Урок истории по теме: "Отечественная война 1812г"
методическая разработка (история, 11 класс) по теме

Колесникова Марина Николаевна

Методическая  идея: организация  деятельностного  подхода работы обучающихся  в  малых  группах.

Цели урока:

Образовательная –

узнать о  ключевых  событиях  в ходе Отечественной войны  1812 года. Определить  роль Бородинского сражения   в ходе   войны. Сформулировать   у  учащихся    понимание глубокого  и   народного характера Отечественной  войны. Определить роль Сибирских полков в ходе войны. Узнать о героизме и  мужестве  бийчанина  Антона  Антоновича Скалона .

Развивающая-

 Продолжать  развивать навыки работы  с историческими ???, развивать умения  анализировать   документальный  текст.

развивать навыки  работы в  команде

 Воспитательная-

  1. Активизировать  интерес к предмету
  2. Воспитывать  у учащихся  чувство  гордости   за нашу славную историю  на примерах   героизма  и храбрости    русских воинов, их готовности стоять на смерть, защищая Родину.
  3. Способствовать развитию гуманизма, стремление  жить в мире,  желание противостоять   агрессии, войне  как источнику  гибели всего живого на  земле.

 

Пояснительная  записка  к уроку: «Отечественная война 1812года».

 

   Урок  разработан  в рамках  деятельностного подхода.

Его  принципиально  важным   моментом  является  вовлеченность  участников  в процесс, ходе   которого  обучающиеся  не просто  выполняют предписанные  задания , а  напротив , самостоятельно  ставят  доступные  им цели   и  самостоятельно   же  их реализуют. Это -главное.

 Большое  значение   на данном  уроке имеет  качество  психологического   сопровождения. Деятельностный  подход  требует  от обучающихся

 умения понимать  этапы  работы,  планировать  их, оценивать  результат,  соотносить  с целью,  сотрудничать  и многое  другое.

 Очень важным  моментом  является  то что  обучающийся  не вызубрил, а  сам  пробовал, делал,  ошибался, исправлял, открывал,  находил.

   В качестве   научной  методологической  базы    положен   принцип,  составляющий   основу  исторической  герменевтики: главное  работа с текстом, причем   не с текстом  в классическом   его  понимании, а с  любым памятником  культуры ( на данном уроке одним  из вариантов  текста являются  средства  наглядности), понимаемым  как  «текст».

Деятельность  обучающихся должна  претерпевать   существенные  изменения. В связи с переходом на   новые ФГОС  преподаватель должен  формировать профессиональные  компетенции. Для предмета  история это достаточно сложная задача.  Но  современному обществу нужны  «новые люди». Не только знающие факты , но и  умеющие практически  использовать  полученную информацию. В основе преподавания уроков «по новому» лежит не  репродуктивный подход, когда  обучающиеся  воспроизводят  то , что говорит  преподаватель, а  деятельностный  во главу всего ставится  самостоятельная деятельность  обучающихся  и  получение практических  значений. Это первоочередная, но не  единственная задача  на уроке истории. Не стоит забывать  и том, что история формирует ценностные  ориентиры, гуманизм, патриотизм. ( На данном уроке на примере героизма  и мужества  русских солдат и генералов. Простых крестьян ушедших в леса  и  наносящих непоправимый вред французской армии).

Особенности преподавания  урока в соответствии  с новыми ФГОС.

Сегодня в мире и в России  меняется смысл и сущность исторического образования.

Поэтому  педагог  в своей работе выделяет  несколько направлений.

     1.Познание истории через что то более близкое, понятное каждому  обучающемуся. Иными словами по принципу  действия:  «Мы в истории, история в нас».

 Приходится преподавать  историю страны и мира, актуализируя историческую  память обучающихся, т.е. чаще обращать  внимание  учащихся на историю семьи, края, их понимание  истории и личный  опыт.

В рамках курса истории России в училище  существует необходимость  получения  личностно- значимых  знаний. На уроке « Отечественная  война 1812г.» в дополнение к материалу  учебника включаю и  краеведческий  материал. Подчеркиваем значимость Сибирских полков.   Говорим  о подвиге героя Отечественной войны А.Скалона.

