Интеграция предметов в проектной деятельности (на примере метрологии старинных мер)
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Машникова Ксения Анатольевна

Проет предназначен для внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt.zip31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41»

Проект:

Интеграция предметов в проектной деятельности (на примере метрологии старинных мер)

Выполнила

Машникова К.А.

учитель истории, обществознания

Новокузнецк, 2012

Пояснительная записка

На современном этапе одним из приоритетных направлений в образовании является формирование конкурентоспособной личности. Поэтому необходимо применение методов и средств, способных воспитать такую личность.

Интегрированное обучение дает возможность развития творческого потенциала личности в современных условиях. Такое обучение формирует потребность в познавательной деятельности, развивает внимание, память, мышление, позволяет выявить ассоциации между предметами и явлениями, что ведет к поиску нового, нестандартного решения задачи, стоящей перед обучающимся. Проектная деятельность позволяет развивать творческий потенциал обучающихся.

В рамках  одного учебного предмета (истории) очень сложно осветить все стороны развития и формирования метрической системы. Очень многие интересные моменты остаются вне курса изучения. Одним из таких моментов является история происхождения современных мер длинны и площади.

В курсе школьной программы на различных предметах (математика, физика, география и т.д.) обучающимся не раз придется переводить одну меры длинны в другую. Работая над данным проектом, знакомясь с древними величинами обучающиеся будут соотносить меры длинны, применяя полученные знания на практике. Проблема в том, что некоторые из обучающихся не умеют пользоваться мерами длинны, у многих возникают трудности. Данный проект позволит обучающимся получить практический навык использования мер длинны при расчетах.

Проект разрабатывался для 6 класса и направлен не просто на изучение старинных мер длинны и площади, но и на формирование умения применения этих мер на практике. Таким образом, в данном курсе будет осуществлена межпредметная связь с курсом математики.

Цели проекта:

  1. Формирование у обучающихся знаний о мерах длинны;
  2. Формирование знаний и умений по данной теме и навыков применения полученных знаний.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. дать общее представление о метрологии как науке и о современной метрической системе;
  2. сформировать знания о мерах длинны и площади Русского государства и их особенностях;
  3. научить применять на практике полученные знания.

Для достижения поставленных задач планируется использовать различные  методы:  анализ, исследование, классификация, сравнение, математизация, моделирование.

Наш проект приурочен к знаменательной дате - 20 мая 2012 года будет отмечаться Всемирный день метрологии. В честь этого события обучающиеся будут измерять школу и переносить на план полученные данные.  Считаем данный проект значимым для нашей школы, поскольку проект поможет сформировать у обучающихся знания, умения, навыки по разным предметам. Данный проект будет размещен на сайте школы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Какие существовали меры длинны и площади в Русском государстве? Как они соотносились.

Проблемные вопросы:

Чем измеряли длину и площадь в отсутствии эталона?

Почему древнерусские величины не дают точного результата?

Учебные вопросы:

Как формировались меры древнерусского государства?

Какие меры длинны и площади использовались в Русском государстве в XVI – XVII вв.?

Почему  и когда была введена современная метрическая система в России?

Этапы проекта

Этапы

Мероприятия

Ожидаемый результат

I. Подготовка к реализации проекта.

Составление плана работы, проектирование предполагаемых результатов.

Мозговой штурм: ученикам предлагается вспомнить, какие меры длинны и площади они знают, записать на доске их соотношение.

Затем учитель рассказывает о  науке метрология и происхождении современной метрической системы.

Итогом урока может стать дискуссию «Что бы я делал, если б не знал метра».

Обучающиеся делятся на группы, анализируют источники и ищут информацию о мерах длинны Древнерусского государства и мерах длины XVI – XVII вв.

Обмен и фиксация полученной информации.

Обучающиеся самостоятельно составляют план будущей работы, намечают план проекта и возможности его практического применения.

Обучающиеся самостоятельно делятся на группы, намечают функции каждого участника проекта.

Обучающиеся получают знания о мерах длинны Древнерусского государства и мерах длины XVI – XVII вв., современной метрической системе.

II. Практическая реализация проекта.

Решение задач с применением мер длинны XVI – XVII вв.

Составление шкалы соотношений мер длинны.

Работа в группах: измерение различных поверхностей древними мерами длинны.

Изучение эффективности применения полученных знаний на практике.

Измерение кабинета.

Измерение периметра школы.

Вычисление размеров школы в аршинах по данным плана школы.

Умение практическое применить полученные знания.

После проведенных измерений обучающиеся должны прийти к выводу, что в Древней Руси меры длинны были не точны, поскольку отсутствовал эталон.

Перенос полученных измерений на план.

Фиксация полученных вычислений.

III. Обобщение полученного опыта.

Обучающиеся готовят проект к публикации, проводят мастер-классы среди других классов.

Намечаются перспективы расширения данного проекта: выступление на конференции, вычисление длинны пути обучающихся от дома до школы.

Отчет о проделанной работе в виде стенгазеты.

Публикация на сайте школы.

Статья.

