Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва 2 урок
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

конспект урока с применением ЭОР. тип урока - урок-проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_kulikovskaya_bitva.zip12.8 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва _______________________________________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Макарова Нина Александровна

Место работы

МБОУ «СОШ» села Усть-Вымь

Должность

учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

2 урок

Базовый учебник

А.А.Данилов, Л.Г. Косулина

История России с древнейших времен до конца XVI века 

  1. Цель  урока: Изучить  Куликовскую битву. Понять, почему Русь одержала победу.

9. Задачи:

- обучающие: систематизировать знания по истории определенного исторического периода, познакомить с историческими процессами Руси второй половины XIV века: объединение земель и героическая борьба народа за независимость, за уничтожение монголо-татарского ига;

-развивающие: развивать у учащихся умения обобщать и логически мыслить, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы

-воспитательные: развивать чувство патриотизма, гражданственности и уважения к Родине, ее историческим корням и национальным традициям.

  1. Тип урока: урок-проект  
  2. Формы работы учащихся: групповая, исследование
  3. Необходимое техническое оборудование: 16 ноутбуков, интерактивная доска
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

«Труд» - тетрадь, ручка, учебник, дневник.

Проверяют оформление рабочего места, проверяют готовность к уроку

1

2

Актуализация

Собирание русских земель во второй половине 14 века (1)

«Минута разминки»

Вопросы тестового характера с выбором правильного ответа

Отвечают на вопросы, выбирая правильный ответ

5

3

Целеполагание,

мотивация

Учитель читает стихотворение на слайде:

«Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью.

Что был в багряц окрашен Дон

До самого низовья…»

и предлагает ученикам:

1.Определить тему сегодняшнего урока;

Обобщает ответы детей и сообщает тему урока

Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим соотечественникам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества, и даже дальность минувших событий не убавляет боли пережитого.Но в то же время оптимизмом наполняются сердца от других воспоминаний и уроков истории которыми восславили защитники свое Отечество, - это героические победы, выкованные храбростью, любовью к своей Родине, к своему народу. Об одном из таких событий мы сегодня и поговорим. Итак, тема нашего урока: «Куликовская битва»

2. На какие вопросы истории нам предстоит ответить?

План изучения темы:

1.Причины столкновения Москвы и Орды

2. Посмотреть расположение войск Д.Донского и выяснить почему донской расположил войска именно так.

3. выяснить причины победы русских войск.

4. определить итоги битвы.

Определяют и записывают тему урока в тетрадь.

Ученики стараются составить план изучения Куликовской битвы.

1.Дата

2. Силы сторон

3. Выбор места сражения

4. Расстановка войск

5. Ход сражения, герои

6.Итоги сражения

7. Историческое значение

 

5

4

Постановка проблемного задания

В процессе работы подумайте – почему Русь одержала победу?

- что означает выражение: «радость великая и печаль большая»

"В истории нашей Родины есть события, значение, которых трудно переоценить. Одним из таких событий было сражение русских войск под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича с полчищами Золотой Орды на Куликовом поле 8 сентября 1380 г."

3

5

Проведение мини-исследования (групповое

Борьба против ордынского ига. Куликовская битва.(3)

Борьба против ордынского ига. Куликовская битва.(3)

Борьба против ордынского ига. Куликовская битва(3)

В ходе урока мы будем проводить мини-исследование.

Разделение учащихся на 4 группы.

1.Назовите причины столкновения Москвы и Орды. (пункт 2)

2. выяснить, почему Донской разместил войска   как показаны на схеме. (пункт 3)

3. запишите причины победы русских войск . (пункт2)

4. определите и запишите итоги битвы.

Дети делятся на группы, получают задание

10

6

Гипотеза

Сформулируйте  вероятностное предположение победы.

 Русские одержали победу потому что:

1.Были объединены

2. Донской - талантливый полководец

1

7

Представление и проверка исследовательского продукта

Презентация результатов исследования микро-группами.  Зачитывают:

1. причины столкновения Москвы и Орды.

2. преимущества поля Куликова и расположение войск

3. причины победы русских войск .

4. определяют итоги битвы.

Дети подготовили ответы на вопросы и отвечают на них:

 1.Москва не платит дань.

Мамай не смирился с поражением на реке Воже

 2.На протяжении всей истории любая армия, особенно обороняющаяся, пыталась встать на высотах. Обороняться с возвышенности, особенно против конных войск, всегда удобнее. Князь первым вышел на Куликово поле, но высоту не занял, оставил ее Мамаю. Мамай принял эту «жертву» и уже тогда проиграл сражение. Даже странно, что такой опытный полководец не подумал, для чего ему подарили господствующую высоту. Дмитрий сделал это для того, чтобы Мамай смотрел и был уверен, что видит. И он не увидел главных вещей: оврагов перед русским правым флангом, засадного полка, укрытого лесом, не понял асимметрии и слабости флангов русской рати.

3.Хитрость Донского, героизм русского войска, стратегические ходы московского князя.

4.Русские войска выиграли, Мамай проиграл.

10

8

Подведение итогов

На поле Куликовом. Мамаево побоище (углубленное изучение)

(5)

Выводы по теме исследования:

Таким образом, именно в период  Дмитрия Донского, благодаря его успехам в борьбе с  внешними врагами, был сделан важный шаг в освобождении от Золотой Орды. Однако до полного освобождения Руси от монгола - татарского ига оставалось еще целое столетие.

Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ

Записывают выводы в тетрадь и проводят параллель с современностью.

7

9

Рефлексия

- А теперь, пожалуйста, приготовьте  оценочный лист и отметьте: как вы усвоили новый материал,  оцените свою работу на уроке и  работу класса.

              

 Выставление  отметок  за  урок.

3

Приложение к плану-конспекту урока

 Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва _________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Собирание русских земель во второй половине 14 века

практический

  Открытый     тест

http://fcior.edu.ru/card/21530/sobiranie-russkih-zemel-vo-vtoroy-polovine-14-veka.html

2

Слайд 1 презентации

3

Борьба против ордынского ига. Куликовская битва.

(пункт 3)

Информационный

Анимированная схема битвы

http://fcior.edu.ru/card/11770/borba-protiv-ordynskogo-iga-kulikovskaya-bitva.html

4

Русь становится Россией

(пункт 2)

Информационный

Иллюстрированный текст со звуковым сопровождением

http://fcior.edu.ru/card/9939/rus-stanovitsya-rossiey.html

5

На поле Куликовом. Мамаево побоище (углубленное изучение) (пункт 6)

информационный

Иллюстрированный текст со звуковым сопровождением

http://fcior.edu.ru/card/14778/na-pole-kulikovom-mamaevo-poboishe-uglublennoe-izuchenie.html

________________________________КОНЕЦ  ФОРМЫ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...

Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....

Приложение к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Презентация к к уроку истории в 6 классе  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...

План - конспект урока истории (6 класс). "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

План - конспект урока на тему "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" содержит материал  о борьбе Москвы за политическое первенство, о ходе сражения на Куликовом поле,...

Конспект урока по истории России в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией

Конспект урока по истории России в 6 классе  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией. В презентации нет видеофрагмента, который используе...

Конспект урока истории 6 кл - Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Конспект урока истории 6 кл - Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва...