Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"
методическая разработка (история, 10 класс) по теме

Терехова Майя Анатольевна

Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомить с её оценкой российскими историками; – охарактеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении; – охарактеризовать социально- экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика); –дать понятие видов систематизации нормативных правовых актов; изучить деятельность 2 отделения по кодификации законов Российской империи - повторить и углубить знания о понятиях «финансовая реформа, эмиссия, девальвация»; - формирование критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией; -развивать коммуникативные умения и информационную культуру учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vnutrennyaya_politika_nikolaya_1.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока по истории, экономике и праву в 10б классе

Тема:   Внутренняя политика Николая 1.

Цели и задачи: 

- Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории;

- углубить представления о теории официальной народности, познакомить с её оценкой российскими историками;

– охарактеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении;

– охарактеризовать социально- экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика);

–дать понятие видов систематизации нормативных правовых актов; изучить деятельность 2 отделения по кодификации законов Российской империи

- повторить и углубить знания о понятиях «финансовая реформа, эмиссия, девальвация»;

- формирование критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией;

-развивать коммуникативные умения и информационную культуру учащихся.

Понятия:

Теория официальной народности,

Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Реформа государственных крестьян

Кодификация, инкорпорация, консолидация и учет  нормативных правовых актов

Финансовая реформа

Эмиссия денег

Девальвация рубля

Персоналии:

Император Николай 1,

М.М.Сперанский,

Е.Ф.Канкрин,

П.Д.Киселев,

А.Х.Бенкендорф,

С.С.Уваров

              Оборудование:

Компьютеры (ноутбуки): головной и для проектных групп;

Флэш-модемы для групп;

Проектор;

Музыкальное оформление: классическая музыка 19 века;

Энциклопедии и др. печатные материалы

Технологические карты проектов

План урока:

1. Проверка Д/З. Тестирование.

2. Личность и эпоха Николая 1. Выступление ученика. Слайд-презентация.

3. Формулировка проблемы. Организация проектной работы.  Формирование проектных групп по темам:

4. Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителями.

5. Защита-презентация проектов.

6. Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»

7. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Вводное слово учителя. Цели урока. Формулировка проблемы.

М.А.: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проведем необычный интегрированный урок истории и обществознания по теме «Внутренняя политика Николая 1».

А.П.: Мы с вами охарактеризуем внутреннюю политику Николая 1, узнаем о его личности и роли в истории;    - углубим представления о теории официальной народности; – охарактеризуем деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении;

М.А.: Также охарактеризуем социально- экономическое развитие России во второй четверти 19 века (как решался крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, экономическая политика);     узнаем о видах систематизации нормативных правовых актов;     изучим деятельность 2 отделения канцелярии по кодификации законов Российской империи;    повторим и углубим знания о понятиях «финансовая реформа, эмиссия денег, девальвация рубля».

- Чтобы разобраться во внутренней политике Николая 1, вам ребята предстоит разработать мини-проекты о политических и социально-экономических реформах, проведенных во время его правления и сделать вывод по проблеме «Николай 1- реакционер или реформатор?»

2. Проверка Д/З. Тестирование.

А.П.: Как вы знаете, воцарению Николая 1 предшествовало трагическое событие – восстание декабристов. Давайте сначала проверим домашнее задание. Вам розданы бланки для ответов на тестовые задания. Подпишите бланки и начнем. Вам будут заданы тесты выбора и открытого ответа, т.е. исторический диктант.

 3. Личность и эпоха Николая 1. Выступление ученика с опорой на подготовленную им слайд-презентацию.

4. Организация проектной работы.  Формирование проектных групп по темам:

М.А.: 

Мы заранее сформировали проектные группы по темам:

-«политики-теоретики»- теория официальной народности Серг.Сем.Уваров;  деятельность Третьего отделения канцелярии Алекс.Хр.Бенкендорф;

 -«финансисты»- финансовая реформа Е.Ф.Канкрина;

-«юристы» -кодификация законов М.М.Сперанский;

-«аграрии»- реформа управления государственной деревней Пав.Дм.Киселев.

