Запомни, этот город - ленинград, запомни, эти люди - ленинградцы!"
материал по истории (9 класс) по теме

Хомутова Ирина Михайловна

сценарий внеклассного мероприятия, посвященный подвигу жителей блокадного Ленинграда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАПОМНИ, ЭТОТ ГОРОД – ЛЕНИНГРАД, ЗАПОМНИ, ЭТИ ЛЮДИ – ЛЕНИНГРАДЦЫ.

Слово учителя:  

Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы празднуем вновь и вновь. Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками была смерть и ее союзники: голод, жажда, холод, тьма, блокада…

                                                                                                                                                                                                                                                                                  Чтец 1.  

Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

 И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда –

Не права.

<…>

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как силы, нам нужна.

Ю.П. Воронов «Опять война…»

Ведущий 1.

22 июня 1941 г. Еще не кончилась короткая белая ночь. По набережным Невы гуляли вчерашние десятиклассники, когда над городом раздался гул самолетных моторов. Для тех, кто по традиции, прямо с выпускного школьного  вечера ушел встречать новый день на Неву, это могло показаться добрым предзнаменованием: крылья над головой в начале счастливого дня!.. они еще не знали, эти переполненные счастьем юноши и девушки, что появившиеся так рано над городом истребители взлетели по тревоге.

Ведущий 2.

Ленинград стал одним из трех направлений главных ударов. На него нацелилась группа немецких армий «Север».

Организаторы защиты Ленинграда быстро и четко расставили сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу обороны. Одни направлялись в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, в госпитали; другие – на фабрики и заводы.

Ведущий 1.

Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали по 12 – 14 часов в сутки, нередко под дождем, в непосредственной близости от противника, под артиллерийским огнем.

Чтец 2.

Пламя ударило в небо –

Ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…» –

Родина

Славы

Никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

я

                или

                         Родина.

(Р. Рождественский «Реквием»)

Ведущий 2.

До октября 1941 г. из Ленинграда вывезли около 96 предприятий, эвакуировались также музеи, театры, научно-исследовательские институты. Из города выехало 630 тысяч человек, и, когда кольцо блокады сомкнулось в нем осталось 2 миллиона 544 тысячи ленинградцев. В том числе около 400 тысяч детей.

Ведущий 1.

Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.

Ведущий 2.

В обороне города исключительно важную роль сыграл Балтийский флот. Кронштадт и его форты, корабельная артиллерия из своих орудий открывали ураганный огонь по позициям неприятеля, причиняя серьезный ущерб живой силе и технике врага. Поэт Чуркин и композитор Соловьев-Седой в августе 1941 г. написали для моряков-балтийцев песню «Вечер на рейде».

Хор «Вечер на рейде»

Ведущий 1.

Штурмом овладеть городом не удалось, тогда фашисты сделали ставку на голод.

Голод подкрадывался к городу незаметно. Еще в начале сентября торговали коммерческие магазины и были открыты рестораны. В столовых талоны из продовольственных карточек вырезались только за мясные и рыбные блюда.

Ведущий 2.

 29 августа И. В. Сталину доложили: муки и зерна в городе осталось на 17 суток.

На другой день Государственный Комитет Обороны приказал направлять в Ленинград ежедневно по 8 составов с продовольствием, по 2 – с боеприпасами и по одному – с горючим. Но было уже поздно. 30 августа железнодорожная связь с Ленинградом прервалась, а 8 сентября 1941 года кольцо вокруг города сомкнулось – началась блокада.

Ведущий 1.

20 ноября 1941 г. Снова, уже в четвертый раз, снижены нормы выдачи хлеба. Рабочие стали получать 250 г, а служащие, иждивенцы, и дети – 125 г прогорклой, комковатой массы, именуемой хлебом.

В конце ноября 1941 г. в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси:

Ведущий 2.

Пищевой целлюлозы 10%

Ведущий 1.

Хлопкового жмыха 12%

Ведущий 2.

Обойной пыли 2%

Ведущий 1.

Кукурузной муки 3%

Ведущий 2.

Ржаной муки 71 %

Чтец 3.

Не слышал Ленинград о легком хлебе…

Я не забыл

блокадный трудный хлеб

и посвист «мессершмитта» в чистом небе,

и, город, что в потемках не ослеп;

весомость помню пайки стограммовой,

и саночки тяжелые в снегу,

и теплый взгляд, и тот мороз суровый,

и девушку, что встретить не смогу…

С. Ботвинник «Блокадный хлеб»

Ведущий 1.

Канун Нового года. 193 день войны. И все-таки в городе ощущается приближение праздника.

Ведущий 2.

