Контрольно измерительные материалы 1 курс"История с древнейших времен"
тест по истории по теме

Маркелова Ирина Степановна

КИМы для проверки усвоения студентами материала по древней истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kim_dlya_1_kursa_s_drevneyshih_vremen.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения»

Контрольно-измерительные материалы

по истории

для студентов 1 курса

по теме «История России с древнейших времен»

Подготовила:

Маркелова Ирина Степановна

преподаватель истории

г.Муром,

2012 г.

Пояснительная записка к входному тесту «История России с древнейших времен»

Тесты разработаны для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт радиоаппаратуры», «Технология машиностроения», «Компьютерные сети», «Коммерция», «Экономика и бухгалтерский учет».  Охватывают период формирования Древнерусского государства, образование централизованного государства, Смутное время и др.

Цель теста:

-оценка входных знаний студентов по истории России.

Инструкция по выполнению работы

Входное тестирование

На выполнение работы отводится 45  минут. Работа состоит из 3-х частей и содержит 19 заданий.

Часть I содержит 12 заданий базового уровня. К каждому заданию 1-12 приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении надо указать номер верного ответа. На выполнение части I отводится ориентировочно 20 минут.

Часть II содержит  5. Задания с кратким ответом представлены в следующих формах:

установление соответствия

расположение в хронологическом порядке

На выполнение части II ориентировочно отводится 10 минут.

Часть III содержит 2 задания высокого уровня сложности, требующего развернутого ответа. На выполнение части III ориентировочно отводится  15 минут

Количество баллов за выполнение заданий

Часть 1 – балл за каждый верный ответ (максимальное количество баллов – 12).

Часть 2 – балл за каждый ответ (максимальное количество баллов – 5)

Часть 3 – 2 балла за полный ответ (максимальное количество баллов – 4)

Общее количество баллов за работу – 21  балла

Таблица перевода текстовых баллов в  оценки

Тестовый балл

                           оценки

1-9

10-14

15-19

20-21

2

3

4

5

1 вариант

А1. В предгосударственный период у восточных славян сложились два центра в 1) Новгороде и Приднепровье 2) Поволжье и Прибалтике 3) Прибалтике и Причерноморье 4) Поволжье и на Дону

А2. Занятие по разведению пчел и получению меда у славян назвалось 1) бортничеством 2) зодчество 3) бондарством 4) гончарством

А3. Основным торговым партнером Древнерусского государства была 1) Византия 2) Швеция 3) Тмутаракань 4) Скифия

А4. Установление полюдья свидетельствовало 1) о начале политической раздробленности Руси 2) о существовании обычая кровной мести у славян 3) возникновении племенных союзов восточных славян 4) о возникновении раннефеодального государства восточных славян

А5. Какие из нижеперечисленных понятий обозначали категории зависимого населения Древней Руси? А) казаки Б) закупы В) смерды Г) холопы Д) уличи Е) рядовичи Укажите верный ответ. 1) АВГ 2) БВД 3) БГЕ 4) ВГД

А6. Одной из причин начала политической раздробленности на Руси было 1) принятие христианства 2) обострение социальной борьбы 3) ослабление внешней опасности 4) закрепощение крестьянства

A7. Понятие «посадские люди» относится к слою населения России 1) монастырским крестьянам 2) жителям западных областей 3) торгово-ремесленному населению городов 4) переселенцам из других стран, получавшим наделы земли

A8. Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 — отражают основные этапы 1) борьбы России за выход к морю 2) образования Российского централизованного государства 3) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость 4) закрепощения крестьян

А 9. Что стало одной из причин Смутного времени (конец XVI – начало XVII в.) 1) окончательное закрепощение крестьян 2) введение подушной подати 3) разорение страны в период Ливонской войны и опричнины 4) присоединение к Москве Великого Новгорода

А 10. Какие из перечисленных органов власти и должностных лиц существовали в России во второй половине XVI в.? А) Государственная дума Б) Боярская дума В) Земский собор Г) земские старосты

Д) губернаторы Е) вече. Укажите верный ответ. 1) АБД 2) БВГ 3) БГЕ 4) ВГД

Ответ: 2.

