Конспект урока + презентация урока на тему: "Спасители Отечества. Конец Смуты"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Никифорова Светлана Владимировна

Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasiteli_otechestva._konec_smuty.rar2.38 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Никифорова С.В., СОШ № 19 г.Сызрань

Тема урока: Спасители Отечества. Конец Смуты

Цель : осветить ход борьбы с польско-литовскими интервентами

Задачи:

  1. Закрепить понятие «подъем национального самосознания в период Смуты»
  2. Показать, как в ходе Смуты изменились представления о государстве и царе

Оборудование:  вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.

Вариант 2: презентация, раздаточный материал.

План урока

  1. Первое ополчение
  2. Второе ополчение
  3. Избрание Михаила Романова на царство

Ход урока

  1. Портретная галерея(сл.3) – патриарх Гермоген, сообщение «Несгибаемый патриарх»

Задание(сл.4) :самостоятельная работа с учебником и заполнение таблицы «Первое ополчение».

Состав и руководители

Хроника фактов

Беседа по вопросам (сл5)

- Какую позицию заняли бояре и поляки во время продвижения ополчения к Москве?

- Почему Первое ополчение потерпело поражение?

  1. Портретная галерея(сл.6) – К.Минин и Д. Пожарский, краткие биографические справки (опережающее задание).

Рассказ учителя о формировании Второго ополчения с опорой на карту и презентацию.

Беседа по  вопросам:

-В чем проявилась мобилизирующая роль Русской православной церкви на данном этапе Смуты?

-Чем, по вашему мнению, объясняется полная победа патриотических сил в октябре 1612 г.?

  1. Работа с документом.(«Итоговый контроль», с.59)

Из исторического очерка:

«Кандидатура представителя семьи Романовых устра ивала разные слои и даже классы общества. Для бояр ства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы оприч нины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем оприч нике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связыва лись многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасать ся за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая при гласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых. Романовы оказались той посредственно стью, которая устраивала всех».

С1. О каком событии идёт речь в историческом очерке? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

С2. Почему   предпочтение   было  отдано   Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

С3. Какие социально-политические события предшество вали началу правления династии Романовых на рос сийском престоле? Укажите не менее двух событий. Кто был первым представителем этой династии?

Закрепление.(сл.8)

-Докажите, что «только самодержавное правление в тех условиях способно было сплотить вокруг себя общество».

-Итоги Смуты. (запись в тетрадь).

Д/З(сл.9):

 §3, заполнить таблицу:

                                                        Периоды Смутного времени

Хронологические рамки периода

Основные события

Характеристика противоборствующих сил

Основные действующие лица

Итоги периода, его значение

Литература

  1. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008

  1. Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры  для мотивации учащихся на изучение математики и повторения  изученного в начальной школе. К  разработке урока прилагается през...

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма" (конспект урока + презентация)

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма". В данной работе представлен конспект урока с презентацией. На уроке дети должны усвоить знания о строении и жизнедеятельности кле...

Конспект урока+презентация на тему: Начало Смуты

Цель: раскрыть роль и определить место Смутного времени в российской истории...

Конспект урока+презентация на тему: Смута: кризис общества и государства

Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....

разработка урока анг.языка по теме "Шотландия" 6 класс (конспект урока, презентация, приложения к уроку)

Данная разработка урока представлена: конспектом урока, презентаций, приложениями заданий. Урок составлен для 6 класса занимающегося по УМК М.З. Биболетовой....

Конспект урока «Времена года» описание картины К. Юона «Конец зимы. Полдень»

Урок-мастерская. развитие умений создавать речевые высказывания для передачи своих мыслей и впечатлений....