Бунташный век
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Урок истории для учащихся 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buntashnyy_vek.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

"Бунташный век" (10-й класс)

Цель:

На примере народных восстаний дать характеристику XVII веку как «бунташному».

Доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные волнения не утихают.

продолжить формирование умений работать с картой, с историческими источниками (уметь извлекать из него информацию);

     4.        привить чувство уважения к предкам, которые воевали за свободу, за волю.

Тип: комбинированный с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint .

Понятия: «Бунташный век», восстание, закрепощение крестьян.

Оборудование: презентация "Бунташный век", мультимедийный проектор, компьютер .

Вступление (Слайд № 1):

«Бунташный» век - век потрясений,
Век изменений и побед.
Народ утратил всю свободу,
Потёк тиранства долгий век.
Но не смирился православный,
Борьбу суровую повел.
Весь век боролся беспощадно,
Но нет конца у той борьбы...

Продолжая изучать XVII век, сегодня мы остановимся на таком его определении, как «бунташный». Ведь XVII век запомнился Руси как век Смуты, крестьянских восстаний под предводительством И.Болотникова и С.Разина, рядом городских восстаний, Соловецким бунтом и стрелецкими восстаниями.

И поэтому цель нашего урока: на примере нескольких городских восстаний доказать, что XVII век был действительно «бунташный».

Но прежде, чем мы перейдём к теме урока, давайте вспомним, что представлял из себя XVII век.

Что из себя представляло «Уложение 1649 г»?

Перечислите характерные черты развития сельского хозяйства России в 17 веке.

Что такое мануфактура? О чем свидетельствует появление мануфактур в России?(Слайд № 11)

Значительная часть мануфактур, возникших в 17 веке, прекратила свое существование. При этом возникали новые мануфактуры. Почему это произошло?

Какие новые явления в торговле появились в 17 веке? Что говорит об успехах торговли? Что тормозило её развитие?

Охарактеризуйте сословия России 17 века. (Слайд № 6)

Вывод. В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства.

В чём недостатки этого пути?

Общий вывод. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время. (Слайд № 12)

Диктант по датам.

1611 - создание Первого ополчения

1649 – принятие Соборного Уложения

1632-1634 – Смоленская война

1607-1610 – движение Лжедмитрия 2

1606-1610 – правление Василия Шуйского

1612 – создание Второго ополчения

1645-1676 – правление царя Алексея Михайловича

Русь, Россия, Родина,
Нелёгок путь в веках
Ты всё в дороге видела
Радость, боль и страх.
Но раны заживали
И век за веком шёл.
Ты расширялась, крепла,
Отстраивалась вновь
Правители менялись
Законы сочиняли
Династия сменилась
И всё вновь усложнилось.
17 век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век.

Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку. Это и будет темой нашего урока.

Какое определение этому понятию можно дать?

«Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.

В 1648 году вспыхнуло новое, мощное движение, получившее название Соляной бунт. (Слайд № 13)

В первые годы царствования Алексея Михайловича особенным влиянием пользовался воспитатель царя Борис Иванович Морозов. Человек властный и умный. Он много сделал для проникновения европейских достижений в Россию, но для государственных нужд и для проведения реформ в армии денег не хватало. Указом 7 февраля 1646 года был введён высокий налог на соль. А соль была тем продуктом, от которого отказаться в XVII веке люди не могли. Заготовить еду впрок без соли не представлялось возможным. В 1646-1648 годах цены на соль выросли в 3-4 раза. Народ голодал, в то время как тысячи пудов дешёвой рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за дороговизны соли не могли её заготовить. Все были недовольны. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки. В конце 1647 года налог отменили, но население должно было сразу погасить налоги за 1646-1647 годы. Шквал поборов обрушился на людей и вызвал повсеместное возмущение, которое перерастало в открытые выступления против властей.

Какова основная причина бунта?

1 июня 1648 года царь Алексей Михайлович с приближёнными возвращался с богомолья с Троице-Сергиево монастыря. Только он въехал в город, его встретила толпа москвичей-челобитчиков. Они окружили карету и стали жаловаться на Леонтия Степановича Плещеева – начальника Земского приказа, ведавшего управлением столицы.

Летопись: «Было смятение, в миру били челом всей землёю государю на Земсково судью на Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога. Указывали на несправедливости и ежедневно совершавшиеся им дурные поступки и просили чтобы он был смещён, а на его место был посажен честный человек. Но государь царь того дни всей земле Левонтия не выдал».

