Авторский элективный курс по истории "Может ли одиночка изменить мир?
элективный курс по истории (9 класс) на тему

Авторский элективный курс по истории России  в рамках предпрофильной подготовки учащихся  рассматривает вопросы реформаторской деятельности Столыпина П.А.,Витте С.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozhet_li_odinochka_izmenit_mir.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский

элективный курс по истории

в рамках профильной подготовки учащихся

«Может ли одиночка изменить мир?»

(реформаторы России XIX – н. XX вв.)

Учитель истории и обществознания

 МБОУ «Гимназия № 4»        г.Брянска

 Машоха Инна Викторовна


Содержание

Пояснительная записка        

Учебно-тематический план        

Содержание программы        

Методические рекомендации по изучению курса        

Приложение        

Список литературы        


Пояснительная записка

Отечественная история, как и история других стран, никогда не была анонимной. Она не сводится только к абстрактной борьбе классов, программных и философских доктрин, к революциям и воинам, реформам и контрреформам. Она всегда была и есть персонифицирована, за всеми ее событиями всегда стояли конкретные личности, а среди участников «великих и малых» исторических свершений выделялись выдающиеся политические и государственные лидеры. Каждый из них в решении той или иной общественно-политической, государственной проблемы вносил свое индивидуальное видение, свои оценки, отразившиеся на ходе исторического процесса. Вот почему в научных исследованиях и в исторической публицистике традиционно важное место отводилось жанру политического портрета. История не терпит черно-белых контрастов, а творящие люди никогда не укладываются в простые схемы. Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживают период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества состоящий из:

  1. опыта познавательной деятельности;
  2. опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;
  3. опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;
  4. социального опыта и ценностных ориентаций.

Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход.

В изучении истории России большое внимание уделено попытке по-новому осмыслить роль известных политических деятелей России, особенно одного из самых сложных периодов XIX – XX веков. Элективный курс «Может ли одиночка изменить мир?» для учащихся 10 классов общеобразовательных школ, рассчитан на 24 занятия.

Различные виды индивидуальной, групповой работы, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы позволяют обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее историческое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к истории. Курс позволяет выйти за рамки урочной деятельности и включиться в активную поисковую работу.

Особенности данного элективного курса заключается в том, что он учит учащихся постоянно определять свою точку зрения в решении обозначенных проблем. Прошлое, как бы мы к нему не относились, уже состоялось, его не переделать. Из него можно только черпать опыт для выбора будущего. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса к историческим фактам, событиям, тенденциям.

Проблемы, которые включены в данный элективный курс в полной мере присущи жанру исторического портрета на протяжении длительного периода отечественной истории историография, монографические исследования и учебная литература были в значительной степени «обезлюжены», исторические фигуры социализировались, описывались однозначно либо в черном, либо в белом цвете.

Знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Курс развивает мышление школьников, формирует полезное в социальном общении умение, а также нравственные ориентиры – способность переживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего народа.

Модернизация содержания образования требует обновления педагогического инструментария, в том числе и системы оценивания учебных достижений учащихся.

В качестве самых общих целей исторического образования в школе можно называть формирование у детей:

  1. знаний и представлений о личностях, сыгравших определенную роль в истории России;
  1. компетенций, достаточных для оценки роли того или иного политического деятеля нашего Отечества.

Из многообразия форм контроля и оценки правовых и исторических знаний, умений и навыков учащихся в приложении к данной программе выделено несколько форм. Это презентация, рефераты, «мозговой штурм», форум, тестирование, работа с документами.

Цель курса:

  1. формировать социально активную гражданскую позицию учащихся
  2. формировать историческое сознание
  3. развивать способности учащихся к самообразованию
  4. сориентировать учащихся на выбор гуманитарного профиля.

Задачи:

  1. формировать знания учащихся о сущности  реформ, показать влияние реформ на исторические процессы в стране, видеть причинно-следственные связи
  2. развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации
  3. развивать навыки формирования собственной позиции, уважения чужой точки зрения, толерантности.

Необходимым условием реализации целей и задач является широкое использование активных и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий, т.к. данные методы работы позволяют включить в учебный процесс всех учащихся, в том числе и стеснительных, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

В качестве основных для обсуждения в данном элективном курсе предлагается следующий ряд проблем:

  1. Влияние человека на российскую историю, внутреннюю и внешнюю политику стран. Идейно-политические направления, а также социальные группы людей, стоявшие за той или иной персоной.
  2. Роль политических и государственных деятелей в бурных исторических событиях отечественной истории.

С учетом того, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися инициативно, целесообразно при оценке результата использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку. Портфолио – набор работ ученика (письменных работ, сочинений, компьютерных материалов, видеопленок и т.д.). По результатам судят об успешности обучения данного ученика или группы учащихся.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

1

2 - 3

4

5

6

7

8

9

10 - 11

12

13

14 - 15

16

17

18

19

20

21 - 22

23 - 24

Введение. Что изучает курс «Может ли одиночка изменить мир?».

Роль личности в истории.

Россия н.XIX в. Готовность страны к реформам.

Реформатор нач. XIX в. М.М.Сперанский – штрихи биографии.

Реформы Сперанского – путь страны к демократии?

Николай I как личность, государственный деятель и реформатор.

Реформы Николая I.

Александр II – царь Освободитель, царь Реформатор.

Великие реформы. Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 60 – 70 гг.

Александр III – путь реформатора.

«Реформы наизнанку» К.П.Победоносцев.

Гений российской политики и экономики граф С.Ю.Витте.

С.Ю.Витте: портрет реформатора на фоне эпохи.

Денежная реформа Витте.

Витте и модернизация экономики России.

Кто такой Столыпин?.

Столыпин – спаситель русской деревни.

Социальная структура российского общества.

Достижения и просчеты российских реформаторов.

Итоговое повторение. Резерв.

