гражданской войны 1918-1922 гг.

Номера полководцев (в скобках назовите их)

1. (Г. К. Жуков), 3. (К. К. Рокоссовский), 5. (А. М. Василевский)

2. (М. В. Фрунзе), 4. (В. К. Блюхер), 6. (В. И. Чапаев)

Правильно выделены группы (обе) – 1 балл. Верно отнесены 5-6 полководцев – 3 балла, 4 полководца- 2 балла, 3 или менее – 0 баллов; Верно названы 5-6 полководцев – 3 балла, 4 полководца – 2 балла, 3 полководца – 1 балл, 2 или менее – 0 баллов. Итого – 7 баллов.

16. 

1. В 1962 г. Куба была «социалистическим островом», нацеленным в грудь США, на тот момент это было практически единственное государство с «левыми» во главе; кубинско-американское противостояние и предопределило поворот Гаваны сначала в сторону СССР, а затем, и принятие марксизма как государственной идеологии.

2. Нет, не могло. США имели в 1962 г. 5 000 ракет с носителями, СССР – 300, следовательно, 40 ракет на Кубе не могли изменить серьезно соотношение сил;

3. Имеется в виду размещение ракет на территории Турции вдоль закавказских границ СССР;

4. Впервые в своей истории американцы осознали, что оружие противника может достать их территорию; это и повергло в ужас общественность Соединенных Штатов.

За каждый развернутый правильный ответ – 1 балл. Итого – 4 балла.

17.

Сражения, относящиеся к оборонительному этапу Отечественной войны 1812 г.

Сражения, последовавшие за переходом русской армии к наступлению

Бой под Миром, Тарутинский марш-маневр, Смоленская битва, бой под Клястицами, бой под Красным

сражение под Красным, битва на р. Березина, Тарутинское сражение, битва под Малоярославцем, Вяземское сражение

За 9-10 элементов – 4 балла, за 7-8 элементов – 3 балла, за 5-6 элементов – 2 балла, за 3-4 элемента – 1 балл, 2 или менее элементов – 0 баллов. Итого – 4 балла

18.

№ районов на карте

Название промышленных районов

Специализация

I

Центральный

Текстильная промышленность

II

Северо-Западный

Металлообработка и машиностроение

III

Западный

Добыча угля

IV

Причерноморский

Добыча угля, металлургия

V

Закавказский

Добыча нефти

VI

Уральский

Металлургия

VII

Юго-Западный

Пищевая

За каждый правильный ответ (название промышленного района и специализация) – 1 балл, итого – 7 баллов

II тур — Историческое эссе — Максимальная оценка — 15

Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу.

Темы (не менее 10-ти) должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности, касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять собой высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.

При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Максимальный балл — 3.
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Максимальный балл — 3.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов. Максимальный балл — 3.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы. Максимальный балл — 3.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. Максимальный балл — 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории для 9 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 9 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 10 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 10 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 11 класса (школьный тур)

Олимпиадные задания по истории для 11 класса школьного тура....

Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа

Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...

Олимпиадные задания по истории 7 кл

Олимпиадные задания по истории 7 кл...

Олимпиадные задания по истории 8 кл

Олимпиадные задания по истории 8 кл...

Олимпиадные задания по истории 9 кл

Олимпиадные задания по истории 9 кл...