История России в исторических портретах ее правителей IX - XIX вв.
элективный курс по истории (10 класс) на тему
Данный курс по истории России для обучающихся 10 классов составлен как серия исторических портретов правителей России, начиная с Рюрика и заканчивая Николаем II. Большое внимание обращается на характерные черты и особенности исторических лиц, правивших Россией. Изображение исторических лиц оживляется малоизвестными подробностями их личной и дворцовой жизни. Приводятся суждения историков по-разному оценивающих и личность и правление одного и того же исторического лица. В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода истории, которое проявляется в раскрытии персоналий. В основу программы положен проблемно-хронологический принцип. Курс рассчитан на 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskie_portrety_10_2.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
История России в исторических портретах ее правителей (IX – ХIХ вв.)
Элективный курс
для обучающихся 10 классов
Учитель истории
и обществознания:
Ошмарова И. М.
Йошкар-Ола
2012
Пояснительная запискаРоссия – страна с традицией самодержавного правления. Монарх венчал пирамиду власти. От его личных качеств многое зависело. Не случайно с новым царем наступала, порой, совсем новая полоса в жизни государства. Объемность и сложность исторического материала курса «История России с древнейших времен до конца ХIХ века» не позволяет достаточно глубоко рассматривать роль личности в истории страны, тогда как для России исторические персоналии играли и продолжают играть определяющую роль в выборе пути развития государства.
Программа элективного курса «История России в исторических портретах ее правителей» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Данный курс составлен как серия исторических портретов правителей России, начиная с Рюрика и заканчивая Николаем II. Большое внимание обращается на характерные черты и особенности исторических лиц, правивших Россией. Изображение исторических лиц оживляется малоизвестными подробностями их личной и дворцовой жизни. Приводятся суждения историков по-разному оценивающих и личность, и правление одного и того же исторического лица. В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода истории, которое проявляется в раскрытии персоналий. В основу программы положен проблемно-хронологический принцип.
Данный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю, продолжительность занятия – 40 минут). В ходе учебного процесса предусматривается проведение лекционных, практических, семинарских занятий, предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Цель курса: углубление знаний обучающихся по истории Отечества, развитие их исторического мышления и современного исторического сознания.
Задачи:
побуждать учащихся к анализу и оценке исторических событий;
способствовать формированию культуры работы с историческими источниками и литературой;
развивать умение аргументировать свои суждения через приобщение к научно-исследовательской деятельности;
развивать умения составлять исторический портрет личности;
способствовать применению знаний учащихся в практической деятельности.
Формы и методы контроля
Формы и методы контроля определяются спецификой курса и возрастными особенностями учащихся. Контроль за процессом обучения предусматривает:
а) оценку личного участия конкретных учащихся в решении учебно-познавательных заданий на занятиях элективного курса;
б) анализ использования учащимися дополнительной литературы (в том числе и художественной) в качестве иллюстративного материала по конкретным темам в процессе изучения и обсуждения содержания курса;
в) проверку освоения творческих, исследовательских и коммуникативных умений;
г) тестирование на занятиях промежуточного контроля.
Предполагается накопительная (бонусная) система оценки деятельности учащихся при освоении элективного курса по следующей таблице:
№ п/п | Виды деятельности учащегося | Количество баллов |
1. | Написание учащимся исследовательской работы по одной из заинтересовавших его тем курса с последующим участием в научно-практических конференциях по истории России (данное участие предполагает принцип добровольности, но не обязательности); | 30 |
3. | Подготовка материалов и выступление с ними перед учащимися других классов; | 15 |
5. | Написание учащимся эссе по одной их тем, предложенных учителем; | 10 |
6. | Подготовка отдельной темы к семинару и выступление с ней; | 10 |
7. | Правильные ответы в ходе тестирования на занятиях промежуточного контроля; | 5 |
8. | Активное участие в обсуждении темы в ходе семинара; | 5 |
9. | Активное участие в обсуждении фрагментов видеофильмов; | 5 |
10. | Активная и грамотная работа с документами. | 5 |
В качестве итоговой оценки обучающемуся выставляется ЗАЧЕТ при условии набора им 40-50 баллов.
Ожидаемые результаты
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
анализ различных точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, конференциях.
Ориентация на проблемное изложение, на удовлетворение и поощрение любознательности обучающихся, способствует выработке критического подхода к информации, умению аргументировать свою точку зрения, знания, полученные в одной ситуации использовать в другой, развивая творческие способности.
Кроме того, изучение элективного курса поможет подготовить учащихся к выполнению заданий типа «С» Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста документа, заданий на сравнение исторических событий.
