Рабочая прoграмма к учебнику Ф. А. Михайловского "Всеобщая история. История Древнего мира" .5 класс.
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Представленная рабочая программа рассчитана на преподавание в 5 классе основной школы по учебнику Ф. А. Михайловского " Всеобщая история. История Древнего мира", создана с учетом требований Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории. Его материалы могут быть использованы в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения. Всего  часов 70, из них - 10 часов отводится  реализации регионального компонента.

2 часа в неделю

                «Рассмотрено»                                            «Согласовано»                                                 «Утверждаю»

               Руководитель МО                                Заместитель директора по УВР                            Директор школы

        _________ /Гольникова В. И./                            _______ /Нарышкина Н.С../                                   _____ /Коновалов ,Г.Д../

            Протокол №____ от                                «___» августа 2011 г.                             Приказ №___ от «___» августа

          «___» августа 2011  г.                                                                                                                                                    2011  г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к учебнику Ф. А. Михайловского

«Всеобщая история. История Древнего мира»  для  5  класса

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Средней общеобразовательной школы сельского поселения «Село Софийск» Ульчского  муниципального района Хабаровского края

 

 

Николаева Аида Николаевна,

учитель истории

 

 

 

 



 

 

 

 

 

2011 – 2012  учебный год


 

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:  «Всеобщая история. 5 класс»; видеофильмы; Интернет-ресурсы.

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 5 классе.

Основные цели курса:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- рассказать о наиболее ярких личностях Древнего мира, об их роли в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, знание о которых и понимание их сущности необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности, особенности мировых религий – буддизма и христианства);

- показать на конкретных примерах, что каждый народ древности оставил позитивный след в истории человечества;

- формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

В соответствии с требованиями Государственного стандарта основного общего образования по истории планируется следующий уровень подготовки пятиклассников:

Знать/ понимать:

- основные этапы и ключевые события истории Древнего мира;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- виды исторических источников. 

Уметь:

- в связной монологической форме пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрывать содержание иллюстраций;

- сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- спорить и отстаивать свои взгляды;

- анализировать исторический источник;

- оперировать историческими датами;

- читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов.

Программа разделена на два раздела: «Реализация регионального компонента Государственного стандарта общего образования» (10 ч.), «История Древнего мира» (60 ч.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование   поистории

 

Класс        5

Учитель    Николаева Аида Николаевна

Количество часов:

- всего  70 часов;  

- в неделю  2 часа.

 

Планирование составлено на основе  Примерной программы курса «История» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, и авторской программы курса «История Древнего мира» для 5 классов общеобразовательных учреждений  (автор Ф.А.Михайловский).

 

Учебник 

Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М: Русское слово, 2006.

Рабочая тетрадь к учебнику Ф. А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» С. А. Жукова.

Дополнительная литература:

- История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010

- История Древнего мира. 5 кл.: атлас. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

- Древняя история Дальнего Востока: Учебное пособие/ Авт.- сост. Н. А. Ивенкова, И. П. Саплина – Хабаровск: Риотип, 1998

 

 

 

Рабочая программа

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

 

Тема урока

 

Кол

час

 

Тип урока

 

Элементы содержания образования

 

Требования  к уровню подготовки учащихся

 

Вид контроля

 

Элементы дополнительного содержания образования

 

Домашнее задание

 

 ХКК ГОС

ОО

 

Дата проведен.

план

факт

 

1

 

Увлекательный мир истории

 

1

 

Вводный урок

 

История – наука о прошлом. Как работают историки. Исторический источник. Группы источников Архивы, музеи, библиотеки.  Хронология – порядок событий. Историческая хронология. Наука хронология. Свидетельства древней истории на территории нашей страны, родного края.

 

Знать понятия: история, дата, год, исторический источник, археология, раскопки, вещественные памятники. Уметь соотносить время, даты, устанавливать длительность и синхронность событий.

 

Индивидуальные задания по определению видов исторических источников. Практическая работа с раздаточным материалом.

 

Находки археологов

Составление схемы «Виды исторических источников». Выполнить задания в рабочей тетради.

ХКК

 

 

Реализация регионального компонента   «Древняя история Дальнего Востока»

2

 

Древнекаменный век Приамурья и Приморья.

1

Урок сообщения нового материала.

 

Появление первых людей в Приамурье. Эпоха раннего палеолита. Свидетельства древней истории на территории нашего региона.

Стоянки древнейших людей.

Их образ жизни, орудия труда, занятия. Среда обитания,возможности их выживания.

 

Знать понятия: исторический источник, археология, раскопки, вещественные памятники; причины появления новых орудий труда.

соотносить общие исторические процессы. 