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

2


Содержание программы

  1. Введение. Роль личности в истории.

Задачи введения состоят в том, чтобы дать ученикам понять, как от личных качеств и характера зависела российская политика. Определить роль личности в истории. На основе проведенной мини-лекции познакомить учащихся с программой курса, темами выступлений учащихся, правилами работы в группах, методикой проведения «мозгового штурма», системой оценивания.

  1. Реформатор н. XIXв. М.М.Сперанский.

Тема посвящена графу М.М.Сперанскому – одному из самых выдающихся государственных деятелей первой половины XIX века.

Уделить внимание общему плану государственных реформ: подготовка крестьянской реформы, управление в правах всех сословий; разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями; подготовка Полного собрания и Свода законов Российской империи.

  1. Реформы Николая I и Александра II.

Тема посвящена реформаторской деятельности русских царей Николая I и Александра II. Сравнить проводимые реформы, определить точки соприкосновения и различия. Уделить внимание «Великим реформам» Александра II, выявить их противоречивость, значение и последствия.

  1. От реформы к контрреформам. Александр III и К.П.Победоносцев.

Раздел посвящен одному из особо приближенных к престолу в России реформатору К.П.Победоносцеву – известному юристу, государственному деятелю, который оказывал заметное влияние на правительственную политику, являясь ярым защитником самодержавия.

  1. Гений российской политики и экономики граф С.Ю.Витте.

Тема посвящена бурному процессу индустриализации России. головокружительная карьера простого железнодорожного служащего, дослужившегося до председателя Комитета Министров.

Форма проведения занятия – презентация с устными выступлениями учащихся. Противоречивость деятельности С.Ю.Витте, стремление к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу против международно-политических последствий этого привлечения; приверженность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ.

Деятельность Витте С.Ю. как министра финансов: создание самостоятельной национальной индустрии; увеличение косвенных налогов; вино-водочная монополия; денежная реформа; кредитная политика; фабричное законодательство.

  1. Спаситель русской деревни?

Форма проведения занятия – презентация, работа с документами, «мозговой штурм».

Биографический портрет: чиновник в министерстве Госимуществ, робота в МВД, предводитель дворянства в Ковенской губернии, губернатор Саратовской губернии, министр внутренних дел, премьер-министр.

Был ли шанс у Столыпина? Указ о военно-полевых судах, «столыпинские галстуки», массовые репрессии; аграрная реформа; переселенческая политика; реформа местного самоуправления; налоговая реформа; реформа судебной системы; реформа школы. Итоги реформирования.

  1. Форум. «Достижения и просчеты российских реформаторов».
  2. Итоговое повторение по курсу.

Форма занятия – тестирование.

  1. Правила проведения «мозгового штурма».
  1. Говори только тогда, когда тебе дадут слово.
  2. Высказывай любые идеи, какие приходят тебе в голову, даже самые фантастические.
  3. Не обсуждай и не критикуй высказывания других.
  4. Развивай идеи, выдвинутые другими участниками.
  5. Продолжай думать, даже когда считаешь, что твоя фантазия истощилась.

  1. Правила проведения работы в малых группах и проведения дискуссии.
  1. Чтобы попросить слова, подними руку.
  2. Не прерывай других. Не говори одновременно с другими.
  3. Выслушивай мнения других и старайся понять, даже если ты не согласен.
  4. Критически относись к мыслям, но не людям.
  5. Старайся найти наилучшее решение проблемы, а не переспорить собеседника.
  6. Не уклоняйся от темы, будь краток.
  7. Будь доброжелателен и терпим к мнениям других.

Форум

Форум – это способ преодоления безразличия, пассивности к тем общественным процессам, которые затрагивают жизнь каждого человека. Благодаря участию в форуме у ребят формируется собственный взгляд на сложные проблемы внутри страны.

Форум предоставляет возможность цивилизованного диалога, что находит выражение в его правилах:

  1. Ведущий будет направлять обсуждение, оставаясь при этом нейтральным.
  2. Все должны быть расположены к участию в дискуссии.
  3. Никто не доминирует в беседе, и каждый имеет возможность высказаться.
  4. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.
  5. Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме.
  6. Поддерживается атмосфера дискуссии.
  7. Мы слушаем и слышим друг друга.

Форум призывает к терпимости, взаимопониманию.

Как организовать и провести форум?

  1. Предварительная подготовка.

Участники располагаются полукругом.

На стене можно развесить правила ведения форума.

Учитель должен лучше всех быть подготовлен к дискуссии. Это подразумевает, понимание целей дискуссии, продумывание направлений, куда дискуссия может пойти, подготовку дискуссионных вопросов, чтобы помочь ученикам в рассмотрении проблемы.

  1. Начало форума.
  1. Объяснение цели.
  2. Объяснение правил.
  3. Описание проблемы.
  1. Подведение итогов дискуссии.

Завершение форума не есть, строго говоря, подведение итогов, но всего лишь логическое окончание того, что делалось на протяжении дискуссии. Нужно оставить 15 – 20 минут для подведения итогов. Участники обязательно должны взглянуть назад и  проанализировать, чего группа достигла, продвигаясь по пути к взаимоприемлемому образу действий по обсуждаемой проблеме. Во время индивидуального или группового анализа можно предложить ответить на следующие вопросы:

  1. Как изменилось ваше представление о проблеме за время форума?
  2. Как изменился ваш взгляд на точки зрения других людей?
  3. Если бы мы выступали в роли консультантов тех политиков, которые ответственны за решение данной проблемы, каковы были бы ваши рекомендации?
  4. Какие действия для решения проблемы вы поддержали как группа?
  5. Есть ли позиции, которые большинство из нас поддерживает?

