урок по истории"Дворцовые перевороты" в 7 классе
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

 

Урок призван выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.Урок формирует  умения обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; развивает  у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.Формирует  интерес к отечественной истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дворцовые перевороты».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: 

Образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

Развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

Воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции.

Оборудование: карта: “Россия в XVII - 1760гг.”, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, картина Сурикова “Меншиков в Березове”, презентация

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого.

Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”

По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов, заполним таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”.

(таблицы выданы каждому ученику, по ходу урока, знакомясь с новой темой, учащиеся самостоятельно заполняют таблицы, проверка осуществляется в конце урока)

Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

-Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”?

Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ.

-Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

( желая передать трон младшему сыну в обход старшего, Петр, подписал указ о престолонаследии, согласно которому, император мог сам назначать себе преемника. Однако младший сын прожил недолго, старший умер в тюрьме  и у Петра не осталось прямых наследников мужского пола, за исключением внука, сына царевича Алексея.

А вот удалось ли Петру и его приемникам воспользоваться этим указом, об этом и будет идти речь на уроке.

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…

Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меншиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меншиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну.

Ребята. Вспомните, что такое гвардия? Кто в нее входил?

( государственные люди, служилые, из разных сословий, не только дворяне, ощущавшие себя близкими ко двору и познавшими свою ответственность за судьбу России

Обратите внимание, что реальную вооруженную силу в столице представляли гвардейские полки. От них зависело возведение на престол и низложение монархов.

Поэтому претенденты на царский венец, всячески старались заручиться поддержкой гвардии, оказывая ей особые милости- чины, земли с крепостными и т.д.

Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками.

За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия, гвардии  произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов - Екатерина I. 1725-1727 гг.

Екатерина 1 родилась в 1684 г. в семье литовского обывателя Самуила Скавронского и до принятия православия звалась Мартой Скавронской. Грамоте обучена не была. В ходе Северной войны Марта, находясь в шведском обозе, попала в русский плен и была взята на услужение Б.П. Шереметеву, который уступил ее Меншикову. Петр 1 увидев ее у фаворита-придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха.

, взял к себе, и в 1703 г. она стала фактически женой царя. После крещения получила имя Екатерины Алексеевны. Современники отмечали, что Екатерина обладала здравым деятельным умом и оказывала сильное нравственное воздействие на Петра, даже сопровождала его в походах. В ее честь Петр учредил орден Святой Екатерины. У Екатерины 1 и Петра 1 родилось 11 детей, однако выжили только две дочери: Анна и Елизавета. Однако они не имели прав на престол, так как  были рождены до официального заключения брака родителей и считались незаконнорожденными.

Екатерина не отличалась аристократической изящностью, но была статной и хороша собой. Умела быть обходительной и любезной с окружающими. После смерти Петра 1 она при поддержке гвардии и А.Д. Меншикова была возведена на престол. Фаворит императора, по сути, фактическим правителем России. Екатерина 1 практически не занималась государственными делами и, даже став императрицей, не желала учиться читать и писать. При императрице был создан  Верховный Тайный Совет  с широкими полномочиями, ограничивший самодержавную царскую власть.

Меншиков, видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II. Незадолго до смерти Екатерина 1 поручила ВТС исполнять роль коллективного регента при 12-летнем Петре, сыне царевича Алексея Петровича. Меншиков не был против, так как  задумал женить Петра 2 на своей дочери.

Но удача на сей раз изменила ему. Меншиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами.

В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меншикову. 8 сентября 1727г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов.

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. В 1727 году начинается правление Петра II. А сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II.  Но в январе 1730г., сильно простудившись после очередной охоты, Петр II заболел оспой и умер в день своей предполагаемой женитьбе на Екатерине Долгорукой. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича - Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны - вдовы небогатого герцога Курляндского, которая жила в Митаве как провинциальная помещица, периодически выпрашивая деньги у русского правительства.

Одновременно  Д.М.Голицын заявил: “Надо бы себе полегчить”. Речь шла о том, чтобы, приглашая Анну Иоанновну на царствование, ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции-условия», приняв которые она могла стать императрицей.

Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной. 

без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:

не объявлять войны и не заключать мира;

никаких не налагать поборов и налогов;

никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;

казенных вотчин никому не дарить;

не вступать в брак и не назначать наследника престола.

Этот документ был составлен в духе конституционной монархии.

Дайте определение – Что такое конституционная монархия?

Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.

Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство.

Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна, узнав о настроении дворянства, публично изобразила возмущение тем, что документ не был обсужден в среде дворянства,  разорвала кондиции и бросила их на пол. Гвардейские части поддержали ее. Верховный тайный совет был упразднен. А вопрос о власти был решен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меншиков.

1730г. начинается правление Анны Иоанновны до 1740 г.

О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские”.

Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах гос.управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны - Э.И.Бирон.

Современник писал о Бироне: “Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”.

В.О.Ключевский дал такую характеристику периоду, получившему название бироновщины: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

( рассказ учащегося о бироновщине)

Осенью 1940г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору. У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.

Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские, и немцы, презирала гвардия. Родители императора опасались, что регент отнимет у них сына, а их вышлет в Германию. 9 ноября 1740г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом.

Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I - Елизавета.

В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу.

Валентин пикуль в романе “Слово и дело” так описывает историческую для России ночь с 24 на 25 ноября 1741 года…

“Сани остановились возле казарм лейб-гвардии полка Преображенского, где размещалась рота преданных Елизавете гренадер. Войдя в казарму, она сказала солдатам:

-Ребята, вы знаете, кто я такая. Худого вам не хочу, а добра желаю. Клянемся на кресте сем, что умрем за Россию вместе.

-Веди нас, краса писаная! Мы всех перережем!

-А тогда я не пойду. Крови уже было достаточно…

За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.

Французский академик Альбер Вандаль, описывая эту ночь:

Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости: солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и проткнуть штыком первого малодушного.

А вот как пишут о Елизавете историки:

-Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Елизавета Петровна оставила после себя 15 тыс. платьев.

Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин. По мнению Карамзина, при Елизавете Россия пришла в себя. Именно при ней в России отменили смертную казнь.

Блиц – опрос:

Учитель: 

Верите ли Вы, что Елизаветы взошла на престол в 1751 году? (Нет, 1741 г.)

Верите ли Вы, что эпоху правления Елизаветы называют временем “веселой Елизаветы”? (Да – спектакли, балы, маскарады).

Верно ли, что Елизавета Петровна отменила смертную казнь практически первой в Европе? (Да)

Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича - сына Анны Петровны, внука Петра I.

25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные. При Петре III сложилась парадоксальная ситуация: император, с одной стороны, делал уступки дворянству, с другой - совершал поступки, вызвавшие гнев и негодование патриотических сил. Петр III оскорбил гвардию, заключив мир с Пруссией. 28 июня 1762 года Петр III был свергнут с престола своей женой Екатериной 2 и арестован, а через неделю убит. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.- умная, честолюбивая женщина взяла бразды правления великой державой.

Эпоха  дворцовых переворотов закончилась.

Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”

Правитель

Годы правления

На кого опирался

Екатерина I, жена Петра I

1725-1727 умерла от чахотки

Меншиков и другие приближенные Петра I, гвардия, Верховный тайный совет - высшее гос. учреждение в России в 1726- 1730г.г.

Петр II, внук Петра I

1727 - 1730 умер от оспы

Группа князей Долгоруких и Голицыных, гвардия, Верховный тайный совет

Анна Иоановна, племянница Петра I, дочь его старшего брата Ивана

1730 - 1740 бироновщина

Поддержка гвардии, немецкое дворянство во главе с Бироном. Верховный тайный совет распущен

Иван IV Антонович, внучатый племянник Петра

Менее месяца, низложен гвардией

Регент (правитель) со всей полнотой власти - Бирон

Елизавета Петровна, дочь Петра I

1741 -1761

Гвардия и русское дворянство

Петр III, внук Петра I

Полгода

Низложен гвардией

Без поддержки

Екатерина II, жена Петра II

1762 -1796

Гвардия и русское дворянство

Каковы же были причины дворцовых переворотов? 

отсутствие законного порядка наследования престола;

усиление роли гвардии.

Заключительная часть - первичное закрепление материала.

1. Текс с ошибками.

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

2.Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:

Алексей Михайлович,

Петр I,

Петр II,

Петр III.

2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:

Екатерина I,

Анна Иоанновна,

Анна Леопольдовна,

Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740гг.

К.Фридрих,

А.И.Остерман,

Э.И.Бирон,

А.П.Волынский.

4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу, и ареста Брауншвейгской фамилии началось 20-летнее царствование:

Анны Леопольдовны,

Елизаветы Петровны,

Екатерины II,

Анны Иоанновны.

Рефлексия.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

д/з – подчеркните чертой имена монархов, которые получили власть  в результате дворцовых переворотов, то есть при помощи гвардии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Дворцовые перевороты"

Презентация поможет при проведении урока истории в 7 класса по теме "Дворцовые перевороты"...

методическая разработка урока по истории в 7 классе по теме: "Дворцовые перевороты"

Тип урока:  урок  изучения нового материала и первичного закрепления знаний.Цели урока: 1. Образовательная:  изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;познакомить учащихся ...

Презентация "Екатерина II" к блоку по истории "Дворцовые перевороты"

В старших классах обучающиеся должны не просто воспроизводить подаваемый учителем материал, но и уметь систематизировать и анализировать его на основе изучения исторических источников и дополнительной...

Урок по истории "Дворцовые перевороты".

План - конспект урока в 7 классе на тему: "Дворцовые перевороты " с использованием ЭОР....

Урок истории. Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762.

Урок по теме: "Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

Проверочная работа по истории "Дворцовые перевороты" в формате ЕГЭ

Проверочная работа разработа для 10 класса с ориентацией на требования ЕГЭ по истории....