Промышленность и транспорт в пореформенной России
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Урок по курсу Отечественной истории в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38.19 КБ
Файл promyshlennost_i_transport_v_poreformennoy_rossii.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Отечественной истории в 8-ом классе (базовый уровень)

Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России.

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в промышленном развитии России после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны;
  2. развивать навыки анализа исторических источников, навыки работы с исторической картой;
  3. воспитывать понимание неразделимости истории России и истории Брянщины, чувство уважительного отношения к людям различного социального положения.

Мотивационно – ориентировочный этап (5 минут)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Использование ИКТ

На предыдущих уроках мы изучили важное историческое событие, имевшее большое значение для развития нашего государства. Предположите, какое событие я имею в виду?

Конечно же, это событие – отмена крепостного права.

Отмена крепостного права затронула абсолютно все сферы жизни российского общества XIX века. А вот каковы были последствия этого факта нам, и предстоит выяснить.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Промышленность и транспорт в пореформенной России».

Попробуйте выделить те моменты, о которых мы должны будем сегодня  поговорить.

Прежде чем мы начнем наш разговор, я хочу определить  задачу, над которой мы будем работать.

«Какие изменения произошли в промышленности и на транспорте в пореформенное время по сравнению с первой половиной XIX в?»

Отвечают на поставленный вопрос

Записывают тему урока в листке-путеводителе

Выделяют и формулируют цели урока

Операционно – исполнительский этап (35 минут)

Реформы 60-70-х годов способствовали развитию производительных сил страны и формированию капиталистических отношений. Другим непременным условием широкого внедрения рыночных отношений было улучшение путей сообщения.

  1. Почему для развития промышленности необходимо было большое количество железных дорог?

Выполните задание на листе-путеводителе.  Определите, какие железные дороги были построены до 1861 года, а какие после.

Всего при Николае I было построено 1038 километров железнодорожного пути. Во Франции в это время было уже 5,5 тысяч километров железных дорог.

  1. О чем говорит этот факт?

Первая железная дорога в России была торжественно открыта 1 ноября 1851 года и соединила она Петербург и Москву.

В дальнейшем железнодорожное строительство стало развивать активнее. 1 августа 1862 года – была открыта дорога соединявшая Москву и Нижний Новгород.

В 1869 году вошла в строй дорога, соединявшая Москву с южными хлебородными губерниями – Москва-Рязань-Воронеж.

В 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали, которая должна была соединить Петербург и Владивосток. Строительство великой магистрали длилось 80 лет.

А как же обстояли дела с развитием железнодорожного строительства на Брянщине?

Итак, железнодорожное строительство было необходимым условием для перехода к капиталистическому обществу. Одновременно с развитием железнодорожного строительства шло и развитие промышленности. Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны.

  1. Как вы думаете почему, с чем это было связано?

Но очень скоро промышленное развитие пошло по восходящей. В середине 60-х годов России наблюдается подъем предпринимательства. Активно начинают развиваться различные отрасли промышленности. Давайте обратимся к карте.

  1. Работа с картой.

- Какие отрасли промышленности были развиты наиболее всего?

- В районах каких городов были сосредоточены крупные промышленные центры?

- Какую особенность можно отметить, говоря о географии промышленных районов того времени?

  1. Задание-закрепление. «Отраслевая специализация»

Подведите итог всего вышесказанного.

В первое пореформенное двадцатилетие сформировались основные промышленные районы России – Московский, Петербургский, Уральский и Южный.

Труднее всего к новым условиям приспосабливалась металлургическая промышленность (переход к вольнонаемному труду, техническое переоснащение). Развитие русского машиностроения поощрялось государством. И если в начале 60-х годов паровозы и вагоны ввозились из-за границы, то уже о второй половины 70-х годов железные дороги стали полностью снабжаться подвижным составом отечественного производства. Одним из крупнейших предприятий этой отрасли стал Брянский завод. Как же он развивался в это сложное для страны время.

