Развитие интереса к чтению через творческую реализацию личности ребенка.
статья на тему

Иванова Августина Нюргуновна

Наша цель – вырастить гражданина России, её защитника и работника, современного человека в самом высоком смысле слова этого слова: образованного, творческого, интеллектуального, с добрым сердцем и чуткой совестью и одновременно активного, предприимчивого, смелого, умеющего постоять за себя и свои убеждения.

            Все знают, что книга имеет для воспитания огромное значение. Воспитать человека без книги невозможно. Книга – замечательное средство духовного обогащения человека. Она вводит читателя в мир мудрых мыслей и благородных чувств. А что же мы видим в нашей реальной жизни? Имеет ли место чтение в жизни наших детей? В чем причина кризиса детского чтения в нашей стране?

            Воспитание с его идеями любви к чтению, пробуждению интереса к художественной литературе,  почитанию русской и родной якутской литературы постоянно присутствует в системе работы образовательных учреждений. Но почему-то эта работа идет как бы по одному пути, а жизнь школьников и выпускников – по другому. Почему эти пути разошлись и на каком временном промежутке жизни страны это произошло? Как получилось, что книга незаметно перестала быть абсолютной ценностью?

Книга как источник духовного развития в настоящее время отошла на задний план. Французский просветитель Д.Дидро писал: «…когда люди перестают читать, они перестают размышлять». Все, что происходит с литературой в школе, оказывается в трагической ситуации: прошлые ценности отброшены, а новые не появились. Мы сегодня невольно оказываемся свидетелями разрыва культуры прошлого и быта современного. Наши предки веками накопляли огромный опыт и передали его нам.

            Сейчас все ругают прошлое, а в лучшем случае замалчивают. Общество развивается только в том случае, когда прошлый позитивный опыт используется, а это – педагогика матерей и отцов, бабушек и дедушек. Задача приобщения детей к чтению должна, прежде всего, решаться в семье. Семейные чтения как богатейший источник духовности представляют собой важнейшее условие для успешной учебы

Свою задачу мы видим, в первую очередь, в формировании позитивного образа учителя, привлечении умельцев, мудрецов, родителей, общественности к участию в  духовно-нравственном, патриотическом воспитании, передаче опыта от поколения к поколению.

Сегодня книга для многих родителей перестала быть источником знаний, учебником жизни, то есть в семье не стало стремления к духовному обогащению. Редкостью стало семейное чтение. Семейное чтение как один из способов воспитания ребенка перестало запускать глубокие корни в традициях современных семей. Многие семьи нашего поколения собирали домашние библиотеки. Сейчас количество таких семей стремительно сокращается. По данным социологов, треть россиян не имеют книг дома вообще, а еще у трети дома нет и ста книг. Это означает, что три четверти наших детей лишены огромной радости встречи с книгой в раннем детстве. Уходит традиционная большая семья, в которой старшее поколение прививало любовь к книге детям с младенчества.

Любовь к книге впервые пробуждается в семье. Легко и просто воспитывается юный книголюб в семье, где книги читаются в семейном кругу, а после чтения происходит оживлённый обмен мнениями о прочитанном. Книги, прочитанные в детстве, служат многим читателям путеводным маяком для остального жизненного пути. Неслучайно общение с книгой в детстве является непременным атрибутом автобиографии большинства людей, ставших впоследствии известными личностями. Именно книгам, прочитанным в детстве и юношестве, они обязаны своим духовным становлением, самосознанием и стремление и принести пользу своему Отечеству.

Для того чтобы ребёнок мог успешно учиться в школе, в первую очередь, ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счётом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.

Техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях в период обучения в школе.

Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача, стоящая перед учителем.

Развитие техники чтения не должно быть главной целью учителя. Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных процессов.

            В любую эпоху библиотека - самый точный барометр интеллектуальной жизни общества. Трудно не согласиться с тем, что самая главная функция библиотеки - сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно-нравственное воспитание, формирование исторического сознания детей.

