Подготовка к экзамену по истории Отечества
методическая разработка по истории по теме

Толкачева Елена Владимировна

методические рекомендации по подготовке к экзамену

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ekzamenu_po_istorii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

методические рекомендации

по подготовке к экзамену

Вопросы к экзамену

  1. История как наука (основные подходы к историческому процессу, исторические источники и их виды).
  2. Восточные славяне в древности.
  3. Образование древнерусского государства.
  4. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей IX-XII
  5. Принятие христианства. Значение крещения Руси.
  6. Русь в период феодальной раздробленности.
  7. Нашествие татаро-монгол на Русь. Золотоордынское иго и его последствия.
  8. Натиск с Северо –Запада. Александр Невский.
  9. Складывание Московского государства XIV-XV вв.
  10. Правление Ивана IV, реформы Избранной Рады, опричнина.
  11. Смута XVII века. Польско-шведская интервенция. Народное ополчение.
  12. Первые цари династии Романовых. Внутренняя и внешняя политика.
  13. Раскол в русской православной церкви во второй половине XVII века.
  14. Преобразования Петра I.
  15. Внешняя политика в конце XVII  нач. XVIII вв. Северная война.
  16. Эпоха дворцовых переворотов (XVIII в.)
  17. Внутренняя политика Росси 60-90 гг. «Просвещённый абсолютизм».
  18. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
  19. Правление Павла I.
  20. Правление Александра I.
  21. Внешняя политика России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 года.
  22. Движение декабристов и его значение.
  23. Время правления Николая I.
  24. Отмена крепостного права.
  25. Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века.
  26. Общественное движение в годы правления Александра II.
  27. Правление Александра III.
  28. Первая русская революция 1905-1907 гг.
  29. Политические партии России в начале XX века.
  30. Россия перед революцией 1917 года (реформа Столыпина П.А., Первая мировая война).
  31. Февральская революция 1917 года. От февраля к октябрю.
  32. Октябрьская революция 1917 года. Становление Советской власти.
  33. Гражданская война. Политика «военного коммунизма». НЭП и его значение.
  34. СССР в конце 20 начале 30 гг. XX века.
  35. Советский Союз в годы второй мировой войны.
  36. СССР в 1953-1964 гг.
  37. СССР в 1964-1985 гг.
  38. Перестройка в СССР 1985-1991 гг.

Указания по подготовке к экзамену по истории

I. При подготовке следует руководствоваться вопросами к экзамену по истории.

Изучение (повторение) материала должно проводиться в строго хронологической последовательности без пропусков тем.

II. На экзамене студент должен показать:

  1. хорошее знание фактического материала, в частности характеристики исторических деятелей;
  2. владение общенаучными понятиями, такими как закономерность, объективный и субъективный факторы, цивилизация, культура, исторический прогресс, производительные силы и производственные отношения, экономика, революция и реформы, правовое государство и т.д.;
  3. умение раскрыть закономерности, показать причинно-следственные связи, дать оценку событиям, явлениям, процессам, грамотно и логично формулировать и обосновывать свою точку зрения, сопоставлять факты разных периодов, правильно пользоваться хронологией, ориентироваться в исторических картах.

III. Материал изучается не отдельными вопросами, а крупными темами по разделам: Восточные славяне в древности; Древняя Русь; Феодальная раздробленность Руси; Русь в 14-16вв.; Россия в начале 17 в.; Россия в 17 в.; Россия в 18 в. и т.д.

Работа над усвоением раздела начинается с первичного ознакомления с материалом, выделением главного, причинно-следственных связей, закономерностей. При этом необходимо отмечать логику, хронологическую последовательность событий, их противоречия, выводы.

Усвоив основное содержание раздела, можно переходить к вопросам, раскрывающим разные его стороны. Так, рассматривая тему «Русь в 14-16 вв.», выделяют вопросы: предпосылки объединения, роль Москвы и ее первых князей в собирании русских земель, этапы формирования централизованного государства, внешняя политика, культура.

