Главные вкладки

    Программа авторского элективного курса по литературе для 11 класса «Отражение эпохи бурь и потрясений в донской литературе XX века".
    элективный курс по литературе (11 класс) по теме

    Голобородько Ирина Эдуардовна

     

    Цели регионального компонента литературного образования на профильном уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к лучшим образцам литературы Дона, формирование у школьников национальной идентичности, толерантности, чувства патриотизма, уважения к ценностям донской культуры и традиций, развитие читательской культуры и потребности в самостоятельном изучении литературы Дона.
    Указанные цели будут достигнуты путем реализации следующих задач:
    формирование представления о литературе Дона как искусстве слова и ее месте в культуре страны и русского народа;
    освоение теоретических понятий, которые способствующих более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
    овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми и развитие воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;
    использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи;

    использовать полученные умения в аспекте подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
    Одним из факторов, повлиявших на выбор программы элективного курса, является вопрос о недостаточном уровне когнитивной активности обучающихся 11 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtorskiy_elektivnyy_kurs.docx13.49 КБ
    Файл poyasn.docx3.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование элективного курса по литературе для 11класса  

      Количество часов: в неделю – 1ч., в год – 34ч.

    № ур

    Наименование раздела

    Тема урока

    Кол-

    во часов

    Тип урока

    Элементы обязательного минимума

    Требования к уровню подготовки

    Виды и формы контроля

    Материально-техническое обеспечение

    Сроки выполнен

    1

    Вводный урок.

    «Отражение эпохи бурь и потрясений в донской литературе I четверти XX  века.

    1

    Лекция с элементами беседы.

    Комбинированные с эл. самостоят.

    анализа

    Знать: оценку изученных произведений писателей  в русской литературе,

    соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях,

    конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений русской классической  литературы,

    роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания;

    эстетическую функцию языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения;

    основные черты литературных направлений.

    К концу изучения курса учащиеся должны:

    :

    прочитать программные произведения ;

    уметь воспроизводить их конкретное содержание;

    анализировать и оценивать литературное произведение как художественное единство,

    характеризовать его проблематику и идейный смысл,

    группировку героев

    относительно главного конфликта и систему образов, особенности композиции,  

    средства изображения образов-персонажей, род и жанр произведения,

    способ авторского повествования, авторское отношение;

    давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;

    владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

    анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой, .

    устанавливать его значение в произведении;

    составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;

    писать сочинения на литературную и свободную тему, а также использовать полученные умения в аспекте подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе,

    выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть

    применять сведения по истории и теории литературы;

    объяснять связь произведений с нашей современностью;

    Опрос, аналитическая беседа, работа с таблицей проверочная работа, индивидуальные задания контрольного и творческого характера, письменные ответы на вопросы, подготовка индивидуальн сообщений, семинар

    Устный журнал Опрос, аналитическая беседа, тестирование по изученному материалу, проверочная работа по теории литературы, подготовка и проведение семинара

    Телемост

    Опрос, аналитическая беседа, работа с таблицей проверочная работа,

    индивидуальные задания контрольного и творческого характера, письменные ответы на вопросы, подготовка индивидуальн сообщений, выразительное чтение, чтение наизусть стихотворений, их анализ по плану.

    Проектно-исследовательская мастерская

    Итоговая читательская конференция

    Мультимедиа

    проектор для просмотра презентаций учителя и учащихся, словарь литературоведческих терминов, методические пособия, иллюстрации к рассказам, произведения художественной литературы, портреты писателей  и поэтов, выставка книг писателей, творческих работ обучающихся, публикации на школьном сайте, Интернет-ресурсы

    2

    Исторические реалии жизни донского казачества в переписке М.А. Шолохова и

    И.В. Сталина

    1

    3

    Черты критического реализма в сборнике М.А. Шолохова «Донские рассказы»

    1

    4

     Донская среда как творческий посыл для публицистической деятельности В.А. Гиляровского.

    1

    Лекция с элементами беседы

    Комбиниро-ванные с эл. самостоят

    анализа

    Проверка знаний и умений

    Комбиниро-ванные с эл. самостоят

    анализа

    5

    Образ «вольного табунщика» в поэзии В.А. Гиляровского.

    1

    6

    Тема счастья в творчестве

     И.Д. Василенко.

    1

    7

    Реминисценции  захватнических нашествий  20-х годов 20 века в повести

    И.Д. Василенко «Заколдованный спектакль»

    1

    8

    Виртуальная экскурсия по дому-музею

    И.Д. Василенко в

    г. Таганроге

    1

    9

    «Сказка о Песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном» П.В. Лебеденко как отражение твердости и милосердия в характере донского казака

    1

    10

    11

    РР Урок-практикум. Творческая работа в формате ЕГЭ по текстам сказок

    П.В .Лебеденко

    2

    Проверка знаний и умений

    Комбиниро-ванные с эл. самостоят

    анализа

    12

    Д.И. Адамов. Жизнь и судьба

    1

    13

    «Потерянное поколение» в эпоху сталинских  репрессий. Роман Д.И. Адамова «Испытание».

    Образ сельского учителя как истинного патриота Родины

    1

    14

    РР Урок-семинар. Представление и защита проектов «Судьба целого поколения в произведениях

    А. Солженицына и

     Д. Адамова.