 

Индивидуальные задания по определению видов исторических источников.

Находки археологов

Составление рассказа об охоте древнейшего человека (письменно)

ХКК

 

 

3

1

Комбинирован. урок.

  Работа с картой, с понятиями

 

 

Выполнить задания на рабочем листе.

Разгадывание кроссворда.

ХКК

 

 

4

Приморье и Приамурье в период мезолита.

1

 

Комбинирован. урок. 

 

Изменение в развитии человеческого общества. Изменение флоры и фауны. Мезолитические поселения. Важнейшие изобретения в эпоху мезолита..

Показывать на  исторической карте мезолитические поселения.

 

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, группировать исторические явления и события по заданному признаку.

 

Работа с картой.

Хронологические рамки древней истории.

 

Письменно ответить на вопрос: «Как отступление ледника повлияло на растительный и животный мир Дальнего Востока?»

ХКК

 

 

 

5

 

6

Приморье и Приамурье в период неолита

2

Комбинирован. урок

Неолитические поселения. Переход к оседлому образу жизни. Род и племя. Переход к .производящему хозяйству. Совершенствование орудий труда. Развитие домашних промыслов. Роль рыболовства в хозяйстве.

Показывать на исторической карте поселения в эпоху неолита. Выявлять различия в технике обработки камней в эпоху мезолита и неолита. Определять особенности жизни племен.

 Заполнить таблицу «Особенности жизни  амурских племен в период неолита».

 

Выполнить задания на рабочем листе.

ХКК

 

 

7

 

8

Искусство неолитических племен Приамурья.

2

 

Комбинирован. урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок – презентация.

 

Петроглифы. Скульптура. Орнаментика. Керамика. Связь искусства неолитического с искусством современных малых народностей Дальнего Востока.

Давать описание исторических памятников культуры Дальнего Востока на основе  иллюстративного материала. Уметь находить взаимосвязи древнего искусства с современным. Объяснять понятия.

Индивидуальная работа – нарисовать петроглифы, маски – личины, объяснив их назначение. 

Составить рассказ на тему: «Дальневосточный неолитический поселок».

 

Презентация учащихся. Выступление учащихся.

Находки археологов.

Подготовить презентации по культуре неолитического периода Дальнего Востока.

ХКК

 

 

9

 

 

 

 

10

Переход племен Дальнего Востока от каменного века к эпохе металла.

 

1

 

 

 

1

 

Урок сообщения нового материала.

 

 

Комбинирован. урок.

 

Начало обработки металлов. Новые изобретения. Поселения бронзового века. Освоение железа. Роль железа в развитии хозяйства Приамурских и Приморских племен. Перерастание домашних промыслов в ремесло.

Уметь характеризовать хозяйство периода бронзового века; определять роль железа в развитии хозяйства племен ДВ, причины разложения первобытного строя.

Работа с картой, заполнение таблицы на рабочем листе.

Находки археологов.

Нарисовать свой амулет или оберег, объяснить их назначение. Украсить макет (орудие, одежда посуда и др.) орнаментом, который понравился по желанию.  Подготовиться к повторительно – обобщающему уроку.

ХКК

 

 

11

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Древняя история Дальнего Востока».

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний.

Историческая хронология, исторические памятники древнего Дальнего Востока, искусство неолитических племен Приамурья и Приморья их занятия.

Объяснять понятия, уметь находить взаимосвязи древнего искусства с современным, знать хронологию, определять особенности развития племен, характеризовать их хозяйство.

Тестирование,  решение кроссворда, индивидуальная работа по карточкам, словарная работа (с понятийным инструментарием)

 

 

ХКК

 

 

 

Раздел I. Жизнь первобытных людей и их открытия

Глава 1. Собиратели и охотники каменного века

 

12

Первые люди на земле.

1

Урок сообщения нового материала

Первобытное общество. Предки человека. Расселение древнейших людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Овладение огнем. Появление «человека разумного», его отличия от древнейших людей.

 

Знать отличие человека от животных.Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, группировать исторические явления и события по заданному признаку.

 

 

 Составить краткий рассказ по иллюстрации учебника «Первобытные люди» с. 10, письменно ответить на вопросы 1. 5, 7 на стр. 12 учебника.

 

Понятия: первобытность, Древний мир.Хронологические рамки древней истории. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, родного края

 

Ответить на вопросы в учебнике и выполнить задания  рабочей тетради к П.1

 

ХКК

 

 

 

13

Открытия и изобретения древних охотников.

1

Урок сообщения нового материала

Родовые общины охотников и собирателей. Охота на мамонта. Изобретение лука и стрел. Изменение в жизни людей после великого оледенения.

Причины появления новых орудий труда и изобретений. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов.