Несмотря на нехватку горючего, автомобилисты привезли из леса 1000 елок. Из глубокого тыла для детских учреждений Ленинграда прибыли мандарины.

Ведущий 1.

Водитель Максим Твердохлеб вез эти мандарины по льду Ладожского озера – Дороге жизни. Его машину атаковали два немецких истребителя. Пулеметные очереди вдребезги разбили ветровое стекло, откололи кусок баранки – руля.

Ведущий 2.

Ухватившись окровавленными руками за то, что осталось от рулевого колеса, шофер продолжал вести машину.

Ведущий 1. 

А когда он вернулся – все  удивились, как он такой машиной мог управлять: в ней было 49 пробоин!.. Дети, которым достались поврежденные мандарины, конечно, не догадались, что это следы вражеских пуль.

Чтец 4

Страшный путь! На тридцатой последней версте

Ничего не сулит хорошего,

Под моими ногами устало хрустеть

Ледяное ломкое крошево.

…Страшный путь! Ты на пятой своей версте

Потерял для меня конец,

И ветер устал над тобою свистеть,

И устал грохотать свинец.

…Самый страшный путь из моих путей!

На двадцатой версте как я мог идти!

Шли навстречу из города сотни детей…

Сотни детей! Замерзали в пути…

…Мне в атаках не надобно слова «вперед»,

 Под каким бы нам не бывать огнем-

У меня в зрачках черный ладожский лед.

Ленинградские дети лежат на нем.

 А.Межиров «Ладожский лед»

Хор «Песня о Ладоге»

Ведущий 2.

Трудно даже представить, как можно жить в таких условиях, а ленинградцы не просто жили, они еще работали и сражались. Ни на минуту не останавливались заводы. Город давал фронту снаряды, ремонтировал военную технику. В Ленинграде устраивались выставки, ставились театральные спектакли.

(фрагмент в/ф о Шостаковиче)

Ведущий 1.

Как ни странно, многие жители города вели дневники и сочиняли стихотворения. Чем объяснить такой феномен? Быть может, тем, что у блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды и она разговаривала с блокадниками стихами?  С Ольгой Берггольц…

Чтец 5.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…

Кронштадский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады, –

мы не покинем наших баррикад.

О. Берггольц  «,,,Я говорю с тобой под свист снарядов…»

Ведущий 2.

Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – и то было легче. Это означало, что город жив, что сердце его бьется.

О. Берггольц «Ленинградский метроном»

Ведущий 1.

Удивительно то, что те, кто спасал, кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал, кто из последних сил выполнял свой долг, а не лежал, сохраняя силы, - те, как ни странно, выживали чаще.

Чтец 6.

Пока ты улыбаешься стихам,

Пока на память Пушкина читаешь,

Пока ты помогаешь старикам

И женщине дорогу уступаешь,

Пока ребенку руку подаешь,

И через лед заботливо ведешь

Старательными мелкими шажками,

Пока ты веру бережешь, как знамя,

Ты не погибнешь, ты не упадешь!

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить.

З. Шишова «Блокада»

Ведущий 2.

18 января 1943 г. блокада была прорвана

Ведущий 1.

27 января 1944 года город освобожден. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».

 Ведущий 2.

9 мая, в день победы, ленинградцы придут на Пискаревское кладбище. Семьями и в одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые – конфеты, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.

Чтец 7.

На Пискаревском кладбище,

На последней черте

Не цветы, не венок.

На могильной плите

Только хлеба кусок

И записка была:

«Ты прости меня, доченька,

Что тогда не смогла

Этот хлеб тебе дать…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запомни этот город Ленинград... (Музыкально-литературная композиция)

Предлагаемый материал для литературно-музыкальной композиции «Запомни, этот город – Ленинград, запомни, эти люди – ленинградцы» напомнит о жизни города, роли горожан, их судьбах в годы блокады. ...

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

Урок памяти "Запомни, этот город - Ленинград...."

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.Задачи.1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.2.  Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастнос...

«И шар земной гордится Ленинградом!» (Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)

«И шар земной гордится Ленинградом!»(Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)Разработчик – методист, педагог дополнительного образования Матянина Татьяна ИвановнаУчастн...

Урок Мужества «Подвиг и скорбь Ленинграда в памяти людей разных поколений».

Блокада Ленинграда самый тяжелый период в истории Великой отечественной войны. 872 дня и ночи. В окружении2,5 млн. чел. Из них -500 тыс. детей Люди выживали без еды без тепла. Под постоянными авиац...

Урок мужества «Запомни – этот город Ленинград, запомни – эти люди – ленинградцы!»

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ....

Методическая разработка классного часа на тему: «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)

Методическая разработка классного часа «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)  в 10 классе,  выстроенная  в формате моз...