Разработка урока "Древняя Русь"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

В разработке представлен материал для обобщающего повторения в 6 классе по истории России по теме "Древняя Русь". Урок построен в игровой форме. Сами задания очень увлекательны и охватывают обширный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povrenie_6_klass_drevnyaya_rus.doc81 КБ
Microsoft Office document icon povrenie_6_klass_drevnyaya_rus.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  обобщающего повторения  на тему:

«Древняя Русь»

(познавательная историческая игра, 6 класс)

Учитель: Пятиконова Т.И.

16.03.2010 г.

Цели и задачи игры:

  1. Учебные: в нетрадиционной форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Руси.
  2. Развивающие: развитие навыков работы с историческими источниками, картами, иллюстрациями, тестами; развитие аналитических навыков.
  3. Воспитательные: воспитание интереса к истории Отечества.

Подготовка к уроку: разработка компьютерной презентации, подготовка раздаточного материала, домашнего задания учащимися.

Ожидаемые результаты: закрепление ранее изученного материала по истории Древней Руси.

Оборудование: документы, схемы, иллюстрации, задания, представленные в компьютерной презентации; раздаточный материал для тестирования

                                   ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Настройка учащихся на работу. (1 мин.)

  1. План проведения игры

А) Вступительная часть. Учитель разъясняет цели, последовательность проведения игры, представляет команды.

Б)  Игровая часть. Игра состоит из нескольких туров. Участники по очереди выполняют задания, появляющиеся на экране, жюри подсчитывает баллы, оценивая работу команд

В) Заключительная часть. Пока жюри подводит итоги, учитель проводит тестирование по пройденному материалу

                                            Ход игры

А. Вступительная часть.

Учитель. (слайд 1)

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

     Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас чувство гордости за наших предков. Русь-матушка! Так называли нашу Родину далекие предки. История Древней Руси сказочно интересна и сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомним далекие легендарные времена из истории нашего отечества.

Команды представляются. По очереди команды задают вопросы и исторические загадки противникам. Правильный ответ оценивается 3 баллами.

Задание 1 команды. О каком князе идет речь? В каком году это произошло? Какие события из жизни князя сохранила для нас история? «Так и поступил князь …, прибегнув к невиданной хитрости, о которой с восторгом рассказывает Нестор: « И повелел ….. своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля по суше к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов……: «Не губи города, дадим тебе дани, какой хочешь!»

(После ответа 2  команда в виде презентации дает ответ, речь идет об Олеге.)

Задание 2 команды. О каком правителе идет речь? Какие события из жизни правителя сохранила история? «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед  и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…» (После ответа 1 команды в виде презентации дается ответ, речь идет об Ольге).

Жюри оценивает ответы.

Б. Игровая часть. Учитель задает вопрос для определения права первого хода: при каком русском князе был воздвигнут храм Святой Софии? (При Ярославе Мудром.) Далее по очереди командам задаются вопросы, жюри оценивает ответы. Команда - соперница может дополнять ответы и тоже получать баллы.

1 задание. (2 слайд) Расставить в хронологической последовательности события и прочитать зашифрованное слово.

        и

Крещение Руси

        г

Начало правления Владимира Мономаха

        о

Издание «Русской Правды»

        с

Призвание варягов на Русь

       р

Месть княгини Ольги

       т

Первый поход русичей на Царьград

       б

Убийство князей Бориса и Глеба

Ответ – Стрибог – бог ветра

2 задание. (3 слайд)

      в

Начало правления Владимира Святого

      р

«Щит на вратах Царьграда»

      и

Установление уроков и погостов

      и

Создание Правды Ярославичей»

      и

Начало правления Мстислава

      к

Смерть Рюрика

      ч

Строительство храма Святой Софии в Киеве

Ответ – кривичи – восточнославянское племя, находящееся на северо-западе Руси, главный город Смоленск.

3 задание. Русская загадка. (4 слайд)

И копали меня, и крутили меня,

На пожаре я был, на базаре я был,

А как молод был – все людей кормил.

Упаду-кости вокруг разлетаются,

Но собаки к костям не кидаются.

Ответ – глиняный горшок (5 слайд)

4 задание. Отгадайте, что это…(6 слайд)

- это может быть в рыболовной сети,

- это нужно грибнику и ягоднику,

- это используют турист и охотник, сельские домохозяйки,

- это немало рассказало нам о жизни древнего Новгорода.