 Деятельность школьной библиотеки - это не просто учебные и воспитательные процессы, она имеет скорее духовное измерение. В библиотеке образование не может и не должно замыкаться в тесных пределах учебного предмета. Здесь оно сочетается с очень разными воспитательными возможностями. Общая забота школы заключается в том, чтобы в школьной библиотеке каждый читатель, будь то первоклассник или выпускник, родитель или учитель, умелец или мудрец, нашли свою книгу, получили необходимый совет, оказались в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности...

Анализ жизненных реалий показывает, что в решении этой проблемы школа и семья должны тесно сотрудничать. Мы пришли к новому подходу приобщения детей к чтению через организацию встреч с четырьмя значимыми взрослыми в образовательной среде «Гармония».

Создаваемая нами образовательная среда находится в постоянном развитии, обогащении и расширении. В своей работе мы стараемся предусмотреть интеграцию действий трех социальных институтов, образующих читательскую среду. Это так называемая системообразующая триада СЕМЬЯ – ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА. Ребенок, попадая в эту среду, живет, развивается, формируется как личность в сопровождении 4-х значимых взрослых.

Это – родитель, учитель, мудрец и умелец. Кто они такие?

Родитель. Он является первым и основным учителем ребенка, ведь фундамент развития закладывается в первую очередь в семье. Семья – главная ценность, так как в ней  человеческий капитал. Исходя из существующих проблем, изучив сложившуюся ситуацию в нашей школы, мы создали клуб «Читаем все вместе». Цель работы клуба – содействие развитию интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения в классах и семьях, активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей. Разработали рекомендации родителям «Как заинтересовать ребенка чтением». Традиционными стали конкурсы «Самая читающая семья», «Самый читающий класс», конкурс ораторов «Чтение – основа жизни». В конце учебного года на публичном отчете учащиеся выставляют читательское портфолио, членами клуба «Читаем вместе» отбираются лучшие портфолио. Большим успехом и у взрослых, и у юных читателей обычно  пользуется выставка «Любимая книга моей семьи». На такую выставку любой человек может принести и поставить книгу или номер журнала, памятный для его семьи. Такая экспозиция может послужить материалом для глубоко содержательного и педагогически эффективного разговора о традициях, о взаимопонимании, об идеалах, об общечеловеческих ценностях, о связи поколений и т.п. В процессе работы выяснилось, что использование семейных традиций в школьной практике положительно отражается на взаимоотношениях школы и семьи. Без поддержки семьи в воспитательной и образовательной работе не обойтись.   Умелец. Библиотекари, руководители кружков, спортивных секций – умельцы, они прививают определенные умения и навыки учащимся. На кружковых занятиях учащиеся руководствуются определенными инструкциями, алгоритмами, правилами, получают нужную информацию из книг, справочников, энциклопедий. Без чтения тут не обойтись. Ведь чтение - это труд, который в первую очередь и делает человека мыслящим.В результате ребенок накапливает опыт, создающий объективные предпосылки для развития его творческих способностей.         

А кто такой мудрец? Под мудрецами подразумеваются умудренные опытом бабушки, дедушки, носители народных традиций, обычаев, культуры своего этноса. В нашей школе функционирует совет старцев - мудрецов. Они являются лучшими советниками в воспитании учащихся. Работает мастерская «Серебряные рассказчики», где бабушки и дедушки, пожилые люди, умудренные опытом, рассказывают о любимых книгах, авторах, знакомят с историей, прививают интерес к отечественной и родной якутской литературе, организовывают встречи с местными авторами. Мудрецы обладают волшебной силой, они показывают детям многокрасочность жизни – жизнь человеческой души, чувства, мысли, рождения решений. У такого сотрудничества очень серьёзный потенциал. 

Учитель -  главная фигура во взаимодействии 4 – х значимых взрослых, а успешность взаимодействий зависит от его компетентности. Он и связующее звено, и организатор, умеющий осуществлять целенаправленное воздействие на личность ребенка и умело управляющий не только образовательным процессом, но и целостным развитием ребенка.