Царь поехал дальше. Восставшие пытались подать челобитную царице, но стрелецкая охрана разогнала их, арестовав при этом 16 человек, которых отправили в пыточный застенок – Константино-Еленинскую башню Кремля. Это привело народ в ярость, и в царскую свиту полетели камни. Некоторые бояре получили ранения.

2 июня 1648 года состоялось шествие с крестом и иконой Владимирской божьей матери в Сретенский монастырь. Повстанцы окружили царя, потребовав освободить арестованных, царь обещал выслушать народ, когда он вернётся из монастыря. После молебна царь возвратился в Кремль – за ним несколько тысяч восставших.

Летопись: «И как государь пошёл от праздника, и за ним, государем, пришли на его государев двор всяких чинов посадских люди и всех приказов стрельцы с большим невежеством. Неотступно и с громкими криками требовали окончательного решения их желаний и высказанных жалоб».

Для переговоров к восставшим вышли князья Волконский и Тёмкин-Ростовский, но их чернь взяла в заложники. На сторону восставших перешли стрельцы и холопы. Восставшие перешли от требований и угроз к действиям.

Летопись: «Разграбили многие боярские дворы и окольничих, и дворянские, и гостиные».

Пострадало от 40 до 70 дворов (Морозова, Траханиотова – начальника Пушкарского приказа, Чистого – начальника Посольского приказа, Плещеева – начальника Земского приказа). Чистого, которого считали инициатором налога, изрубили, бросив тело на кучу навоза. 3 июня восстание продолжилось. Патриарх Иосиф на Красной площади пытался уговорить народ, к нему примкнули бояре, противники Морозова. Они выдвигали своим ставленником родственника царя – Романова, который хотел занять место Морозова. Восставшие видели в Романове «доброго, хорошего» боярина и хотели, чтобы он управлял вместе с царём. И кричали об этом царю:

Летопись: «И покамест его, великого государя, о том указ к нам не будет, и мы из города, из Кремля вон не пойдём; и будет межуусобная брань и кровь большая з бояры и со всяких чинов людьми у нас, у всяких людей и у всей черни и у всего народу!»

Царь вынужден был выдать Плещеева (его растерзали). 4 июня царь вынужден был возвратить Траханиотова, которого отправили воеводой в Устюжну Железнопольскую, и выдал его восставшим (его казнили). Морозов пытался бежать, но его узнали ямщики и чуть не убили. Он прятался в царских покоях, потом его сослали.

В события включились дворяне и верхи посада. Используя растерянность и ослабление правительства, они подали челобитную царю (требование упорядочить судопроизводство, установить правильное ведение дел в приказах, созвать Земский собор).

Волнения продолжались и в столице и на местах. В этой обстановке власти 16 июня собрали Земский собор. Для подготовки Уложения создали комиссию во главе с Одоевским. В январе 1649 года Уложение было принято. (Слайд № 14)

Работа с документом:

После этого произошли восстания в других городах: Курске, Козлове, Ельце, Чугуеве, Устюге, Пскове, Новгороде. (Слайд № 15)

Рассказ ученика о восстании 1650 года в Пскове и Новгороде.

Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием Медный бунт 1662 года.  (Слайд № 16)

Основными причинами Медного бунта были:

1. русско-польская война

Назовите хронологические рамки войны и ее причины.

(1632-1634 гг., за возвращение русских земель, захваченных в период Смутного времени)

2. финансовый кризис

Солдатам нужно было выплачивать жалованье. Для этого стали выпускать медные деньги взамен серебряных. Серебряные деньги собирались с населения в виде налогов. Деньги стали обесцениваться. Цены на товары поползли вверх. В дальнейшем это привело к инфляции. Народ стал возмущаться. Свое недовольство он выражал в погромах, к царю было организовано шествие в с.Коломенское, которое было жестоко подавлено. Более сотни бунтовщиков были казнены.

3. Денежная реформа

Кто же принял участие в Медном бунте? (ответы детей)

Конечно же, посадские люди, стрельцы, рейтары. Рейтары – это вид тяжелой кавалерии, появившийся в России в 1630-х гг. Набирались рейтарские полки преимущественно из наемников-иностранцев.

Самым крупным народным выступлением было восстание Степана Тимофеевича Разина. Почему оно началось и где – для этого нам придется узнать предысторию этого восстания.