А11. Название «ясачные люди» относится к 1) сибирским и амурским казакам 2) черносошным крестьянам Севера 3) сборщикам дани, приходившим на Русь из других земель 4) нерусскому населению Сибири и Дальнего Восток, выплачивавшему натуральные подати

А12. Прочтите отрывок из сочинения немецкого путешественника и укажите период, о котором идет речь. «оба они троне, но ни один из них ничего не решает, а царевна все обдумывает все с магнатами, после чего решение публикуется — опять же от имени обоих царей по отцу, но мать не у всех одна… Она одарена высоким княжеским разумением … К тому же природа создала старшего царя не очень ладно, он плохо видит, слышит и говорит. Зато младший царь природой одарен весьма щедро, он очень охотно занимается всеми векликокняжескими упражнениями и добродетелями, но еще очень молод, ведь ему нет и 14 лет, а старшему только что минуло 22 ». 1) 1676 – 1682гг. 2) 1682 – 1689гг. 3) 1682—1725 гг. 4) 1700—1721 гг.

В1. Установите правильное соответствие между понятием и определением.

ПОНЯТИЯ: А) холоп Б) вече В) каган Г) волхв ОПРЕДЕЛЕНИЯ: 1) правитель Хазарского государства 2) языческий жрец у восточных славян 3) захваченный на войне пленник 4) крестьянин, изгнанный из общины 5) народное собрание у славян

В2. Расположите события в хронологическом порядке. А) объединение Киева и Новгорода под властью Олега Б) установление княгиней Ольгой «уроков» и «погостов» В) разгром князем Святославом Хазарского каганата Г) убийство древлянами князя Игоря

В3. Расположите в хронологическом порядке создание памятников культуры Древней Руси. А) «Слово о погибели Русской земли» Б) «Поучение детям» Владимира Мономаха В) переписка Андрея Курбского с Иваном IV Г) «Задонщина»

В4. Расположите в хронологическом порядке события А) учреждение патриаршества на Руси Б) восстание Ивана Болотникова В) свержение ордынского ига Г) учреждение опричнины

B5. Установите соответствие между понятиями и их определениями. ПОНЯТИЯ: А) меркантилизм Б) ясак В) мануфактура Г) ярмарка ОПРЕДЕЛЕНИЯ: 1) плата за право торговать на территории иностранного государства 2) место ежегодного торга 3) предприятие, на котором существует разделение труда и господствует ручной труд 4) натуральная подать в казну, вносимая пушниной, иногда скотом 5) политика, направленная на стимулирование экспорта для превышения его над импортом с целью привлечения денег в страну

С1. Историки, выдвинувшие и поддерживавшие норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства, считали, что государственность была привнесена на Русь извне, варягами. Какие другие точки зрения по вопросу происхождения Русского государства вам известны? Какую точку вы считаете более убедительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, утверждающими избранную вами точку зрения.

С2. Сравните итоги Куликовской битвы и «стояния» на Угре. Назовите, что было общим (не мене двух общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий).

2 вариант

А1. Соседи восточных славян 1) германцы 2) галлы 3) римлян 4) хазары

А2. Прочтите отрывок из сочинения византийского историка и укажите, о чем свидетельствует этот автор: «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки и нимф и всякие дригие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания». 1) у восточных славян утвердилось христианство 2) у восточных славян главными занятиями были рыболовство и мореплавание 3) у восточных славян были распространены языческие верования 4) у восточных славян отсутствовали контакты с другими странами

А3. Живописное художественное произведение малых форм получило название 1) витраж 2) заставка 3) филигрань 1) миниатюра

А4. Прочтите отрывок из документа и укажите, во время какого события был принят содержащийся в документе договор. «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая... С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на этом целовали крест». 1) заключения союза против хана Батыя 2) съезда князей в Любече 3) принятия христианства 4) принятия «Русской Правды»

А5. Распад Руси на отдельные самостоятельные княжества относится к 1) Х1в. 2) XII в. 3) XIII в. 4) XIV в.

А6. Основная идея «Слова о полку Игореве» — призыв 1) к политическому единству Русской земли 2) военному союзу против Степи 3) поголовному истреблению кочевников 4) крещению половецкой Степи.