Каждый значимый взрослый имеет свою конкретную цель работы,  и в то же время их объединяет единая цель – пробуждение  интереса к чтению, развитие читательской культуры, повышение престижа чтения. Созданная нами образовательная среда «Гармония» находится в постоянном развитии, обогащении и расширении.  Это единая система работы образовательного и воспитательного  пространства.

Таким образом, созданная образовательная среда «Гармония» в соприкосновении современности и народной педагогики находится в постоянном обновлении, расширении и в поиске новых путей созидания.

Свою задачу мы видим в формировании позитивного образа учителя, привлечении умельцев, мудрецов, родителей, общественности к участию в патриотическом, духовно-нравственном воспитании, передаче опыта от поколения к поколению.

  Мы создали образовательную среду «Гармония», где приоритетными направлениями являются: Семья – Школа – Библиотека - Социум. На эффективный результат можно надеяться только в случае объединённых усилий, целенаправленных действий с трёх сторон: семьи, учителя, библиотеки. Вся деятельность этих направлений  основывается на принципах преемственности, нравственной направленности, гуманизма, духовности, сотрудничества и здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_chtenie_ivanova_a.n._ssosh_no3.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к чтению через творческую реализацию личности ребенка.

Иванова Августина Нюргуновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сунтарская СОШ №3»

Наша цель – вырастить гражданина России, её защитника и работника, современного человека в самом высоком смысле слова этого слова: образованного, творческого, интеллектуального, с добрым сердцем и чуткой совестью и одновременно активного, предприимчивого, смелого, умеющего постоять за себя и свои убеждения.

        Все знают, что книга имеет для воспитания огромное значение. Воспитать человека без книги невозможно. Книга – замечательное средство духовного обогащения человека. Она вводит читателя в мир мудрых мыслей и благородных чувств. А что же мы видим в нашей реальной жизни? Имеет ли место чтение в жизни наших детей? В чем причина кризиса детского чтения в нашей стране?

        Воспитание с его идеями любви к чтению, пробуждению интереса к художественной литературе,  почитанию русской и родной якутской литературы постоянно присутствует в системе работы образовательных учреждений. Но почему-то эта работа идет как бы по одному пути, а жизнь школьников и выпускников – по другому. Почему эти пути разошлись и на каком временном промежутке жизни страны это произошло? Как получилось, что книга незаметно перестала быть абсолютной ценностью?

Книга как источник духовного развития в настоящее время отошла на задний план. Французский просветитель Д.Дидро писал: «…когда люди перестают читать, они перестают размышлять». Все, что происходит с литературой в школе, оказывается в трагической ситуации: прошлые ценности отброшены, а новые не появились. Мы сегодня невольно оказываемся свидетелями разрыва культуры прошлого и быта современного. Наши предки веками накопляли огромный опыт и передали его нам.

        Сейчас все ругают прошлое, а в лучшем случае замалчивают. Общество развивается только в том случае, когда прошлый позитивный опыт используется, а это – педагогика матерей и отцов, бабушек и дедушек. Задача приобщения детей к чтению должна, прежде всего, решаться в семье. Семейные чтения как богатейший источник духовности представляют собой важнейшее условие для успешной учебы

Свою задачу мы видим, в первую очередь, в формировании позитивного образа учителя, привлечении умельцев, мудрецов, родителей, общественности к участию в  духовно-нравственном, патриотическом воспитании, передаче опыта от поколения к поколению.

Сегодня книга для многих родителей перестала быть источником знаний, учебником жизни, то есть в семье не стало стремления к духовному обогащению. Редкостью стало семейное чтение. Семейное чтение как один из способов воспитания ребенка перестало запускать глубокие корни в традициях современных семей. Многие семьи нашего поколения собирали домашние библиотеки. Сейчас количество таких семей стремительно сокращается. По данным социологов, треть россиян не имеют книг дома вообще, а еще у трети дома нет и ста книг. Это означает, что три четверти наших детей лишены огромной радости встречи с книгой в раннем детстве. Уходит традиционная большая семья, в которой старшее поколение прививало любовь к книге детям с младенчества.