 

Написать краткий рассказ «Охота на мамонта», используя иллюстрацию на стр. 16 учебника, выполнить рисунки на темы из жизни древних людей.

 

 

Ответить на вопросы в учебнике и выполнить задания  рабочей тетради к П.2

 

 

 

14

Искусство и религия первобытных людей.

1

Комбинирован. урок

Представление первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Пещерная живопись.

Объяснять причины появления искусства и религии в жизни людей, определять их роль, решать познавательные задачи.

Составить предложения со словами: боги, идолы, шаман. Выполнить рисунки на тему «Искусство первобытных людей».

 

Выполнить задания  рабочей тетради к П.3.  Составить рассказ по рисунку первобытных художников.

 

 

 

Глава 2. У истоков земледелия.

15

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Комбинирован. урок

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Родовые общины «людей разумных». Род и племя. Способы обработки земли. Развитие ремесел. Важнейшие изобретения древнейших людей.

Сравнивать родовую общину с группой древнейших людей, объяснять значение понятий производящее хозяйство, присваивающее хозяйство,оценивать исторические явления, решать познавательные задачи.

Сравнение различных занятий древних людей, земледелия и собирательства, скотоводства и охоты.

Одомашнивание животных и растений. 

Составить рассказ «Как появилось земледелие и скотоводство».Ответить на вопросы в учебнике и выполнить задание 4 в  рабочей тетради к П.4

 

 

 

16

От первобытности к цивилизации.

1

Комбинирован. урок

Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Появление денег. Имущественное расслоение в общине. Признаки возникновения государств. Понятие цивилизации.

Знать причины возникновения первых цивилизаций, сравнивать родовую и соседскую общину, решать познавательные задачи.

Выполнение практических заданий (вопр. 2, 5 к П.5)

 

Выполнить задания  в рабочей тетради к П.5, письменно ответить на вопрос 7 на стр. 34 учебника.

 

 

 

17

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей».

1

Урок – игра: «Путешествие в далекое прошлое наших предков».

Повторить и обобщить знания по теме: «Жизнь первобытных людей».

Знать отличия первобытного человека от животного и современного человека. Уметь работать с картой, анализировать исторические процессы и отдельные факты. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов.

Выполнение заданий по станциям.

 

Прочитать параграф «Счет лет в истории».

 

 

 

18

Счет лет в истории.

1

Комбинированн. урок

Единицы измерения времени. Линия времени. Летоисчисление в древности. Наша эра. Счет лет до н.э.

Знать понятие наша эра, уметь выполнять практические задания на счет лет.

 

 

Выполнить задания  в рабочей тетради к П.6, письменно ответить на вопрос 1 -4 на стр. 38 учебника.

 

 

 

Раздел II.Древний Восток

Глава 3. Цивилизация речных долин

 

19

Египет – дар Нила.

1

Урок сообщение нового материала.

Местоположение и природные условия, население Древнего Египта. Возникновение государства в Древнем Египте. Письменность в Древнем Египте – иероглифы.

Показывать на исторической карте территорию расселения египтян, границы, города Египта. Использовать документ как источник знаний (с. 45 учебника)

Заполнить таблицу «Благоприятные и неблагоприятные условия жизни людей в Древнем Египте».

 

Выполнить задания  в рабочей тетради к П.7, ответить на вопрос 3 на стр. 45 учебника, начать подготовку сообщений о жизни и быте древних египтян, о древнеегипетской культуре.

 

 

 

20

Страна двух рек

1

Комбинирован. урок

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья (Месопотамия): природные условия, местоположение. Население, его занятия. Сказания о Гильгамеше. Письменность Междуречья – клинопись.

Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений (природные условия Египта и Междуречья), решать познавательные задачи.

Указать, какая особенность местности заключается в названии «Междуречье» письменно ответить на вопрос 1 стр. 50 учебника.

 

Выполнить задания  в рабочей тетради к П.8, задания 1, 5 на стр. 50 учебника, подготовить сообщение о вавилонском царе Хаммурапи.

 

 

 

21

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

Практическое занятие.

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач.

Мини – исследование: «Какие сведения о жизни людей в Вавилонском царстве можно найти в отрывке из законов Хаммурапи?»

 

Выполнить задания  в рабочей тетради к П.9

 

 

 

22

Индия и Китай в древности.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован.  урок).

Древняя Индия: природные условия, население. Древний Китай: природные условия, население – общие черты и различия в сравнении с Индией. Иероглифическая письменность Древнего Китая, мифология как отражение занятий жителей страны.

Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города. Решать познавательные задачи (вопросы 2, 5 к П. 10)

Тестирование. Работа с картой, иллюстрациями, решение познавательных задач.  