А7. Прочтите отрывок из сочинения русского историка и укажите землю, в которой произошли описываемые события. «Ударили в вечевой колокол: настал грозный час суда народного. Со всех сторон бежали к Святой Софии решить судьбу Отечества. Первым определением сего шумного веча было изгнать Ярослава... вручили князю грамоту обвинительную: "Для чего завладел ты двором Морткинича? Для чего взял серебро с бояр Никифора, Романа и Варфоломея? Для чего выводишь отсюда иноземцев? Да будет ныне конец твоему насилию! Иди, куда хочешь; а мы найдем себе князя"». 1) Московской 2) Новгородской 3) Галицко-Волынской 4) Владимиро-Суздальской

А8. Земли, с которых выплачивалось «государево тягло» в XV – XVI вв., назывались 1) черными 2) удельными 3) белыми 4) частновладельческими

А9. Согласно указу о «заповедных летах» 1581 г. 1) крестьянам запрещалось уходить от владельцев в течение объявленных лет 2) устанавливался единый срок для перехода крестьян 3) устанавливалось право помещиков судить своих крестьян 4) помещикам запрещалось продавать крепостных крестьян без земли

А10. Позднее других произошло событие 1) восстание под руководством Ивана Болотникова 2) начало церковной реформы патриарха Никона 3) восстание под руководством Хлопка 4) «поход за зипуними» Степана Разина

A11. В XVII в. в России появилась форма организации промышленного производства 1) фабрика 2) монополия 3) мануфактура 4) верфь

А12. Появление мануфактур в XVII в. свидетельствовало о 1) господстве феодальных отношений 2) зарождении капиталистических отношений 3) продолжении процесса закрепощения крестьян 4) превращении России в передовую промышленную державу

B1. Расположите в правильной последовательности с севера на юг реки и озера, являвшиеся частями торгового пути «из варяг в греки». А) Ладожское озеро Б) Днепр В) Ловать Г) Ильмень

В2. Какие три событии, из перечисленных ниже, характеризовали правление великого  киевского князя Владимира Святославича 1) разгром Хазарского каганата 2) создание засечной черты на южных границах Руси 3) образование военно-политического союза Руси с Византией 4) организация съезда князей в г. Любече 5) принятие христианства 6) разгром печенегов

В3. Какие три черты из нижеперечисленных характеризуют развитие Руси в XIV — первой половины? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждаю-XV в.?. 1) превращение Москвы в центр собирания русских земель 2) правление князей Симеона Гордого и Василия Темного 3) окончательное свержение ордынского ига 4) прекращение каменного строительства 5) расширение пахотных земель 6) издание нового «Судебника»

В4. Какие три черты, из перечисленных ниже, характеризовали развитие Русского государства в XVI XVI вв.? 1) ускорение процесса закрепощения крестьян 2) завершение процесса централизации страны 3) начало феодальной раздробленности 4) возникновение первых мануфактур 5) усиление великокняжеской власти 6) развитие рыночных отношений

В5. Расположите следующие исторические документы в хронологическом порядке их создания. А) «Новоторговый устав» Б) «Правда Ярославичей» В) Судебник Ивана IV Г) Соборное уложение

С1. Вопрос о роли монгольского нашествия, ордынского владычества в истории Руси, России издавна принадлежит к числу дискуссионных. Большинство историков утверждало, что воздействие завоевателей на жизнь древнерусского общества было крайне негативным. Какая другая точка зрения по вопросу о роли ордынского владычества в истории Руси, России вам известна. Какую из них вы считаете более убедительной? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С2. Из постановления Собора (январь 1682 г.). «...Мы, великий государь, потому ж те книги повелим передати огню, чтоб то было в вечном забвении, его времени повелеваем боярам нашим и окольничьим и думным и ближним и всяких чинов людем на Москве в приказех и у росправных, и в полках у ратников, и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест и впредь никому ни с кем никакими прежними случаи не считаться и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находами не возноситься». С1. Определите, что отменяется данным постановлением. C2. Объясните, в интересах какого слоя населения было принято данное постановление. С3. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение. С3. Как повлияло принятие постановления на положение различных слоев населения?

3 вариант

A1. Переход от родовой общины к соседской у восточных славян произошел вследствие 1) формирования союзов племен 2) развития пахотного земледелия 3) возникновения феодальных вотчин 4) необходимости обороняться от кочевников

A2. Деятельность митрополита Илариона, князя Ярослава Мудрого связана с 1) VIII в. 2) IX в 3) Х1в. 4) XIII в.

