Методическая разработка по теме «Древняя Русь»
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Алина Аркадиевна Абрамова

Дана схема опорных сигналов, которая позволяет лучше запомнить материал урока, имена, даты и события. Характеризуя значение событий прошлого, мы, в отличие от их современников, знаем, что за этими событиями последовало. Это позволяет перевести наше суждение из области умозрительных схем в область высказываний и визуальных образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chast_i.doc325.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Древняя Русь»

СЛАВЯНЕ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. IX ВЕК

История России. IX век

Киевское

княжество

882 г. Киев

Аскольд

Дир

Династия

Рюриковичей

(схема опорных сигналов) Кирилл и Мефодий

          аз              буки

Олег

Князь

879 – 912 гг.

Кий

Щек

Хорив

Лыбедь


  1. СВЕДЕНИЯ ДРЕВНИХ АВТОРОВ СЛАВЯНАХ.

РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПО ПРОЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛАВЯН

Первые упоминания о славянах относятся к I-II векам нашей эры. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что славяне населяли бассейн реки Вислы. С VI века нашей эры славяне уже играют значительную роль в истории и сведения о них становятся все более полными. Прокопий Кесерийский и Иордан пишут, что славяне занимали громадную территорию и делились на три группы: склавинов (между Вислой и Днестром), антов (в междуречье Днестра и Днепра) и венедов (в бассейне реки Висла). Существует научная версия, что именно анты – предки восточных славян.

Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке. Кратко суть споров можно свести к следующим положениям:

  1. Славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущим свое происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности (дать определение).
  2. Славяне появились в результате смешения различных этнических элементов и не имеют единого корня, т. Е. основа славянской общности полиэтнична (последняя точка зрения принадлежит западным и, прежде всего немецким, историкам).

Но, очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Тем не менее, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает определенной роли других народов в славянском этногенезе (дать определение).

Таким образом, наша точка зрения на происхождения славян: славяне являются частью индоевропейской общности, они исконно проживали на территории Восточной Европы, славяне имеют единый этнический корень. Однако наличие такого корня не отрицает определенной роли других народов в славянском этногенезе.

Перед этим выводом уместно задать учащимся несколько вопросов проблемного характера.

Например:

  • Каково ваше отношение (или ваша оценка) к данной проблеме?
  • Дайте оценку различным точкам зрения на происхождения славян.
  • Охарактеризуйте (или покажите) свое отношение к точке зрения немецких (западных) историков.
  • Что вам известно об этой проблеме?
  • Попытайтесь сформулировать свою точку зрения по данной исторической проблеме.

Затем следует проверить усвоение учащимися базовых понятий по этому вопросу.

  1. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

В VI-VIII веках славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Основа социальной организации – патриархальная семейная община.

Государства еще нет. Управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: все важные вопросы решают собрания воинов (они же свободные общинники) и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделяется из основной массы общинников имущественным положением. Процесс имущественной дифференциации ускоряется с началом мощных военных походов славян – главным образом против богатой Византии. Захват военной добычи стимулировал экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности.

Итак, славяне развивались в направлении формирования классового общества. К  IX веку славяне – на «пороге» создания собственного государства.

Можно сначала самим учащимся предоставить возможность сделать вывод по общественному устройству восточных славян.

Проверить усвоение учащимися базовых понятий по второму вопросу.

  1. ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Автор летописи «Повесть временных лет» Нестор описывает расселение тринадцати восточнославянских племен. Он выделяет полян с центром в Киеве; к северу и западу от полян обитали древляне; на левобережье Припяти жили дреговичи; в верховьях южного Буга – бужане и волыняне; в Поднестровье – уличи и тиверцы; в Закарпатье – белые хорваты; на левобережье Днепра – северяне; к северу от них – радимичи; в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи; в бассейне Западной Двины – полочане; в районе озера Ильмень – словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи (в районе Оки и Москвы-реки).

Отработать на карте  (в атласах и на контурных картах индивидуально географию расселения восточных славян).

Вопросы для закрепления материала:

  • Каковы географические особенности расселения восточных славян?
  • Каким образом географические условия влияют на историческое развитие?

  1. ПРИЧИНЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Основой хозяйства восточных славян являлось земледелие (подсеченное, пашенное) и скотоводство. Важную роль продолжали играть охота и рыболовство.