В школе возможен еще вариант форума. Учитель дает задание классу предварительно изучить дискуссионные вопросы по проблеме. Затем все ученики класса делятся на три или четыре группы в зависимости от количества подходов к решению проблемы. Каждая группа получает задание представить «свой» подход в наиболее выигрышном свете, причем рекомендуется не обязательно верить в данный подход, а нужно, его понять, уяснить позицию по проблеме других людей. Затем в классе организуется общее обсуждение каждого из подходов, выделяются его плюсы и минусы. Учитель в данном случае выступает в роли ведущего дискуссии, по завершении которой он просит всех участников записать собственное мнение о путях решения проблемы на доске, а также записать свое. В результате можно увидеть, каково суждение учеников класса по проблеме.

Вопросы форума.

  1. Почему курс назван «Может ли одиночка изменить мир»?
  2. Как конкретная историческая личность влияла на внутреннюю и внешнюю политику России?
  3. Роль политического деятеля в исторических событиях к.XIX – н.XXв.
  4. В чем состояли достижения и просчеты реформаторов России. Аргументировать.
  5. Мне больше всего запомнился (-лись) …, потому что…
  6. Что я могу сделать сегодня для страны, что зависит лично от меня?
  7. Мое мнение о прослушанном курсе.


Методические рекомендации по изучению курса

Занятие 1 – 3. Введение. Что изучает курс «Может ли одиночка изменить мир?» Роль личности в истории.

Цель:        выяснить, какую роль играет личность в истории; спланировать и организовать деятельность учащихся в рамках курса.

План

  1. Определение целей, задач курса, знакомство с программой курса.
  2. Мини-лекция «Роль личности в истории».

Для понимания русской истории, впрочем, как и всякой другой, важен учет влияния на эту историю личностей.

История населена людьми, населена личностями. Никакие географические, природные, экономические, внешнеполитические и прочие условия не «заработают», если их не приведут в действие люди, в первую очередь лидеры, видные деятели той или иной страны. И чем более ярким характером обладает лидер, чем активней он вторгается в жизнь общества, тем более сильное влияние он оказывает на судьбы страны; ведь каждый лидер становится таковым, потому что он тысячами нитей связан с людьми, с большими массами населения, которое его выдвинуло, поддержало, пошло за ним к их общим целям.

Поэтому очень важно понять формирование характера таких лидеров, их человеческие пристрастия и их сильные и слабые стороны. Все эти качества так или иначе отражаются в его деятельности, влияют на историю народа. Личность, ее идеи так же сильно влияют на общество, как и силы природы, как внешние нашествия и прочие исторические обстоятельства.

А теперь мы спросим себя: так что же в истории важнее всего, что оказывает на нее самое сильное влияние? Ответ очень прост: все обстоятельства в совокупности, их комплекс. Этот комплекс для каждой страны, для каждого народа неповторим, как неповторима и жизнь отдельного человека.

  1. Какие ассоциации возникают у вас со словом личность? (Использовать существительные.)

человек

лицо

индивид

Личность

  1. Работа со словарем. Как эти термины объясняет словарь?
  2. А что зависит лично от меня? Мозговой штурм (см. приложение стр.15).

Вывод: ты сам несешь ответственность за выбор, который сделал. Элективный курс должен помочь тебе определиться.

III. Планирование деятельности учащихся.

В ходе занятий в рамках элективного курса вы будете делать сообщения, составлять презентации, писать рефераты по темам:

  1. Сперанский М.М. – выдающийся государственный деятель н.XIXв.
  2. Свод законов Российской империи – история создания и принятия.
  3. Сперанский М.М. Очерки государственной деятельности.
  4. Влияние Победоносцева на политику двух российских императоров.
  5. Победоносцев: жизнь и деятельность.
  6. Витте и модернизация экономики России.
  7. Денежная реформа Витте.
  8. Витте: политический портрет на фоне эпохи.
  9. Значение реформ П.А.Столыпина.
  10. Кто такой Столыпин.
  11. Историческая роль Столыпина
  12. Столыпин как реформатор.

Знакомство учащихся с памятками (см. приложение стр.15 – 17).

  1. Как написать реферат?
  2. Оценка характеристики политического деятеля.
  3. Правила работы в группе. Упражнение «Дерево решений» - выделить положительные и отрицательные признаки деятельности реформатора.
  4. Как составить презентацию.

IV. Итоговое оценивание.

        Портфолио – оценка – набор работ ученика (письменных работ, сообщений).

Занятие 4. Россия в начале XIX в. Готовность страны к реформам.

Цель: особенности экономического и политического развития России в начале XIX в.; определить готовность России к реформам.

План

Лекция

  1. Общая характеристика развития России в начале XIX в.

а) территория и население;

б) экономическое развитие России;

в) особенности политического устройства страны.

Задание учащимся. Согласны ли вы с утверждением, что Россия в начале XIX в. была готова к реформам? Ответ аргументируйте.

Занятие 5 – 6. Реформатор н. XIX в. М.М.Сперанский .

Цель:        знакомство учащегося с деятельностью М.М.Сперанского на примере государственных реформ; роль Сперанского в развитии России            н. XIX в.

План

  1. Реферат. «Сперанский М.М. – выдающийся государственный деятель н. XIX в.»

Задания учащимся:        1 группа – Составление вопросов по реферату

                                2 группа – Выписать новые термины.

  1. Групповая работа учащихся с документами (см. приложение    документ 11).
  2. Итоговый вопрос. Какую роль сыграл Сперанский в истории России   н. XIX в. Ответ аргументируйте.

Занятие 7. Николай I как личность, государственный деятель и реформатор.

Цель: знакомство учащихся с приходом Николая I к власти: определение особенностей характера и государственной деятельности Николая I.

План

  1. Реферат «Николай I как личность, государственный деятель и реформатор»

Задание учащимся. 1 группа – Какие качества Николая I характеризуют его как личность и государственного деятеля.

2 группа – Почему деятельность Николая I считают реформаторской?

Занятие 8. Реформы Николая I .

Цель: выяснить особенности и характер проводимых реформ Николая I; результаты реформ.