Учебно-тематический план
№ п/п | Дата прове-дения | Раздел програм-мы | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Корректировка | Причи-ны корректировки |
Введение: «Личность правителя в истории России» | 1 |
Раздел I. Русь в IX – XII вв. | 7 |
Летописное предание о призвании варяжских князей в Новгород. | 1 |
Князь Олег – основатель единого древнерусского государства. | 1 |
Игорь, Ольга, Святослав – первые князья династии Рюриковичей. | 1 |
Владимир Святой. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. | 1 |
Ярослав Мудрый. Укрепление международного положения Руси. | 1 |
«Русская Правда» – первый письменный свод законов на Руси. | 1 |
Владимир Мономах – великий киевский князь. | 1 |
Раздел II. Русь в XIII – начале XVI вв. | 8 |
Князья периода феодальной раздробленности. | 1 |
Александр Невский. Вторжение шведов, крестоносцев и Литвы. | 1 |
Начало Московской династии. Даниил Московский. | 1 |
Иван Калита. Начало и рост великого княжества Московского. | 1 |
Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. | 1 |
Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. | 1 |
Иван III – первый великий князь всея Руси. | 1 |
Политика Василия III по дальнейшему собиранию русских земель. | 1 |
Раздел III. Россия в XVI – XVII вв. | 4 |
Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники. | 1 |
Борис Годунов – опричник, правитель, царь. | 1 |
Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. | 1 |
Царь Алексей Михайлович. Формирование абсолютной монархии | 1 |
Раздел III. Россия в конце XVII – XVIII вв. | 7 |
Император Петр I. «Птенцы гнезда Петрова». | 1 |
Эпоха дворцовых переворотов | 1 |
Женщины на престоле. Екатерина I. Анна Иоанновна. | 1 |
Елизавета – дочь Петра Великого. | 1 |
Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. | 1 |
Административные реформы и социальная политика Екатерины II | 1 |
Император Павел I. Усиление полицейской опеки над обществом. | 1 |
Раздел IV. Российская империя в XIXв. | 8 |
“Дней Александровых прекрасное начало”. Проекты реформ. | 1 |
Роль Александра I в организации разгрома Наполеона. | 1 |
Николай I: обязанный царствовать. | 1 |
Движение и восстание декабристов. | 1 |
Александр II – царь-освободитель или символ застоя? | 1 |
Александр III – человек и государь. | 1 |
Николай II – последний представитель династии Романовых. | 1 |
Итоговое занятие: «Личность правителя на фоне российской истории | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
для учащихся
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л.,1989.
Валишевский К. Дочь Петра Великого. — М., 1995.
Век Екатерины Великой. — М., 2001.
Великие государственные деятели России. — М., 1996.
Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.,1989.
Павленко Н.И. Петр I и его время. – М., 1989.
Романовы. Исторические портреты. 1762 – 1917. М.,1997.
Скрынников Р. Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века. — Л., 1985.
Чулков Г.И. Императоры. Психологические портреты. М.,1991.
для учителя
Головатенко А. Два кризиса русской государственности: опричнина и смутное время. // Преподавание истории в школе. – 1993. №2.
Записки императрицы Екатерины II. — М., 1990.
Зимин А. А. Опричнина. — М., 2001.
Каменский А.Б. Политика как искусство возможного. // Родина. 1993, №1.
Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 1. — М., 1990.
Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 года. // Отечественная история. 1994. № 2.
Корнилов А. Отцеубийца. // Родина. 1991. №9-10.
Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. — СПб., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История России. Хронология исторических событий.
В материале представлены даты истории России в хронологическом порядке....
Презентация к уроку истории 9 класс "Исторический портрет Петра Аркадьевича Столыпина"
В данной презентации содержитсяавтобиографическийматериал,высказывания современников, эссе учащихся по данной теме"...
Открытое мероприятие по истории России для 8 класса. Воссоздание портрета исторического деятеля
По описанию научных открытий, реформ, философских высказываний и творчеству поэтов и художников той эпохи, участники мероприятия должны назвать не только имя исторического деятеля, но и отношение к не...
Исторические портреты правителей России с древнейших времен до к. XIX в.
Исторические портреты правителей России с древнейших времен до к. XIX в. ( актуально для 9 и 11 классов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ)...
« История России в лицах и судьбах. П.А Столыпин» вечер исторического портрета для 9,11 классов (сценарий)
Одна из знаменитейших и противоречивейших фигур российской истории XX века - Петр Аркадьевич Столыпин был крупным государственным деятелем, на протяжении пяти лет занимая пост министра вну...
Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»
У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....