Развивался процесс второго общественного разделения труда – отделения ремесла от земледелия. Росла специализация в рамках отдельных ремесел, с развитием торговли это приводило к формированию элементарных рыночных отношений и возникновению городов как центров ремесла и торговли. Рост производительных сил обусловливал увеличение прибавочного продукта, развитие частной собственности. Усиливалась эксплуатация одних членов общества другими, имущественное и социальное неравенство, происходило формирование классов.

Таким образом, если военные походы были внешней причиной зарождения классов и государства, то рост производительных сил стал внутренней. По мере развития постепенно изживается демократия. Верхушка общины захватывает органы самоуправления. Группируясь вокруг князя, «мужи» создают его дружину, и он фактически узурпирует власть. Рядовой общинник перестает быть воином и становится землепашцем.

Попытайтесь сделать вывод из вышеизложенного.

Проверить усвоение понятий по четвертому вопросу.

Итак, причины образования классового общества и государства:

  • Подъем производства и военная добыча;
  • Прибавочный продукт;
  • Частная собственность;
  • Неравенство;
  • Возможность эксплуатации;
  • Формирование классов;
  • Создание (образование государства).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ПЕРСОНАЛИИ

Этнос

(В переводе с греческого) – народ

Этногенез

(Греч. Этнос – народ + генезис – рождение) – происхождение народов

Род

(Родовая община) – коллектив родственников

Племя

Объединение нескольких родов

Общественное разделение труда

Первое – отделение скотоводства от земледелия; второе – отделение ремесла

Экстенсивное экономическое развитие

Развитие вширь за счет расширения территории

Колонизация

  1. Заселение пустующих земель на окраинах собственной страны.
  2. Захват территорий, сопровождаемый накоплением местного населения

Главный фактор истории России

По В.О. Ключевскому – это фактор колонизации

Великое переселение народов

Путешествие племен III-IV вв. н. э.

Подсечное (огневое) земледелие

На выбранном участке леса сначала вырубали деревья. Срубленные деревья сохли, после чего их сжигали. Тяжелым суком боронили поле, смешивая золу с верхним слоем земли, затем поле засевали

Прибавочный продукт

Излишки производства, достаточные для содержания господствующего социального слоя

Дружина

Военно-служилая знать князей

Военная демократия

Период, который характеризуется впервые проявившимся социальным неравенством, взросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами. Все основные вопросы решались на собрании дружинников, князь выбирался военными на собрании

Союз племен

Организация общества, характерная для периода военной демократии – предгосударственной стадии развития общества

Культура

Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом в процессе его общественно-исторической трудовой деятельности

Феномен русской культуры

Русская культура с самого начала складывалась как синтетическая, т. е. впитывающая в себя различные культурные направления, стили, традиции. В то же время в чертах русской культуры проявляется не только влияние извне, но и их значительная духовная переработка, постоянное преломление в абсолютно русском стиле и духе. Это открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки

Норманнская теория

Ее авторы, прежде всего немецкие историки, считают, что славяне не способны были создать собственное государство, и только вмешательство норманнов привело к созданию государства восточных славян

Предпосылки образования Древнерусского государства

Развитие производственных сил.

Развитие торговли.

Рост имущественного неравенства.

Появление союзов славянских племен.

Выделение племенной знати

Рюрик

Варяг, историческое лицо, основатель династии русских князей

Киевская Русь

Единое государство восточных славян образовалось в 882 г., когда новгородский князь Олег обманом захватил Киев и убил местных князей Аскольда и Дира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Проверочная работа по теме "Древняя Русь" (6 класс)

Материал для проверки знаний учащихся после изучения данной темы. Задания разделены на три варианта по три задания в каждом....

Разработка урока по теме "Древняя Русь IX-XII в.

Урок предназначен для учащихся 6 класса. 7-8 урок раздела Истории Древней Руси....

Методическая разработка урока "Гой ты, Русь, моя родная..." Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина.

Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока "Гой ты, Русь, моя родная..." для обучающихся 9 класса. Данный материал можно использовать на втором уроке, посвященном изучению творчества С....

ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"

Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....

Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.

Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....

Методическая разработка урока истории " Проверка, контроль и оценка знаний учащихся по теме: Древняя Русь"

Использование метода опорных сигналов на уроке проверки, оценки и контроля знаний учащихся по теме Древняя Русь...