Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Денисенко Вероника Алексеевна

Цель:

1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и итогами внешней политики России;
2.Воспитывать интерес к внешнеполитической и военной истории России.
3.Продолжить развитие навыков самостоятельного изучения исторического материала в ходе выполнения заданий в малых учебных группах;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДИНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.ПОРОНАЙСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс 

Работа выполнена:

Денисенко Вероникой Алексеевной

учителем истории

МОУ СОШ №1

                                        г. Поронайск-2010

Технологическая карта

Предмет:  

История России

Тема:

Внешняя политика России в XVII веке

Класс:      

10

Время:

45 минут

План:        

1. Русско-польская (Смоленская война).

2. Русско-польская война 1654-1687гг.

3. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. Вечный мир с Польшей. 

Цель:

1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и итогами внешней политики России;

2.Воспитывать интерес к внешнеполитической и военной истории России.

3.Продолжить развитие навыков самостоятельного изучения исторического материала в ходе выполнения заданий в малых учебных группах;

Этапы урока:

I этап. Вводно-мотивационная часть

1.1 Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний

1.2 Постановка цели, учебной задачи

II этап. Собственно учебная деятельность

2.1 Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока.

2.2 Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов.

2.3 Взаимопроверка в группах.

2.4 Ответы у доски.

III этап. Этап контроля и коррекции

3.1 Итоговый контроль (тестирование).

3.2.Подведение итогов.

Планируемые результаты:  

Учащиеся формируют представление о внешней политике России данного периода как о сознательно формируемых целях государства, пережившего тяжёлые внутренние потрясения Смуты и интервенции иностранных государств. Необходимо иметь в виду, что именно нерешённость, но некая подготовленность ряда важнейших внешнеполитических действий привела впоследствии (в период Петра) к столь интенсивным войнам и победам русского оружия.

Характер учебной деятельности:

Личностно-ориентированное развивающее обучение

Тип урока

Изучение  нового материала

Форма урока:

Самостоятельная работа с учебником в малых учебных группах.

Методы обучения:

Иллюстративно-продуктивный; частично-поисковый; Проблемное задание: Какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему?

Форма организации учащихся:

Работа в парах и группах (по 4 человека); обсуждение; решение познавательных задач; самостоятельное изучение темы по плану учителя.

Приёмы деятельности учителя:  

Объяснение, беседа, создание педагогических ситуаций  для решения познавательных задач, организация обсуждений мнений.

Развитие умений учащихся:

Развитие картографических умений; работа с источниками; делать выводы, формулировать мнение, устанавливать причинно-следственные связи: 

Оборудование:

Карта «Россия в XVII в.»

Домашнее задание:

§36. Познавательное задание: Составить сравнительную характеристику внешней политики времен Ивана IV и периода 30-80-х гг. XVII в.

Учебно-методическое обеспечение урока:

1.Учебник А. Н. Сахаров. В. И. Буганов. “История России с древнейших времен до конца XVII века”. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2003. §36.

2. Задания для работы в малых группах.

3. Плакат с датами: 1632-1634гг. , 1654-1667гг. , 1648г. , 1654г. , 1667г. , 1676-1681гг. , 1686г.

4. Тест. Внешняя политика России в 30 – 80 гг. XVII века.

Ответы к тесту:

1 вопрос: c

2 вопрос: c

3 вопрос: a

4 вопрос: 1- d,e. 2-c,f. 3- b,a.

5 вопрос: возвращение Смоленска и выход к Балтике.

Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке".

Ход урока

Вводно-мотивационная часть

  1. Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний

Учитель: 1.Ребята вспомните, какими событиями начался XVII век в истории России?

2.Назовите последствия Смуты?

3.В чём проявилось восстановление российской экономики после периода Смуты?

4.В чём проявилось укрепление центральной власти в России в XVII веке?  

5.Как восстановление экономики и укрепление центральной власти могло способствовать решению внешнеполитических задач России?

6. Как вы думаете, существует ли связь внутренней и внешней политики России в XVII в.? Попрошу сделать вывод.