Отдельные темы могут потребовать вторичного прочтения, осмысления существа изложенных фактов. Прочитанное надо увидеть целиком. Так, 17 в. Начинается Смутным временем, а кончается Азовскими походами Петра 1, Великим посольством; это - «бунташный век» и окончательное закрепощение крестьян Уложением 1649 г.; политическая и религиозная борьба по укреплению централизации; развитие экономики и формирование единого всероссийского рынка; смена сословно-представительной монархии на самодержавно-дворянскую; присоединение Левобережной Украины и Смоленщины; начало освоения Сибири; развитие светской культуры.

IV. К каждому разделу курса следует иметь план-конспект ответа. Простое чтение учебной литературы без записи малополезно, ибо оно приводит в действие лишь зрительную память. Краткое конспектирование служит хорошим средством запоминания, так как при письменном изложении зрительная память дополняется двигательной. Составление конспекта помогает прочно и надолго усвоить материал. Конспект должен соответствовать основным вопросам. В тетради отчерчиваются поля, на которые выносятся вопросы плана. Определения, даты, имена, географические пункты и т.д. подчеркиваются или выделяются другим цветом. Желательно писать на правой странице, а левую оставлять для внесения дополнений, схем, таблиц. Усвоив тему, постарайтесь кому-нибудь ее рассказать, чтобы окончательно закрепить материал.

V. На экзамене следует пользоваться исторической картой. Приобретите атласы истории 8-11 классов средней школы и при изучении очередной темы отрабатывайте материал по соответствующей карте. Карты приводятся и в учебниках. Картографический материал позволяет наглядно представить такие вопросы, как образование государства, рост его территории, направление торговых путей, изменения в экономике, военные действия, развитие революционного движения и т.д. В атласах истории приводятся диаграммы экономического характера, различных показателей жизни страны. Можно использовать знания о происхождении географических названий (Москва, Волга, Урал). Все эти данные могут служить наглядным пособием при ответе. На экзамене разрешается пользоваться атласами. Лучше познать историю помогут различные таблицы, графики, иллюстрации, схемы.

VI. Без дат нет истории. Делая записи в конспекте, не забывайте отмечать, когда произошло то или иное событие, годы жизни или правления исторических деятелей. Лучше запоминаются даты и события при составлении хронологических таблиц по определенному этапу. Так, например, по эпохе Петра 1 можно сделать в конспекте таблицу, начало которой приводится:

1672 г. — рождение Петра 1.

1682 г. — Петр 1 провозглашен царем.

1682 — 1696 гг.— совместное правление Петра 1 и Ивана 5.

1682 — 1689 гг. — регентство Софьи.

1695, 1696 гг. — Азовские походы.

1697 — 1698 гг. — Великое посольство.

В учебниках и в пособиях даются хронологические таблицы. По ним можно себя проверить. Закрыв колонку дат, вспомните их по событиям; затем, наоборот, по датам - какое произошло событие.

VII. При конспектировании полезно составлять тематические таблицы. Они помогают систематизировать материал, концентрировать внимание на главном, сравнивать различные факты и явления, избегать смещения разновременных, но схожих событий. Пример - таблица «Борьба народов нашей страны с внешними врагами в 13-15 вв.».

Дата

Сражение, битва, война

С кем проходит борьба

Кто руководит борьбой, ее результат

Для заполнения таблицы следует отобрать необходимый материал и изложить его в хронологическом порядке. При составлении таблицы используют атлас.

VIII. Необходима постоянная работа по отработке определений, терминов. Например: государство, раннефеодальное общество, феодальный строй, Боярская дума, дворяне, абсолютизм, кризис феодализма, капитализм и т.д. Можно использовать разные источники - как учебную литературу, так и словари, энциклопедические справочники, сопоставляя их определения. В результате такой работы студент сможет самостоятельно пользоваться различными терминами и понятиями.

IX. Очень важно знать материал об исторических персонажах. Изучаемый период истории лучше понимается при осмыслении деятельности конкретных исторических личностей.

X. Обратите внимание на так называемые межпредметные связи: знания по географии, литературе, обществознанию, искусству и другим предметам. Привлекайте краеведческий материал. Все это позволит более глубоко осмыслить и усвоить исторические данные, а на экзамене раскроет вашу эрудицию.