Древнейшая цивилизация долины Инда. Мифология Древнего Китая.

Составить сравнительную таблицу «Сходства различие в развитии первых цивилизаций Индии и Китай. Подготовиться к тестированию.

 

 

 

Глава 4. Древний Египет

23

Фараоны и пирамиды.

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок – практикум).

Фараон, жрецы, чиновники. Пирамиды. Письменность Египта и ее дешифровка Ф. Шампольоном. Структура древнеегипетского общества – фараон, вельможи чиновники и писцы. Костюм фараона, его культ.

Использовать как источник знаний историческую карту, памятники культуры. Характеризовать деспотическую власть в Египте.

Выступление  с сообщениями

Быт и нравы Древнего Египта.

Выполнить задания  в рабочей тетради к П.11, письменно ответить на вопрос 2, 5, 6 на стр. 65 учебника

 

 

 

24

Жизнь в Древнем Египте. Завоевания фараонов.

1

 Урок – практикум.

Земледельцы и ремесленники , их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Египетские жрецы. Военные успехи древних египтян. Организация войска, оружие. Судьба воина. Завоевания Тутмоса III. Монументальное строительство в Фивах. Фараон Эхнатон и его преобразования.

Характеризовать условия жизни различных социальных групп, описывать иллюстрацию на стр. 66 учебника, выделять особенности природных условий, необходимых для земледелия в Египте, перечислять причины восстания, работать с историческим источником – «Изречение Ипусера».

Составление простого плана «Народное восстание в Египте», ответы на вопросы 2, 3, 5 стр. 69 учебника.

Быт и нравы Древнего Египта

Выполнить задания  в рабочей тетради к П.12, написать мини - сочинение на тему «В гостях у знатного вельможи», проанализировать отрывок из «Речения Ипусера», ответить на вопросы к нему (стр. 70 учебника), подготовить сообщения о вооружении в войске древних египтян.

 

 

 

25

Культура Древнего Египта.

1

Урок – презентация.

Религия древних египтян. Отсутствие общей религии. Священные животные. Связь верований древних египтян с их занятиями. Миф об Осирисе и Исиде. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа. Высокое развитие математики, медицины. Росписи храмов и гробниц.

Добавить описание исторических событий и памятников  культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,   фрагментов исторических источников

Ответ на вопрос: «В каких науках древние египтяне добились наибольших успехов и почему?»

Мифы о богах. Царство мертвых. Тайна пирамид. Канон древнеегипетского искусства.

Выполнить задания  в рабочей тетради к П.14.

 

 

 

26

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Древний Египет».

1

 Урок – игра: «Историческая эстафета».

Повторительное обобщение по теме: «Древний Египет».

Уметь работать по карте, объяснять понятия и термины, знать даты, анализировать факты и явления, разгадывать чайнворд.

 

 

Решить кроссворд в рабочей тетради к П. 14.

 

 

 

Глава 5. Западная Азия и век железа

27

Финикийские мореплаватели.

1

Комбинирован. урок

Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля.

Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, сравнивать географические условия Финикии и Египта, выделять причины возникновения финикийских колоний, знать о важнейших достижениях древних финикийцев.

Работа с картой, понятийным инструментарием.

 

Выполнить задания  в рабочей тетради к П.15, письменно ответить на вопрос 4, 5, на стр. 70 учебника.

 

 

 

28

Древняя Палестина.

1

Урок – практикум

Палестина. Религиозные верования. Библейские сказания.

Давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян.

Познавательное задание – составление сравнительной таблицы «Природно – географические условия Древнего Египта, Междуречья и Палестины», анализ исторического источника стр. 90 учебника.

 

Прочитать текст П. 16, повторить П. 7, 8, письменно ответить на вопросы 3, 5 стр. 90 учебника.

 

 

 

29

Ассирийская военная держава.

1

Комбинирован. урок

Ассирийская держава.

Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать карту, исторический документ как источник знаний, давать характеристику войска, его устройству, вооружению и приемам ведения войны.

Работа с картой, исторической терминологией, составление сравнительной таблицы «Древний Египет и Ассирия: природно – географические условия, управление. армия».

Культурные ценности Ассирии.

Выполнить задания  в рабочей тетради к П.17, письменно ответить на вопросы  2, 4,  на стр. 95 учебника, подготовиться к выполнению творческого задания «Архитектурные сооружения Вавилона»

 

 

 

30

Победители Ассирии.

1

Комбинирован. урок.

Лидия, Нововавилонское царство. Мидия. Культура и научные знания вавилонян.

Использовать карту как источник знаний, сравнивать культурное развитие Нововавилонско -го и Мидийского  царств, знать и описывать памятники культуры.