Выводы: (делают учащиеся)

1.Восстановление российской экономики проявилось в том, что появляются первые ростки капиталистических отношений: домашняя промышленность, которая перерастала в товарное производство, условия для развития мануфактурного производства, формирование категории наёмных работников, ликвидированы многочисленные таможенные пошлины, развивалась торговля, способствовавшая формированию всероссийского рынка; появились материальные возможности для решения внешнеполитических задач, в частности, средства для оснащения армии и ведения войн.

2.Воцарение новой династии Романовых сопровождалось изменениями в работе государственных органов. Эти изменения были направлены на укрепление центральной, государственной, в первую очередь, царской власти, ослаблялась роль Боярской думы и усиливалась роль царя и его ближайшего окружения, Земские соборы превратились в орган распорядительной власти. Собор свои важнейшие функции выполнял по изволении и по указам верховной власти, приказная система стала более разветвленной, росло число центральных ведомств. Соборное уложение 1649г. узаконило окончательное оформление крепостного права и начало перехода к абсолютизму в России. Такая концентрация власти в руках Романовых позволяла русским царям мобилизовывать ресурсы страны для решения внешнеполитических задач. Внешняя политика России в XVII веке была тесно связана с внутренней политикой.

  1. Постановка цели, учебной задачи

Учитель: Как вы думаете, какие главные цели во внешней политике преследовала Россия?

Цели России во внешней политике: возвращение Смоленска и других, утерянных в период Смуты территорий, выход к Балтике, а также защита территорий от посягательств Крыма и Турции.

Эти цели реализовывались в ходе: Русско-польской войны (Смоленская) 1632-1634, Русско-польской войны 1654-1667гг., в ходе русско-турецкой войны и Чигиринских походов 1676-1681гг.

Целью нашей работы сегодня будет поиск ответов на вопросы:

1.Как происходила реализация главных целей внешней политики России: возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю?

2.Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных земель и защита от притязаний Турции и Крыма?

Вы должны знать значение дат:

 1632-1634гг; 1654-1667гг; 1648г.;1654г.;1667г.; 1676-1681гг.; 1686г.;

 Кроме того, в конце урока мы сделаем обобщающий вывод о том, какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему?

Далее учитель знакомит учащихся в порядком работы.

 

Собственно учебная деятельность

     1.Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока.

Самостоятельное изучение осуществляется в группах по четыре человека. Все группы получают одинаковые задания – найти ответы на два поставленных вопроса. Работа в группах осуществляется в парах: одна пара работает над первым вопросом, вторая – над другим.

Столы, за которыми сидят учащиеся, расставляются попарно, таким образом, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу.

    2.Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов.

Учащимся предлагается озвучить конспективные записи. Далее, преподаватель предлагает учащимся самостоятельно внести соответствующие корректировки в свои записи, путём сравнения их с образцами ответов и подготовиться к озвучиванию содержания ответа на поставленный вопрос. Образцы ответов в виде кратких тезисов раздаются каждой группе. На эту работу отводится не более 5 минут.

Образец ответа на первый вопрос

Как происходила реализация двух главных целей внешней политики России: возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю? (стр. 247-249 учебника до заголовка “Русско-турецкая война”)

1. Русско-польская война (Смоленская). 1632-1634.

Основные события:

1632, конец лета - зима: русская армия двинулась к Смоленску и осадила его,

1633г.: армия Владислава прорывается в город, русская армия оказывается в окружении, ожидаемая помощь из России не приходит,

1634г. Владислав предлагает начать переговоры, заключается перемирие: Шеин выводит армию из окружения,

героическая оборона русской крепости Белая.

Итоги: Поляновский мир (1634г.): Владислав отказывается от претензий на русский престол, Польше возвращаются все территории, захваченные русскими в ходе войны.

2. Русско-польская война 1654-1667гг.

События: 

1648г. – начало освободительного движения в Украине, которое возглавил Богдан Хмельницкий,

1654г.: рада в Переяславле провозглашает переход Украины в подданство русского царя, начло войны России с Польшей,

занятие русскими Смоленска и всей Белоруссии и Литвы,

поражение русско-украинской армии под Чудовом, Хмельницкий признаёт власть Польши над Украиной.

Итоги: Перемирие в Андрусова (1667г.): Росси возвращает Смоленскую и Северскую землю, закрепляется Левобережная Украина и Киев, Запорожье остаётся под властью обоих государств.