Ответ – береста: из нее делают поплавки для рыболовной сети, туристы и охотники используют для костра, грибники и ягодники плетут корзины, домохозяйки разжигают печи, в Новгороде находят берестяные грамоты.(7 слайд)

5 задание – командам предлагается по 5 вопросов, ответы связаны с цифрами

Для 1 команды: (8 слайд)

- Сколько лет было Владимиру Мономаху, когда он стал править в Киеве?(60)

- Сколько километров разделяют Царьград и Константинополь? (Это название одного города)

- Когда в Средневековье на Руси правила женщина? (945-957 гг.)

- Сколько храмов Святой было построено на Руси? (2, в Новгороде и Киеве)

- Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь)

5 задание для 2 команды: (9 слайд)

- Сколько человек изображено на картине Васнецова «Богатыри»? (3)

- Какого по счету князя Владимира называют Мономахом? (2)

- Какой князь, по подсчетам историков, за свою жизнь совершил около 50 походов? (Святослав)

- В каком веке Русь приняла христианство? (10 век)

- Когда было основано государство Киевская Русь? (882 г.)

6 задание (10 слайд) Историческая путаница. Командам предлагают тексты с ошибками. Их задача – найти и объяснить ошибки.

- «Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 г. ( 988г.) В этот год князь Святослав (Владимир) пошел походом на византийский город Константинополь(Корсунь), взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу(Анну) замуж за себя. По возвращении из похода князь крестил всех жителей столицы в реке Волхов.(Днепр)»

7 задание (11 слайд) текст с ошибками

- « В 982 году (882г) пошел в поход князь Ярослав(Олег), набрав много с собой воинов: варягов, чуди, словен, весь, кривичей , пришел к Смоленску и взял его. Оттуда отправился вниз к горам Киевским, и узнал он , что правят здесь князья Борис и Глеб (Аскольд и Дир). И переодевшись в военные доспехи (купцами) послал он известить князей киевских об этом, а когда те явились, с воинами убил их. И вынесли малолетнего Владимира (Игоря) и сказал «А это сын Рюриков».

8 задание (12 слайд) Слова великих. Нужно назвать авторов высказываний

-« Иду на вы!» (Святослав)

- «Что умеете, того не забывайте доброго, а чего не умеете, тому учитесь» (Владимир Мономах)

- « Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите  в любви, в Киеве сядет старший сын – Изяслав, а Святославу даю Чернигов,  а Всеволоду – Переяславль» (Ярослав Мудрый)

9 задание (13 слайд) Слова великих

- «Это будет мать городам русским»… (Олег о Киеве)

- «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». (Обращение Владимира к киевлянам перед крещением)

- «Откуда есть пошла Русская земля…» (Нестор «Повесть временных лет»)

10 задание (14 слайд) Что изображено на карте

(славяне и их соседи)

11 задание (15 слайд) Что изображено на карте (Древняя Русь в 1Х-Х1 вв.)

12 задание (16 слайд) Кто изображен на картине и кто автор картины

(«Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем», художник В.Васнецов)

13 задание (17 слайд)Кто изображен на картине и кто ее автор? (В.Васнецов «Три богатыря»)

14 задание(18 слайд) Кто изображен на картине (Нестор-летописец)

15 задание(19 слайд) Что это за собор (Софийский собор в Киеве)

16 задание(20 слайд) Что это за собор?( Софийский собор в Новгороде Великом)

17 задание(21 слайд) Кто изображен на иконе ?(Борис и Глеб)

18 задание(22 слайд) Что это такое? (Торговые и военные ладьи)

Задания для контрольного тестирования

А1. С каким занятием связаны слова «подсека», «соха», и  «борона» ?

  1. с рыболовством
  2. с бортничеством
  3. со скотоводством
  4. с земледелием

А2. Куда вел торговый путь «из варяг в греки»?

  1. из Белого моря в Каспийское

2.  из Балтийского моря в Черное

     3.  из Белого моря в Черное

     4.  из Балтийского моря в Ладожское озеро

А3. Что иностранные купцы охотно покупали у славян ?

  1. меха
  2. драгоценные камни
  3. вино
  4. шелк и парчу

А4. В чем заключалась роль варягов в русской истории?

  1. варяги основали город Киев
  2. варяги завоевали Древнерусское государство
  3. варяги создали государство у восточных славян
  4. варяги положили начало русской княжеской династии

А5. Чему способствовало установление княгиней Ольгой уроков и погостов?

  1. развитию образования
  2. упорядочению сбора дани
  3. укреплению связей с Византией
  4. распространению христианства

А6. Когда было принято христианство на Руси?

  1. 998г.
  2. 989г.
  3. 898г.
  4. 988г.