      2. В условиях необходимости  формирования  профессиональных компетенций обращать  внимание на практическую значимость полученного материала. На данном уроке обязательно узнаем  о  любимое блюде Наполеона   (яичница с беконом), какие  кондитерские  изделия появились после Отечественной воны 1812г. ( торт «Наполеон»  и Бородинский хлеб), а также обучающиеся узнают, откуда пошло название пункта приема пищи  «Бистро».

В соответствии  с тенденциями времени и  требованиями  рынка изменяется и процесс преподавания истории.

Перед началом работы педагог  задает  себе вопрос.

Зачем?- это  целепологание; что- содержание, как- средство и формы , т.е. организация  технологии среды.

Целеполагание- это  опережающее  представление  о цели,  организации  и  результате.

 

Цель урока  первоначально педагог  определяет для себя, а  в  дальнейшем  согласует её  с  обучающимися.

 Основные направления  целепологания (по В.В. Шогану):

     1.Образовательное (время, пространство, события, понятия, нравственные поступки).

     На данном уроке  узнать о  ключевых  событиях  в ходе Отечественной войны  1812 года. Определить  роль Бородинского сражения   в ходе   войны. Сформулировать   у  учащихся    понимание глубокого  и   народного характера Отечественной  войны. Определить роль Сибирских полков в ходе войны. Узнать о героизме и  мужестве  бийчанина  Антона  Антоновича Скалона .

     2.Развивающее

     Способствовать развитию интереса к предмету .Воспитывать  у учащихся  чувство  гордости   за нашу славную историю  на примерах   героизма  и храбрости    русских воинов, их готовности стоять на смерть, защищая Родину. Воспитывать  гуманизм, стремление  жить в мире,  желание противостоять   агрессии, войне  как источнику  гибели всего живого на  земле.

3.Смысловое

     Тотальный смысл жизни России в устремленности к соборности-

это путь к духовному мироотношению,  а следовательно, это смысл всех исторических этапов, смысл  жизни  отдельной исторической персоны (на данном уроке персоналиями выступают великие полководцы Кутузов М., А.Скалон и др). и  смысл жизни каждого русского  сегодня. Русский  духовный коллективизм (поднятие всего народа  на борьбу с французами ,

создание партизанских отрядов)  глубинная отраженность  каждого в каждом во имя совершенствования  мира и  себя.  

4.Действенно- практическое

     Опережающее  представление  об исторических ситуациях, событиях в котрых условно участвуют  обучающиеся. Это то, что дает возможность чувствовать, мыслить. Актуальность  обогощается  историей,  а история понимается через актуальность. На данном уроке обязательно фрагментарно увязываю историю с профессией повар, кондитер.                           Обязательно узнаем  о  любимое блюде Наполеона   (яичница с беконом),какие  кондитерские  изделия появились после Отечественной воны 1812г. ( торт «Наполеон»  и Бородинский хлеб), а также обучающиеся узнают, откуда пошло название пункта приема пищи  «Быстро».

     5.Рефлексивное.

     Опережающее  представление о таких условиях исторического образования, при которых  возникает акт рефлексии,  самоанализа на уроке.

Дифференцированное  домашнее  задание.(Ответить на  вопросы после параграфа всем, написать эссе  на тему «Пожар  Москвы- триумф России».)

Наглядные средства обучения

1.     Сюжетные типологические  картины (слайды № 6,8,10, 12,13,14,15,16,23,24,26).

2.     Исторические карты (слайды 5, 7)

1.     Локальная схема (слайд 20)

2.     Наглядно-практические  средства  исторического действия-

видеофильмы (слайды 1 и 27)

3.     Музыка- как практическое  художественно историческое  средство наглядности (М.Глинка «Гимн русскому  воинству»).