(выступление учащегося о жизни донских казаков в XVII веке)

К домовитым казакам принадлежал и С.Т.Разин, который отличался физической силой, отвагой, удалью, твердым и властным характером. Он умел внушать к себе уважение и даже страх. Именно он первоначально возглавил казаков и отправился с ними в грабительский поход

В 1667 г.казаки во главе с С.Т.Разиным отправились в поход на Волгу. Выйдя к Каспийскому морю и перезимовав на р.Яик, в 1668 г. двухтысячное разинское войско направилось к владениям иранского шаха. Казаки разгромили западное побережье Каспия, захватили несколько городов, в том числе и Баку. С богатой добычей в 1669 г. вернулись они домой. Именно этот поход сделал Разина очень популярной фигурой среди народа. После благополучного возвращения на Дон, он был в 1670 г. избран атаманом и начал собирать войско для похода на Русь.

Как же назывались такие грабительские походы? Такие грабительские походы казаков за богатой добычей назывались «походами за зипунами». Слово «зипун» в казачьей среде обозначалась как добыча.

Почему же началось это восстание? Каковы его причины

(Ответы детей)

Обсуждение данных причин восстания, запись их в тетрадь

Восстание С.Т.Разина охватило большую часть Российской территории. Весной 1670 г. семитысячное разинское войско легко овладело Астраханью, без боя сдался Царицын, вскоре пали Саратов и Самара.Саранск, Курмыш, Пенза также оказались в руках повстанцев. В сентябре 1670 г. Разин подошел к Симбирску. Месяц продолжалась осада города. Однако Симбирск не был взят восставшими, так как подоспели правительственные войска из Казани. В решающем сражении разинцы потерпели поражение. Атаман с горсткой сподвижников прорвался на Дон, где укрылся, и вновь стал набирать силы.

Как же удалось Разину привлечь на свою сторону людей, с такой легкостью завоевывать города и села? Дабы обеспечить себе поддержку, он рассылал «прелестные письма», в которых призывал народ избавиться от бояр, обещал поддержку всем угнетенным.

Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века. Давайте подведём итоги:

Кто являлся участниками восстаний?

Каковы были их цели?

Каковы итоги восстаний?

Итак, восстания в целом закончились безрезультатно.

Положение народа не улучшилось и они искали вольницу – где? (На юге.)

Мы говорили о городских восстаниях, но основную массу населения составляли – кто? (Крестьяне.)

Что по поводу крестьян говорится в Уложении?

Как крестьяне могли сопротивляться создавшемуся положению?

Куда они бежали?

На окраине России скопилась масса крестьян и бежавших посадских людей.

Что там происходило? (Рассказ ученика.)

К чему это могло привести? (Новое крестьянское восстание.)

Вот об этом мы и поговорим на следующем уроке. (Слайд № 17)

Вывод. Отжившие порядки тормозили развитие новых экономических отношений, что приводило к ухудшению положения народа и как следствие, к социальной борьбе, которая характеризует XVII век как «бунташный».

Оценки.

Домашнее задание.

№1

Летопись: «Было смятение, в миру били челом всей землёю государю на Земсково судью на Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога. Указывали на несправедливости и ежедневно совершавшиеся им дурные поступки и просили чтобы он был смещён, а на его место был посажен честный человек. Но государь царь того дни всей земле Левонтия не выдал».

№2

Летопись: «И как государь пошёл от праздника, и за ним, государем, пришли на его государев двор всяких чинов посадских люди и всех приказов стрельцы с большим невежеством. Неотступно и с громкими криками требовали окончательного решения их желаний и высказанных жалоб».

№3

Летопись: «И покамест его, великого государя, о том указ к нам не будет, и мы из города, из Кремля вон не пойдём; и будет межуусобная брань и кровь большая з бояры и со всяких чинов людьми у нас, у всяких людей и у всей черни и у всего народу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые черты старой России. Россия после смуты. Бунташный век."

ТЕМА УРОКА: « Новые черты старой России. Россия после смуты. Бунташный век".МЕСТО УРОКА: урок  № 18-19  по  истории России, тема 2, параграф 5-6, второй части учебника «История России 1...

Бунташный век

Презентация по теме : "Бунташный век"...

Презентация "Культура "бунташного" века"

Материал предназначен для уроков МХК и истории в 9-11 классах...

урок "Бунташный век", 7 класс

Урок изучения нового материала с использованием презентации. Даны приложения заданий учащимся по теме....

Социальная борьба в XVII веке. БУНТАШНЫЙ ВЕК. Урок-презентация по истории для учащихся 10 классов.

XVII век, выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто...

Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")

Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной.  На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...

Конспект урока "Бунташный век"

Класс 10. Тема: "Бунташный" век. Цель урока: дать характеристику народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича, сформировать представление о при­чинах восстаний и войны под предводит...