Любовь к книге впервые пробуждается в семье. Легко и просто воспитывается юный книголюб в семье, где книги читаются в семейном кругу, а после чтения происходит оживлённый обмен мнениями о прочитанном. Книги, прочитанные в детстве, служат многим читателям путеводным маяком для остального жизненного пути. Неслучайно общение с книгой в детстве является непременным атрибутом автобиографии большинства людей, ставших впоследствии известными личностями. Именно книгам, прочитанным в детстве и юношестве, они обязаны своим духовным становлением, самосознанием и стремление и принести пользу своему Отечеству.

Для того чтобы ребёнок мог успешно учиться в школе, в первую очередь, ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счётом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.

Техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях в период обучения в школе.

Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача, стоящая перед учителем.

Развитие техники чтения не должно быть главной целью учителя. Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных процессов.

                  В любую эпоху библиотека - самый точный барометр интеллектуальной жизни общества. Трудно не согласиться с тем, что самая главная функция библиотеки - сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно-нравственное воспитание, формирование исторического сознания детей.

 Деятельность школьной библиотеки - это не просто учебные и воспитательные процессы, она имеет скорее духовное измерение. В библиотеке образование не может и не должно замыкаться в тесных пределах учебного предмета. Здесь оно сочетается с очень разными воспитательными возможностями. Общая забота школы заключается в том, чтобы в школьной библиотеке каждый читатель, будь то первоклассник или выпускник, родитель или учитель, умелец или мудрец, нашли свою книгу, получили необходимый совет, оказались в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности...

Анализ жизненных реалий показывает, что в решении этой проблемы школа и семья должны тесно сотрудничать. Мы пришли к новому подходу приобщения детей к чтению через организацию встреч с четырьмя значимыми взрослыми в образовательной среде «Гармония».

Создаваемая нами образовательная среда находится в постоянном развитии, обогащении и расширении. В своей работе мы стараемся предусмотреть интеграцию действий трех социальных институтов, образующих читательскую среду. Это так называемая системообразующая триада СЕМЬЯ – ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА. Ребенок, попадая в эту среду, живет, развивается, формируется как личность в сопровождении 4-х значимых взрослых.

Это – родитель, учитель, мудрец и умелец. Кто они такие?

Родитель. Он является первым и основным учителем ребенка, ведь фундамент развития закладывается в первую очередь в семье. Семья – главная ценность, так как в ней  человеческий капитал. Исходя из существующих проблем, изучив сложившуюся ситуацию в нашей школы, мы создали клуб «Читаем все вместе». Цель работы клуба – содействие развитию интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения в классах и семьях, активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей. Разработали рекомендации родителям «Как заинтересовать ребенка чтением». Традиционными стали конкурсы «Самая читающая семья», «Самый читающий класс», конкурс ораторов «Чтение – основа жизни». В конце учебного года на публичном отчете учащиеся выставляют читательское портфолио, членами клуба «Читаем вместе» отбираются лучшие портфолио. Большим успехом и у взрослых, и у юных читателей обычно  пользуется выставка «Любимая книга моей семьи». На такую выставку любой человек может принести и поставить книгу или номер журнала, памятный для его семьи. Такая экспозиция может послужить материалом для глубоко содержательного и педагогически эффективного разговора о традициях, о взаимопонимании, об идеалах, об общечеловеческих ценностях, о связи поколений и т.п. В процессе работы выяснилось, что использование семейных традиций в школьной практике положительно отражается на взаимоотношениях школы и семьи. Без поддержки семьи в воспитательной и образовательной работе не обойтись.   Умелец. Библиотекари, руководители кружков, спортивных секций – умельцы, они прививают определенные умения и навыки учащимся. На кружковых занятиях учащиеся руководствуются определенными инструкциями, алгоритмами, правилами, получают нужную информацию из книг, справочников, энциклопедий. Без чтения тут не обойтись. Ведь чтение - это труд, который в первую очередь и делает человека мыслящим.В результате ребенок накапливает опыт, создающий объективные предпосылки для развития его творческих способностей.         