Группы подготовились к работе над проектами: подготовили ноутбуки, модемы, флэшки, подобрали литературу в библиотеке

Каждая группа будет делать проекты по технологической карте, она перед вами

На разработку проектов дается максимум 40 минут, затем группы публично защищают свои проекты и заполняют общую таблицу «Внутренняя политика Николая 1»

В конце мы все сделаем вывод по проблеме «Николай 1- консерватор или реформатор?»

А.П. будет консультантом групп «политиков-теоретиков» и «аграриев», а я- «юристов» и «финансистов».

Критерии оценивания проектов

А.П. Чтобы более глубоко прочувствовать атмосферу изучаемой эпохи, я предлагаю во время работы для вашего слуха музыку Глинки, величайшего русского композитора 19 века.

5. Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителями.

6. Защита-презентация проектов.

7. Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1» ( А.П.)

Реформы

Теория официальной народности

Реформа государственных крестьян

Кодификация законов

Финансовая реформа

Руководители

Содержание реформы

Итоги

Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы  

(М.А.): Из предложенных фактов и мнений современников и историков давайте ответим на вопрос: Николай 1 был реакционером или реформатором?

- Денежная реформа Канкрина (1839-1843) оказала благоприятное влияние на экономику России, способствовала росту торговли и промышленности. Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами и денежная реформа - таковы основные достижения николаевского царствования. С их помощью Николаю 1 к концу 30-х годов удалось укрепить свою Империю.

- Деятельность Николая I носила противоречивый характер, укрепляла власть, сохраняла препятствия для модернизации России. Николаевская политическая система вела Россию к застою и отставанию от передовых стран Запада, поэтому не улучшила положение страны, не была благом для России.

- Политика Николая I имела реакционный характер, однако это не означало, что и император не видел недостатков самодержавной системы. Он стремился искоренить их не введением принципиально новых органов управления, не путем коренного реформирования учреждений, а совершенствованием государственного механизма.

- Политика Николая I , была направлена на укрепление государства.

-В силу ряда причин, также из-за опасений за сохранность целостности государства Николай 1 не ликвидировал крепостное право. В его царствование принимались лишь отдельные меры, способные с одной стороны, упорядочить систему отношений между помещиком и его крепостными, а с другой стороны – создать условия для будущего раскрепощения крестьянства.  

По мнению академика С.Г.Струмилина, именно в царствование Николая I в России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века.

Как писал историк П.А.Зайончковский, в царствование Николая I «у современников создавалось представление, что в России наступила эпоха реформ»[

Как писал В.Ключевский, из законов, принятых при Николае I, вытекало два совершенно новых вывода: во-первых, что крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян[36]. Таким образом, согласно выводам историков, крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно фактически превратилось в институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и права крестьян.

Некоторые авторы именуют Николая I «рыцарем самодержавия»: он твёрдо защищал его устои и пресекал попытки изменить существующий строй — невзирая на революции в Европе. После подавления восстания декабристов развернул в стране масштабные мероприятия по искоренению «революционной заразы». В период правления Николая I возобновились гонения на старообрядчество; были воссоединены с православием униаты Белоруссии и Волыни (1839).

Некоторые современники писали о его деспотизме. Вместе с тем, как указывают историки, казнь 5 декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I, в то время как, например, при Петре I и Екатерине II казни исчислялись тысячами, а при Александре II — сотнями.

Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I:

Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами;

Николай подавлял малейшие проявления вольнодумства. В 1826 году вышел цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным». Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку.

Фрейлина А. Ф. Тютчева, пишет, что он «проводил за работой 18 часов в сутки, <…> трудился до поздней ночи, вставал на заре, <…> ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных.