А3. Съезд князей в Любече в 1097 году был созван с целью 1) организовать поход против половцев 2) прекратить междоусобные войны 3) договориться о размерах дани 4) принять новый Судебник

А4. Из перечисленных черт характеризуют Древнерусское государство А) процесс  превращения дружинников  в землевладельцев Б) постепенное развитие письменного законодательства В) существование Земского собора Г) рост городов, развитие ремесла и торговли Д) вассальная зависимость от печенегов Е) нарастающий упадок культуры Укажите верный ответ. 1) АБГ 2) АВД 3) БГД 4) ВДЕ

А5. В Новгородской республике существовала выборная должность 1)приказного дьяка 2) посадника 3) рядовича 4) темника

А6. Прочтите отрывок из сочинения историка Костомарова и укажите, какое событие предшествовало описанному в отрывке. «Тохтамыш намеревался сделать такой быстрый набег, чтобы застать Москву врасплох. Он принял в соображение оплошность русских, слишком возгордившихся своими победами. Внезапность нашествия произвела такое впечатление, что князья, воеводы и бояре совсем потеряли голову» 1) Куликовская битва 2) «Стояние» на реке Угре 3) Грюнвальдская битва 4) Ливонская война

А7. Какие из нижеперечисленных черт характера характеризуют развитие Новгородской земли в период раздробленности? А) высокий уровень ремесла и торговли Б) незначительная роль веча в управлении В) ведущая политическая роль боярства Г) организация отпора половцам Д) сильная княжеская власть Е) республиканский строй. Укажите верный ответ. 1) АБГ 2) ABE 3) БГД 4) ВДЕ

А8. Памятники культуры, относящиеся к XV в. 1) «Сказание» Авраамия Палицына, церковь Рождества Богородицы в Путинках, «Спас» Симона Ушакова 2) Покровский собор в Москве, Никоновская летопись, «Домострой» 3) Троицкая летопись, Успенский собор Московского Кремля, «Троица» Андрея Рублева 4) «Задонщина», «Спас» Феофана Грека, белокаменный Кремль Москве

А9. Прочтите отрывок из документа и укажите период, о котором идет речь. «Псковские же жители, не зная, что делать и к кому примкнуть, не надеясь ни на чью помощь, поскольку в Москве были литовцы, а в Новгороде немцы, окруженные со всех сторон, они порешили призвать к себе лжецаря. О, это последнее безумие! прежде клялись не слушать лжецаря, не подчиняться ему, потом же сами послали выборных от всех сословий бить ему челом в повинную послали ». 1) опричнина 2) Смута 3) феодальная раздробленность 4) дворцовые перевороты

А10. Результат решений Переяславской рады 1654г. 1) создание Запорожской Сечи 2) воссоединение Украины с Россией 3) начало освободительного движения на Украине 4) упразднение казачьего самоуправления и гетманства

А11. Основные положения Соборного уложения 1) создание Монастырского приказа 2) введение бессрочного сыска беглых крестьян 3) освобождение , ремесленников, принадлежавших монастырям, от уплаты налогов 4) признание за дворянами права передачи поместья по наследству

А12. Прочтите отрывок из труда историка В.О. Ключевского и укажите, с именем какого монарха связана деятельность названных в источнике лиц. «Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее сродную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть – смиренномудрие... Миролюбивый и богомольный, он не выносил вражды, злобы, ладил со всеми выдающимися дельцами своего времени: и с Ординым – Нащокиным, и с Никоном, и с Аввакумом, и со Славинецким, и с Полоцким при всем несходстве характеров и направлений, старался удержать староверов и никониан в области богословской мысли, книжного спора, не допуская их до церковного раздора». 1) Петра I 2) Алексея Михайловича 3) Бориса Годунова 4) Александра I

В1. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. КНЯЗЬ: A) Владимир Мономах Б) Владимир Святославич B) Ярослав Мудрый Г) Игорь СОБЫТИЕ: 1) разгром половцев 2) объединение Киева и Новгорода 3) восстание древлян  4) крещение Руси 5) принятие «Русской Правды»

В2. Установите соответствие между именем правителя и современником. ПРАВИТЕЛИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА: А) Иван IV Б) Дмитрий Донской В) Иван Калита Г) Михаил Романов СОВРЕМЕННИКИ: 1) Дмитрий Боброк 2) Симеон Гордый 3) Андрей Курбский 4) Дмитрий Пожарский 5) Александр Невский