Образец ответа на второй вопрос

Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных земель и защита от притязаний Турции и Крыма? Каково значение “Вечного мира” с Польшей? (стр. 249-250)

Русско-турецкая война. Чигиринские походы. 1676-1681.

События: 

вторжение татаро-турецкой армии в Малороссию,

осада турками Чигирина, разгром турок подошедшей русской армией,

1678: новое наступление турок на Чигирин, русско-украинское войско оставляет город.

Итоги: 1681г. Заключение с Крымом бахчисарайского мира: перемирие на 20 лет, Левобережная Украина закрепляется и Киев за Россией,

“Вечный мир” с Польшей. 1686г.: за Россией закрепляется Левобережная Украина, Киев, Польша разрывает отношения с Турцией, заканчивается конфронтация России и Польши, заключается союз для действий против Турции.

3. Взаимопроверка в группах.

Учащиеся негромко озвучивают ответы на вопросы сидящим напротив членам своей группы. Преподаватель проходит по кабинету и заслушивает эти ответы. При необходимости, за прослушанные ответы или фрагменты ответов, в журнал выставляются отметки.

4. Ответы у доски.

Учащимся предлагается ответить устно на поставленные вопросы.

Этап контроля и коррекции

1. Итоговый контроль (тестирование).

Проводится в форме письменного тестирования в парах.

Тест. Внешняя политика России в 30-80 гг. XVII века.

1 вопрос. Боярин Шеин командовал русской армией:

a. Во время Чигиринских походов.

b. Во время штурма поляками русской крепости Белая.

c. Во время Смоленской войны.

2 вопрос. Юрий Хмельницкий во время русско-польской войны заключил договор:

a. Со шведами

b. С крымскими татарами.

c. С Польшей.

3 вопрос. В соответствие с Бахчисарайским договором Население Правобережной Украины:

a. Подлежало переселению.

b. Переходило в подданство Крыма.

c. Переходило в подданство России.

4 вопрос. Соотнеси названия войн с основными событиями:

Русско-польская война (Смоленская).

Русско-польская война 1654-1667гг.

Русско-турецкая война. Чигиринские походы.

a. Русско-украинское войска оставляют Чигирин.

b. Армия Ромодановского и Самойловича принимает на себя удар турецко-татарской армии в Малороссии.

c. Русские войска занимают Смоленск.

d. Владислав отказывается от притязаний на русский престол.

e. Шеин выводит остатки русской армии из окружения, артиллерия и запасы остаются противнику.

f. русско-украинская армия терпит поражение под Чудновым.

5 вопрос. Кратко ответьте: какие основные задачи стояли перед Россией во внешней политике после Смутного времени?

2.Подведение итогов.

1. Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопрос:

Какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему?

Необходимый минимум содержания ответа: поставленные задачи внешней политики России были достигнуты частично – возвращен Смоленск и некоторые территории, не удалось выйти к Балтийскому морю, оставалась угроза южным рубежам России. “Вечный мир” с Польшей позволил перейти двум государствам от конфронтации к мирным, союзным отношениям. Причиной, почему не удалось выйти к Балтийскому морю и ликвидировать угрозу с юга, можно считать недостаточную военную мощь России, в частности, отсутствие флота и союзников, а также громоздкий государственный аппарат, не позволявший царю действовать более оперативно.

2. Выставление отметок.

a. индивидуально - за ответы в ходе фронтальной беседы и взаимопроверки.

b. за работу над тестом – каждому члену группы одинаковый балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему:" Внешние углы треугольника" 7 класс

Вашему вниманию предлагаю конспект урока по геометрии 7 класса на тему: " Внешние углы треугольника"....

Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....

конспект урока по теме "Внешнее строение земноводных"

конспект урока "Внешнее строение земноводных"...

Конспект урока истории "Социально-экономическое развитие России в 17 веке", 10 класс

Урок разрботан на основе использования приемов технологии критического мышления, дидактической технологии (опорный конспект) и ИКТ. Результатом данного урока должно стать создание видеофильма по данно...

План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса

Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...

Внешняя политика России в XVII веке

Внешняя политика России в XVII веке...