А.7. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:

1. князя Святослава породниться с правителями европейских стран

2. киевских князей избежать порабощения хазарами

3. жителей Киевской Руси перейти в христианство

4. киевских князей упрочить государство и свою власть

А8. С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства?

  1. Святослава
  2. Рюрика
  3. Владимира Святого
  4. Ярослава Мудрого

А9. Что означало появление в Киевской Руси вотчин и зависимых крестьян?

  1. развитие феодальных отношений
  2. установление рабовладельческого строя
  3. укрепление родоплеменных отношений
  4. усиление власти церкви

А10. Автором какого произведения был князь Владимир Мономах?

  1. «Поучения»
  2. Русской Правды
  3. «Повесть временных лет»
  4. славянской азбуки

В1. Установи соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого

Основные жанры древнерусской литературы

                                    Определение

1.Былина

2.Житие

3.Слово

4.Летопись

А. Произведения, написанные в форме торжественного обращения

Б. Русские народные эпические сказания

В.Литературные описания жизни христианских святых

Г.Записи событий, составленные по годам

             1

               2

              3

              4

В2. Установи соответствие между элементами левого и правого столбиков

Имя князя

                              Характеристика

  1. Владимир Святой

     2. Ярослав

         Мудрый

   

     3. Святослав                

А. Разбил печенегов, основал Киево-Печерский монастырь, построил Софийский собор, при нем Русь достигла политического и социально-экономического могущества

Б. Совершал многочисленные военные походы, разгромил Хазарский каганат, погиб в столкновении с печенегами

Г. Присоединил к княжеству новые земли, построил пограничные укрепления, принял христианство, был героем легенд, сказаний, былин

                  1

                    2

                   3

Учитель в заключении подводит итоги игры и итоги тестирования.

       История своей Родины никогда нельзя забывать, но самое главное помнить и гордиться нашими предками. (23 слайд)



Предварительный просмотр:

Урок  обобщающего повторения  на тему:

«Древняя Русь»

(познавательная историческая игра, 6 класс)

Учитель: Пятиконова Т.И.

16.03.2010 г.

Цели и задачи игры:

  1. Учебные: в нетрадиционной форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Руси.
  2. Развивающие: развитие навыков работы с историческими источниками, картами, иллюстрациями, тестами; развитие аналитических навыков.
  3. Воспитательные: воспитание интереса к истории Отечества.

Подготовка к уроку: разработка компьютерной презентации, подготовка раздаточного материала, домашнего задания учащимися.

Ожидаемые результаты: закрепление ранее изученного материала по истории Древней Руси.

Оборудование: документы, схемы, иллюстрации, задания, представленные в компьютерной презентации; раздаточный материал для тестирования

                                   ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Настройка учащихся на работу. (1 мин.)

  1. План проведения игры

А) Вступительная часть. Учитель разъясняет цели, последовательность проведения игры, представляет команды.

Б)  Игровая часть. Игра состоит из нескольких туров. Участники по очереди выполняют задания, появляющиеся на экране, жюри подсчитывает баллы, оценивая работу команд

В) Заключительная часть. Пока жюри подводит итоги, учитель проводит тестирование по пройденному материалу

                                            Ход игры

А. Вступительная часть.

Учитель. (слайд 1)

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

     Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас чувство гордости за наших предков. Русь-матушка! Так называли нашу Родину далекие предки. История Древней Руси сказочно интересна и сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомним далекие легендарные времена из истории нашего отечества.

Команды представляются. По очереди команды задают вопросы и исторические загадки противникам. Правильный ответ оценивается 3 баллами.

Задание 1 команды. О каком князе идет речь? В каком году это произошло? Какие события из жизни князя сохранила для нас история? «Так и поступил князь …, прибегнув к невиданной хитрости, о которой с восторгом рассказывает Нестор: « И повелел ….. своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля по суше к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов……: «Не губи города, дадим тебе дани, какой хочешь!»

(После ответа 2  команда в виде презентации дает ответ, речь идет об Олеге.)

Задание 2 команды. О каком правителе идет речь? Какие события из жизни правителя сохранила история? «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед  и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…» (После ответа 1 команды в виде презентации дается ответ, речь идет об Ольге).

Жюри оценивает ответы.

Б. Игровая часть. Учитель задает вопрос для определения права первого хода: при каком русском князе был воздвигнут храм Святой Софии? (При Ярославе Мудром.) Далее по очереди командам задаются вопросы, жюри оценивает ответы. Команда - соперница может дополнять ответы и тоже получать баллы.