      6.   Документальные источники на страничке  «Ресурсного  центра по  переходу на  новые ФГОС»  http://www.museum.ru/,

 http://www.cbs-novoch.ru/baby/kollegam,

http://ru.wikipedia.org/

Современный урок по моему мнению. Урок  сочетет   в себе все компоненты инновационной  деятельности: компетонтносная,  деятельностная,  личностно- ориентированная, дифференцированная, с использованием  ИКТ  как преподавателем, так  и  обучающимися.

 

 

Литература

1.     Безотосный В., Куликова С., Вольванов С. Отесественная война 1812г.,

М: Чистые  пруды, 2005г.

      2.Буганова В., Зырянова П, Сахарова А. «История России  ХVII-ХIХ век»

М: Просвещение , 2009г.

3.Белекова Н.В. , Полежаева М.К. Учебно-методический  комплект  по курсу « Новая  и новейшая  история  XXв.» , Бийск : АКИПКРО, 2006г.

      4. Вяземский Е.Е. Год российской истории и общеобразовательная школа

    //Просвещение. Общественные науки. 2012. № 1.

 

5.Пятицкий Л.М. Справочник  по истории  России  с древнейших  времён  до наших дней, М.1986г.

6.Ушаков А.В. Справочник  школьника  по Отечественной  истории  XIX-XXв.в., М.,1997г.

7. История  России XVII- XIX в.в.; Школьная  энциклопедия. М.: Олма-Пресс Образование, 2003г.

       8. Интернет http://www.museum.ru/http://ru.wikipedia.org/.

 

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1_kon_izmenit.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon spisok_lit._1.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

- Тема: Отечественная  война  1812г.

Методическая  идея: организация  деятельностного  подхода работы обучающихся  в  малых  группах.

Цели урока:

Образовательная –

узнать о  ключевых  событиях  в ходе Отечественной войны  1812 года. Определить  роль Бородинского сражения   в ходе   войны. Сформулировать   у  учащихся    понимание глубокого  и   народного характера Отечественной  войны. Определить роль Сибирских полков в ходе войны. Узнать о героизме и  мужестве  бийчанина  Антона  Антоновича Скалона .

Развивающая-

 Продолжать  развивать навыки работы  с историческими ???, развивать умения  анализировать   документальный  текст.

развивать навыки  работы в  команде

 Воспитательная-

  1. Активизировать  интерес к предмету
  2. Воспитывать  у учащихся  чувство  гордости   за нашу славную историю  на примерах   героизма  и храбрости    русских воинов, их готовности стоять на смерть, защищая Родину.
  3. Способствовать развитию гуманизма, стремление  жить в мире,  желание противостоять   агрессии, войне  как источнику  гибели всего живого на  земле.

??Понятия:

Флеш, резерв, картечь, народное ополчение.

Оборудование

Учебник под редакцией  Буганова В., Зырянова П, Сахарова А. «История России  ХVII-ХIХвек», презентация на ПК???, ??? карты, музыкальное сопровождение урока с произведением М.Глинки «Славься», литературное сопровождение стихотворениями А.Пушкина, М.Цветаевой, М.Лермонтова

Этапы

деят.-ти

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Примечание

I.

Орг.

момент.

Приветствует обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие

педагога.

Обучающиеся рассаживаются по группам.

Внутри которых

Определяют  координатора

и выступающего.

Преподаватель

организует и дисциплинир.  

обучающихся.

Создает ра-

бочую обстановку.

II

.Актуали-

зация  темы.

 

Постановка

учебной цели

Начинаем урок  с просмотра видео.

??? Фронтальный опрос???

  1. Как вы думаете какую тему мы сегодня будем с вами изучать?

 

  1. Какую знаменательную дату в  истории Российского государства

отмечает наша страна?

Темы т фикс на доске и педагог аргументировано выбирет наиболее

Педагог задаёт вопросы группам

  1. Что вам уже известно по данной  теме?

  1. С чем более подробно мы сегодня познакомимся на уроке?

??? конкретные Вопросы, по кот уч-ся опред цель каждого урока

Обсуждают в

группе.

 Каждая группа предлагает варианты возможного названия  темы,

 

Записывают тему и число  в тетрадь.