Проверка творческого задания «Архитектурные сооружения Вавилона», составление сравнительной таблицы «Культура Ассирии и Вавилона»

Висячие сады Семирамиды, появление денег.

Выполнить задания  в рабочей тетради к П.18, ответить на вопросы 5, 6 стр. 100 учебника.

 

 

 

Глава 6. Великие державы Древнего Востока

31

Образование державы Маурьев в Индии.

1

Урок сообщения нового материала.

Варны. Касты. Религиозные верования, Будда.

Работать с исторической картой, уметь объяснять значение понятий, выделять причины раздробленности Индии, характеризовать культурное наследие Индии, знать об их важнейших изобретениях.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Легенды и сказания Древней Индии.

П. 19 – прочитать, ответить на вопросы 1, 2, 4 (устно), 3 (письменно) стр. 106 учебника, выполнить творческое задание «Изобретение древних китайцев».

 

 

 

32

Единое государство в Китае.

1

Комбинирован. урок.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Научные знания и изобретения.

Умение работать с картой, давать оценку правления Цинь Шихуана, характеризовать культурное наследие Китая, выявлять его отличительные признаки, знать основные изобретения и характеризовать их роль в истории.

Составление памятки «Характеристика исторического деятеля», проверка творческого задания «Изобретения древних китайцев».

Учение Конфуция. Великая китайская стена.

П. 20 – прочитать,  выполнить  задания в рабочей тетради, написать сочинение «Чему научил меня Конфуций».

 

 

 

33

Персидская держава.

1

Практическое занятие

Возвышение персидской державы.

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, устанавливать синхронность событий.

Составление хронологической таблицы «Основные события в истории Персидской державы»; задания на счет лет в истории, работа по карте.

Персидские завоевания.

П. 21 – прочитать, письменно ответить на вопросы  2, 6 на стр. 116 учебника, выполнить задания в рабочей тетради.

 

 

 

34

Повторительное обобщение по теме: «Древний Восток».

1

Повторительно – обобщающий урок

 Обобщение и закрепление знаний по истории Древнего Востока.

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

Тест по теме: «Великие державы Древнего Востока».

 

 

 

 

 

Раздел III. Древняя Греция

 

Глава 7.  Древнейшая Греция

35

Греция и Крит в эпоху бронзы.

1

Урок сообщения нового исторического материала.

Природные условия Древней Греции. Население , его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит).

Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, сравнивать географические условия жизни финикийцев и греков, объяснять понятия по теме. Использовать документ как  источник знаний

Эссе «Труд древнегреческого земледельца».

 

П. 22 – прочитать, письменно ответить на вопросы  2, 3, 6 на стр. 123 учебника, выполнить задания в рабочей тетради.

 

 

 

36

Поэмы Гомера.

1

Практическое занятие.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Объяснять название поэм, решать познавательные задачи (вопр. 1 к П. 23, стр. 129 учебника), анализировать тексты поэмы (вопр. 4 к П. 23), использовать поэму как источник знаний о жизни греков.

Работа с текстом учебника. Иллюстрациями.

Личность Гомера.

Выполнить задания в рабочей тетради к П. 23, нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов гомеровских поэм.

 

 

 

37

Боги и герои Эллады.

1

Урок сообщения нового исторического материала.

Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах.

Понятия  миф, объяснять связь верования древних греков с их занятиями и природными условиями страны. Сравнивать религию древних греков с религией Египта, работать с историческим источником.

Составить краткий рассказ на тему «Боги и герои Древней Греции»

 

П. 24 – прочитать, письменно ответить на вопросы  2, 3, 4 на стр. 133 учебника, выполнить задания в рабочей тетради.

 

 

 

Глава 8. Рождение античного мира

38

Греческие полисы и великая греческая колонизация.

1

Практическое занятие.

Полис – город – государство. Греческие колонии – местоположение, занятия жителей.

Понимать исторические причины и историческое значение событий. Использовать карту как  источник знаний, объяснять понятия: полис, колония, колонизация, сравнивать периоды развития Греции.

Работа с картой, понятийным инструментарием (вопр. 2 на стр. 139 учебника)

Греческие колонии. Экспорт и импорт в колониях. Скифы: происхождение, места расселения.

П. 25 – прочитать, письменно ответить на вопросы  1, 3, на стр. 139 учебника, выполнить задания в рабочей тетради.

 

 

 

39

Афинский полис.

1

Комбинирован. урок.

Полис – город – государство. Свободные и рабы. Демос и знать. Афинская демократия.

Определять на основе учебного материала причины и следствия ист. событий. Характеризовать и оценивать законодательную деятельность Солона, решать познавательные задачи (вопр. 7 стр. 143 учебника)

Работа с картой, понятиями; анализ документа.

