Интеграция предметов в проектной деятельности (на примере метрологии старинных мер)
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41»
Проект:
Интеграция предметов в проектной деятельности (на примере метрологии старинных мер)
Выполнила
Машникова К.А.
учитель истории, обществознания
Новокузнецк, 2012
Пояснительная записка
На современном этапе одним из приоритетных направлений в образовании является формирование конкурентоспособной личности. Поэтому необходимо применение методов и средств, способных воспитать такую личность.
Интегрированное обучение дает возможность развития творческого потенциала личности в современных условиях. Такое обучение формирует потребность в познавательной деятельности, развивает внимание, память, мышление, позволяет выявить ассоциации между предметами и явлениями, что ведет к поиску нового, нестандартного решения задачи, стоящей перед обучающимся. Проектная деятельность позволяет развивать творческий потенциал обучающихся.
В рамках одного учебного предмета (истории) очень сложно осветить все стороны развития и формирования метрической системы. Очень многие интересные моменты остаются вне курса изучения. Одним из таких моментов является история происхождения современных мер длинны и площади.
В курсе школьной программы на различных предметах (математика, физика, география и т.д.) обучающимся не раз придется переводить одну меры длинны в другую. Работая над данным проектом, знакомясь с древними величинами обучающиеся будут соотносить меры длинны, применяя полученные знания на практике. Проблема в том, что некоторые из обучающихся не умеют пользоваться мерами длинны, у многих возникают трудности. Данный проект позволит обучающимся получить практический навык использования мер длинны при расчетах.
Проект разрабатывался для 6 класса и направлен не просто на изучение старинных мер длинны и площади, но и на формирование умения применения этих мер на практике. Таким образом, в данном курсе будет осуществлена межпредметная связь с курсом математики.
Цели проекта:
- Формирование у обучающихся знаний о мерах длинны;
- Формирование знаний и умений по данной теме и навыков применения полученных знаний.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- дать общее представление о метрологии как науке и о современной метрической системе;
- сформировать знания о мерах длинны и площади Русского государства и их особенностях;
- научить применять на практике полученные знания.
Для достижения поставленных задач планируется использовать различные методы: анализ, исследование, классификация, сравнение, математизация, моделирование.
Наш проект приурочен к знаменательной дате - 20 мая 2012 года будет отмечаться Всемирный день метрологии. В честь этого события обучающиеся будут измерять школу и переносить на план полученные данные. Считаем данный проект значимым для нашей школы, поскольку проект поможет сформировать у обучающихся знания, умения, навыки по разным предметам. Данный проект будет размещен на сайте школы.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
Какие существовали меры длинны и площади в Русском государстве? Как они соотносились.
Проблемные вопросы:
Чем измеряли длину и площадь в отсутствии эталона?
Почему древнерусские величины не дают точного результата?
Учебные вопросы:
Как формировались меры древнерусского государства?
Какие меры длинны и площади использовались в Русском государстве в XVI – XVII вв.?
Почему и когда была введена современная метрическая система в России?
Этапы проекта
Этапы | Мероприятия | Ожидаемый результат |
I. Подготовка к реализации проекта. | Составление плана работы, проектирование предполагаемых результатов. Мозговой штурм: ученикам предлагается вспомнить, какие меры длинны и площади они знают, записать на доске их соотношение. Затем учитель рассказывает о науке метрология и происхождении современной метрической системы. Итогом урока может стать дискуссию «Что бы я делал, если б не знал метра». Обучающиеся делятся на группы, анализируют источники и ищут информацию о мерах длинны Древнерусского государства и мерах длины XVI – XVII вв. Обмен и фиксация полученной информации. | Обучающиеся самостоятельно составляют план будущей работы, намечают план проекта и возможности его практического применения. Обучающиеся самостоятельно делятся на группы, намечают функции каждого участника проекта. Обучающиеся получают знания о мерах длинны Древнерусского государства и мерах длины XVI – XVII вв., современной метрической системе. |
II. Практическая реализация проекта. | Решение задач с применением мер длинны XVI – XVII вв. Составление шкалы соотношений мер длинны. Работа в группах: измерение различных поверхностей древними мерами длинны. Изучение эффективности применения полученных знаний на практике. Измерение кабинета. Измерение периметра школы. Вычисление размеров школы в аршинах по данным плана школы. | Умение практическое применить полученные знания. После проведенных измерений обучающиеся должны прийти к выводу, что в Древней Руси меры длинны были не точны, поскольку отсутствовал эталон. Перенос полученных измерений на план. Фиксация полученных вычислений. |
III. Обобщение полученного опыта. | Обучающиеся готовят проект к публикации, проводят мастер-классы среди других классов. Намечаются перспективы расширения данного проекта: выступление на конференции, вычисление длинны пути обучающихся от дома до школы. | Отчет о проделанной работе в виде стенгазеты. Публикация на сайте школы. Статья. |
Приложение 1
Древнерусское государство
Меры длинны
1. Пядь – расстояние между большим и указательным пальцами (19 – 23 см.)
