«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»
статья по теме

Смирнова Ольга Владимировна

Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ и поразмышлять над рядом вопросов (Почему именно этот автор и это произведение были выбраны для издания? Какова судьба книги? и т.д.).  После ознакомительного занятия в библиотеке учащиеся на уроках литературы и во внеурочной деятельности более детально изучают выбранные произведения, а на заключительном этапе в библиотеке № 5 в интерактивной форме (игра-викторина, создание книги и т.д.) подводят итоги работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы:

Митникова Елена Александровна – Почетный работник общего образования, Россия, Санкт-Петербург, ГБОУ школа № 370 Московского района Санкт-Петербурга, учитель истории.

Смирнова Ольга Владимировна – Россия, Санкт-Петербург, ГБОУ школа № 370 Московского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы, и.о.заведующей библиотеки.

Стодолина Юлия Марковна - Россия, Санкт-Петербург, библиотека №5 ЦБС Московского района «Музей книги блокадного города», ведущий библиотекарь.

 «Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта

«Жизнь книги, изданной в блокаду»

В школе 370 учатся дети с ОВЗ, много трудных подростков, детей из семей социального риска.

Центральной целью нашей работы является создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития учащихся с ОВЗ через расширение социокультурного пространства и освоение ими новых социальных ролей.

В лице сотрудников библиотек Московского района мы нашли единомышленников.

Поэтому основной нашей задачей стало выстраивание системы взаимодействия с библиотеками ЦБС Московского района.

Все началось с создания весной 2014 года проекта «Библиотеки Московского района». Авторы – Митникова Е.А. и Смирнова О.В.

Мы разработали Информационную карту для создания картотеки, где хотели отразить особенности работы каждой библиотеки, направления просветительской деятельности, чтобы максимально использовать их в своей работе. Нам удалось привлечь учащихся школы для создания картотеки, на основе которой учащиеся под руководством взрослых создали схему «ЦБС Московского района».

Дети узнали, что библиотеки сегодня – это не только «место, где хранятся книги», но и клубы по интересам, где проводятся встречи с интересными людьми, оказывается правовая помощь, помощь в написании докладов и рефератов, проводятся курсы иностранных языков, компьютерные курсы, есть выход в интернет, выставки и даже музеи.

Полученные знания об особенностях библиотек Московского района позволили педагогам школы выстроить систему урочной и внеурочной деятельности. Были разработаны проекты, дающие возможность расширить кругозор детей с ОВЗ, закрепить приобретаемые знания, развивать различные навыки  через игровую, творческую и познавательную деятельность.

О проекте «Жизнь книги, изданной в блокаду» мы хотим рассказать более подробно, так как он направлен в первую очередь на развитие интереса к чтению.

Сотрудник библиотеки № 5 Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей и поразмышлять над рядом вопросов (Почему именно этот автор и это произведение были выбраны для издания? Какова судьба книги? и т.д.).  

Во время ВОв издавали произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и других классиков русской и зарубежной литературы. Выбор произведений для чтения с детьми в первую очередь объяснялся этим фактором.

Пятиклассникам предлагаются сказки А.С.Пушкина, что является последним аккордом в их изучении в рамках школьном программы.

Шестиклассникам предлагается стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова, на изучение которого детьми с ОВЗ отводится по программе недостаточное количество часов.

Семиклассникам решили предложить для внеклассного чтения книгу Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан», но дети с ОВЗ с объемом произведения не справляются, поэтому в следующем году мы заменим его на басни И.А.Крылова.

Работа в проекте проходит в 3 этапа.

1 этап – ознакомительные занятия в библиотеке № 5 (учащихся знакомят с книгами из фонда музея «Книги блокадного города», изданными в годы блокады и книгами, изданными ранее и пережившими блокаду).

2 этап – изучение выбранных произведений на уроках литературы и во внеурочное время, создание иллюстраций к произведениям.

3 этап – интерактивное занятие в библиотеке №5 по изученным произведениям.

На своем жизненном опыте учащиеся смогли убедиться, что есть люди и за пределами школы, готовые понять их проблемы, помочь им в реализации поставленных задач, увидели, что существует другая, интересная, наполненная смыслом жизнь, материально доступная.

Дети оказались в ситуации выбора: жить так, как живут многие (никуда не ходить и ничем не интересоваться), или изменить вектор своей жизни в лучшую сторону.

Благодаря помощи сотрудников библиотек при непосредственном участии педагогов школы  и ДД(Ю)Т дети имеют возможность расширить свой кругозор, проявить творческие возможности, подготовиться к различным конкурсам и мероприятиям.

Сотрудничество с библиотеками района имеет реальные результаты:

  • Победы в конкурсах,
  • Выставки детских работ
  • 3 ученика (участники соцпроекта) записались в библиотеки и периодически посещают их. На сегодняшний день все записаны в школьную библиотеку, читают книги школьной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность (презентация)

Данный материал является результатом работы с детьми при изучении темы проекта....

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

Данное пособие представляет собой подробное описание опыта реализации проектной деятельности и методическоие рекомендации по ее организации и проведению....

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.

Проект, как вы знаете, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое.В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполн...

«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»

Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ...

Развитие интереса к чтению через творческую реализацию личности ребенка.

Наша цель – вырастить гражданина России, её защитника и работника, современного человека в самом высоком смысле слова этого слова: образованного, творческого, интеллектуального, с добрым сердцем...