Солон и его законы.

П. 26 – прочитать, письменно ответить на вопросы  4, 8 на стр. 143 учебника, задания в рабочей тетради. Творческое задание «Спартанское воспитание».

 

 

 

40

Древняя Спарта.

1

Комбинирован. урок.

Спарта: местоположения. Природные условия, занятия жителей, особенности системы управления.

Объяснение исторически сложившегося общественного строя. Сравнение государственного в Афинах и Спарте, оценка системы спартанского воспитания.

Творческое задание – составление сравнительной таблицы «Отличия спартанского государственного строя от афинского».

Воспитание в Спарте. Законы Ликурга.

П. 27 – повторить текст, письменно ответить на вопросы  3, 5, 6 на стр. 147 учебника, задания в рабочей тетради.

 

 

 

Глава 9. Греко – персидские войны

41

Герои марафонской битвы.

1

Комбинирован.  урок.

Греко –персидские войны.

Рассказывать о важнейших событиях и их участниках, определять причины побед греков, знать хронологию.

Повторительное обобщение: составление хронологической таблицы; работа с новыми понятиями.

 

П. 28 – повторить текст, письменно ответить на вопрос  5 на стр. 152 учебника, выполнить задания в рабочей тетради.

 

 

 

42

Персидское нашествие на Грецию.

1

Урок сообщения нового исторического материала.

Греко – персидские войны.

Рассказывать о важнейших событиях и их участниках, используя иллюстрации и карту (путь полчищ Ксеркса), оценивать деятельность личности (Фемистокл), определять причины побед греков.

Выполнить хронологический диктант; письменно ответить на вопрос 6 стр. 158 учебника

 

П.29 – прочитать, проанализиро -вать исторический источник (отрывок из  произведения Эсхила «Персы» на стр. 159 учебника), задания в рабочей тетради, подготовить сообщение о Перикле.

 

 

Глава 10.  Могущество и упадок Афин

43

Расцвет демократии в Афинах

1

Урок сообщения нового исторического материала.

Афинская демократия.

Высказывать собственные суждения об историческом наследии греков, анализировать и сопоставлять источники, сопоставлять их, сравнивать политический строй Афин и Спарты, решать познавательные задачи.

Мини – эссе «Можно ли считать Афинское государство образцовым».

Друзья и враги Перикла.

П. 30– прочитать, письменно ответить на вопросы  1, 2, 3, 5 на стр. 165 учебника, задания в рабочей тетради.

 

 

 

44

Хозяйственное развитие Греции в Vв. до н. э.

1

Комбинирован.  урок

Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы.

Использовать иллюстрации как источник знаний, сравнивать положение илотов и рабов, решать познавательные задачи, перечислять источники богатства Афин.

Письменно ответить на вопрос: «Каковы источники богатства Афин?)

 

Ответить на вопрос  3 на стр. 168 учебника, выполнить задания в рабочей тетради к П.  31.

 

 

 

45

Пелопоннесская война.

1

Практическое занятие.

Пелопоннесская война.

Умение выделять причины войны и ее последствия, объяснять причины поражения Афин, давать оценку деятельности  Алкивиада, решать познавательные задачи ( вопрос 4 cтр.173)

Познавательные задания: работа с картой, текстом параграфа; иллюстрациями; сравнительная характеристика деятельности Перикла и Алкивиада.

 

П. 32 – вопросы 2, 5, 6 на стр. 173 учебника.

 

 

 

Глава 11. Греческая культура

46

Граждане, ученые и атлеты Греции.

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (практическое занятие)

Развитие научных и философских знаний. Школа и образование. Олимпийские игры в древности: особенности, правила.

Выделять условия развития культуры Греции, характеризовать систему воспитания в Греции, работать с картой, решать познавательные задачи.

Подготовка сообщений и выступление с ними.

Архимед. Аристотель. Платон.

П. 33 – вопросы 3, 4, 5 – письменно, задания в рабочей тетради. Творческое задание (подготовить репортаж с Олимпийских игр).

 

 

 

47

Архитекторы, скульпторы, поэты Греции.

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом.

Культурное наследие Древней Греции. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура.

 Сравнивать скульптуру и архитектуру Греции и Египта, выделять их особенности, сравнивать древнегреческий театр с современным, знать и описывать памятники культуры.

Краткие выступления по теме.

 

П. 34 – вопросы 1 - 3 – письменно, задания в рабочей тетради.

 

 

 

Глава 12.  Македонские завоевания

 

48

Возвышение Македонии.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Возвышение Македонии.

Использовать карту как  исторический источник, выделить причины возвышения Македонии поражения Греции, оценить историческое событие.

