урок по теме: "Внешняя политика Екатерины II"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Данный урок раскрывает основные направления внешней политики эпохи правления Екатерины II

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Внешняя политика Екатерины II. 10 класс.

Урок дается по методике усвоения новых знаний.

Урок данного типа предполагает следующую структуру:

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

 2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности школьников.

 3. Восприятие и первичное осознание нового материала.

 4. Обобщение и систематизация знаний.

 5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Разработка данного урока учитывает личностно-ориентированный подход к обучению, который предполагает вовлечение учащегося в активную познавательную деятельность, выполнения целого ряда практических заданий, самостоятельный поиск информации, анализ и систематизацию.

1.Проверка домашнего задания входит в структуру урока, она предполагает работу с историческими источниками изучаемой эпохи, последующий анализ источников и  решение проблемных заданий. Решение данных заданий позволяет лучше усвоить новый материал, создать представление об эпохи в целом. Домашнее задание проверяется фронтально при участии всех учащихся.

   2. Сообщение темы, цели, задач и мотивации учебной деятельности, проблемные и познавательные задания сообщаются в начале урока.

   Прежде чем перейти к изучению нового материала, учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, связанных с предыдущим материалом, таким образом, учащиеся самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи между различными эпохами.

     В начале урока перед учащимися ставится проблемный вопрос, ответ на который учащиеся должны получить в конце урока после самостоятельного изучения ряда исторических источников.

    Усвоение новых знаний находится в центре внимания учителя и ученика. Учебно-познавательная деятельность направлена на раскрытие причинно- следственных связей в изучаемом материале. На протяжении всего урока учащиеся работают с источниками и исторической картой, что обеспечивает доступность и наглядность изучаемого материала, также в течение урока учащиеся фиксируют в тетрадях основные события изучаемой эпохи, что помогает им закрепить изучаемый материал.

3. Восприятие и первичное осознание нового материала достигается путем работы с картами, схемами, иллюстрациями, но особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся: подготовка небольших сообщений об исторических личностях, которые помимо биографической информации содержат выдержки из исторических источников, к которым были поставлены проблемные вопросы.

4. Обобщение и систематизация знаний проводится в форме теста.

 5.Заключительное слово, выводы. Оценка работы отдельных учащихся учителем.

   Домашнее задание, связано с анализом исторического источника, выполнением проблемных заданий. Усвоение новых знаний прошло на уроке.

Цель:

     Обучающая: дать представление о возможности для России обретения выхода к Черному морю; изучить причины и ход русско-турецких войн, рассказать о выдающихся русских победах и русских полководцах; осветить сложную дипломатическую борьбу

     Развивающая:

            развивать способность учащихся осмысления события, закрепления теоретических знаний, получения в результате предыдущей подготовительной работы, а именно усвоить исторические понятия, идеи, даты, термины;

овладеть методами анализа обобщения и заключения;

побудить к активной мыслительной деятельности

продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками.

Воспитательная: способствовать формированию познавательного интереса к истории.

помочь правильно оценить поступки, действия исторических деятелей; прививать чувство патриотизма.

Тип урока: изучение нового материала с опережающими заданиями и сообщениями учащихся.

Оборудование: мультимедиа, карта «Россия во второй половине XVIII в». учебник А.А. Левандовского «История России XVIII-XIX»

Даты: 

7 июля 1770 битва при Ларге

                21 июля  1770 битва при Кагуле.

 В 1774 был заключен был Кючук-Кайнаржийский мир

 1787–сражение у Кинбурна

1789 – сражение у Рымника и Фокшаны

В 1788  - взятие Очаков.

1790 -взяли Измаил

1772 – 1-й раздел Речи Посполитой, 1793 – 2-й раздел Речи Посполитой, 1795- 3-ц раздел Речи Посполитой.

Личности: Г.А. Спиридов, П.А. Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Ф.Ф. Ушаков

Ход урока

1.Орг. момент. Тема урока, цель урока.

2.Опрос домашнего задания: работа с документами (Презентация 1.). ( 3 мин)

3.Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

1.Вспомните, какие задачи во внешней политике ставил перед собой Петр 1, решил ли он их? Какие внешнеполитические задачи будут у его преемников?

2. Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела»
                                                 
канцлер граф А. Безбородко

Как вы думаете, каких результатов во внешней политике удалось добиться при Екатерине 2? ( 3 мин)

3. В годы правления Екатерины 2 были поставлены следующие внешнеполитические задачи:

(Презентация 2. слайд 2): основные направления внешней политики, на уроке будут рассмотрены 2 направления: Южное и Западное

4.Рассмотрим 1 направление: ( 10 мин)

Что могло послужить причиной для русско-турецкой войны? (Борьба России за выход к Черному морю, борьба Турции за Северное Причерноморье)

Войну начинает Турция в 1768г. Русским войскам благодаря полководческому таланту: Спиридова, Румянцева удалось одержать ряд блестящих побед

На личности Румянцева остановимся более подробно: сообщение учащегося. (Презентация 3.)

Памятка анализа источника:

тип документа

название

автор

дата создания

структура

с какой целью написан

какой проблеме посвящен

позиция автора. Анализ содержания исторического документа зависит от типа документа и завершается обобщающими выводами (в виде таблицы, схемы, утверждения)

Вопросы: каковы условия Кючук-Кайнарждийского мира в 1774 г. Почему подписание данного договора вызвало новую войну с Турций?(работа с источником.  слайд 3.)

Итог: Показать на карте, какие территории получила Россия?

5. Стремление Турции взять реванш и желание Росси закрепиться на черноморском побережье приводит к новой русо-турецкой войне 1787-1791. В этой войне своим полководческим искусством прославились: Суворов, Потемкин, Ушаков. (10 мин)

Сообщение учащегося о Суворове. Анализ источника: «Наука побеждать» (Презентация 4.)

Вопрос: Какие правила воинского искусства актуальны и сейчас?

Итог. Слайд 5

Физминутка

6. Рассмотрим западное направление - разделы Речи Посполитой слайд 6. (10 мин)

В чем состоят причины разделов? Каким государства это было выгодно? (Презентация 2.слайд 7.)

Итоги разделов . Работа с источником (слайд 8.). Сравните документы о разделе Рече Посполитой и выясните: Какие территории приобрела Россия? Покажите их на карте

7. Подведение итогов. Ответ на проблемный вопрос, заданный в начале урока.

Рефлексия: ответы на тестовые вопросы ( 5 мин)

1.Что является лишним в ряду?

В 1770 г. произошло сражение: у реки Ларги, при Фокшанах, у реки Кагул, в Чесменской бухте.

2.Сражение при Фокшанах, на р. Рымник, взятие Измаила относятся к:

А) русско-турецкой войне 1735-1739 гг.

Б) русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

В) русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

Г) войне со Швецией  

3. О ком идёт речь?

Одна из самых ярких личностей из ближайшего окружения Екатерины II . Он за присоединение Крыма мирным путём получил титул светлейшего князя Таврического.

4. Внешняя политика Екатерины II привела к:

А) потере выхода к Чёрному морю

Б) значительному росту территории страны

В) обострению отношений с Англией

Г) превращению России в великую европейскую державу

Подведение итогов: Что вас особенно поразило при изучении данной темы, о чем бы вы хотели узнать подробнее?

Посмотрите на фотогаллерею: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, Г.А.Спиридов

    Поистине можно гордиться нашими полководцами. Но мы не должны забывать, что за величие России заплачена высокая цена – огромное количество человеческих жизней.

Д.З .§ 8, работа с источником «Манифест о присоединении Крыма».

Используемая литература:

Т.В. Коваль, Н.С.Борисов, А.А.Левандовский. История России с древнейших времен до конца XIX в. Поурочные рекомендации.-М.:Просвещение,2011

Сорокина Е.Н.История России. 10 класс. Методическое пособие.-М.:Вента-Граф, 2011

Кудрявцева Т.Ю.История России 10 11 класс. Технология педагогичеких мастерских.-Волгоград.:Учитель, 2011.

www.school-collection.edu.ru 

www.openclass.ru 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Что есть благородное дворянское достоинство Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное. 2. Благородное дворянское достоинство наследственно есть Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благороднаго дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари , ныне да и пребудет на веки благородное дворянское достоинство не отъемлемо , наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно: 1.Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. 1767 г. 2.Указ о секуляризации монастырского землевладения. 1764 г. 3.Жалованная грамота дворянству. 1785 г. 4.Указ о ссылке крестьян в Сибирь. 1760 г. Жалованная грамота дворянству. 1785 г.