    1.

    Проверка знаний и умений

    15

    «Родине покинутой молюсь».

    Обзор литературного наследия казачьего зарубежья

    1

    Лекция с элементами беседы

    Проверка знаний и умений

    16

    Философская направленность лирики И.В. Воинова.

    «Сегодня как вчера…», «Колокола»

    1

    17

    Ностальгические мотивы в поэзии В. Измайлова. «Всё не то!..», «Край родной…»

    1

    Комбиниро

    ванные

    уроки с эл. самостоят.

    анализа

    Проверка знаний и умений

    Комбиниро

    ванные

    уроки с эл. самостоят.

    анализа

    18

    Р.Р. Устный журнал «Тоска по Родине!»

    1

    Продолжение и развитие гуманистически и реалистических традиций в донской литературе,, поиски новых принципов и форм изображения действительности

    Ответственность человека за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений, лаконизм повествования, приемы подтекста, новаторство психологический подтекст, символическая функция пейзажа

    19, 20

    Тема ВОВ гитлеровской оккупации  в романе

    Г. Гофмана «Герои Таганрога».

    2

    21

    Эпоха. Люди. Судьбы. Урок-мастерская по повести А. Калинина «Эхо войны».

    1

    Лекция с элементами беседы

    22

    Жизнеутверждающая вера в победу добра в рассказе В. Закруткина

    «Подсолнух»

    1

    23

    Телемост

     «Отражение реалий жизни на страницах произведений

     В. Закруткина»

    1

    Комбиниро

    ванные

    уроки с эл. самостоят.

    анализа

    Лекция с элементами беседы

    24

    Ю.А. Жданов - ученый с душой поэта

    1

    25

    Малые жанры  как приоритетная форма   традиций донской культуры

    1

    Лекция с элементами беседы

    26

    Художественное своеобразие и тематика сборника стихотворений

     Ю.А. Жданова «»

    1

    Комбиниро

    ванные

    уроки с эл. самостоят.

    анализа

    27

    Влияние энергии культурного наследия на творчество

    В.С. Золотарева

    1

    28

    Юмор как средство преодоления обыденности и тягот существования в рассказах

     В.С. Золотарева  

    1

    29

     Эстетика городского рассказа  в творчестве В.С. Золотарева

    1

    30

    РР Проектно-исследовательская мастерская по творчеству В.С. Золотарева

    1

    Проверка знаний и умений

    Комбиниро

    ванные

    уроки с эл. самостоят.

    анализа

    31

    Обзор литературных произведений Неклиновского района

    1

    32

    Общественно-политическая проблематика очерков А.Ф. Яковенко «Когда конфликт неизбежен»

    1

    33

    Обзор поэтического  творчества жителей Неклиновского района: В. Козубской,

    С. Щукиной-Даниленко,

    А. Субботина,

    Н. Пономарева

    1

    1

    Лекция с эл. беседы

    34

    РР Итоговая читательская конференция

    1

    Проверка знаний и умений



    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка к элективному курсу  «»по литературе для 11 класса"

    Цели регионального компонента литературного образования на профильном  уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к лучшим образцам  литературы Дона, формирование у школьников национальной идентичности, толерантности, чувства патриотизма, уважения к ценностям донской культуры и традиций, развитие читательской культуры и потребности в самостоятельном изучении литературы Дона.

    Указанные  цели будут  достигнуты путем реализации следующих задач:

    • формирование представления о  литературе Дона как искусстве слова и ее месте в культуре страны и русского народа;
    • освоение  теоретических понятий, которые способствующих более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
    • овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми и развитие воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;
    • использование  различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи;
    •  использовать полученные умения в аспекте подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

    Одним из факторов, повлиявших на выбор программы элективного курса, является вопрос о недостаточном уровне когнитивной активности обучающихся 11 класса

            

    Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах — и авторов, чтобы возможность выбора не была бы беспочвенной декларацией.

    Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа авторского элективного курса для 9 класса "Сложноподчиненные предложения несвободной фразеологизирванной модели"

    В рамках программы по русскому языку совершенно не изучаются СПП несвободной модели. Но практика показывает, что ученики встречая данные модели предложений, затрудняются и не могут определить к какому...

    Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»

    Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»Элективный курс по выбору «Общие закономерности состава и строения  клетки» является составной час...

    Авторская программа элективного курса "Современная литература"

    Авторская программа элективного курса "Современная литература" предназначена для обучающихся 10-11 классов. Программа знакомит выпускников с литературой последнего десятилетия 20 века и первого десяти...

    Авторский элективный курс регионального компонента по литературе "Эпоха бурь и потрясений"

    Цели регионального компонента литературного образования на профильном  уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к луч...

    ПРОГРАММА элективного курса по литературе «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» для учащихся 9-11 классов

    Актуальность. Особый интерес  в непрерывном образовании приобретают вопросы о воспитании высоконравственной личности.  В связи с этим важное значение приобрела проблема идеала и идеального н...

    ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

    РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

    Авторская программа элективного курса по литературе серебряного века.

    Предметом изучения данного курса является изучение  фольклорных традиций в лирике поэтов Серебряного века,  прочтение произведений серебряного века с точки зрения   отражения...