Да, действительно, промышленное развитие было на подъеме. Но этот процесс не мог развиваться без участия в нем людей. И прежде всего талантливых людей. В пореформенные годы выдвинулась целая плеяда талантливых русских предпринимателей. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

  1. Сейчас вы будете работать в парах. У вас есть биография предпринимателя, ваша задача выбрать из текста информацию необходимую для заполнения таблицы на слайде.

Ребята, обратите внимание на сословную принадлежность этих людей. Какой вывод можно сделать?

(Вывод о размывании сословного деления общества и складывании в России классов капиталистического общества — буржуазии и наемных рабочих)

Давайте рассмотрим таблицу.

Численность рабочего класса России с 1860 по 1890 г. (млн. чел.)

Категория пролетариата

1860 г.

1880 г.

1890 г.

Рабочие крупных капиталистических предприятий

0,72

1,25

1,50

В том числе:

фабрично-заводские

0,49

0,72

0,84

горнозаводские и горные

0,17

0,28

0,34

транспортные (железнодорожники и судорабочие пароходов)

0,06

0,25

0,32

...

Сельскохозяйственные

0,70

2,70

3,50

Строительные

0,35

0,70

1,0

Рабочие мелкой, кустарно-ремесленной ( городской и сельской) промышленности

0,80

1,50

2,00

Чернорабочие, поденщики, грузчики, возчики, землекопы, лесные рабочие и пр

0,63

1,20

2,00

Итого

3,20

7,35

10,00

  1. Какой вывод можно сделать на основании данных этой таблицы?  (численность рабочего класса постоянно растет)

Каково же было положение рабочих. Давайте выясним.

  1. Работа с документом (данные обследования, произведенного Екатеринославским губернским земством в 1884 году). Определите, в каких фрагментах документа говорится о рабочем дне, об условиях жизни, об оплате труда, о санитарных условиях.

Итак, давайте подведем итог.

- В каких условиях жили и трудились рабочие?

- Почему владельцы заводов так плохо относились к своим рабочим?

- Дайте оценку такому отношению (ваше мнение).

- Сделайте вывод на основании этой информации.

Необходимость решения социальных вопросов в рабочих поселках стали понимать и наиболее дальновидные предприниматели. Среди таких людей на Брянщине были супруги Тенешевы. Они были организаторами открытия начального училища с ремесленными классами, средней школы ремесленных учеников, организации вечерних занятий для взрослых. По инициативе князя в Бежице была открыта народная столовая с обедами за низкую плату. По его предложению Брянский завод стал выделять своим рабочим землю в аренду, для строительства на ней собственного жилья. Итогом этого предложения стало появление только за 3 года 500 аккуратных домиков. К сожалению таких примеров было не много, но и они способствовали появлению новых и расширению старых промышленных поселков и населенных пунктов.

  1. Давайте вернемся к нашему проблемному заданию. Ответьте на вопрос.

  1. Как вы считаете, почему в результате освобождения крестьян ускорилось развитие промышленности, а не сельского хозяйства?

 

  1. Подведем итог сегодняшнего урока.

 Основные изменения в экономике после отмены крепостного права: развитие промышленности, промышленный переворот, формирование инфраструктуры экономики, строительство железных дорог, формирование определенных социальных групп (предприниматели-капиталисты и наемные рабочие).

С отменой крепостного права Россия переходит из стадии феодализма в капиталистическую стадию. Однако в это время наряду с капиталистическими отношениями продолжают существовать и пережитки феодализма.

Запишите домашнее задание.

§ 21. Ответить на вопрос: «Какое влияние промышленное развитие оказало на жизнь городов?»

Отвечают на поставленный вопрос. Обобщают ответы, делают вывод

Работают с картой в парах. Отвечают

Сопоставляют, делают вывод

По ходу рассказа учителя фиксируют даты в листке-путеводителе.

Сообщение ученика

Отвечают на поставленный вопрос

Находят на карте промышленные районы, называют их, отвечают на вопросы.

Выполняют тестовые задания, используя карту.

Обобщают рассмотренный материал.

