Политическая раздробленность на Руси
методическая разработка (история, 6 класс) по теме

Методическая разработка урока-обобщения в форме викторины

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Политическая раздробленность на Руси».

Повторительно-обобщающий урок в форме викторины. 6 класс.

Эпиграфы:

«Силу уму придают упражнения, а не покой».

«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Р. Декарт.

Цели:

1. Повторить, закрепить, углубить знания учащихся по истории Руси периода политической раздробленности, об организации жизни государства этого периода.

2. Продолжить развитие у учащихся умений: работы с информацией, в группе, решения проблемных заданий.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Обобщить знания учащихся о политической раздробленности на Руси, как закономерном этапе в условиях господства феодального строя.
  2. Способствовать усвоению учащимися связи между ростом крупного землевладения и присвоением князьями функций государственной власти, а также между натуральным хозяйством и самостоятельностью княжеств.
  3. Развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, видать причинно-следственные связи, находить ошибки.
  4. Развивать навыки коллективной работы.
  5. Формировать навыки работы с текстом.

Оборудование:

  1. Классная доска с названиями конкурсов в их порядке.
  2. Карточки с заданиями.
  3. Текст с ошибками.
  4. Листы оценки для жюри.

План урока:

  1. Организационная часть. Распределение по командам, присвоение номера (названия). Получение карточек с заданием.
  2. Конкурсы.
  3. Рефлексия.
  4. Оценивание работы учащихся.

Содержание:

  1. Вводное слово учителя.
  2. Викторина. Работа в командах и жюри.
  3. Подведение итогов.


На добровольных началах формируются 3 команды. Каждая команда выбирает капитана, который будет по жребию выбирать задания для команды. Формируется жюри. Жюри выдаются контрольные листы.

Конкурсы  

баллы

команды

1

2

3

1. Рассказ о княжестве.

7

2. Составление вопросов.

5

3. Ответить на вопросы.

3

4. Исторический источник.

3

5. Исторический портрет.

3

6. Текст с ошибками.

5

7. Ответы на вопросы команд.

4

Общее количество баллов

30

Место

Ход урока

I. Вступительное слово учителя с целью постановки задания.

«Сегодня на уроке мы обобщим знания о том, как проходил процесс феодальной раздробленности на Руси. Какие княжества стали самыми значимыми в 12-13 веках?»

Учащиеся называют Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородскую землю.

2. Викторина. Работа в командах. 

Учащиеся делятся на три команды. Группы получают задания. Затем командам дается время на подготовку.

1 задание. Рассказ о княжестве. Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. План рассказа.

  1. Географическое положение.
  2. Хозяйство.
  3. Система управления.

2 задание. Составить по 3 вопроса о своем княжестве другим командам = 6 вопросов от каждой команды.

3 задание. Ответить на вопросы. 

Причины раздробленности Руси (экономические, политические, культурные).

Последствия раздробленности (положительные и отрицательные).

Последствия монгольского нашествия на Русь (экономические, политические, культурные).

4 задание. Исторический источник.

1. Внимательно прочтите текст и ответьте на вопросы.

   «В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира между собой. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на этом целовали крест; если кто пойдет на кого войной, то на того будем все... и принеся клятву, разошлись восвояси...»

Вопросы. Проанализируйте документ и ответьте, о каком событии идет речь. Когда и где оно произошло? Главный результат этого события?

2. Внимательно прочтите текст и ответьте на вопросы.

«...Король... из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород, к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

      Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, молился со слезами. Выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».

Вопросы. О каком событии рассказывает документ? Когда оно произошло? Как развивались события дальше?

3. Внимательно прочтите текст и ответьте на вопросы.

      «...Целуй, князь, крест ко всему ______________ (название города) на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. ______________ (название города)  тебе держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости ______________ (название города)  не держать тебе, князь, своими мужами, а держать мужами ______________ (название города), а дар тебе, князь, получать с тех волостей. Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать...»

Вопросы. О каком городе идет речь? Что это за документ? Кто его подписывал?

5 задание. Исторический портрет.

Портрет № 1. Определите, о ком идет речь.

В правление от отца на правах вотчины получил Ростово-Суздальскую землю.

Человек властолюбивый, он постоянно стремился любыми путями расширить свои владения.

Свое прозвище получил за постоянное вмешательство в дела других земель,  однако, главные интересы  были связаны с Киевом.

Киевский престол получил после смерти своих братьев, но успехом у киевлян не пользовался.

С его именем связано основание городов Москва, Юрьев-Польского, Переяславля-Залесского.