XI. Заниматься подготовкой к экзамену следует регулярно из месяца в месяц, а перед экзаменом оставить время для повторения.

Ход самостоятельной работы может быть примерно таким:

  1. Прочитать очередную тему, установить ее содержание, вопросы, проблемы.
  2. По учебной литературе проработать соответствующий материал. Если тема раскрыта недостаточно полно, следует обратиться к другому источнику.
  3. После этого надо вторично прочитать текст, уяснить фактический материал, дать оценку историческим событиям, явлениям, действиям исторических лиц, отметить причинно-следственные связи, особенности данного периода, сравнения произошедших процессов.
  4. Проработанный материал законспектировать.

XII. Заключительная часть в системе изучения материала - самопроверка по вопросам повторения.

Подготовка ответа на экзамене

Непременным условием положительного ответа на экзамене являются четкое понимание закономерностей исторического развития, знание и объяснение конкретного материала, т.е. важнейших факторов в их хронологической последовательности, дат, терминов, имен, характеристик исторических событий, деятелей, умение пользоваться картой и сопоставлять события.

Для подготовки ответа на экзамене отводится примерно 40-50 минут, а на ответ - 15-20 мин. Откажитесь от желания пользоваться шпаргалкой, не переговаривайтесь с другими студентами. Отвечайте спокойно, убедительно, но не очень громко, чтобы не мешать тем, кто готовится.

Не рекомендуется начинать устный ответ с определения терминов (культура, крестьянская война и т.д.), которые вытекают из материала изложения.

Каждый экзаменационный билет соответствует программе и состоит из двух-трех вопросов. Как правило, первый вопрос посвящен эпохе, охватывающей период до 20 в., а второй - новейшей отечественной истории. Экзаменатор имеет право предложить студенту дополнительный вопрос, чтобы более четко и полно выяснить его подготовленность.

Работа на экзамене строится примерно следующим образом:

1. Выбрав билет, обратите внимание на формулировки вопросов. Как правило, они охватывают какую-то часть темы и могут быть посвящены истории развития классовой борьбы, внутренней и внешней политике, революционному движению, культуре в определенные периоды. Иногда некоторые вопросы требуют раскрытия сразу нескольких сторон общественной жизни (например: Русь в 10 - начале 11 в. Развитие в Древней Руси раннефеодальных отношений. Народные выступления. Принятие христианства).

2. Подготовку ответа можно начинать с любого из вопросов билета. Прочитав формулировку вопроса, постарайтесь установить исторический период, хронологию событий и явлений, о которых идет речь (например, период возникновения феодализма, или период феодализма, или СССР на этапе перестройки). Затем необходимо вспомнить основные события и характерные явления, которые отражают обстановку периода. У экзаменатора студент может взять Программу по отечественной истории и соответствующий вопросу атлас исторических карт.

3. После этого приступайте к составлению плана ответа на вопрос. Есть темы, у которых может быть общий план независимо от конкретного содержания. Например, говоря о развитии культуры надо вспомнить: 1) характеристику исторических условий данного периода развития культуры; 2) определение культуры (но не начинать с него, а дать в ходе ответа); 3) фактический материал развития культуры по направлениям (просвещение, наука, литература и т.д.), значение конкретных деятелей культуры данного периода; 4) особенности быта; 5) выводы о значении культуры рассматриваемой эпохи и сравнение ее с предшествующим временем.

Стремитесь раскрыть основное содержание разбираемого вопроса. Так, говоря о культуре начала 19 в., студенты излагают больше фактов по развитию науки, литературы, искусства, не раскрывая главного - причин расцвета русской культуры, коренящихся в исторических условиях этого периода, не делая выводов. При анализе вопросов, связанных с крестьянскими войнами, план может быть примерно таким: а) причины движения, т.е. обстановка в стране, вызвавшая эту войну; б) цели и характер движения, его социальный и национальный состав; в) ход движения (рассматривается по карте), его этапы, крупные сражения, охват территории и т.д.; г) определение крестьянской войны и ее отличие от восстания; д.) причины поражения и значение войны.

