Тема урока:«Церковь и государство в XV – начале XVI вв.»
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Цели:

  1. Дать представление о взаимоотношениях церкви и государства.
  2. Ознакомить учащихся с характерными чертами монастырской жизни.
  3. Рассказать о религиозных спорах.
  4. Выявить причины появления теории «Москва-Третий Рим».

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Первая российская революция.

Реформы политической системы.

в 9 классе.

Цели урока:

-познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами первой российской революции;

-выработка умений самостоятельной работы с текстом;

-способствовать развитию аналитического мышления учащихся.

Основные понятия:

антисемитизм, петиция, трудовики, Государственная дума, кадеты, октябристы.

Оборудование:  карта «Революция 1905-1907 гг. в России».

План изучения  новой темы:

1. Причины первой российской революции,

2. Основные события первой российской революции.

3. Результаты первой российской революции.

(План записан на доске).

Ход  урока:

Организационный момент.

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель отмечает отсутствующих, сообщает  оценки за проверочную работу.

Проверка домашнего задания. 4 минуты.

Тестовые задания:

1.Соотнесите события и даты:

а)1896г.

б)1898г.

в)1899г.

г)1904-1905гг.

д)1907г.

1)Гаагская международная конференция по разоружению;

2)китайско-русское соглашение о строительстве КВЖД;

3)русско-японская война;

4)англо-русские соглашения о разделе сфер  влияния в Персии, Афганистане, неприкосновенности территории Тибета;

5)китайско-русское соглашение об аренде Ляодунского полуострова.

2. Кто здесь лишний и почему?

а) С.Ю. Витте.

б) А.Н. Куропаткин

в) С.О. Макаров

г) З.П. Рожественский

3. Что здесь лишнее и почему?

а) Мугден

б) Ляоян

в) Порт-Артур

г) Цусима

4. Главный итог российской внешней политики в 1894-1904 гг.?

а) достижение всеобщего разоружения в Европе.

б) установление преобладающего влияния в Китае.

в) война с Японией.

г) вступление России в Тройственный союз.

5. Не относится к причинам поражения России в войне с Японией:

а) отдаленность от театра военных действий баз русской армии и флота.

б) отсутствие боевого опыта у русской армии и флота.

в) отсутствие у России бронированного парового флота.

г) революция в России.

6. Что здесь лишнее и почему?

а) Корея.

б) Южный Сахалин.

в) Порт-Артур.

г) Персия.

7. Расшифруйте аббревиатуру КВЖД.

Учащиеся дают устные ответы.

Изучение новой темы. 25 минут.

1. Причины революции (работа с учебником).

Учитель:раскроем этот  вопрос по тексту учебника (стр. 34-35).Учащиеся  читают  раздел параграфа и  по заданию учителя самостоятельно определяют причины первой российской революции.(Учащиеся  называют причины первой российской революции). Зафиксируем результаты работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетради.

Самодер-жавие

Малоземелье крестьян

Тяжелое положение рабочих

Русификация

Неудачная русско-японская война

Первая российская революция (1905-1907)

2.Основные события первой российской революции.

Учитель: раскроем этот пункт плана урока, заполнив соответствующую таблицу по тексту учебника (стр. 35-39) – учитель на доске, учащиеся в тетрадях. Учащиеся  самостоятельно читают раздел параграфа и  называют основные события первой российской революции. (Учитель концентрирует внимание учащихся на важнейших датах и событиях. Учащиеся определяют и формулируют значение событий.)

Основные события первой российской революции:

Дата

Событие

Значение

9 января 1905 год

«Кровавое воскресенье». (документ на стр.35-36)

Начало революции.

Январь – сентябрь 1905 год.

Нарастание революционного движения: забастовки рабочих, разгром крестьянами помещичьих имений, создание Советов, восстания в армии и на флоте.

Революция охватывает большую часть территории  страны и все слои общества.

19 сетября-17 октября 1905 год.

Всероссийская октябрьская политическая стачка.

Николай II издает Манифест 17 октября 1905 года, которым предоставил гражданские права и свободы и выборную Государственную думу, - начало политических реформ в России (документ на стр. 37-38)

10 декабря-19 декабря 1905 год.

Вооруженное восстание в Москве.

Поражение Московского восстания привело к переносу центра политической жизни в Государственную думу.

3. Результаты революции (работа с учебником).

Один из учащихся зачитывает текст  параграфа на стр. 44, а другие затем перечисляют итоги первой российской революции. Для лучшего усвоения этого материала зафиксируем результаты этой работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетрадях.

Первая российская революция (9 января1905 г.-3 июня 1907 г.)

Государственная дума-высший выборный представительный орган власти

Расширение автономии Финляндии, использование национальных языков

Улучшилось положение рабочих

Гражданские права и свободы

Отменены выкупные платежи крестьян

Закрепление. 8 минут.

- Укажите причины революции.

- Дайте характеристику основных событий.

- Каковы результаты первой российской революции?

Выводы. 2 минуты.

Учитель:ребята, подводя итоги урока прошу  вас сделать  выводы о первой российской революции.Ответы учащихся: (Первая российская революция способствовала демократизации государства и общественной жизни, улучшила положение рабочего класса и национальных меньшинств, но не разрешила главной проблемы – малоземелья крестьян.)

Домашнее задание. 1 минута.

  1. Прочитать &5, ответить на вопросы.
  2. Подготовиться к проверочной работе.
  3. По желанию учащиеся могут написать доклад на темы:

а) «Сравнение российских либеральных партий в начале XX века и в начале XXI века.»

б) «Мое отношение к революции 1905-1907 гг.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 9-го класса по теме:"Внутренняя политика СССР в 1964 - начале 80-х годов".

Презентацию по теме:" Внутренняя политика СССР в 1964- начале 80-х годов", удобно использовать для сопровождения урока по этой теме. Определяются изменения в политической системе, результаты экономиче...

Презентация по теме:" Внутренняя политика СССР в 1964 - начале 80-х годов".

Презентацию по теме: " Внутренняя политика СССР в 1964-начале 80-х годов" удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме....

Конспект урока по теме США и Великобритания в ХIХ – начале ХХ века.

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Активизировать познавательный интерес к изучению истории;             2. Углубить, осмыслить и систематизировать знания учащи...

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Тест в формате ОГЭ по темам: Политика и власть,Государство,Форма государства

Тест составлен для проведения текущего и итогового контроля в 9-х классах.Составлен по форме заданий ОГЭ-2022-2023,что позволяет осуществлять качественную подотовку к ОГЭ....