Дистанционные конкурсы как ведущий механизм развития интеллектуальных и творческих возможностей личности ребенка.
статья на тему
Дистанционный конкурс - увлекательное и эффективная форма занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционные конкурсы как ведущий механизм развития интеллектуальных и творческих возможностей личности ребенка
Одной из важнейших перемен начала XXI века является проявление интереса к проблеме развития у детей интеллектуальных и творческих способностей.
Концепция модернизации российского образования гласит: «Важнейшие задачи образования – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию» образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и творческих способностей.
Инновационный поиск новых средств организации образовательного процесса привёл меня к пониманию того, что для воспитания творческой личности нужны и новые формы и методы обучения. А они, конечно, немыслимы без применения информационных технологий, компьютерных в первую очередь. Источниками изменений в опыте работы послужили и требования современного общества, рынка труда к специалистам: квалифицированные, предприимчивые, максимально использующие свои творческие задатки, имеющие высокий уровень владения современными технологиями.
На мой взгляд, формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала современного школьника. В практике работы использую следующие дистанционные формы работы: многопрофильные олимпиады, конкурсы, игры, викторины.
Цели и задачи участия в дистанционных конкурсах:
- Выявление творческих детей, их поддержка и поощрение.
- Выявление и развитие познавательных и творческих способностей детей, расширение кругозора воспитанников.
- Развитие чувства солидарности, здорового соперничества.
- Предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона в рамках открытых творческих конкурсов.
Главным результатом участия в различных олимпиадах и конкурсах является формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к окружающему миру, развитие ключевых компетентностей обучающихся.
Принимая участие в дистанционных проектах, обучающиеся, тем самым, могут выстроить траекторию своего образования, получая не только знания, но и развиваясь как личность, а также получить возможность новой оценки образовательных результатов.
Дистанционный конкурс - увлекательная и эффективная форма занятий.
Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать мероприятие, как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников.
Говоря более конкретно о дистанционных конкурсах, мне бы хотелось упомянуть о электронном педагогическом журнале «Большая перемена», который давно и активно внедряет в школьную жизнь дистанционные конкурсы, олимпиады, турниры и предметные недели.
Примером также могут служить ряд замечательных мониторинговых конкурсов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей и развития творческих способностей:
1. Детское информационное агентство «Креатив» - международные фестивали и конкурсы для детей, родителей и педагогов.
2. Интернет-портал «Аксиома успеха» - международные фестивали детского творчества и педагогического мастерства, всероссийские предметные конкурсы.
3.«Кенгуру», — массовый международный математический конкурс-игра под девизом «Математика для всех».
4. Конкурс "Русский Медвежонок — языкознание для всех" - младший брат популярного международного математического конкурса "Кенгуру».
5. Серия Всероссийских дистанционных конкурсов «Мир Конкурсов». В рамках программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" проводятся предметные заочные конкурсы-олимпиады, конкурсы социальных и творческих работ по различным направлениям; турниры, форумы, фестивали, научные конференции школьников.
6. Портал Минобр.орг предлагает принять участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах Всероссийского уровня, в видео семинарах, лекциях, тренингах, конференциях, круглых столах. А также выигрывать и получать призы, дипломы и сертификаты (minobr.org/).
7. Центр Дистанционного Развития «АРГОНИКА». На базе центра:
- разрабатываются и проводятся дистанционные олимпиады и конкурсы;
- реализуются вариативные образовательные тренинги для детей с разным уровнем подготовки.
Дистанционные конкурсы по своей природе можно считать уникальными – они объединяют не только ученика и учителя, но и огромное количество людей из других городов и стран. Ребятам нравится соревноваться с другими детьми из городов России и стран ближнего зарубежья. Такая коммуникация стала возможна благодаря новым дистанционным технологиям.
Несомненно, хочется отметить плюсы таких конкурсов:
- выполнение конкурсного задания в удобное для ребенка время;
- повышение мотивации к изучению предметов школьной программы;
- ребенок совершенствует навыки работы на компьютере, которые очень важны для современных детей;
- результаты участия в конкурсах, позволяют участникам создать личное портфолио.
Использование ИКТ создаёт атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности, существенно повышает уровень знаний, творческую и познавательную активность учащихся.
Являясь руководителей МО учителей начальных классов, я активизировала работу по привлечению педагогов к участию во Всероссийских и международных творческих конкурсах. Дети принимают активное участие в различных Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах с 2012 года и занимают призовые места.
Воспитанники с удовольствием выполняют творческие задания на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях, посвященных знаменательным праздникам:
- конкурс рисунков «День знаний»,
- конкурс рисунков «Мама мир подарила»,
- конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»,
- конкурс рисунков «Природа глазами детей»,
- конкурс поделок из бросового материала «Это я придумал сам!»,
- агитационный конкурс плакатов «Мир на планете – счастливы дети»,
- фотоконкурс «Моя любимая школа»,
- конкурс рисунков и поделок «Зимняя сказка»,
- фотоконкурс «Эти забавные зверюшки»,
- конкурс рисунков «Спасибо деду за Победу!»,
- конкурс по ОБЖ «Мы выбираем здоровье и успех!»,
- фотоконкурс «Мир детства»,
- конкурс рисунков и поделок «Пернатые друзья»,
- конкурс поделок «Чудо пластилин»,
- конкурс рисунков «Пасхальная картина»,
- конкурс поделок «Осенний натюрморт».
Обучающиеся начальных классов приняли активное участие в данных мероприятиях и заняли большое количество призовых мест. Дети награждены дипломами, сертификатами. Педагоги, подготовившие победителей Всероссийских конкурсов, награждены благодарственными письмами и дипломами победителя.
Считаю, дистанционный конкурс – это новая форма работы с детьми, которую мы можем предложить современному школьнику.
Литература
Алексеев Н.Г. и др. Концепция развития творческой деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2002.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
Ярославцева Е.И. Человек в цифровом мире: компенсаторные возможности интерактивных технологий. http://inot.rsuh.ru/news.html?id=79793. 2009.
Что такое IT технологии – определение. http://ru.wikipedia.org/wiki/IT-технологии.
А.В. Хуторской. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций/ Интернет-журнал. «Эйдос».http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. 2009.
Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: МО РФ, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-86189-1452962948.jpg)
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-171954-1359200817.jpg)
Грамматические упражнения как способ формирования и развития творческого потенциала личности ребенка на уроках английского языка
Независимо от возраста учащихся, наибольшую сложность представляет обучение грамматике, следовательно, необходимы альтернативные технологии, способные создавать на занятиях такие ситуации, когда детям...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-86189-1452962948.jpg)
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/23/picture-1024066-1521788240.jpg)
Развитие интереса к чтению через творческую реализацию личности ребенка.
Наша цель – вырастить гражданина России, её защитника и работника, современного человека в самом высоком смысле слова этого слова: образованного, творческого, интеллектуального, с добрым сердцем...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-870470-1491759129.jpg)
Понимание студентами определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.
Выступление на заседании школы педагогического мастерства. Тема доклада: "Понимание студентами определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности"....
Развитие интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка
Все знают, что книга имеет для воспитания огромное значение. Воспитать человека без книги невозможно. Книга - замечательное средство духовного обогащения человека. Она вводит читателя в мир мудрых мыс...