В3. Установите соответствие между изречениями и исторической личностью, которую характеризует это изречение. ИЗРЕЧЕНИЕ: А) «Когда услышали во всех городах великого князя, что пошел за Оку княз великий, настала в городе Москва туга велика, и по всем его пределам был плач горький» Б) «Иду на Вы!» В) «И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди … и не было видно льда, потому что он покрылся кровью» Г) «Назвался царевичем Дмитрием … хотя похитити царство Московское и православную христианскую веру истребити, в ввести проклятую латинскую веру…» ЛИЧНОСТИ: 1) Григорий Отрепьев 2) Святослав 3) Александр Ярославич 4) Дмитрий Иванович 5) Владимир Святой

В4. Прочтите отрывок из сочинения историй С.М. Соловьева и напишите название совещаний, которых идет речь. «Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали еще чрезвычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные и других сословий. Эти чрезвычайные бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную тяжелую войну, причем потребуется долгая и тяжка, служба ратных людей, с другой стороны, потребуют денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей из тех и других, из всех чинов, чтобы сказали мысль, и если надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость. <...> Выборные или советные люди, являлись из Москвы и областей, из разных чинов по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два человека, из меньших по человеку, из гостей по три человека, из гостиной и суконной сотен по два, из черных сотен и городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было», кий собор.

В5. Напишите фамилию руководителя восстания, о котором идет речь в историческом документе. «...Овладев без всякого боя такой большой силой, [он] выдал каждому из них за два месяца жалованье, пообещав вперед свободу грабить и убивать по их желанию, и прибавил: "За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, — будьте только мужественны и оставайтесь верны". После этих слов каждый готов был идти за него на смерть и все крикнули в один голос: «Многая лета нашему батьке. Пусть он победит всех бояр, князей и все подневольные страны!" Это известие испугало господина Прозоровского, он опасался за Астрахань, ибо глупый народ начал роптать и высказывать похвалы разбойнику, и во всех городах той местности начались такие волнения и каждый миг приходилось со страхом ждать ужасного кровопролития».

С1. Укажите основные итоги деятельности Ивана Грозного в области внешней политики. Укажите не менее трех итогов.

С2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но собор 1666 - 1667 гг., предавший анафеме староверов лишил сана Никона. Царь Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх, бывший «собинный друг» царя, его соправитель, привыкший повелевать, а не повиноваться, последние 15 лет жизни провел в заточении. В чем заключалось противоречия между царем и патриархом? (Укажите не менее двух причин.) Почему стало возможным отстранение Никона от (Укажите не менее двух причин.)

Ключ к тесту 1 вариант.

А1. 1.

А2. 1.

А3. 1.

А4. 4.

А5. 3.

А6. 3.

A7. 3.

A8. 4

А 9. 3

А 10. 2.

А11. 4.

А12. 2

В1. 3512

В2. АГБВ.

В3. БАГВ

В4. ВГАБ

B5. А5Б4В3Г2.

С1. Могут быть приведены следующие точки зрения:

1) норманны создали на Руси государство;

2) варяги выступили в роли наемников, сыграли роль наемной силы, завершившей процесс объединения.

Аргументы первой точки зрения:

1) варяги стали основателями великокняжеской и царской династии на Руси;

2) свое название Русское государство получило по названию племени «русы» (так называют в «Повести временных лет» варягов);

3) авторы норманнской теории говорили о политической неспособности славян к самостоятельному историческому развитию.

Аргументы второй точки зрения:

1) главным в образовании государства является наличие внутренних экономических и социальных предпосылок;

2) у варягов в IX в. не существовало государства.

Указания к оцениванию:

1. Названы различные оценки роли норманнов в истории России, сделан выбор предпочтительной оценки (часть 1 содержания ответа), приведены 2 и более подтверждающих ее аргументов (часть 2 содержания ответа) – 4 балла

2. Названы различные оценки роли норманнов в истории России, сделан выбор предпочтительной оценки (часть 1 содержания ответа), приведен 1 подтверждающий ее аргумент (часть 2 содержания ответа) – 3 балла

3. Названы различные оценки роли норманнов в истории России, выбор оценки не сделан, но приведены 1 и более фактов, положений, свидетельствующих о том, что учащийся придерживается определенной точки зрения – 2 балла

4. Различные оценки не приведены, выбор позиции не заявлен, приведены отдельные несистематизированные, но верные по существу положения. – 1 балл

5. Элементы ответа не названы или все названы неверно. – 0 баллов.

С2. Назовите, что было общим (не мене двух общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий).

Элементы ответа и критерии оценивания:

Общее в итогах Куликовской битвы и «стояния» на Угре:

Оба события способствовали:

1. подъему самосознания русского народа;

2. объединению стран вокруг Москвы.