Слайд 2

Понеже в камер-коллежской ведомости, по последней ревизии оказалось всех архиерейских, монастырских и церковных крестьян 910 866 душ, и управление столь великого числа деревень духовными, часто переменяющимися властями, происходило тем самим домам архиерейским и монастырским тягостное, а временем, или за расхищением служками, или за незнанием прямого хозяйства деревенского, беспорядочное и самим крестьянам разорительное; сверх же того многие епархии, монастыри, соборы и белое священство так были не уравнены, что одни перед другими весьма малые доходы, а другие и никаких не имели, то мы учредя Коллегию экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оные вотчины, со всеми казенными в них наличностьми , под свое ведение и управление. А яко комиссия за сходственное и удобное крестьянам без отягощения их нашла, и о том нам свое мнение представила, чтоб на каждую душу, вместо всех архиерейских и монастырских, пашенных и сенокосных работ, и всякого рода хлебных и других окладов, положить оброку денежного по полтора рубли с души. 1.Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. 1767 г. 2.Указ о секуляризации монастырского землевладения. 1764 г. 3.Жалованная грамота дворянству. 1785 г. 4.Указ о ссылке крестьян в Сибирь. 1760 г. Указ о секуляризации монастырского землевладения. 1764 г.

Слайд 3

Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также и женского пол, которые, вместо должных по своим званиям ус­луг, воровством, пьянством, и прочими непристойными предерзостными поступками многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают и другим, подобным себе, наивящшие к таким же вредным поступкам примеры подают, та­ковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьян­ской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отправле­ния в Сибирь принимать по заручным доношениям от самих помещиков или от их поверенных, у коих будут надлежащие поверенные письма, в лежащих, по Волге и Оке рекам, гу­берниях 1.Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. 1767 г. 2.Указ о секуляризации монастырского землевладения. 1764 г. 3.Жалованная грамота дворянству. 1785 г. 4.Указ о ссылке крестьян в Сибирь. 1760 г. Указ о ссылке крестьян в Сибирь. 1760 г.

Слайд 4

Во всенародное известие. Хотя по высочайшей ея имп . вел. конфирмации обнародованным от Сената генваря 19 дня прошлого 1765 года указом, в подтверждение многих прежде изданных, и объявлено, дабы никто е. и. в. в собственные руки мимо учрежденных на то правительств и определенных особо для того персон, челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном указе наказания, а именно: когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую ее величества особу подачею в собственные руки челобитен утруждать: то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третие преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты. 1.Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. 1767 г. 2.Указ о секуляризации монастырского землевладения. 1764 г. 3.Жалованная грамота дворянству. 1785 г. 4.Указ о ссылке крестьян в Сибирь. 1760 г. Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. 1767 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела » канцлер граф А. Безбородко Внешняя политика Екатерины II

Слайд 2

Основные направления внешней политики Екатерины II Южное (Обеспечение выхода России к черному морю .) Политика «вооруженного нейтралитета» Северо-западное (Обеспечение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике). Западное (Участие в разделах Речи Посполитой )

Слайд 3

Русско-турецкая война (1768-1774) Спиридов Григорий Андреевич (1713-1790)– адмирал. 26 июня 1770 г. Чесменское сражение, разгром турецкого флота Пётр Александрович Румянцев- Задунайский (1725—1796) — русский военный и государственный деятель, полководец

Слайд 4

Русско-турецкая война (1787-1791) Александр Васильевич Суворов ( 1729—1800) — великий русский полководец, генерал-фельдмаршал Григорий Александрович Потемкин-Таврический русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал 1788- взят Очаков 1783-присоединение Крыма Ушаков Федор Федорович российский флотоводец, адмирал. 1790-Керченское морское сражение 1791-сражение у м.Калиакрия

Слайд 5

Итоги войны Россия Турция Получила не просто выход в Черное море, но и стала великой черноморской державой Началось освоение плодородных причерноморских земель, строительство на них многих портов и городов. Вынуждена была просить мира и уменьшить свои владения.

Слайд 6

Разделы Речи Посполитой Разделы Речи Посполитой Первый раздел 1772 г. Второй раздел 1793 г. Третий раздел 1795 г.