План

  1. Просмотр мультимедийного учебного фильма «Русские князья и цари»

Задание учащимся.

  1. В чем вы видите особенности реформ Николая I.
  2. Почему реформы носили противоречивый характер? В чем это заключалось?
  3. Что помешало осуществлению предполагаемых реформ.

Занятие 9 – 11. Александр II  царь Освободитель, царь Реформатор. «Великие реформы» 60 – 70 гг. XIX в.

Цель: определить роль Александра II в истории России как царя реформатора, выяснить историческое значение Великих реформ и определить их последствия и значение для дальнейшего развития страны.

План

  1. Почему историки называют Александра II царем Освободителем, царем Реформатором
  2. Эпоха второй половины XIX в. считается эпохой «Великих реформ». Что дает основание так считать?
  3. Сообщения учащихся по темам: «Крестьянская реформа 1861 г.», «Либеральные реформа 60 – 70 гг. XIX в.»

Задание учащимся

  1. Определить «+» и «-» проводимых реформ.
  2. Выделить буржуазные изменения и феодальные пережитки в ходе проведения реформ.
  1. Александр II отменил крепостное право, но был первым на кого покушались террористы и убили. Почему? Ответ аргументируйте.

Занятие 12 – 13. От реформ к контрреформам. Александр III и К.П.Победоносцев.

Цель:        определить роль и место государственного деятеля, юриста, человека, оказывающего влияние на двух российских императоров К.П.Победоносцева.

План

  1. Реферат. «Победоносцев: жизнь и деятельность».

Задания учащимся:        1 группа – Какие факторы способствовали подъему Победоносцева по служебной лестнице.

2 группа – В результате каких исторических событий Победоносцев оказался близок к царской семье.

  1. Характеристика политического деятеля по памятке (см. приложение стр. 15).
  2. Объяснить хрестоматийные строки А.Блока, высказанные в адрес К.П.Победоносцева:

«В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла:

Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла.

И не было ни дня, ни ночи,

А только – тень огромных крыл;

Он дивным кругом очертил

Россию, заглянув ей в очи

Стеклянным взором колдуна…»

В чем состоит неприятие и одновременно восхищение А.П.Победоносцевым.

  1. Работа с документами (см. приложение документ 12 стр.23).

Занятие 14 – 18. Гений российской политики и экономики граф С.Ю.Витте.

Цель:        охарактеризовать деятельность Витте как государственного деятеля, как министра финансов; показать противоречивость деятельности.

План

  1. Компьютерная презентация с устными выступлениями учащихся.

Вопросы группам:

  1. Какими качествами личности обладал Витте.
  2. Благодаря чему Сергею Юльевичу удалось успешно продвигаться по служебной лестнице.
  3. В чем вы видите противоречивость деятельности Витте.
  4. Определить «+» и «–» последствия для страны проводимых С.Витте мероприятий.
  1. Работа с документами (см. приложение документ 1 – 4 стр.15 – 20).
  2. Итоговый вопрос. Почему тема занятия звучит «Гений российской экономики и политики»? Согласны ли вы с данной формулировкой.

Занятие 19. Столыпин П.А.: спаситель русской деревни.

Цель:        осветить биографию будущего реформатора России; взглянуть на Столыпина – человека удивительной, необыкновенной судьбы – глазами людей разных убеждений.

Эпиграф: «Настоящее без прошлого – не настоящее, а только его суррогат» (С.Залыгин)

План

  1. Компьютерная презентация. Столыпин: биографический портрет.

Задания учащимся:        1 группа – Выписать качества Столыпина способствовавшие его продвижению по службе.

2 группа – Как складывались отношения Столыпина в семье. Что вас удивило, что вызвало негативное отношение?

  1. Работа с документами (см. приложение документ 5 – 8 стр. 20 – 22).
  2. Итоговый вопрос. Объясните эпиграф занятия. Как это соответствует теме занятия.

Занятие 20. Столыпин П.А.: спаситель русской деревни (продолжение).

Цель:        продолжить изучение деятельности Столыпина как министра внутренних дел и премьер-министра на примере реформ, проводимых им в России.

План

  1. Компьютерная презентация. Реформы Столыпина и их суть.

Задания учащимся:        1 группа – Выделить «+» последствия реформ.

2 группа – Выделить «–» последствия реформ.

  1. Характеристика политического деятеля (см. приложение стр.15).
  2. «Мозговой штурм». Столыпин: спаситель русской деревни (см. правила проведения «Мозгового штурма» приложение стр.15).

Занятие 21 – 22. Форум. Достижения и просчеты российских реформаторов.

Цель:        в форме дискуссии попытаться выяснить может ли одиночка изменить мир? Осмыслить деятельность реформаторов и ответить на вопрос, а что мог бы предложить я.

Эпиграф: «Гордиться славою своих предков не только модно, но и должно» (А.С.Пушкин)

«История злопамятнее народа»                                          (Н.Карамзин)

План

  1. Форум. (Правила проведения форума см. стр.8)

Проблема форума: Может ли одиночка изменить мир?

  1. Вопросы форума:
  1. Почему курс назван «Великие реформаторы России»?
  2. Как конкретная историческая личность влияла на внутреннюю и внешнюю политику России?
  3. Роль политического деятеля в исторических событиях к.XIX – н.XXв.
  4. В чем состояли достижения и просчеты реформаторов России. Аргументировать.
  5. Мне больше всего запомнился (-лись) …, потому что…
  6. Мое мнение о прослушанном курсе.
  1. Подведение итогов по прослушанному курсу.

Занятие 23 – 24. Итоговое повторение.

Цель:        повторить, обобщить и закрепить знания учащихся, полученные при изучении курса; выявить «слабые» места в знаниях учащихся.