Работа с картой, текстом параграфа; анализ документа.

Македонское войско.

П. 36 – прочитать, подготовить сообщение об Александре Македонском, выполнить задания в рабочей тетради.

 

 

 

49

Завоевания Александра Македонского.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован.  урок).

Завоевания Александра Македонского и его держава.

Показывать на карте границы государств, горда, места значительных исторических событий, использовать документ и карту как источник знаний, характеризовать Александра Македонского и давать оценку его деятельности.

Работа с картой, хронологическая таблица, проверка творческого задания.

Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Личность Александра.

Выполнить задания в рабочей тетради к П. 37, подготовиться к конкурсу экскурсоводов.

 

 

 

50

Греческий Восток.

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (заочная экскурсия).

Александрия – местоположение, улицы, площади, музеи и библиотека.

Знать важнейшие достижения культуры системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Воображаемая экскурсия по Александрии.

Культурное наследие эллинистического мира. Чудеса света.

Выполнить задания в рабочей тетради к П. 38

 

 

 

51

Повторительное обобщение по теме «Древняя Греция».

1

 Урок – игра «Брейн – ринг».

Повторить и обобщить знания по теме «Древняя Греция».

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов.

 Работа с картой, иллюстрациями.

 

Историческое сочинение «Древняя страна – прекрасная Эллада».

 

 

 

Раздел IV. Древний Рим

Глава 13. Образование Римской республики

52

Древнейший Рим. Республика римских граждан.

1

Урок сообщения нового исторического материала.

Природные условия и население Древней Италии. Этруски. Занятия и положение жителей, их религиозные верования. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны.

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных заданий (вопрос 1 П. 39)..

Письменный ответ на вопрос: «Какие изменения произошли в Риме при царе Сервии Тулии?»

Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Город на семи холмах.

Ответить на вопрос  3, 5 на стр. 208 учебника, выполнить задания в рабочей тетради к П.  38, 39.

 

 

 

53

Рим во главе Италии.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован. урок).

Римское войско. Установление господства Рима в Италии.

Сравнивать легион с македонской фалангой, умение работать с картой, сравнивать положение Рима в разные периоды его истории (вопр. 3 П. 40).

Задания по контурной карте, выполнение заданий к П. 40 в рабочей тетради.

 

Повторить П.40, ответить на вопросы 1, 4, 5 на стр. 218 учебника.

 

 

 

Глава 14.  Римские завоевания в Средиземноморье

54

Войны с Карфагеном.

1

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (практическое занятие)

Войны с Карфагеном (Пунические войны). Походы Ганнибала.

Рассказывать о важнейших событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий, прослеживать ход событий по карте, характеризовать исторические личности, устанавливать хронологию событий.

Составление хронологической таблицы «Войны Рима с Карфагеном», дать характеристику знаменитым полководцам Рима и Карфагена.

Личность Ганнибала.

Повторить П. 41, 42, выполнить задания в рабочей тетради.

 

 

 

55

Рим – завоеватель Средиземномо  -рья.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Господство Рима в Средиземноморье.

Использовать карту как  источник знаний, объяснять причины победы римлян, решать познавательные задачи.

Работа с картой, текстом параграфа, иллюстрациями.

Смерть Ганнибала, деятельность сенатора Катона.

Ответить на вопрос  4, 6 на стр. 232 учебника, выполнить задания в рабочей тетради к П. 43

 

 

 

Глава 15. Гражданские войны в Римской республике

56

Народные трибуны – братья Гракхи.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован.  урок).

Разорение земледельцев. Тиберий и Гай Гракхи. Земельный закон.

Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, оценивать деятельность исторических личностей.

Контрольное тестирование

Гражданские войны.

Подготовить сообщение на тему «Народные трибуны – братья Гракхи», выполнить задания в рабочей тетради к П. 44.

 

 

 

57

Сулла – первый военный диктатор Рима.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован. урок).

Гражданские войны. Диктатура Суллы.

Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, характеризовать понятие диктатура

Составление развернутого плана П. 45; работа с понятиями.

 

Подготовить сообщение о Спартаке, выполнить задания в рабочей тетради к П. 46.

 

 

 

58

Цезарь – повелитель Рима.

1

Урок сообщения нового исторического материала.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти.

Объяснять свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и личностям, давать характеристику исторической личности.

Ответы на вопросы 1, 2, 3 к П. 47 на стр. 251 учебника.

 

Выполнить задания в рабочей тетради к П. 47

 

 

 

59

Падение республики.

1

Комбинирован. урок.

Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление.

Уметь определять причины краха  республики в Риме, решать познавательные задачи (вопр. 2 на стр. 257 учебника), высказывать свою точку зрения  и аргументировать.