Ответы учащися

 о том, что это- победоносная  война с Наполеоном приведшим  французов в Россию,основных персоналий…..

Обсуждают в группе возможные варианты. Предлагают ответы.

Результатом ежеурочного целепологание, уч-ся определяют цели данного урока

 

 Демонстрация слайда.№1

Бородинское поле.

 после сообщений ?тем?

обучающихся, демонстрация слайдов:

Слайд .№ 2,3

демонстрация слайдов:

Слайд .№ 5,6

??? Знакомство???Узнаем о ходе войны, героизме  и мужестве русских людей.

III Планирование.

С чего  начнем

изучение темы?

Записывает на  доске

варианты  предложенные

обучающимися.

  1. Почему война получила название

Отечественной?

  1. Участвующие стороны, численность войск и персоналии, причины войны.
  2. Ход военных  действий. Основные места сражений

(Смоленское сражение

т.к. мы не можем оставить без внимания Сибирские полки и выдающегося полководца-бийчанина А.А.Скалона и Бородинское сражение).

  1. Пожар Москвы.
  2.  Изгнание  Наполеона из России.

Обсуждают в группах план урока.

Предлагают

 план работы.

IV

Реализация

плана.

Педагог задаёт вопросы группам

  1. С чего начинаем

работу?

Какими материалами

вы можете пользоваться?

Записывают число,

тему  урока.

?Включет ????Интернет http://www.museum.ru/,

 http://www.cbs-novoch.ru/baby/kollegam

_baby/spiski/voina1,

http://ru.wikipedia.org/

учебник под редакцией  Буганова В., Зырянова П, Сахарова А. «История России  ХVII-ХIХвек», стр.142-150 карта №8.

V

Определяем

критерии  оценки.

Как оценивать  выполненное задание?

Обсуждают  в группе  предлагают

варианты критериев.

1.Четкая  формулировка

определения Отечественная, флеш,

резерв, картечь.

2.Указаны действующие стороны

3.Численность французской и русской армии.

4.Указаны выдающиеся персоналии и роль народа в ходе войны.

5. Определена роль Сибирских полков в ходе Смоленского сражения.

6.Ход и результкт Бородинского сражения.

Работа с контурными картами. На которых необходимо разместить действующие силы русской и французской армии.

7.Пожар Москвы и изгнание Наполеона из России.

VI

Выполнение

обучающимися

намеченных действий.

Обучающиеся  работают в группе.

Готовят презентацию

ответа.

VII

Презентация

продукта  работы в группе.

Излагают основные  положения учебного материала,

который  должен быть усвоен обучающимися.

Представление  у доски, корректировка продуктов деятельности.

Вовремя предоставления продукта деятельности

Запускаю свои слайды

№7-26.77(педагог)

Выполненное обучающимися и мной должно совпасть.

Заканчиваем видеороликом «Великая победа»№27

VIII

Обобщение.

Педагог задаёт вопросы группам Отвечают на вопросы????

Итак, как поработали группы?

Как группы  оценили  работу других групп?

В результате  общего  суждения  мы  выяснили…

(кратко повторяю ключевые  определения,

 понятия  изучаемой темы)

Выясняю, достаточно  ли,

необходимой информации

Корректируют продукт  своей деятельности.

Делают записи в  тетради.

IX

Подведение

итогов.

Совпадают ли поставленные цели  с  достигнутым  результатом?

Сопоставление  результатов деятельности

обучающихся  с вариантом предложенным  преподавателем.

Отвечают  на поставленный вопрос.

Обучающиеся  сопоставляют  вариант предложенный преподавателем  со своим  продуктом  труда.

Самооценка деятельности.

X

Домашнее  задание.

Подготовится к  контролю по данной теме.



Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка  к уроку: «Отечественная война 1812года».

   Урок  разработан  в рамках  деятельностного подхода.

Его  принципиально  важным   моментом  является  вовлеченность  участников  в процесс, ходе   которого  обучающиеся  не просто  выполняют предписанные  задания , а  напротив , самостоятельно  ставят  доступные  им цели   и  самостоятельно   же  их реализуют. Это -главное.