План

  1. Тестирование (см. приложение стр.24).
  2. Проверка теста, оценивание (см. приложение стр.26), подведение итогов.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Правила проведения «мозгового штурма»

  1. Говори только тогда, когда тебе дадут слово.
  2. Высказывай любые идеи, какие приходят тебе в голову, даже самые фантастические.
  3. Не обсуждай и не критикуй высказывания других.
  4. Развивай идеи, выдвинутые другими участниками.
  5. Продолжай думать, даже когда считаешь, что твоя фантазия истощилась.

Правила проведения работы в малых группах и проведения дискуссии

  1. Чтобы попросить слова, подними руку.
  2. Не прерывай других. Не говори одновременно с другими.
  3. Выслушивай мнения других и старайся понять, даже если ты не согласен.
  4. Критически относись к мыслям, но не людям.
  5. Старайся найти наилучшее решение проблемы, а не переспорить собеседника.
  6. Не уклоняйся от темы, будь краток.
  7. Будь доброжелателен и терпим к мнениям других.

Памятка для оценки государственного деятеля

  1. Интересы какого класса или социальной группы выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса или группы?
  2. Какими личными качествами обладал? На сколько они подходили для достижения поставленных целей?
  3. Какие средства и способы действия использовал для достижения поставленных целей? Оцените их.
  4. Каких результатов добился своей деятельностью? Оцените их.

Портфолио

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио – это папка, содержащая многообразную информацию (письменные работы учащихся, сочинения, компьютерные материалы, видеопленки, подбор документов и т.п.), которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

Портфолио оценивается по следующим критериям:

  1. четкое и полное объяснение сути выполненного;
  2. наличие конкретных примеров;
  3. демонстрация обученности;
  4. участие в групповой работе;
  5. хорошее обеспечение ресурсами и вдумчивое использование материалов;
  6. понимание проблемы или идеи.

Портфолио дает возможность показать развитие ребенка (сравнить работу ребенка в начале изучения курса и в конце). Портфолио не используются для сравнения детей между собой. Они являются документацией, говорящей о конкретном индивидуальном развитии за определенный отрезок времени.

В качестве оценки портфолио используется зачет и незачет.

Компьютерная презентация

Главная задача презентации как можно более интересно преподнести материал.

Что для этого нужно?

Придумать сценарий, построенный на использовании картинок, анимации (движения), броского запоминающего текста.

Процесс создания презентации начинается с отбора и подготовки отдельных слайдов, которые при демонстрации будут сменять друг друга.

Презентацию можно использовать на различных этапах урока в зависимости от ее содержания.

Презентация, разработанная по теме какого-либо урока, помогает воплотить в жизнь один из дидактических принципов – наглядность. Создание презентации предполагает работу по отбору содержания, вычленения самого главного из изучаемого вопроса, составления плана и пошагового рассмотрения отдельных составляющих, овладения приемами графического оформления.

Как написать реферат?

Составление реферата – это учебная работа, в ходе которой необходимо продемонстрировать умения:

  1. Извлекать из ряда источников нужные сведения (выбирать материал, цитаты, суждения по теме).
  2. Отсекать лишнее
  3. Грамотно излагать материал.

Реферат – это небольшая (до 10 листов) самостоятельная работа, выполненная по определенной теме на основе изучения источников и литературы.

Написание рефератов учащимися – важный и серьезный шаг в научно-исследовательской деятельности.

Первый шаг в такой работе – правильный выбор темы.

Тема может являться продолжением и развитием нового материала учебного занятия, что служит хорошим потенциалом для самостоятельной работы учащихся.

Тема может предполагать исследовательскую работу в рамках основного учебного материала.

Второй шаг. Составление библиографии.

Третий шаг. Составление плана работы над рефератом.

Учитель проводит вводную беседу с учащимся об общих приемах работы над рефератом и требованиях к его оформлению.

Четвертый шаг. План написания реферата.

  1. Введение: обоснование актуальности темы;
  2. Основная часть (может состоять из 2 – 3-х частей)
  3. Заключение. Выводы по задачам реферата.
  4. Список литературы.
  5. Приложение (схемы, документы, фотографии и т.д.)

ДОКУМЕНТЫ

Документ 1

Из доклада министра финансов С.Ю.Витте Николаю II

(1899 г.)

Приток иностранных капиталов является… единственным способом ускоренного доведения нашей промышленности до такого положения, при котором она будет в состоянии снабжать нашу страну изобильными и дешевыми продуктами. Каждая новая волна капиталов, приливающая из-за границы, сбивает неумеренно высокий уровень прибыли, достающейся у нас монопольному предпринимателю, и заставляет последнюю искать равновесия в новых технических усовершенствованиях, ведущих за собой и удешевление продукта. А благодаря этому и естественные богатства русской земли, и трудовые силы ее населения используются с значительно большей полнотой, все народное хозяйство начинает работать с большой напряженностью, и в то же время трудно сказать, кто больше влияет на дальнейший рост промышленности – пришедший из-за границы капитал или свои собственные производительные силы, оживленные и развернутые при помощи этого капитала.

Вопрос: 

Определите, какую роль отводит С.Ю.Витте иностранному капиталу, привлекаемому в русскую экономику?

Документ 2

П.Б.Струве: «…В истории русского управления мало фигур можно поставить рядом с Витте, и одного только человека можно поставить выше его: Сперанского… Витте был, несомненно, гениальным государственным деятелем, как бы ни оценивать его нравственную личность, его образованность и даже результаты его деятельности. Более того: все личные недостатки Витте лишь подчеркивают его политическую гениальность… Нравственная личность Витте – следует прямо сказать – не стояла на уровне его исключительной государственной одаренности… Он был по своей натуре беспринципен и безыдеен… Витте не изменял взглядов в принципов, ибо их у него вовсе не было… Отсутствие морально-идейного стержня у Витте было особенно поразительно именно в связи с его политической гениальностью. Это налагало на всю его фигуру почти зловещий отпечаток ».