Слайд 7

Причины раздела Речи Посполитой Речь Посполитая обладала значительной территорией, но не обладала силами ее удержать Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой В условиях русско-турецкой войны Россия была вынуждена пойти на соглашение с соседями « Союз Австрии и Турции может сильно повредить мне и это вполне реальная угроза для моего государства»

Слайд 8

Итоги разделов Речи Посполитой 1772 г. января 4 ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ПРУССИЕЙ О ПЕРВОМ РАЗДЕЛЕ ПОЛЬШИ 1 793 -е. января 12/23 КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ПРУССИЕЙ О ВТОРОМ РАЗДЕЛЕ ПОЛЬШИ 1794 г. декабря 23/1795 г. января 3 ДЕКЛАРАЦИЯ РОССИИ И АВСТРИИ О ТРЕТЬЕМ РАЗДЕЛЕ ПОЛЬШИ императрица всероссийская, вступит во вла­дение остальной частью польской Ливонии, а также частью Полоцкого воеводства, воеводством Витебским, так что все вое­водство Мстиславское как по сю сторону, так и по ту сторону Днепра и обе оконечности Минского воеводства по сю сто­рону новой границы и Днепра будут принадлежать Россий­ской империи. е. в. императрица всероссийская вступит во владе­ние землями и провинциями, начинающейся от посе­ления Друи, находящегося на оконечности Семигалии на ле­вом берегу Двины; отсюда линия продолжается через Нароч и Дубраву, направляясь по границе Виленского воеводства на местечко Столпега , идет к Несвижу, потом к Пинску, а отсюда проходя через Кунев между Вышгородом и Новогробли близ границы Галиции, по которой она следует до реки Днестра; следуя по течению этой реки, она оканчивается у Егорлыка, нынешней границы России. Что впредь границы Российской империи будут простираться вдоль границы между Волынией и Галицией до реки Буга; отсюда граница напра­вится, следуя по течению этой реки до Брест-Литовска и до пограничной черты воеводства этого имени и Подляхии ; затем она направится по возможности по прямой линии границами воеводств Брестского и Новгородского до реки Немана на­против Гродно, откуда она пойдет вниз по этой реке до места, где она вступает в прусские владения, а потом, проходя по прежней прусской границе с этой стороны до Полангена , она направится без перерыва до берегов Балтийского моря на ны­нешней границе России близ Риги. 1772 г. июля 25 ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И АВСТРИЕЙ О ПЕРВОМ РАЗДЕЛЕ ПОЛЬШИ ее в-вом императ­рицей всероссийской те земли и области Польши, состоят из польской Литвы, а также из части Полоцкого воеводства, находящейся по сю сторону Двины, и равным образом из воеводства Витебского, и следуя по этой границе до пункта, где сое­диняются три воеводства: Полоцкое, Витебское и Минское; от этого пункта граница пойдет по прямой линии до истока реки Дручи при местечке Орша, а оттуда следуя по течению этой реки до впадения ее в Днепр, так, что все Мстиславльское воеводство, как по сю , так и по ту сторону Днепра, и обе оконечности Минского воеводства выше и ниже Мстиславльского воеводства по сю сторону новой границы и Днепра будут принадлежать Российской империи КОНВЕНЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗДЕЛА ПОЛЬШИ, ЗАКЛЮЧЕННАЯ МЕЖДУ РОССИЕЮ И ПРУССИЕЮ, ПРИ УЧАСТИИ АВСТРИИ 1795 г., октября 13-го (24-го Ея Величество Императрица Всероссийская и Его Величество Король Прусский, желая прийти к более подробному и окончательному соглашению относительно постановлений, находящихся в Декларации, заключенной здесь в С. -Петербурге 23-го Декабря 1794 г. (3-го Января 1795 г.) В следствие сего Ея Императорское Величество сохранит в своем владении все земли, города, округи и прочия поместья, которыя упомянуты в том акте

Слайд 10

Итоги Россия получила выход в Черное море, присоединила Крым, создала черноморский флот. Благодаря этому: 1. Начинается освоение степей Причерноморья, свободных от помещичьего землевладения, что создавало благоприятные Условия для развития этого региона. 3. Укрепилось военно-стратегическое положение России на южных рубежах, расширились сферы ее влияния. 4. Увеличила свою территорию за счет разделов Речи Посполитой « Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела » канцлер граф А. Безбородко


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(4 (15) января 1725, село Строенцы ныне в Приднестровье — 8 (19) декабря 1796, село Ташань, Зеньковский уезд Полтавская губерния) — русский военный и государственный деятель, граф (1744), генерал-фельдмаршал (1770).

Слайд 2

7 июля 1770 битва при Ларге , где Румянцев с 25-тысячным войском разбил 80-тысячный турецко-татарский корпус. 21 июля 1770 битва при Кагуле. В 1774 был заключен был Кучук-Кайнарджийский мир , доставивший Румянцеву фельдмаршальский жезл, наименование Задунайского и другие награды.