Приложение  1

Древнерусское государство

Меры длинны

1. Пядь – расстояние между большим и указательным пальцами (19 – 23 см.)

  1. большая пядь – расстояние от большого пальца до среднего или мизинца, либо ширина ладони (22 – 23 см.)
  2. пядь с кувырком – малая пядь плюс два-три сустава указательного или среднего пальца (27 – 31 см.)

2. Локоть  - расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца

  1. большой локоть – длинна руки от плеча, 3 пяди (около 54 см.)

3. Сажень (4 локтя)

  1. маховая сажень – расстояние между вытянутыми руками (около 176 см.)
  2. косая сажень – расстояние от пальцев ноги до пальцев вытянутой вверх по диагонали руки (около 216 см.)

4. Верста – в древности борозда пашни от поворота до поворота плуга (примерно 500 саженей)

5. Вержение камня – расстояние полета брошенного камня (40 – 60 м.)

6. Перестрел – полет стрелы (60-70 м.)

7. День пути (25 – 40 км)

8. День конного пути (50-70 км.)

Русская метрология XVI – XVII вв.

Меры длинны

1. Вершок = 4,5 см

2. Четверть = 4 вершка = 18 см.

3. Аршин = 4 четверти = 16 вершков = 72 см.

4. Сажень = 3 аршина = 12 четвертей = 48 вершков = 216 см.

5. Верста = 500 саженей = 1,08 км.

6. Верста межевая = 2 версты путевых = 1000 саженей = 2,16 км.

Меры поверхности

1. Десятина = 2 чети = 4 осьмины = 8 полуосьмин = 16 четвериков = 11, 2 км2

2. Четь = 2 осьмины = 4 полуосьмины = 8 четвериков = 3 третника = 5,6 км2

3. Осьмина = 2,8 км2

4. Полуосьмина = 1, 4 км2

5. Четвертник = 0,7 км2

6. Третник = 1,9 км2

Приложение 2

Примеры задач к практическим занятиям

1. Известно, что пядь равна 21 см. Вычислите длину локтя и сажени.

Ответ: Локоть – 62 см., сажень – 248 см.

2. В 1948 г. При археологических раскопках на Ярославовом Дворище в Новгороде был обнаружен фрагмент иванского локтя. При реконструкции размер его был равен 44,1 см. Вычислите, сколько пядей (22 см.) в данном локте и сколько локтей будет в сажени равной 176,4 см.

Ответ: 2 пяди; локоть составляет 1\4 сажени, поэтому в сажени будет 4 локтя.

3. Известно, что в путевой версте 500 саженей. Вычислите, сколько аршинов будет содержать путевая и межевая верста. Переведите полученные данные в современные метры.

Ответ: Верста путевая – 1500 аршинов (1,08 км); верста межевая – 3000 аршинов (2,16 км)

4. Известно, что сажень равна 216 см. Аршин равен 72 см. Сколько аршинов в сажени?

Ответ: 3

5. Вершок равен 4,5 см., четверть – 18 см., аршин 72 см., сажень – 216 см. Сколько вершков, четвертей и аршинов содержит сажень?

Ответ: сажень = 3 аршина = 12 четвертей = 48 вершков

6. Известно, что десятина это прямоугольник со сторонами 30 и 80 саженей. Вычислите периметр, площадь данного участка. Переведите полученные данные в современную метрическую систему.

Ответ: Периметр – 220 саженей, 476 м.; площадь – 2400 саженей2, 11 км2..

7. Основываясь на полученных расчетах предыдущей задачи, вычислите сколько в десятине аршинов.

Ответ: Прямоугольник со сторонами 90 и 240аршинов.

Приложение 3

Предполагаемые результаты

Длинна стены кабинета 806 см. 15 локтей, или 12 аршинов, или 4 сажени.

Ширина стены кабинета 594 см. 11 локтей, или 8,25 аршинов, или 2,75 сажени.

594 см.

11 локтей

15 локтей

806 см.

S = 690 м2 =

0,06 десятин =

0,12 четей =

0,96 четвериков

4,6 сажени = 14 аршинов

24 сажени = 73 аршина

11,5 саженей = 34,5 аршина

10 м.

53 м.

25 м.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету основы проектной деятельности на тему "Основы самоопределения"

Данный предмет преподается в школе в 5 классе, Тема "Основы самоопределения" является основополагающей, так как она дает представление об основных терминах и понятиях, которые в будующем будут использ...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ДИВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.

Аннотация: В статье рассматривается специфика современного образования и использование возможностей проектной деятельности для развития творческих способностей учащихся. Особенность этой статьи в том,...

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...

«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»

Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ...

«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»

Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ...

Урок обучения начальным навыкам исследовательской проектной деятельности на примере комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" .

Тема «Творчество А.И. Грибоедова» -1 урок.Материал содержит технологическую карту проведения урока – обучения навыкам исследовательской проектной деятельности на примере темы «...

"Организация проектной деятельности на примере использования вышивальной швейной машины с ЧПУ"

Согласно Концепции преподавания предметной области «Технология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, технологическое образование является необходимым компонентом общего...