А.А.Лопухин (директор департамента полиции): «Бюрократический Петербург хорошо знал С.Ю.Витте и характеризовал его всегда так: большой ум, крайнее невежество, беспринципность и карьеризм… Отсутствие элементарной научной подготовки и нравственных устоев было причиной того, что, будучи государственным деятелем, он не был человеком государственным».

А.Ф.Кони (известный русский юрист и общественный деятель): «…Душевная драма (Витте) состоит в том, что, имея громадное влияние на ход внутренней жизни России, вызвав в ней сильное развитие промышленности, введя и упрочив переход железнодорожного дела в руки государства, учредив ряд высших технических училищ, – коренным образом повлияв на экономический строй страны и поставив на твердую почву наш бюджет и денежное обращение, он не нашел в себе решимости воспользоваться случаем остаться в истории личностью с определенными и вызывающими уважение – даже со стороны противников – очертаниями. Будучи в то время, по приемам и горизонтам, единственным действительно государственным человеком, в бесцветное и роковое царствование, он дал возможность многим недругам указывать на него, как на простого чиновника-карьериста, готового на уступки для сохранения сомнительного блеска фиктивной власти».

Матильда Витте: «Граф Витте не был ни царедворцем, льстящем трону, ни демагогом, льстящим толпе. Принадлежа к дворянству, он не защищал, однако, дворянских привилегий; ставя себе главной государственной задачей справедливое устроение крестьянского быта, он, однако, оставался… чуждым теоретического народничества, которым увлекалась значительная часть русской интеллигенции. Он не был либералом, ибо не сочувствовал нетерпеливому устремлению либералов переустроить сразу, одним мановением руки весь государственный уклад; он не был и консерватором, ибо презирал грубые приемы и отсталость политической мысли, характеризовавшие правящую бюрократию России. Мой муж неоднократно говорил своим близким: «Я не либерал и не консерватор, я просто культурный человек…» Он искал блага своей родине, идя своими собственными путями, и поэтому имел мало постоянных попутчиков».

Вопрос:

Что объединяет данные документы? В чем их различия? Почему отношение к С.Ю.Витте неоднозначное?

Документ 3

Из доклада министра финансов С.Ю.Витте

…В последнее время раздаются голоса против прилива капитала из-за границы, настаивающие на том, что он причиняет ущерб основным народным интересам, что он стремится поглотить все доходы растущей русской промышленности, что он, в сущности, приводит к распродаже наших производительных богатств… Машина, привезенная в Россию и здесь изготавливающая изделия, хотя она и принадлежит иностранцу, работать будет все-таки в русской среде. Она потребует сырья, топлива, осветительных и прочих вспомогательных материалов, и все это ее владелец должен будет купить в России… Из рубля, уплачиваемого за изделие предприятия, учрежденного хотя бы и при посредстве иностранного капитала, приблизительно от 25 до 40 коп. должны достаться русскому рабочему, затем значительная часть пойдет на оплату сырья и вспомогательных материалов, и только от 3 до 10 коп. придутся на прибыль самого предпринимателя; при уплате же за товар, привозимый из-за границы, весь рубль уйдет из России, и ни производитель сырья, ни производитель топлива, ни, наконец, рабочий не получат ни копейки…

Вопрос:

Какие доводы выдвигали противники привлечения иностранного капитала?

Документ 4

Мнение историка: из книги И.В.Поткиной «Индустриальное развитие дореволюционной России»

Предприятия типа Зингер и Интернейшнл Харвестер, с одной стороны, ускоряли экономическое развитие России, а с другой – тормозили появление собственных управляющих, коммерсантов и инженерно-технических работников. Организуя производство внутри страны, иностранные предприниматели способствовали развитию внутреннего рынка. Но… в то же время создавали «узкие места», не занимаясь производством комплектующих деталей и соответствующих товаров, которые им было выгоднее завозить из-за границы. В конечном итоге… все это снижало положительный эффект от деятельности иностранных фирм.

Вопрос: Какие негативные нюансы в использовании иностранных капиталов в России пометил современный историк?

Документ 5

Из мемуаров В.В.Шульгина, лидера русских националистов

Залпы и казни привели революционеров в чувство… И белые колонны Таврического дворца увидели III Государственную думу – эпоху Столыпина… Эпоху реформ… – эпоху под лозунгом: «Все для народа – вопреки народу»… Мы, провинциалы, твердо стали вокруг Столыпина и дали ему возможность вбивать в крепкие мужицкие головы сознание, что земли «через волю» они не получат, что грабить землю нельзя – глупо и грешно, что земельный коммунизм непременно приведет к голоду и нищете, что спасение России в собственном, честно полученном куске земли – в «отрубах», в «хуторах»… и, наконец, что «волю» народ получит только «через землю», т.е. прежде, чем он научится ее, землю, чтить, любить и добросовестно обрабатывать, ибо только тогда из вечного Стеньки Разина он станет гражданином.

Вопросы: 

Как вы думаете, почему деятельность и личность П.А.Столыпина вызывали такие разноречивые суждения?

Согласны ли вы с мнением В.В.Шульгина (документ 3), что аграрная реформа П.А.Столыпина проходила под лозунгом «Все для народа – вопреки народу»? Аргументируйте свой ответ.

Документ 6

Из письма князя М.Андронникова Николаю II

Деятельность премьера приобретает такую окраску и такие черты, что приходилось все чаще м чаще слышать весьма странный в России вопрос: Государь еще царствует или отрекся от престола и своим заместителем сделал Столыпина?

…Для людей местных… давно уже ясна вся несерьезность аграрных увлечений г. Столыпина. На один жалкий хутор… сотни брошенных наделов, обездоленных жен и сирот и пропойц домохозяев, ставших пролетариями. Деревенская голь растет сотнями тысяч и скоро начнет расти миллионами… Куда денет г. Столыпин эту страшную армию все растущего пролетариата?

Из воспоминаний В.Н.Коковцева

Императрица внимательно слушала меня и затем неожиданно остановила меня прикосновением руки и сказала по-французски: «Слушая Вас, я вижу, что Вы все делаете сравнения между собою и Столыпиным. Мне кажется, сто Вы очень чтите его память и придаете слишком много значения его деятельности и его личности. Верьте мне, не надо так жалеть тех, кого не стало… Я уверена, что каждый исполняет свою роль и свое назначение, и если кого нет среди нас, так это потому, что он уже окончил свою роль, и должен был стушеваться, так как ему нечего было больше исполнять. Жизнь всегда получает новые формы, и Вы не ложны стараться слепо продолжать то, что делал Ваш предшественник… Я уверена, что Столыпин умер, чтобы уступить Вам место, и что – это для блага России».

Вопрос: 

Как вы думаете, почему в своих негативных оценках деятельности П.А.Столыпина смыкались такие, стоящие на полярных политических позициях люди, как императрица Александра Федоровна и монархист князь Андроников?

Документ 7

Из воспоминаний С.Ю. Витте

Что он был человек мало образованный, без всякого государственного опыта и человек средних умственных качеств и среднего таланта, я это знал и ничего другого не ожидал, но я никак не ожидал, чтобы он был человек настолько неискренний, лживый, беспринципный, вследствие чего он свои  личные удобства и свое личное благополучие, и в особенности благополучие своего семейства и своих многочисленных родственников, поставил целью своего премьерства.

Вопрос:

Считаете ли вы объективной оценку, данную П.А.Столыпину С.Ю.Витте? Как вы думаете, какими чувствами руководствовался опальный экс-премьер-министр? В чем заключалась главная «обида» С.Ю.Витте? Можно ли по этому высказыванию составить суждение о некоторых чертах характера как П.А.Столыпина, так и С.Ю.Витте?

Документ 8

Из письма В.В.Вернадского

Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры вместе взятые.

Вопрос:

Объясните слова В.В.Вернадского. Согласны ли вы с его мнением?

Документ 9

Вопрос:

В чем суть контрреформ конца XIX в.?

Контрреформы проводились с 1889 по 1892 гг. – крестьянская, земская, городская, судебная, реформа образования. Наиболее значительными из принятых мер было создание новой администрации на местах – восстанавливалась помещичья власть над крестьянами, утраченная в 1861 г. «Положение о земских участковых начальниках» (1889) подчинило все крестьянское общинное самоуправление земскому начальнику, назначаемому министром внутренних дел. Мировой суд в деревне был упразднен, его функции брал земский начальник, который соединил в себе как административную, так и судебную власть. Земский начальник (исключительно из числа местных потомственных дворян-помещиков) стоял во главе земского участка (в каждом уезде таких участков было 4 – 6). Этот ставленник следил за соблюдением порядка, сбором податей и пр., широко пользовался правом штрафовать крестьян, сажать под арест и подвергать телесным наказаниям.

Земская контрреформа имела своей целью обеспечить преобладание в органах местного самоуправления поместного дворянства. Представительство и права недворянских элементов в земстве были еще более ограничены. Крестьянам запрещалось выбирать гласных в земство (1890). Они выбирали лишь кандидатов, а администрация назначала из их числа депутатов земства.

Городская контрреформа 1892 г. отредактировала городскую реформу 1870 г. Избирательных прав лишились все горожане, не имевшие недвижимой собственности. В том же году губернатору было дано право «направлять» действия городских органов самоуправления.

Судебная контрреформа. Гласность судопроизводства, урезанная законами 1872-го, 1878, 1881 гг., была поставлена под контроль органов юстиции и внутренних дел (по закону 1887 г. они имели право закрыть любое заседание суда). Прекратилась публикация отчетов о судебных заседаниях. Сенат в 1885 г. получил право смещать или перемещать судей, т.е. ликвидировался принцип независимости и несменяемости судей. В 1889 г . из юрисдикции суда присяжных было изъято большинство дел, которые могли вызвать общественный резонанс. Мировой суд вообще был ликвидирован в 37 губерниях.

Документ 10

«Кто-то будет главным советником молодого царя? – вопрошала А.В.Богданович, хозяйка петербургского салона, где собирались министры и губернаторы, митрополиты и фрейлины, дипломаты и литераторы, жена члена совета министра внутренних дел Е.В.Богдановича. – Не дай бог, чтобы остался один Победоносцев. Он вреден России и царю».

Выдающийся русский юрист А.Ф.Кони, слушавший лекции Победоносцева, писал в своих воспоминаниях: «Над кафедрой возвышалась фигура с бледным, худым гладковыбритым лицом, в толстых черепаховых очках, сквозь которые устало и безразлично глядели умные глаза, а из бескровных уст лилась лениво, бесшумно монотонная речь. Победоносцев, предшествуемый литературной известностью и славой опытного цивилиста, внушал нам уважение, но не оживлял нас и оставлял равнодушными к своему предмету».

«Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластии, к сожалению, утвердившаяся со времени французской революции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основания в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции и проникла, к несчастию, в русские безумные головы», – писал Победоносцев в своей статье «Великая ложь нашего времени».

Вопрос:

Что объединяет данные документы? В чем их различия? Почему отношение к К.П.Победоносцеву неоднозначное?

Документ 11

«Введение к уложению государственных законов» 1809 г.

В основу государственного устройства был положен принцип разделения властей – законодательная, исполнительная и судебная. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всероссийским представительным органом.

Все власти – законодательная, исполнительная и судебная соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение совета, утвержденное императором, становилось законом. Если возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках императора и высшей бюрократии. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны выражать «мнение народное». В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей, в центре и на местах, он хотел поставить под контроль общественного мнения.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет.

Вопрос:

Что нового внес Сперанский в государственное устройство страны? В чем вы видите значение данных преобразований? Докажите, что Сперанский был человеком своего времени.


