Дистанционные конкурсы как ведущий механизм развития интеллектуальных и творческих возможностей личности ребенка.
статья на тему

Ерёмченко Жанна Николаевна

Дистанционный конкурс - увлекательное и эффективная форма занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционные конкурсы как ведущий механизм развития интеллектуальных и творческих возможностей личности ребенка

 Одной из важнейших перемен начала XXI века является проявление интереса к проблеме развития у детей интеллектуальных и творческих способностей.

Концепция модернизации российского образования гласит: «Важнейшие задачи образования – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».  

Концепция модернизации российского образования  предполагает «ориентацию» образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и творческих  способностей.

Инновационный поиск новых средств  организации образовательного процесса привёл меня к пониманию того, что для воспитания  творческой личности нужны  и новые формы и методы обучения. А они, конечно,  немыслимы без применения информационных технологий, компьютерных в первую очередь. Источниками изменений в опыте работы послужили и требования современного общества, рынка труда к специалистам: квалифицированные, предприимчивые, максимально использующие свои творческие задатки, имеющие высокий уровень владения современными технологиями.

На мой взгляд,  формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала современного  школьника. В практике работы использую следующие дистанционные формы работы: многопрофильные  олимпиады,  конкурсы, игры, викторины.  

Цели и задачи участия в дистанционных конкурсах:

  1. Выявление  творческих детей, их поддержка и поощрение.
  2. Выявление и развитие  познавательных и творческих способностей детей, расширение кругозора воспитанников.
  3. Развитие чувства солидарности, здорового соперничества.
  4. Предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона в рамках открытых творческих конкурсов.

Главным результатом участия в различных олимпиадах и конкурсах является  формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к окружающему миру, развитие ключевых компетентностей обучающихся.

Принимая участие в дистанционных проектах, обучающиеся, тем самым, могут выстроить траекторию своего образования, получая не только знания, но и развиваясь как личность, а также получить возможность новой оценки образовательных результатов.

Дистанционный конкурс - увлекательная и эффективная форма занятий.

Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать мероприятие, как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников.

Говоря более конкретно о дистанционных конкурсах,  мне бы хотелось упомянуть о электронном педагогическом журнале «Большая перемена», который давно и активно внедряет в школьную жизнь дистанционные конкурсы, олимпиады, турниры и предметные недели.

Примером также могут служить ряд замечательных мониторинговых конкурсов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей и развития творческих способностей:

1. Детское информационное агентство «Креатив» - международные фестивали и конкурсы для детей, родителей и педагогов.

2. Интернет-портал «Аксиома успеха» - международные фестивали детского творчества и педагогического мастерства, всероссийские предметные конкурсы.

3.«Кенгуру», — массовый международный математический конкурс-игра под девизом «Математика для всех».

4. Конкурс "Русский Медвежонок — языкознание для всех" - младший брат популярного международного математического конкурса "Кенгуру».

5. Серия Всероссийских дистанционных конкурсов «Мир Конкурсов». В рамках программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" проводятся предметные заочные конкурсы-олимпиады, конкурсы социальных и творческих работ по различным направлениям;  турниры, форумы, фестивали, научные конференции школьников.

6. Портал Минобр.орг  предлагает принять участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах Всероссийского уровня, в видео семинарах, лекциях, тренингах, конференциях,  круглых столах. А также выигрывать и получать призы, дипломы и сертификаты (minobr.org/).

7.  Центр Дистанционного Развития «АРГОНИКА».  На базе центра:

- разрабатываются и проводятся дистанционные олимпиады и конкурсы;

- реализуются вариативные образовательные тренинги для детей с разным уровнем подготовки.

     Дистанционные конкурсы по своей природе можно считать уникальными – они объединяют не только ученика и учителя, но и огромное количество людей из других городов и стран. Ребятам нравится соревноваться с другими детьми из городов России и стран ближнего зарубежья. Такая коммуникация стала возможна благодаря новым дистанционным технологиям.

Несомненно, хочется отметить плюсы таких конкурсов:

 -  выполнение конкурсного задания в удобное для ребенка время;

- повышение мотивации к изучению предметов школьной программы;

- ребенок совершенствует навыки работы на компьютере, которые очень важны для современных детей;

- результаты участия в конкурсах, позволяют участникам создать личное портфолио.

Использование ИКТ создаёт атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности, существенно повышает уровень знаний, творческую и познавательную активность учащихся.

Являясь руководителей МО учителей начальных классов, я активизировала работу по привлечению педагогов к участию во Всероссийских и международных творческих конкурсах. Дети принимают активное участие в различных Всероссийских дистанционных олимпиадах и  конкурсах с 2012 года и занимают  призовые места.

Воспитанники с удовольствием выполняют творческие задания на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях, посвященных знаменательным праздникам:

- конкурс рисунков «День знаний»,

- конкурс рисунков «Мама мир подарила»,

- конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»,

- конкурс рисунков «Природа глазами детей»,

- конкурс поделок из бросового материала «Это я придумал сам!»,

- агитационный конкурс плакатов «Мир на планете – счастливы дети»,

- фотоконкурс «Моя любимая школа»,

- конкурс рисунков и поделок «Зимняя сказка»,

- фотоконкурс «Эти забавные зверюшки»,

- конкурс рисунков «Спасибо деду за Победу!»,

- конкурс по ОБЖ «Мы выбираем здоровье и успех!»,

- фотоконкурс «Мир детства»,

- конкурс рисунков и поделок «Пернатые  друзья»,

- конкурс поделок «Чудо пластилин»,

- конкурс рисунков «Пасхальная картина»,

- конкурс поделок «Осенний натюрморт».

Обучающиеся начальных классов приняли активное участие в данных мероприятиях и заняли большое количество призовых мест. Дети награждены дипломами, сертификатами.  Педагоги, подготовившие победителей  Всероссийских конкурсов, награждены благодарственными письмами  и дипломами победителя.

Считаю, дистанционный конкурс – это новая форма работы с детьми, которую мы можем предложить современному школьнику.

Литература

    Алексеев Н.Г. и др. Концепция развития творческой деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2002.

    Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

Ярославцева Е.И. Человек в цифровом мире: компенсаторные возможности интерактивных технологий. http://inot.rsuh.ru/news.html?id=79793. 2009.

 Что такое IT технологии – определение. http://ru.wikipedia.org/wiki/IT-технологии.

    А.В. Хуторской.  Технология проектирования ключевых и предметных компетенций/ Интернет-журнал. «Эйдос».http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. 2009.

    Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: МО РФ, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Грамматические упражнения как способ формирования и развития творческого потенциала личности ребенка на уроках английского языка

Независимо от возраста учащихся, наибольшую сложность представляет обучение грамматике, следовательно, необходимы альтернативные технологии, способные создавать на занятиях такие ситуации, когда детям...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

Развитие интереса к чтению через творческую реализацию личности ребенка.

Наша цель – вырастить гражданина России, её защитника и работника, современного человека в самом высоком смысле слова этого слова: образованного, творческого, интеллектуального, с добрым сердцем...

Понимание студентами определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.

Выступление на заседании школы педагогического мастерства. Тема доклада: "Понимание студентами определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности"....

Развитие интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка

Все знают, что книга имеет для воспитания огромное значение. Воспитать человека без книги невозможно. Книга - замечательное средство духовного обогащения человека. Она вводит читателя в мир мудрых мыс...