- большая пядь – расстояние от большого пальца до среднего или мизинца, либо ширина ладони (22 – 23 см.)
- пядь с кувырком – малая пядь плюс два-три сустава указательного или среднего пальца (27 – 31 см.)
2. Локоть - расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца
- большой локоть – длинна руки от плеча, 3 пяди (около 54 см.)
3. Сажень (4 локтя)
- маховая сажень – расстояние между вытянутыми руками (около 176 см.)
- косая сажень – расстояние от пальцев ноги до пальцев вытянутой вверх по диагонали руки (около 216 см.)
4. Верста – в древности борозда пашни от поворота до поворота плуга (примерно 500 саженей)
5. Вержение камня – расстояние полета брошенного камня (40 – 60 м.)
6. Перестрел – полет стрелы (60-70 м.)
7. День пути (25 – 40 км)
8. День конного пути (50-70 км.)
Русская метрология XVI – XVII вв.
Меры длинны
1. Вершок = 4,5 см
2. Четверть = 4 вершка = 18 см.
3. Аршин = 4 четверти = 16 вершков = 72 см.
4. Сажень = 3 аршина = 12 четвертей = 48 вершков = 216 см.
5. Верста = 500 саженей = 1,08 км.
6. Верста межевая = 2 версты путевых = 1000 саженей = 2,16 км.
Меры поверхности
1. Десятина = 2 чети = 4 осьмины = 8 полуосьмин = 16 четвериков = 11, 2 км2
2. Четь = 2 осьмины = 4 полуосьмины = 8 четвериков = 3 третника = 5,6 км2
3. Осьмина = 2,8 км2
4. Полуосьмина = 1, 4 км2
5. Четвертник = 0,7 км2
6. Третник = 1,9 км2
Приложение 2
Примеры задач к практическим занятиям
1. Известно, что пядь равна 21 см. Вычислите длину локтя и сажени.
Ответ: Локоть – 62 см., сажень – 248 см.
2. В 1948 г. При археологических раскопках на Ярославовом Дворище в Новгороде был обнаружен фрагмент иванского локтя. При реконструкции размер его был равен 44,1 см. Вычислите, сколько пядей (22 см.) в данном локте и сколько локтей будет в сажени равной 176,4 см.
Ответ: 2 пяди; локоть составляет 1\4 сажени, поэтому в сажени будет 4 локтя.
3. Известно, что в путевой версте 500 саженей. Вычислите, сколько аршинов будет содержать путевая и межевая верста. Переведите полученные данные в современные метры.
Ответ: Верста путевая – 1500 аршинов (1,08 км); верста межевая – 3000 аршинов (2,16 км)
4. Известно, что сажень равна 216 см. Аршин равен 72 см. Сколько аршинов в сажени?
Ответ: 3
5. Вершок равен 4,5 см., четверть – 18 см., аршин 72 см., сажень – 216 см. Сколько вершков, четвертей и аршинов содержит сажень?
Ответ: сажень = 3 аршина = 12 четвертей = 48 вершков
6. Известно, что десятина это прямоугольник со сторонами 30 и 80 саженей. Вычислите периметр, площадь данного участка. Переведите полученные данные в современную метрическую систему.
Ответ: Периметр – 220 саженей, 476 м.; площадь – 2400 саженей2, 11 км2..
7. Основываясь на полученных расчетах предыдущей задачи, вычислите сколько в десятине аршинов.
Ответ: Прямоугольник со сторонами 90 и 240аршинов.
Приложение 3
Предполагаемые результаты
Длинна стены кабинета 806 см. 15 локтей, или 12 аршинов, или 4 сажени.
Ширина стены кабинета 594 см. 11 локтей, или 8,25 аршинов, или 2,75 сажени.
594 см.
11 локтей
15 локтей
806 см.
S = 690 м2 =
0,06 десятин =
0,12 четей =
0,96 четвериков
4,6 сажени = 14 аршинов
24 сажени = 73 аршина
11,5 саженей = 34,5 аршина
10 м.
53 м.
25 м.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету основы проектной деятельности на тему "Основы самоопределения"
Данный предмет преподается в школе в 5 классе, Тема "Основы самоопределения" является основополагающей, так как она дает представление об основных терминах и понятиях, которые в будующем будут использ...
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ДИВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.
Аннотация: В статье рассматривается специфика современного образования и использование возможностей проектной деятельности для развития творческих способностей учащихся. Особенность этой статьи в том,...
Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).
Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...
«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»
Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ...
«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»
Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ...
Урок обучения начальным навыкам исследовательской проектной деятельности на примере комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" .
Тема «Творчество А.И. Грибоедова» -1 урок.Материал содержит технологическую карту проведения урока – обучения навыкам исследовательской проектной деятельности на примере темы «...
"Организация проектной деятельности на примере использования вышивальной швейной машины с ЧПУ"
Согласно Концепции преподавания предметной области «Технология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, технологическое образование является необходимым компонентом общего...