Когда киевляне узнали о его кончине, они разграбили княжеский дворец и не позволили хоронить его рядом с отцом, похоронив его за городом, в Берестовской обители Спаса.

Портрет №2. Определите, о ком идет речь.

Был сторонником сильной власти, необходимой в военное время.

Обострение отношений с боярством заставило князя покинуть Новгород.

Прославился выдающимися военными победами.

Умелой политикой предотвращал разорительные набеги татар на русские земли.

Именно при нём началось постепенное вытеснение представителей ханской власти из княжеских владений.

Отстоял северо-запад Руси от захвата немецкими и шведскими феодалами.

Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.

Портрет №3. Определите, о ком идет речь.

Сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, князь Владимиро-Суздальский (с 1157 г.), проводил политику вторжения и укрепления Северо-Восточной Руси, в 1169 г. захватил Киев, но княжить там отказался. Своей столицей сделал Владимир, куда, согласно преданию, перенес чудотворную икону. Князь отличался большой набожностью. Проводил политику по укреплению княжеской власти, в связи с чем против него возник заговор, и князь погиб.

6 задание. Текст с ошибками.

1. Внимательно прочтите текст. Найдите исторические ошибки, отметьте их и напишите события и явления, которые действительно имели место.

Зимой 1237 г., после разгрома Индии, Мамай повел свои войска на Северо-Восточную Русь. Перейдя Волгу, они оказались на границе Рязанского княжества. Ханские послы потребовали от рязанского князя Юрия Игоревича десятую часть «во князех и в людех, и в конех,  и в доспехах». Князь Юрий созвал совет из всех русских князей, который принял решение разбить монгольское войско на границе с Рязанью. Хану же был послан такой ответ: «Только когда нас не будет, все то ваше будет». Собралось общерусское войско и выступило в поход.

2. Внимательно прочтите текст. Найдите исторические ошибки, отметьте их и напишите события и явления, которые действительно имели место.

        После нашествия монголо-татарских войск Русь была ослаблена. Этим воспользовались  западные соседи. Тевтонский орден и Речь Посполитая. Первый начали поляки, которые нанесли удар летом 1240 г. Однако новгородские войска под командование Александра Невского разбили их на реке Волхов. Затем выступили тевтоны, захватили ряд городов, но не сумели взять Псков. Они хотели соединиться с поляками и начать наступление на Москву. Однако Александр Невский выбил рыцарей из Копорья, не дав им возможности соединиться с поляками.

3. Внимательно прочтите текст. Найдите исторические ошибки, отметьте их и напишите события и явления, которые действительно имели место.

В 1237 г. начали мы поход в земли славян, и вел нас в этот поход хан Бату, сын великого Чингисхана. Первыми вышли нам навстречу воины Рязанского княжества. Да куда там! Смяла наша конница их дружину. Отчаянно бились рязанцы, понятно, землю свою защищали, да и отступать им уже некуда. Потому и прозвали мы Рязань — “злой город”. Аллах помог хану Бату и всему его правоверному мусульманскому воинству одержать победу над славянами. А как русские земли завоевали, больше уже ни в какие походы не ходили.

7. Ответы на вопросы команд.

Выступления команд. Отвечает один ученик из команды, остальные получают возможность дополнить его.

Жюри (3 ученика) оценивают ответы учащихся, дают (при необходимости) правильные ответы.

3. Рефлексия. Политическое обособление: каждое княжество определяет свой «строй земельный», имеет свои органы власти, издает законы, борется с преступниками, собирает и содержит войско.
Экономическое обособление: при господстве натурального хозяйства связи между городами и отдельными землями слабые.
Ослабление центральной власти: киевскому князю стало труднее управлять огромным государством.
Усобицы — конфликты между князьями и боярством.
Порядок наследования престола по старшинству (установить старшинство не всегда было возможно; конфликты усиливались).

4. Подведение итогов викторины. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

Политическая раздробленность на Руси (Обобщающий урок в виде игры «Морской бой») 6 класс.

Политическая раздробленность на Руси(Обобщающий урок в виде игры «Морской бой»)6 класс....

Политическая раздробленность на Руси тест

Эту презентацию можно использовать как игровой элемент урока, а также для самостоятельной подготовки учащихся к итоговому уроку по истории Росии в 6 классе...

Тесты по теме «Политическая раздробленность на Руси» (6 кл)

Тесты составлены для учащихся 6 класса по истории России (учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г.) В тесты включены задания на знание фактического материала, а также задания, требующие анализа историчес...

Политическая раздробленность на Руси. Урок для 6 класса.

Методическая разработка обобщающего урока по данной теме....

Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XII – XIII вв.)

Презентация к уроку, содержит карты и схемы....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...