Тест

  1. Государственный деятель первой половины XIX в.

а) Победоносцев

б) Сперанский

в) Витте

  1. Свод законов Российской империи был создан

а) Столыпин

б) Победоносцев

в) Сперанский

  1. Ярый защитник самодержавия, приближенный Александра III

а) Витте

б) Столыпин

в) Победоносцев

  1. Губернатор Саратовской области, министр внутренних дел, премьер-министр:

а) Столыпин

б) Витте

в) Сперанский

  1. Апрель 1906 г.  – назначение Столыпина

а) министром внутренних дел

б) премьер-министром

в) предводителем дворянства Ковенской губернии

  1. Программу «порядок и реформы» для России предложил:

а) Витте

б) Столыпин

в) Победоносцев

  1. Реформы, предложенные Столыпиным:

а) неприкосновенность личности и равноправие граждан

б) привлечение иностранных инвестиций

в) реформа средней и высшей школы

  1. Увеличение налогов, вино-водочная монополия, денежная реформа – мероприятия, связанные с именем

а) Столыпина

б) Победоносцев

в) Витте

  1. Российский реформатор, начинал свою деятельность с работы железнодорожного служащего и дослужившийся до председателя Комитета Министров

а) Сперанский

б) Победоносцев

в) Столыпин

г) Витте

  1. Соотнесите даты и имена

А. Сперанский

Б. Победоносцев

В. Столыпин

Г. Витте

1. 1849 – 1915 гг.

2. 1862 – 1911 гг.

3. 1772 – 1839 гг.

4. 1827 – 1907 гг.

  1. Аграрная реформа Столыпина предполагала

а) выход крестьян из общины

б) создание Дворянского банка

в) создание хуторов и отрубов

  1. Слова: «Дайте России 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешнюю Россию» – принадлежат

а) Победоносцеву

б) Витте

в) Столыпину

  1. А.П.Столыпин был убит в Киеве (соотнесите)

А. 1910 г.

Б. 1911 г.

В. 1912 г.

1. Богровым

2. Азефом

3. Зубатовым

  1. За период 1907 – 1914 гг. из крестьянской общины выделилось

а) 2,5 млн. крестьян

б) 4 млн. крестьян

в) 5 млн. крестьян

  1. Соотнесите фамилию и реформы

А. Сперанский

Б. Столыпин

В. Победоносцев

Г. Витте

1. аграрная реформа

2. модернизация экономики

3. Свод законов Российской империи

4. контрреформы

  1. Основные экономические мероприятия, проводимые по инициативе С.Ю.Витте:

а) поощрение развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта

б) осуществление денежной реформы

в) передел помещичьей земли в пользу зажиточных крестьян

  1. Сторонник капитальной модернизации России в производстве   Николая II

а) Победоносцев

б) Сперанский

в) Витте

  1. Главный идеолог реакции в России в 1880-х гг.

а) Витте

б) Победоносцев

в) Столыпин

  1. К чему стремился Александр III, проводя политику контрреформ?

а) к упрочнению самодержавия в России

б) к ускорению капитализации страны

в) к проведению либерального курса

  1. Где начал свою карьеру С.Ю.Витте

а) на Одесской железной дороге

б) на Кавказском наместничестве

в) в министерстве финансов

Ключ к тесту

  1. а
  2. в
  3. в
  4. а
  5. а

  1. б
  2. в
  3. в
  4. г
  5. А – 3

Б – 4

        В – 1

        Г – 2

  1. а, в
  2. в
  3. Б – 1
  4. а
  5. А – 3

Б – 1

        В – 4

        Г – 2

  1. а, б
  2. в
  3. б
  4. а
  5. а

Система оценивания теста

Оценка «5» выставляется при выполнении 18 – 19 заданий

Оценка «4» –  17 – 18 заданий

Оценка «3» –  15 – 16 заданий

Оценка «2» –  менее 15 заданий


Список литературы

  1. Бурдей Г.Д. История России XIX века. Саратов, 1999
  2. История Отечества в портретах политических и государственных деятелей. Выпуск I. 1861 – 1917. М., 1991
  3. История Отечества в портретах политических и государственных деятелей. Выпуск II. Брянск, 1993
  4. Кодина Е.В. Очерки истории России в портретах политических государственных, общественных деятелей X – XX веков. Смоленск, 1994
  5. Корелин А.П. Россия на рубеже веков: исторический портрет. М., 1994
  6. // Преподавание истории и обществознания в школе. № 3, 2004 г.
  7. Хрестоматия по истории СССР 1861 – 1917. М., 1990 г.
  8. Энциклопедия для детей. «Аванта +»., 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский элективный курс по русскому языку "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» – новая модель современного школьного курса для учащихся 10–11 классов. Рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углу...

Авторский элективный курс "Изобразительно- выразительные средства речи"

Работа над изобразительно-выразительными средствами помогает школьнику понимать самые разные явления  художественной литературы, с которыми он встречается  на уроках, на факультативных...

Авторский элективный курс по истории "Может ли одиночка изменить мир?

Авторский элективный курс по истории России  в рамках предпрофильной подготовки учащихся  рассматривает вопросы реформаторской деятельности Столыпина П.А.,Витте С.Ю....

Программа авторского элективного курса для 9 класса "Сложноподчиненные предложения несвободной фразеологизирванной модели"

В рамках программы по русскому языку совершенно не изучаются СПП несвободной модели. Но практика показывает, что ученики встречая данные модели предложений, затрудняются и не могут определить к какому...

Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»

Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»Элективный курс по выбору «Общие закономерности состава и строения  клетки» является составной час...

Авторский элективный курс "В мире литературных героев".

Элективный курс "В мире литературных героев" предназначен для учащихся 6 класса татарских школ, рассчитан на 35 часов. Для изучения в программу включены художественные произведения, которые являются п...