 Большое  значение   на данном  уроке имеет  качество  психологического   сопровождения. Деятельностный  подход  требует  от обучающихся

 умения понимать  этапы  работы,  планировать  их, оценивать  результат,  соотносить  с целью,  сотрудничать  и многое  другое.

 Очень важным  моментом  является  то что  обучающийся  не вызубрил, а  сам  пробовал, делал,  ошибался, исправлял, открывал,  находил.

   В качестве   научной  методологической  базы    положен   принцип,  составляющий   основу  исторической  герменевтики: главное  работа с текстом, причем   не с текстом  в классическом   его  понимании, а с  любым памятником  культуры ( на данном уроке одним  из вариантов  текста являются  средства  наглядности), понимаемым  как  «текст».

Деятельность  обучающихся должна  претерпевать   существенные  изменения. В связи с переходом на   новые ФГОС  преподаватель должен  формировать профессиональные  компетенции. Для предмета  история это достаточно сложная задача.  Но  современному обществу нужны  «новые люди». Не только знающие факты , но и  умеющие практически  использовать  полученную информацию. В основе преподавания уроков «по новому» лежит не  репродуктивный подход, когда  обучающиеся  воспроизводят  то , что говорит  преподаватель, а  деятельностный  во главу всего ставится  самостоятельная деятельность  обучающихся  и  получение практических  значений. Это первоочередная, но не  единственная задача  на уроке истории. Не стоит забывать  и том, что история формирует ценностные  ориентиры, гуманизм, патриотизм. ( На данном уроке на примере героизма  и мужества  русских солдат и генералов. Простых крестьян ушедших в леса  и  наносящих непоправимый вред французской армии).

Особенности преподавания  урока в соответствии  с новыми ФГОС.

Сегодня в мире и в России  меняется смысл и сущность исторического образования.

Поэтому  педагог  в своей работе выделяет  несколько направлений.

     1.Познание истории через что то более близкое, понятное каждому  обучающемуся. Иными словами по принципу  действия:  «Мы в истории, история в нас».

 Приходится преподавать  историю страны и мира, актуализируя историческую  память обучающихся, т.е. чаще обращать  внимание  учащихся на историю семьи, края, их понимание  истории и личный  опыт.

В рамках курса истории России в училище  существует необходимость  получения  личностно- значимых  знаний. На уроке « Отечественная  война 1812г.» в дополнение к материалу  учебника включаю и  краеведческий  материал. Подчеркиваем значимость Сибирских полков.   Говорим  о подвиге героя Отечественной войны А.Скалона.

      2. В условиях необходимости  формирования  профессиональных компетенций обращать  внимание на практическую значимость полученного материала. На данном уроке обязательно узнаем  о  любимое блюде Наполеона   (яичница с беконом), какие  кондитерские  изделия появились после Отечественной воны 1812г. ( торт «Наполеон»  и Бородинский хлеб), а также обучающиеся узнают, откуда пошло название пункта приема пищи  «Бистро».

В соответствии  с тенденциями времени и  требованиями  рынка изменяется и процесс преподавания истории.

Перед началом работы педагог  задает  себе вопрос.

Зачем?- это  целепологание; что- содержание, как- средство и формы , т.е. организация  технологии среды.

Целеполагание- это  опережающее  представление  о цели,  организации  и  результате.

Цель урока  первоначально педагог  определяет для себя, а  в  дальнейшем  согласует её  с  обучающимися.

 Основные направления  целепологания (по В.В. Шогану):

     1.Образовательное (время, пространство, события, понятия, нравственные поступки).

     На данном уроке  узнать о  ключевых  событиях  в ходе Отечественной войны  1812 года. Определить  роль Бородинского сражения   в ходе   войны. Сформулировать   у  учащихся    понимание глубокого  и   народного характера Отечественной  войны. Определить роль Сибирских полков в ходе войны. Узнать о героизме и  мужестве  бийчанина  Антона  Антоновича Скалона .