Ответы на вопросы 5, 6 на стр. 257  учебника.

 

Выполнить в рабочей тетради задания к П. 48, подготовить сообщения о жизни и быте древних римлян.

 

 

 

60

Повторительное обобщение по теме: «Гражданские войны в Римской республике»

1

Повторительно – обобщающий урок

Повторить иобобщить полученные знания о значимых событиях в период гражданских войн в Римской республике.

Объяснять свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и личностям; соотносить общие исторические процессы, показывать знание фактов, дать , терминов

Работа с картой, контрольное тестирование, индивидуальная работа по карточкам.

 

 

 

 

 

Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи

61

Император Октавиан Август.

1

Урок сообщения нового исторического материала.

Правление Августа.

Умение сравнивать власть Октавиана с диктатурой Цезаря, давать оценку историческим личностям и их деятельности.

Выступление с сообщениями, составление развернутого плана П. 49

 

 Выполнить задания в рабочей тетради к П. 49

 

 

 

62

Цезари Рима.

1

Урок выработки умений и навыков (практическое занятие).

Правление Нерона и Траяна.

Умение сравнивать личности Нерона и Траяна.

Ответ на вопрос: «Что общего было между правлением Траяна и Октавиана Августа?».

 

Ответить на вопрос  3, 4, 6 на стр. 269 учебника, выполнить задания в рабочей тетради к П. 50

 

 

 

63

 

64

Жизнь в Римской империи.

2

Комбинирован.  урок.

 

Урок выработки умений и навыков (практическая  работа).

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, золотой век поэзии.

Знать важнейшие достижения культуры Древнего Рима, сформировавшиеся в ходе исторического развития

Сообщения по теме.

Римское право. Ораторское искусство. Жизнь и быт римлян.

П. 51 -52 – повторить и выполнить задания в рабочей тетради.

 

 

 

65

Кризис в Римской империи в IIIв.

1

 Урок сообщения нового исторического материала.

Натиск варваров. Внутреннее положение империи и ее распад. Кризис империи.

Понимать причины и историческое значение событий и явлений, сравнивать состояние империи в различные периоды, выделять черты кризиса империи, давать определение понятию натуральное хозяйство, решать познавательную задачу (вопр. 6 стр. 283 учебника).

Контрольное тестирование.

Империя и соседние народы. Рим и варвары. Готы и гунны.

Ответить на вопрос  2, 7 на стр. 283 учебника, выполнить задания в рабочей тетради.

 

 

 

66

Христианство.

1

Комбинирован.  урок.

Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.

Понимать  причины и значение событий и явлений, сравнивать христианство с язычеством. Выделять особенности христианства.

Работа с картой, исторической терминологией. 

Христианские святые и мученики. Ценности христианского учения.

Выполнить задания в рабочей тетради к П. 54.

 

 

 

67

Императоры Диоклетиан и Константин.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинирован. урок).

Признание христианства государственной религией Римской империи.

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, умение пользоваться картой, сравнивать и оценивать деятельность императоров Диоклетиана и Константина, сравнивать власть Октавиана Августа с властью Константина и Диоклетиана.

Практическое задание – ответить на вопросы 2, 3, 4 на стр. 293 учебника.

 

П. 55 – повторить и выполнить задания в рабочей тетради.

 

 

 

68

Падение Западной Римской империи

1

Урок выработки умений и навыков (практическая  работа).

 Разделение Римской империи на Западную Восточную. Падение Западной Римской империи

Пользоваться с картой и документом как источником знаний, давать оценку историческим  событиям, выделять причины падения Западной Римской империи

Пользоваться с картой, анализ документов, задания на счет лет.

Рим и варвары. Готы и гунны.

Выполнить задания в рабочей тетради к П. 56

 

 

 

69

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Древний Рим».

1

Повторительно – обобщающий урок.

Повторить и обобщить знания по теме: «Древний Рим».

 

Тест по теме: «Расцвет и могущество Римской империи».

 

Подготовить  сообщения по теме: «Семь чудес света» или презентации.

 

 

 

70

Повторение по курсу «История Древнего мира

1

Итоговое повторение.

Древнейшие очаги цивилизации. Др. Восток, Антич. мир

 

Контрольный тест, выступление с сообщениями.

Взаимосвязи культур народов Востока и античн.

 

 

 

 

                

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5

Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)

Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...

Урок-игра к главе 7 (Греция) к учебнику Всеобщая история.История Древнего мира. А.А Вигасин

Данный урок является итоговым уроком к 7 главе учебника истории 5 класса. Игра удивительная деятельность, которая помогает школьникам закрепить изученный материал....

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....