А. И. Солженицын восхищался храбростью Николая I, проявленной им во время холерного бунта[93]. Видя беспомощность и страх окружающих его чиновников, царь сам пошёл в толпу бунтующих людей, больных холерой, сам своим авторитетом подавил этот бунт и, выйдя из карантина, сам снял с себя и сжег прямо в поле всю одежду, чтобы не заразить свою свиту.

8.  Оценки за урок. Домашнее задание.

Технологическая карта для «политиков-теоретиков». Теория официальной народности С.С.Уварова;  деятельность Третьего отделения канцелярии. А.Х.Бенкендорф.

Поиск информации в рамках намеченной тематики (печатные материалы, интернет ресурсы)

Обработка информации.

Раскрыть содержание проекта по плану:

                                    А/ Цели и задачи внутренней политики Николая 1

                                    Б/ Личность графа С.С. Уварова.

                                    В/ Содержание «теории официальной народности».  

                                     Г/ Личность А.Х.Бенкендорфа.

                                     Д/ Деятельность Третьего отделения канцелярии Собственной Его            Императорского Величества Канцелярии.

                                     Е/ Раскрыть понятия «бюрократизация системы управления,  регламентация всех сторон жизни общества, православие, самодержавие, народность».

Оформление слайд-презентаций.

Публичная защита проекта

Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»

Технологическая карта для «аграриев». 

Реформа управления государственной деревней П.Д.Киселева

1. Поиск информации в рамках намеченной тематики (энциклопедия, интернет ресурсы)

2. Обработка информации.

3. Раскрыть содержание проекта по плану:

                 А/. Личность П. Д .Киселева

                 Б/. Суть реформы управления государственной деревней 1837-1841 гг.

                 В/.Введение крестьянского самоуправления (волостные сходы и сельские общества)

                 Г/. Строительство в деревнях школ и больниц

                 Д/. Общественная запашка (картофель). Картофельные бунты.

                  Е/. Значение реформы управления государственной деревней.

4. Оформить слайд-презентацию.

5. Публичная защита проекта.

6. Заполнить таблицу «Внутренняя политика Николая 1»

Технологическая карта для «финансистов». Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина;

Поиск информации в рамках намеченной тематики (печатные материалы, интернет ресурсы)

Обработка информации.

Раскрыть содержание проекта по плану:

А/. Личность Е.Ф.Канкрина

Б/. Суть финансовой реформы.

В/. Раскрыть значение понятий: «ассигнации», «эмиссия денег», «девальвация рубля».

Г/. Результаты финансовой реформы Е.Ф.Канкрина

Оформление слайд-презентаций.

Публичная защита проекта.

Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»

Технологическая карта для «юристов». Кодификация законов. М.М.Сперанский;

Поиск информации в рамках намеченной тематики (энциклопедия, интернет ресурсы)

Обработка информации.

Раскрыть содержание проекта по плану:

А/. Личность М.М.Сперанского.

Б/. Деятельность 2 отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии - кодификация законов и издание "Свода Законов Российской империи", "Полного Собрания Законов Российской империи".

В/. Виды систематизации нормативных правовых актов

Г/. Значение кодификации законов при Николае 1.

4. Оформить слайд-презентацию.

5. Публичная защита проекта.

6. Заполнить таблицу «Внутренняя политика Николая 1»

По каким критериям оценивается проект?

- значимость и актуальность выдвинутых проблем

- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов

- активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей

- коллективный характер решений

- творческая самостоятельность авторов проекта

- использование дополнительной (по отношению к базовому) информации

- доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы

- оформление результатов проекта

- форма защиты проекта, речевая культура

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе " Война и право"

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципаольного района РТ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс ...

интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе Война и право

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс...

Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".

Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....

Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе

Материал для урока подготовлен по теме "История и математика Олимпийских игр".Интересно и захватывающе ученики, повторяя пройденный материал по истории и математике, погружаются в мир Древней Греции....

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....