Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Хамидова Татьяна Валентиновна

Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»Элективный курс по выбору «Общие закономерности состава и строения  клетки» является составной частью предпрофильной подготовки, предметно-ориентированным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа авторского элективного курса по выбору

«Общие закономерности состава и строения клетки»

Хамидова Т.В.  МОУ СОШ 129

г.Волгоград

Пояснительная записка

Элективный курс по выбору «Общие закономерности состава и строения  клетки» является составной частью предпрофильной подготовки, предметно-ориентированным. Предлагаемый курс имеет развивающую функцию, содержание его соответствует познавательным потребностям и возможностям девятиклассников, но представляет возможность ученикам приобретать знания на повышенном уровне требований , развивать  учебную мотивацию учеников. Программа включает новые для учащихся знания , не содержащиеся в базовых программах, но в то же время дополняет базовый курс, что позволит ученикам лучше его усвоить и подготовиться к государственной аттестации.

Программа позволяет  осуществлять лабораторные исследования , сформировать практическую деятельность  школьников в изучаемой области биологии.  Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности  для   основательного получения знаний и запланированных результатов, использования наиболее эффективных методов деятельности учащихся, а также современных образовательных технологий ( проблемного обучения, проектной деятельности, технологии сотрудничества, кейс- стади)

Программа рассчитана на 17 часов , 1 раз в неделю

Цели

  1. Создать условия для формирования и развития  у учащихся интеллектуальных и практических умений в области  изучения строения и жизнедеятельности клетки
  2. Сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания
  3. Создать условия для развития творческих способностей , умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения

В результате  изучения курса учащиеся должны

Знать/понимать:

Методы изучения, критерии живого

Клетка – структурно-функциональная единица живого

Биополимеры, макромолекула, мономер

Особенности строения и простейших представителей макромолекул клетки

Понятие органоид, классификацию

Особенности строения, основные функции органоидов клетки

Уметь

Характеризовать основные биологические принципы макромолекул, органоидов клетки

Осуществлять самостоятельный поиск биологический информации в различных источниках в различных источниках ( учебных текстах, справочниках, , научно-популярных изданиях ,  компьютерных базах, Интернете), применять ее на семинарских, практических занятиях

Проводить эксперименты, объяснять результаты, обобщать

Учебно-тематическое планирование

N

Название темы

Количество часов

Вид занятия

1

Введение: методы изучения живой материи, критерии живой материи

1

Обзорная лекция

2.

Клетка- структурная и фнукциональная единица живого.Молекулярный уровень организации клетки

1

Лекция

3

Макромалекулы. Углеводы

1

Семинарское занятие

4

Жиры

1

Семинарское занятие

5,6

Белки

2

Семинарское занятие

7

Изучение химических свойств белков

№1.Разделение белков куриного яйца по их растворимости.
№2.Выделение белков солями тяжелых металлов.
№3.Денатурация белков высокой температурой,спиртом и ренатурация.

1

Практическая работа

8,9

Нуклеиновые кислоты

2

Семинарское занятие

10

Изучение химических свойств , положения в летке нуклеиновых кислот

№4.Окрашивание препаратов кожицы лука и рассмотрение под микроскопом ядер клеток.
№5Выделение нуклеиновых кислот из клеток печени.
 

1

Практическая работа

11

Макромолекулы клетки

1

Конференция

12

Органоиды клетки, их классификация

1

Лекция

13, 14

Мембранные органоиды клетки

2

Семинарское занятие

15

Немембранные органоиды клетки

1

Семинарское занятие

16

Исследование  микропрепаратов , электронных фотографий клеток

1

Практическая работа

17

Клетка – единица живого

1

Тестирование

или защита проекта

Тематическое планирование данного курса примерное и может быть изменено.  Анкетирование учащихся на разных этапах занятий позволяет отследить динамику интереса, правильность выбора. Формой отчета по завершению изучения курса может стать  как  итоговый контроль в форме  теста, так и защита проекта по выбору учащихся

Список использованной литературы.

1. Антонов В. Ф. Липиды и ионная проницаемость мембран.-М.Наука,1982.
2. Владимиров Ю. А. Физико-химические основы фотобиологических процессов.-М.Наука,1982.
3. Дубинин Н.П. Новое в современной генетике. – М.: Наука, 1986.
4. Высоцкая В.М.Тренажер по общей биологии  для учащихся 10-11 классов. – Волгоград: Учитель, 2006

5. Франк-Каменский М.Д. Самая главная молекула. – М.: Наука, 1983.
6. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. / Под редакцией Д.К. Беляева, Г.М.Дымшица – М.: Просвещение, 2005.
7. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н., Биология в экзаменационных вопросах и ответах. – М.: Айрис Пресс, 2000.
8. Дидактический материал по общей биологии. – М.: Рауб-Цитадель, 1997.
9. Тупицын Е. И. Тематический контроль по общей биологии. – М.: Интеллект-Центр,2000.
10. Богданов Н.А. Биология: задания уровня А., В, С. 11 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2010

11. Малетина Е. П. Элективный курс «От клеток к атомам», http://box36.ru

Рекомендуемая литература для учащихся.

1.Энциклопедия «Современное естествознание» ,т.8. «Молекулярные основы биологических процессов» под ред.В.Н. Сойфера и Ю. А. Владимирова, М., Издательский дом Магистр-Пресс,2000
2. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. / Под редакцией В.И. Сивоглазова, Агафоновой Б.И., Захаровой Т.И.. – М.: Дрофа, 2007.
3.Лемеза Н., Камлюк Л. , Лисов А. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис-Пресс,2000.
4.Лернер Г. И. Справочник школьника по общей биологии. М.,Аквариум,1997.
5.Энциклопедия Биология , Аванта,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа авторского элективного курса для 9 класса "Сложноподчиненные предложения несвободной фразеологизирванной модели"

В рамках программы по русскому языку совершенно не изучаются СПП несвободной модели. Но практика показывает, что ученики встречая данные модели предложений, затрудняются и не могут определить к какому...

Программа авторского элективного курса по литературе для 11 класса «Отражение эпохи бурь и потрясений в донской литературе XX века".

Цели регионального компонента литературного образования на профильном уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к луч...

рабочая программа по элективному курсу "Твой выбор"

Данная рабочая программа по элективному курсу «Твой Выбор» разработана в рамках плана работы педагога- психолога по направлению  «Профориентация» МБОУ РСОШ№10 и  составлена на основе програм...

Элективный курс по выбору для 9 класса "Основы общей экологии" (17 часов)

Предпрофильному и профильному обучению в нашей системе образования уделяется достаточно много внимания. Представляю курс по выбору для обучающихся 9 класса, который возможно поможет им определиться с ...

Авторская программа элективного курса по выбору для 9 класса по биологии "Использование знаний биологии в нефтехимической промышленности, медицине, экологии и микробиологии"

Данная программа позволяет учащимся 9 классов орпеделиться с выбором будующей профессии, связанной сос знаниями в области биологии....

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...

Авторская программа элективного курса по выбору "Три причины стать фармацевтом"

Программа элективного курса по выбору «Три причины – стать фармацевтом» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Программа данного курса по выбору дополняет и разви...