Слайд 3

Арт. 3. Все татарские народы: крымские, буджатские, ку­банские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы, без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребываю­щими под самодержавной властью собственного их хана чин-гисского поколения. Арт. 16. Российская империя возвращает Блистательной Порте всю Бессарабию с городами Аккерманом, Килией, Из­маилом и прочими, с слободами, деревнями и всем тем, что оная провинция в себе содержит; равномерно возвращает ей и крепость Бендеры. Возвращает также Российская империя Блистательной Порте оба княжества Воложское и Молдав­ское со всеми крепостями, городами, слободами, деревнями и всем тем, что в оных находится. Арт. 17. Российская империя возвращает Блистательной Порте все Архипелагские острова, под ее зависимостью на­ходящиеся Арт. 18. Замок Кинбурн, лежащий на устье реки Днепра, с довольным округом по левому берегу Днепра и с углом, ко­торый составляет степи, лежащие между рек Буга и Днепра, остается в полное, вечное и непрекословное владение Рос­сийской империи. Арт. 19. Крепости Еникале и Керчь, лежащие в полу­острове Крымском, с их пристанями и со всем в них находя­щимся, тож и с уездами, начиная от Черного моря и следуя древней Керчинской границе до урочища Бугак, и от Бугака по прямой линии кверху даже до Азовского моря, остаются в полное, вечное и непрекословное владение Российской империи. Арт. 20. Город Азов с уездом его и с рубежами, показан­ными в инструментах 3 , учиненных в 1700 г., то есть в 1113-м, между губернатором Толстым и агугским губернатором Гас-саном-Пашой, вечно Российской империи принадлежать имеет. Арт. 21. Обе Кабарды, то есть Большая и Малая, по сосед­ству с татарами большую связь имеют с ханами крымскими, для чего принадлежность их императорскому российскому двору должна предоставлена быть на волю хана крымского, с советом его и с старшинами татарскими.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

национальный герой России, русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства. Родился 13 (24) ноября 1729 или 1730 года в семье военного, генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова (крестника Петра I Великого), в Москве .

Слайд 2

В 1742 году был зачислен мушкетёром в лейб-гвардии Семёновский полк В 1754 году получил первый чин поручика и был назначен в Ингерманландский пехотный добился Участвовал в русско-турецкой войне 1768—1774 17 (28) марта 1774 года он произведён в генерал-поручики, участволал в сражении у Козлуджи ( 10(21) июня 1774 года

Слайд 3

1787– сражение у Кинбурна 1789 – сражение у Рымника и Фокшаны В 1788 - Южная армия Г.А.Потемкина, взяв Очаков, приблизилась к Измаилу, но захватить крепость не удалось. 1790 в результате штурма войска под командованием А.В. Суворова взяли Измаил

Слайд 4

Анализ источника: Инструкция А.В.Суворова, написанная в 1795 и принятая в 1796 г. для обучения всей русской армии Состоит из 2 частей:1-я - Вахт-парад, 2-я – Словесное поучение солдатам Основные принципы и идеи: главное оружие войны-человек; главная задача мирного времени- учеба, воспитание чувства патриотизма и храбрости; гуманное отношение к мирному населению и пленным.

Слайд 5

Три воинския искусства. Первое — глазомер: как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить; (также) для занятия местоположения, примерного суждения о силах неприятельских, для узнания его предприятий Второе — быстрота. Третье — натиск. Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет; в пальбе много людей гибнет; у неприятеля те же руки, да русского штыка не знает. Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина

Совместная разработка урока в 8 классе с учителем истории МОУ СОШ №26 г.Комсомольска-на-Амуре Давыдовой А.В. Урок очень познавателен. На основе фактического и событийного материала знакомит учащихся с...

Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс

Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...

Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."

В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...

Презентация к интегрированному уроку по теме "Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина

Данная  презентация знакомит с поэтическтм творчеством А.Пушкина и М.Лермонтова в истории России. Учит видеть связи истории и литературы....

Технологическая карта урока по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"

Данный материал поможет учителю при подготовке к уроку по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"...

Методическая разработка урока по теме: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг."

В ходе урока учащиеся должы узнать, какое международное положение занимала Россия в начале XX века, определить основные задачи западного направления внешней политики....