Сообщение ученика

Работа в парах. Читают текст, выбирают необходимую информацию, записывают её в лист-путеводитель.

Делают вывод

Анализируют данные таблицы, делают вывод.

Соотносят отрывки с заданием.

Отвечают на вопросы, высказывают и аргументируют свою точку зрения. Поддерживают беседу.

Отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.

Подводят итог урока.

Записывают домашнее задание

Рефлексивно-оценочный этап (5 минут)

Оцените урок и свою работу на уроке. Уходя с урока, приклейте листок к смайлику, который характеризует ваше настроение.

Мне было все понятно и интересно.

Урок мне не понравился, тема мне не понятна

Затрудняюсь ответить

Дают оценку уроку и своей работе на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Промышленность и транспорт в пореформенной России Урок истории в 8-ом классе. Автор: учитель истории МБОУ Большекрупецкая СОШ Круговых Анна Васильевна

Слайд 2

Промышленность и транспорт в пореформенной России «Какие изменения произошли в промышленности и на транспорте в пореформенное время по сравнению с первой половиной XIX в?»

Слайд 3

Почему для развития промышленности необходимо было большое количество железных дорог?

Слайд 4

1 ноября 1851 г. Петербург - Москва 1 августа 1862 г. Москва - Нижний Новгород 1869 год. Москва-Рязань-Воронеж 1891 год. Транссибирская магистраль

Слайд 5

Московский Петербургский Уральский Южный

Слайд 6

Паровозы, производившиеся на Брянском заводе Общий вид завода 1911 г

Слайд 7

Московский Петербургский Уральский Южный

Слайд 8

Николай Иванович Путилов Павел Павлович Рябушинский Савва Тимофеевич Морозов Годы жизни Сфера деятельности Достижения, интересные факты

Слайд 9

Численность рабочего класса России с 1860 по 1890 г. (млн. чел.) Категория пролетариата 1860 г. 1880 г. 1890 г. Рабочие крупных капиталистических предприятий 0,72 1,25 1,50 В том числе: фабрично-заводские 0,49 0,72 0,84 горнозаводские и горные 0,17 0,28 0,34 транспортные (железнодорожники и судорабочие пароходов) 0,06 0,25 0,32 ... Сельскохозяйственные 0,70 2,70 3,50 Строительные 0,35 0,70 1,0 Рабочие мелкой, кустарно-ремесленной ( городской и сельской) промышленности 0,80 1,50 2,00 Чернорабочие, поденщики, грузчики, возчики, землекопы, лесные рабочие и пр 0,63 1,20 2,00 Итого 3,20 7,35 10,00

Слайд 11

«Какие изменения произошли в промышленности и на транспорте в пореформенное время по сравнению с первой половиной XIX в?» «Почему в результате освобождения крестьян ускорилось развитие промышленности, а не сельского хозяйства?»

Слайд 12

Д/З § 21. Ответить на вопрос: «Какое влияние промышленное развитие оказало на жизнь городов?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Художники пореформенной России"

Презентация может быть использована на уроках МХК...

Социально-экономическое развитие пореформенной России

Презентация, сопровождающая урок в 8 классе...

Социально-экономическое развитие пореформенной России (урок изучения нового материала, 8 класс).

Разработка урока истории в 8 классе. Урок позволяет продолжить работу по изучению истории России в годы Великих реформ, проследить те изменения, которые происходят в социально-экономическом положении ...

"Промышленность и транспорт в пореформенной России" Технологическая карта урока.

Конспект урока составлен в рамках технологии АМО (активных методов обучения).В соответствии с требованием  данной технологии  на каждом этапе урока должен  присутствовать  активный...

Культура пореформенной России

Ярким примером в развитии культуры России является эпоха Александра II. В этот период произошли наиболее успешные либеральные реформы. С 1861 по 1870-е годы были проведены такие реформы как аграр...

План конспект урока в 9 классе на тему "Социально-экономическое развитие в пореформенной России"

Данный план- конспект урока поможет учителю эффективно использовать учебный материал...