А кто такой мудрец? Под мудрецами подразумеваются умудренные опытом бабушки, дедушки, носители народных традиций, обычаев, культуры своего этноса. В нашей школе функционирует совет старцев - мудрецов. Они являются лучшими советниками в воспитании учащихся. Работает мастерская «Серебряные рассказчики», где бабушки и дедушки, пожилые люди, умудренные опытом, рассказывают о любимых книгах, авторах, знакомят с историей, прививают интерес к отечественной и родной якутской литературе, организовывают встречи с местными авторами. Мудрецы обладают волшебной силой, они показывают детям многокрасочность жизни – жизнь человеческой души, чувства, мысли, рождения решений. У такого сотрудничества очень серьёзный потенциал.  

Учитель -  главная фигура во взаимодействии 4 – х значимых взрослых, а успешность взаимодействий зависит от его компетентности. Он и связующее звено, и организатор, умеющий осуществлять целенаправленное воздействие на личность ребенка и умело управляющий не только образовательным процессом, но и целостным развитием ребенка.

Каждый значимый взрослый имеет свою конкретную цель работы,  и в то же время их объединяет единая цель – пробуждение  интереса к чтению, развитие читательской культуры, повышение престижа чтения. Созданная нами образовательная среда «Гармония» находится в постоянном развитии, обогащении и расширении.  Это единая система работы образовательного и воспитательного  пространства.

Таким образом, созданная образовательная среда «Гармония» в соприкосновении современности и народной педагогики находится в постоянном обновлении, расширении и в поиске новых путей созидания.

Свою задачу мы видим в формировании позитивного образа учителя, привлечении умельцев, мудрецов, родителей, общественности к участию в патриотическом, духовно-нравственном воспитании, передаче опыта от поколения к поколению.

        Мы создали образовательную среду «Гармония», где приоритетными направлениями являются: Семья – Школа – Библиотека - Социум.         На эффективный результат можно надеяться только в случае объединённых усилий, целенаправленных действий с трёх сторон: семьи, учителя, библиотеки. Вся деятельность этих направлений  основывается на принципах преемственности, нравственной направленности, гуманизма, духовности, сотрудничества и здорового образа жизни.

        

Аннотация.

        Книга имеет для воспитания огромное значение. Встреча с хорошей книгой становится событием в жизни человека. Время может стереть в памяти отдельные детали прочитанного произведения, но чувства, пережитые при общении с героями книги, оставляют глубокий след в душе человека. Что же мы видим в нашей реальной жизни? Имеет ли место чтение в жизни наших детей?

        Приобщение к чтению художественной литературы, умение правильно и глубоко понимать художественное произведение способствуют формированию социально-нравственных основ личности, развитию чувства гармонии, красоты.

        В школе развития «Гармония» разработан проект «Развитие интереса к чтению через творческую реализацию личности ребенка». Основные направления проекта:

  • Роль семьи, семейных традиций в приобщении детей к чтению.
  • Формирование навыков чтения и развития читательской культуры школьников.
  • Библиотека как центр по развитию интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка.
  • Роль чтения в нравственном и духовном воспитании личности

ребенка

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Грамматические упражнения как способ формирования и развития творческого потенциала личности ребенка на уроках английского языка

Независимо от возраста учащихся, наибольшую сложность представляет обучение грамматике, следовательно, необходимы альтернативные технологии, способные создавать на занятиях такие ситуации, когда детям...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»

Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ...

«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»

Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ...

Развитие интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка

Все знают, что книга имеет для воспитания огромное значение. Воспитать человека без книги невозможно. Книга - замечательное средство духовного обогащения человека. Она вводит читателя в мир мудрых мыс...