В обоих случаях русские одержали победу над ордынцами.

1. Верно названы 2 любых элементов ответа – 2 балла.

2. Верно назван 1 любой элемент – 1 балл.

3. Элементы не названы или названы неверно – 0 баллов.

Различия:

1. Куликовская битва происходила в 1380 году.

2. Несмотря на победу, после битвы ордынское иго на Руси сохранилось.

3. В ходе Куликовской битвы погибло большое количество русских воинов.

4. Русским войском руководил Дмитрий Иванович Донской, ордынцами – хан Мамай.

1. «Стояние» на угре происходило в 1480 году.

2. В результате ордынское иго было окончательно свергнуто.

3. В ходе стояния не произошло крупного сражения и не было большого количества жертв.

4. Русским войском руководил Иван III, ордынцами – хан Ахмат.

1. Верно названы 2 и более парных и непарных элементов – 2 балла.

2. Верно названы 1 парный и непарный элемент – 1 балл.

3. Элементы не названы или названы неправильно – 0 баллов.

Ключ к тесту 2 вариант

А1. 4.

А2. 3.

А3. 4

А4. 2.

А5. 2.

А6. 1.

А7. 2

А8. 1

А9. 1

А10. 4

A11. 3.

А12. 2.

B1. АГВБ.

В2. 256.

В3. 125

В4. 125.

В5. БВГА.

С1. Ответ:

Могут быть приведены следующие оценки:

1. Иго было злом для Руси.

2. Иго имело положительные последствия для развития Руси.

2. Ученик может выбрать одну из приведенных оценок, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

А. Для оценки, изложенной в пункте 1:

1) иго затормозило экономическое и культурное развитие русских земель;

2) в результате ига русские земли оказались в изоляции от западного мира и Византии;

3) одним из последствий ига было усиление восточных черт в российской цивилизации: государственная власть принимает черты восточной деспотии;

4) зависимость от Золотой Орды замедлила объединительные тенденции.

Б. Для оценки, изложенной в пункте 2:

1) зависимость от Золотой Орды усилила объединительные тенденции, результатом которых стало создание централизованного государства;

2) усиление самобытности русской культуры;

3) был приобретен опыт существования с иноверцами и иноплеменниками;

4) в противном случае Русь попала в зависимость от Запада. Этот союз означал утрату православия, захват земель рыцарями и закрепощение крестьян. Ордынцы не посягали на русскую систему управления, на земли, не огранивали деятельность православной церкви;

5) монголы стали защитниками западных рубежей Руси;

6) Русь переняла у монголов некоторые обычаи: переписи населения, подати, ямскую службу.

1. Названы различные оценки ига, сделан выбор предпочтительной оценки (часть 1 содержания ответа), приведены 4 и более подтверждающих ее аргументов (часть 2 содержания ответа) – 4 балла;

2. Названы различные оценки ига, сделан выбор предпочтительной оценки (часть 1 содержания ответа), приведены 2 – 3 и более подтверждающих ее аргументов (часть 2 содержания ответа) – 3 балла;

3. Названы различные оценки ига, выбор оценки не сделан, но приведены 2 и более фактов, положений, свидетельствующих о том, что учащийся придерживается определенной точки зрения – 2 балла;

4. Различные оценки не приведены, выбор позиции не заявлен, приведены отдельные несистематизированные, но верные по существу положения – 1 балл;

5. Элементы ответа не названы или все названы неверно – 0 баллов.

С2.

Ответ:

1. К вопросу 1 могут быть указаны следующие элементы содержания ответа:

1. Постановлением отменяется местничество, т. е. порядок назначения на должности согласно знатности рода.

2. Уничтожаются разрядные книги, в которых содержатся записи назначений на придворную службу.

1. Верно указаны 2 элемента ответа – 2 балла

2. Верно указан 1 любой элемент ответа – 1 балл

3. Элементы не указаны или все указаны неверно – 0 баллов

1. К вопросу 2 могут быть указаны следующие элементы содержания ответа:

1. Постановление принято в интересах неродовитого дворянства.

2. Неродовитые дворяне получили возможность наряду со знатными боярами занимать государственные должности.

1. Верно указаны 2 элемента ответа – 2 балла

2. Верно указан 1 любой элемент ответа – 1 балл

3. Элементы не указаны или все указаны неверно – 0 баллов

1. К вопросу 3 могут быть указаны следующие элементы содержания ответа:

1. Знать лишилась некоторых привилегий.