     2.Развивающее

     Способствовать развитию интереса к предмету .Воспитывать  у учащихся  чувство  гордости   за нашу славную историю  на примерах   героизма  и храбрости    русских воинов, их готовности стоять на смерть, защищая Родину. Воспитывать  гуманизм, стремление  жить в мире,  желание противостоять   агрессии, войне  как источнику  гибели всего живого на  земле.

3.Смысловое

     Тотальный смысл жизни России в устремленности к соборности-

это путь к духовному мироотношению,  а следовательно, это смысл всех исторических этапов, смысл  жизни  отдельной исторической персоны (на данном уроке персоналиями выступают великие полководцы Кутузов М., А.Скалон и др). и  смысл жизни каждого русского  сегодня. Русский  духовный коллективизм (поднятие всего народа  на борьбу с французами ,

создание партизанских отрядов)  глубинная отраженность  каждого в каждом во имя совершенствования  мира и  себя.  

4.Действенно- практическое

     Опережающее  представление  об исторических ситуациях, событиях в котрых условно участвуют  обучающиеся. Это то, что дает возможность чувствовать, мыслить. Актуальность  обогощается  историей,  а история понимается через актуальность. На данном уроке обязательно фрагментарно увязываю историю с профессией повар, кондитер.                           Обязательно узнаем  о  любимое блюде Наполеона   (яичница с беконом),какие  кондитерские  изделия появились после Отечественной воны 1812г. ( торт «Наполеон»  и Бородинский хлеб), а также обучающиеся узнают, откуда пошло название пункта приема пищи  «Быстро».

     5.Рефлексивное.

     Опережающее  представление о таких условиях исторического образования, при которых  возникает акт рефлексии,  самоанализа на уроке.

Дифференцированное  домашнее  задание.(Ответить на  вопросы после параграфа всем, написать эссе  на тему «Пожар  Москвы- триумф России».)

Наглядные средства обучения

  1. Сюжетные типологические  картины (слайды № 6,8,10, 12,13,14,15,16,23,24,26).
  2. Исторические карты (слайды 5, 7)
  1. Локальная схема (слайд 20)
  2. Наглядно-практические  средства  исторического действия-

видеофильмы (слайды 1 и 27)

  1. Музыка- как практическое  художественно историческое  средство наглядности (М.Глинка «Гимн русскому  воинству»).

      6.   Документальные источники на страничке  «Ресурсного  центра по  переходу на  новые ФГОС»  http://www.museum.ru/,

 http://www.cbs-novoch.ru/baby/kollegam,

http://ru.wikipedia.org/

Современный урок по моему мнению. Урок  сочетет   в себе все компоненты инновационной  деятельности: компетонтносная,  деятельностная,  личностно- ориентированная, дифференцированная, с использованием  ИКТ  как преподавателем, так  и  обучающимися.

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ПЕРЕХОДУ НА ФГОС

Вы не вошли в систему

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ПЕРЕХОДУ НА ФГОС

Вы не вошли в систему

 



Предварительный просмотр:

Литература

  1. Безотосный В., Куликова С., Вольванов С. Отесественная война 1812г.,

М: Чистые  пруды, 2005г.

      2.Буганова В., Зырянова П, Сахарова А. «История России  ХVII-ХIХ век»

М: Просвещение , 2009г.

3.Белекова Н.В. , Полежаева М.К. Учебно-методический  комплект  по курсу « Новая  и новейшая  история  XXв.» , Бийск : АКИПКРО, 2006г.

      4. Вяземский Е.Е. Год российской истории и общеобразовательная школа

    //Просвещение. Общественные науки. 2012. № 1.

5.Пятицкий Л.М. Справочник  по истории  России  с древнейших  времён  до наших дней, М.1986г.

6.Ушаков А.В. Справочник  школьника  по Отечественной  истории  XIX-XXв.в., М.,1997г.

7. История  России XVII- XIX в.в.; Школьная  энциклопедия. М.: Олма-Пресс Образование, 2003г.

       8. Интернет http://www.museum.ru/,  http://ru.wikipedia.org/.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....