1 задание. (2 слайд) Расставить в хронологической последовательности события и прочитать зашифрованное слово.

        и

Крещение Руси

        г

Начало правления Владимира Мономаха

        о

Издание «Русской Правды»

        с

Призвание варягов на Русь

       р

Месть княгини Ольги

       т

Первый поход русичей на Царьград

       б

Убийство князей Бориса и Глеба

Ответ – Стрибог – бог ветра

2 задание. (3 слайд)

      в

Начало правления Владимира Святого

      р

«Щит на вратах Царьграда»

      и

Установление уроков и погостов

      и

Создание Правды Ярославичей»

      и

Начало правления Мстислава

      к

Смерть Рюрика

      ч

Строительство храма Святой Софии в Киеве

Ответ – кривичи – восточнославянское племя, находящееся на северо-западе Руси, главный город Смоленск.

3 задание. Русская загадка. (4 слайд)

И копали меня, и крутили меня,

На пожаре я был, на базаре я был,

А как молод был – все людей кормил.

Упаду-кости вокруг разлетаются,

Но собаки к костям не кидаются.

Ответ – глиняный горшок (5 слайд)

4 задание. Отгадайте, что это…(6 слайд)

- это может быть в рыболовной сети,

- это нужно грибнику и ягоднику,

- это используют турист и охотник, сельские домохозяйки,

- это немало рассказало нам о жизни древнего Новгорода.

Ответ – береста: из нее делают поплавки для рыболовной сети, туристы и охотники используют для костра, грибники и ягодники плетут корзины, домохозяйки разжигают печи, в Новгороде находят берестяные грамоты.(7 слайд)

5 задание – командам предлагается по 5 вопросов, ответы связаны с цифрами

Для 1 команды: (8 слайд)

- Сколько лет было Владимиру Мономаху, когда он стал править в Киеве?(60)

- Сколько километров разделяют Царьград и Константинополь? (Это название одного города)

- Когда в Средневековье на Руси правила женщина? (945-957 гг.)

- Сколько храмов Святой было построено на Руси? (2, в Новгороде и Киеве)

- Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь)

5 задание для 2 команды: (9 слайд)

- Сколько человек изображено на картине Васнецова «Богатыри»? (3)

- Какого по счету князя Владимира называют Мономахом? (2)

- Какой князь, по подсчетам историков, за свою жизнь совершил около 50 походов? (Святослав)

- В каком веке Русь приняла христианство? (10 век)

- Когда было основано государство Киевская Русь? (882 г.)

6 задание (10 слайд) Историческая путаница. Командам предлагают тексты с ошибками. Их задача – найти и объяснить ошибки.

- «Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 г. ( 988г.) В этот год князь Святослав (Владимир) пошел походом на византийский город Константинополь(Корсунь), взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу(Анну) замуж за себя. По возвращении из похода князь крестил всех жителей столицы в реке Волхов.(Днепр)»

7 задание (11 слайд) текст с ошибками

- « В 982 году (882г) пошел в поход князь Ярослав(Олег), набрав много с собой воинов: варягов, чуди, словен, весь, кривичей , пришел к Смоленску и взял его. Оттуда отправился вниз к горам Киевским, и узнал он , что правят здесь князья Борис и Глеб (Аскольд и Дир). И переодевшись в военные доспехи (купцами) послал он известить князей киевских об этом, а когда те явились, с воинами убил их. И вынесли малолетнего Владимира (Игоря) и сказал «А это сын Рюриков».

8 задание (12 слайд) Слова великих. Нужно назвать авторов высказываний

-« Иду на вы!» (Святослав)

- «Что умеете, того не забывайте доброго, а чего не умеете, тому учитесь» (Владимир Мономах)

- « Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите  в любви, в Киеве сядет старший сын – Изяслав, а Святославу даю Чернигов,  а Всеволоду – Переяславль» (Ярослав Мудрый)

9 задание (13 слайд) Слова великих

- «Это будет мать городам русским»… (Олег о Киеве)

- «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». (Обращение Владимира к киевлянам перед крещением)

- «Откуда есть пошла Русская земля…» (Нестор «Повесть временных лет»)

10 задание (14 слайд) Что изображено на карте

(славяне и их соседи)

11 задание (15 слайд) Что изображено на карте (Древняя Русь в 1Х-Х1 вв.)