4. Содержание курса истории настолько разнообразно, что нельзя для всех вопросов по экономике, классовой борьбе, революционному движению и т.д. дать подобного рода общий план ответа на экзамене. Однако, как правило, начинать ответ следует с характеристики обстановки, экономических и политических особенностей развития страны, предпосылок и причин событий.

Есть некоторые общие требования к ответам по истории: а) четкое  изложение основного фактического материала без второстепенного и описательного; б) указание места, времени событий и явлений при использовании исторической карты; в) строгая хронологическая последовательность; г) выявление причинно-следственных связей, закономерностей событий и явлений общественной жизни; сопоставление, сравнение фактического материала с тем, что уже было в прошлом (например, сравнение деятельности революционеров 30-50 гг. 19 в. и декабристов); д.) оценка исторических событий и явлений; е) завершение ответа выводами.

5. План ответа может быть кратким или, что более желательно, развернутым. Не основе его сдающий готовит подробный устный или письменный ответ. Следует помнить, что записи (план развернутого ответа с указанием дат, мест, схем, таблиц и т.д.) дадут экзаменатору возможность, не выслушивая до конца ответ, составить представление о знаниях по вопросу в целом.

6. Рекомендуется излагать ответ своими словами, не зачитывая того, что подготовлено письменно.

7. Есть вопросы, на которые следует обратить особое внимание, так как они вызывают наибольшие затруднения:

  1. Развитие культуры той или иной эпохи.
  2. Экономическое развитие России в 17 в.
  3. Россия во второй половине 18 в. Начало разложения феодально-крепостнического хозяйства.
  4. А.Н. Радищев и его борьба против крепостного права и самодержавия.
  5. Кризис  феодально-крепостнической системы хозяйства в 30-50-е гг. 19 в. Развитие капиталистических отношений  во второй трети 19 в.
  6. Общественное движение 30-50-х гг. 19в.
  7. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. Двоевластие, его причины и сущность.
  8. Социально-экономическое развитие СССР в 50-60 гг.
  9. СССР в период перестройки.
  10. Россия на современном этапе.

Как правило, при ответе на вопрос об общественном движении 30-50-х гг. 19 в. студенты на экзаменах не умеют выделять принципиально разные течения: охранительные действия  царизма, западничество и славянофильство как явление буржуазно-либеральной идеологии, складывающуюся в период дворянского этапа революционно-освободительного движения революционно-демократическую идеологию, не отмечают таких деятелей, как Грановский, Хомяков, братья Киреевские, Уваров, Буташевич-Петрашевский и д.р.

Эти рекомендации помогут студенту успешно сдать экзамен. Помните, что многое зависит и от поведения на экзамене: корректности, вежливости, собранности. Экзаменатор благожелательно относится к отвечающему, стремится объективно оценить его знания.

В заключение хочется сказать, что на экзамене высоко оценивается не удачный пересказ прочитанного, а умение самостоятельно анализировать, дать собственную оценку историческим фактам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Учебно-методическое пособие для подготовки к устному экзамену по истории России

Методическое пособие по истории России для проведения устного экзамена в 9 классе. Помогает учащимся систематизировать знания и дать полный ответ на поставленные вопросы в билете. Провожу как подготов...

Пособие для подготовки к экзамену по предмету История Отечества

Данное пособие – краткий конспект лекций в помощь обучающимся начального профессионального образования имеющим пробелы в знаниях по истории.Используя предложенный материал при подготовке к сдаче...

Креативные вопросы для подготовки к олимпиадам по истории Отечества для 7-11 классов

Содержание материала связано с изучением источников и литературы знаменитых российских ученых по истории 18-20 веков.  Материал включает характеристику исторических личностей, их государственную ...

Указания по подготовке к экзамену по истории

Указания по подготовке к экзамену по истории...

Выступление на РМО "Подготовка к экзаменам по истории и обществознанию". Презентация. Илларионова М. П.

Презентация содержит необходиммые ссылки для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию...

Выступление на РМО "Подготовка к экзаменам по истории и обществознанию". Презентация. Крынина Е. А.

Выступление на РМО "Подготовка к экзаменам по истории и обществознанию". Презентация. Крынина Е. А.Учитель предлагает ресурсы, приёмы и схемы, отработанные при подготовке учащихся к экзамена...