2. Дворяне получили права, равные с боярами.

1. Верно указаны 2 элемента ответа – 2 балла

2. Верно указан 1 любой элемент ответа – 1 балл

3. Элементы не указаны или все указаны неверно – 0 баллов

Ключ к тесту 3 вариант

A1. 2.

A2. 3

А3. 2

А4. 1.

А5. 2.

А6. 1

А7. 2.

А8. 3

А9. 2.

А10. 2

А11. 2.

А12. 2

В1. А1Б4В5Г3.

В2. А3Б1В2Г4.

В3. А4Б2В3Г1

В4. Земский собор

В5. Рази

С1. Укажите основные итоги деятельности Ивана Грозного в области внешней политики. Укажите не менее трех итогов.

1. В состав России вошла территория Казанского ханства.

2. В состав России вошла территория Астраханского ханства.

3. Присоединение Сибирского ханства.

4. Ливонская война закончилась поражением России. В результате Россия потеряла город Нарву и часть побережья Финского залива.

Указания к оцениванию

1. Названы 4 элемента ответа – 4 балла.

2. Названы 3 элемента ответа – 3 балла.

3. Названы 2 элемента ответа – 2 балла.

4. Назван 1 элемент ответа – 1 балл.

5. Элементы ответа не названы или названы неверно – 0 баллов.

С2.

Ответ:

На первый вопрос задания можно ответить следующим образом:

1. взгляды царя и патриарха на место церкви в государстве расходились;

2. патриарх Никон стремился утвердить «священство выше царства», т.е. духовную власть поставить над светской;

3. патриарх Никон претендовал на получение обширной личной власти.

По второму вопросу можно назвать следующие причины:

1. усиливавшееся влияние Никона на политическую жизнь государства вызывало недовольство царя; 2. проведение церковных преобразований вызывало недовольство и у бояр, и у части духовенства, и у народа;

3. ошибочная тактика поведения Никона — удаление в Новоиерусалимский монастырь, самовольное отречение от патриаршества — была использована царем для отстранения Никона от власти.

1. Названы 2 любых элемента ответа из первой части и 2 любых элемента из второй части – 4 балла

2. Названы 2 любых элемента ответа из первой части и 1 любой элемент из второй части, ИЛИ Назван 1 любой элемент ответа из первой части и 2 любых элемента из второй части – 3 балла

3. Названы по 1 любому элементу из каждой части ответа – 2 балла

4. Назван 1 любой элемент ответа – 1 балл

5. Все элементы ответа не названы или названы неверно – 0 балла

Литература

1.Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в., Учебник для 10 класса- М.:»ТИД «Русское слово - РС», 2008г.

2.Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. Учебник для 10 класса - М.: Просвещение, 2010 г.

3.Интернет ресурсы:

http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/soloviev/solovlec.htm

http://clarino2.narod.ru/1.htm

http://www.historicus.ru/185

http://www.hrono.info/biograf/bio_i/ivan4grozn.php

http://www.protown.ru/information/hide/6738.html

http://xreferat.ru/35/9721-1-vnutrennyaya-politika-vladimira-monomaha.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по истории России

КИМ по  истории Великой Отечественной войне состоит из тестовых заданий, включает работу с историческим документом. Данный материал позволяет проверить знания по предмету и осуществить подготовку...

Контрольно-измерительные материалы по истории

Контрольно-измерительные материалы по истории для СПО по специальностям 19.01.17  Повар, кондитер; 23.01.03 Автомеханик; 43.01.02 Парикмахер; 29.01.07 Портной.В работе представлены материалы для ...

Контрольно- измерительные материалы по истории средних веков для 6 класса

Проверочная работа по истории государства франков в раннем средневековье позволяет проверить знания по основным контрольным точкам изучаемого материала( факты. личности, терминология), предназначена д...

Контрольно-измерительные материалы по истории 10-11 классы

контрольно-измерительные материалы по истории 10-11 классы...

Контрольно- измерительные материалы по истории России для 7 класса

Тестовые задания по теме "Смутное время" позволяют провести оперативный промежуточный контроль знаний,выявить дефициты, закрепить и повторить изученый материал на уроке....

Комплект контрольно-измерительных материалов по истории СПО

В работе предтавлены контрольные работы в виде тестов по истории с древнейших времен до конца XIX века....