12 задание (16 слайд) Кто изображен на картине и кто автор картины

(«Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем», художник В.Васнецов)

13 задание (17 слайд)Кто изображен на картине и кто ее автор? (В.Васнецов «Три богатыря»)

14 задание(18 слайд) Кто изображен на картине (Нестор-летописец)

15 задание(19 слайд) Что это за собор (Софийский собор в Киеве)

16 задание(20 слайд) Что это за собор?( Софийский собор в Новгороде Великом)

17 задание(21 слайд) Кто изображен на иконе ?(Борис и Глеб)

18 задание(22 слайд) Что это такое? (Торговые и военные ладьи)

Задания для контрольного тестирования

А1. С каким занятием связаны слова «подсека», «соха», и  «борона» ?

  1. с рыболовством
  2. с бортничеством
  3. со скотоводством
  4. с земледелием

А2. Куда вел торговый путь «из варяг в греки»?

  1. из Белого моря в Каспийское

2.  из Балтийского моря в Черное

     3.  из Белого моря в Черное

     4.  из Балтийского моря в Ладожское озеро

А3. Что иностранные купцы охотно покупали у славян ?

  1. меха
  2. драгоценные камни
  3. вино
  4. шелк и парчу

А4. В чем заключалась роль варягов в русской истории?

  1. варяги основали город Киев
  2. варяги завоевали Древнерусское государство
  3. варяги создали государство у восточных славян
  4. варяги положили начало русской княжеской династии

А5. Чему способствовало установление княгиней Ольгой уроков и погостов?

  1. развитию образования
  2. упорядочению сбора дани
  3. укреплению связей с Византией
  4. распространению христианства

А6. Когда было принято христианство на Руси?

  1. 998г.
  2. 989г.
  3. 898г.
  4. 988г.

А.7. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:

1. князя Святослава породниться с правителями европейских стран

2. киевских князей избежать порабощения хазарами

3. жителей Киевской Руси перейти в христианство

4. киевских князей упрочить государство и свою власть

А8. С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства?

  1. Святослава
  2. Рюрика
  3. Владимира Святого
  4. Ярослава Мудрого

А9. Что означало появление в Киевской Руси вотчин и зависимых крестьян?

  1. развитие феодальных отношений
  2. установление рабовладельческого строя
  3. укрепление родоплеменных отношений
  4. усиление власти церкви

А10. Автором какого произведения был князь Владимир Мономах?

  1. «Поучения»
  2. Русской Правды
  3. «Повесть временных лет»
  4. славянской азбуки

В1. Установи соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого

Основные жанры древнерусской литературы

                                    Определение

1.Былина

2.Житие

3.Слово

4.Летопись

А. Произведения, написанные в форме торжественного обращения

Б. Русские народные эпические сказания

В.Литературные описания жизни христианских святых

Г.Записи событий, составленные по годам

             1

               2

              3

              4

В2. Установи соответствие между элементами левого и правого столбиков

Имя князя

                              Характеристика

  1. Владимир Святой

     2. Ярослав

         Мудрый

   

     3. Святослав                

А. Разбил печенегов, основал Киево-Печерский монастырь, построил Софийский собор, при нем Русь достигла политического и социально-экономического могущества

Б. Совершал многочисленные военные походы, разгромил Хазарский каганат, погиб в столкновении с печенегами

Г. Присоединил к княжеству новые земли, построил пограничные укрепления, принял христианство, был героем легенд, сказаний, былин

                  1

                    2

                   3

Учитель в заключении подводит итоги игры и итоги тестирования.

       История своей Родины никогда нельзя забывать, но самое главное помнить и гордиться нашими предками. (23 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки по истории 10 кл. " Русь во времена Владимира"

Раннефеодальные отношения в Киевской Руси; значение христианства при князе Владимире...

Разработка урока "Древняя Русь"

В разработке представлен материал для обобщающего повторения в 6 классе по истории России по теме "Древняя Русь". Урок построен в игровой форме. Сами задания очень увлекательны и охватывают обширный м...

Разработка урока "Древняя Русь"

В разработке представлен материал для обобщающего повторения в 6 классе по истории России по теме "Древняя Русь". Урок построен в игровой форме. Сами задания очень увлекательны и охватывают обширный м...

Методическая разработка раздела «Русь древняя»

Методическая разработка раздела «Русь древняя»...

Методическая разработка урока "Русь - европейская держава"

Образовательная цель  урока "Русь - европейская держава"  состоит в том, чтобы обобщить и систематизировать материал по истории Древней Руси, определить ее место и роль в средневековой...

Методическая разработка раздела «Русь древняя»

Методическая разработка раздела «Русь древняя»...

Разработка урока "Русь и Золотая Орда

Конспект урока по предмету История России 6 класс....