Рабочая программа по истории 5 класс к учебнику А.А Вигасина
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Иванова Нина Михайловна

Рабочая программа по истории 5 класс к учебнику  А.А Вигасина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_istorii_5_klassa.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Домашовская СОШ»

Брянского района, Брянской области.

                           

«Утверждаю»                                        «Согласовано»

Директор МБОУ «Домашовская                         Заместитель директора по учебной

СОШ»                                                                   работе  

______________Н.П.Корягина                           _____________________Е.Н.Фомина                                              

                                                                           

«______» сентябрь 2012 г.                                  « ____» сентября 2012 г.  

                     

Рабочая программа

по истории

 (5  класс)

на  2012 – 2013 учебный год.

       Учитель: Иванова Нина Михайловна

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Рабочая программа Всеобщая история: истории Древнего мира для 5 класса составлена  на основе федерального компонента Государственного стандарта  (основного) общего образования  и   авторской программы под редакцией А.А. Вигасина  Ю, Г.И. Годера, И.С. Свенцинской. «История Древнего мира», изд-во «Просвещение», 2008 г.    

Рабочая программа составлено в расчете 2 ч в неделю на 70 ч. 

  Рабочая программа   используются для учебников:   А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая  История Древнего мира: 5 класс:  общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. А.А.Вигасин,  История Древнего мира. М.: Просвещение. 2012 г

Дополнительная  литература:

В.А. Быльёва, В.Н.Лупоядов, И.В.Семенихина. История Древнего мира..Пособие для учителя истории: 5 класс.- Брянск; Курсив, 2003 г.

Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. – М.: Издательство  «Первого  сентября», 2000.

История  Древнего мира. 5 класс: поурочные планы к учебнику А.А.Вигасина, Г.И Годера..-  Волгоград:  Учитель, 2007.

Дополнительная литература

Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.:учебно-метод.пособие.–М: Дрофа, 2000.–224 с.

  Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира.– Ярославль:«Академия развития», 1998.–240 с., ил. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. В 2-х частях / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010. – 64 с.

Северина О.А. История древнего мира. 5 кл: поурочные планы по учебнику «История древнего мира. 5 класс» Вигасина А.А. Часть 1, 2.–Волгоград:«Учитель-аст», 2003.–144 с.

Мюррей А. Кто есть кто в мифах и легендах. перевод с англ. А.Н.Степановой.–М.:ООО «ТД изд-во Мир книги», 2006.–352 с., ил.

 Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение: учеб.дит., 1996.–144 с., ил.

Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение, 1998.–95 с.

Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, Ф.А.Ммихайловского.–М.:ВАКО, 2005.–304 с.

       Борухович В.Г. Хрестоматия по истории древнего мира.– Саратов:изд-во саратовского университета, 1973.–414 с.

Планирование  включает такие разделы:

1. Введение  

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

  Счёт лет в истории. Представление о счёте времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры  («обратный» счёт лет). Понятие «год», «век»(столетие), «тысячелетие».

2. Жизнь первобытных людей

Понятие «Первобытность»  и «Древний мир». Хронологические рамки  древней истории.

Предки и  расселение, влияние  природных условий на жизнь древнего человека. Стоянки, занятия, орудия труда  первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведёнными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире  Первобытные верования и зарождение искусства.

3.Древний Восток.

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение городов в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах.  Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: Прирдные условия, занятия жителей, ремёсла и торговля. Религиозные верования. Возникновение Персидской державы и её завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

 Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно – философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное население цивилизаций Древнего Востока.

4.Древняя Греция.

Природные условия. Население иего занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнейшая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея»лис город – государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии Греко – персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевание Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью приемников Александра.

 Культурное наследие  Древней Греции и эллинского мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платлн. Аристотель.  Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

5.Древний Рим.

Природные условия и население и древней Италии. Этруски. Легенды об онновании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Окончание Гражданской войны. Характер власти Октавиана Августа. Понятия «империя», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат». Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией римской империи. Разделение Римской империи на  Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

 Культурное наследие  Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век поэзии» Ораторское искусство. 

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации ( появление городов, государств, письменности).

Контроль осуществляется в виде  фронтального опроса, беседы, кроссвордов,  составления сравнительных таблиц, составления рассказов, тестирования, диктантов дат и терминов, работа с атласом и контурной картой.

  Задачи курса:

Формировать историческое  мышление;

Иметь представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

Уметь  отличать мир древний от мир современный;

Формировать терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Учащиеся должны

Знать: 

- составляющие элементы государственных символов;

- отличие государства от страны;

- взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие  древних обществ.

- наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.

- становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования).

-   исторические даты и хронологию событий;

- конкретные примеры деятельности  народов древности которые оставили позитивный след в истории человечества;

- значение исторических понятий.

Уметь:

- пересказать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание  информации, сопоставлять факты;

- сравнивать исторические явления в развитых странах;

- описывать основные архитектурные сооружения и скульптурные памятники;

- спорить и отстаивать свои взгляды;

- оперировать историческими датами;

- читать историческую  карту и работать с контурной картой;

- анализировать исторические источники;

- определять местоположение историко – географическими объектами.

Н/п ур.

Дата пред Пла

Дата пров.

Факт.

               Тема урока . 5 класс.

Введение -2 ч

1.

Откуда мы знаем, что жили предки современных народов.

2.

Счёт лет в истории

Раздел 1. Жизнь первобытных людей.  Первобытные собиратели и охотники.

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 6 ч.

3.

Понятия  «первобытные люди».

4.

Родовые общины охотников  и собирателей.

5.

Возникновение искусства и религии.

Тема 2.Первобытные земледельцы и скотоводы. 2 ч.

6.

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства.

7.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Начало обработки металлов.

8.

Повторительно – обобщающий урок: «Значение первобытной эпохи в истории человечества».

Раздел 3. Древний Восток.

Тема 1. Древний Египет: 21 ч.

9

Местоположение и природные условия Древнего Египта.

10

Возникновение единого государства в Египте. Неограниченная  власть  фараонов.

11.

Быт земледельцев и  ремесленников

12.

Жизнь и   служба  вельмож.

13.

Религия  Древних  египтян

14.

Искусство Древних  египтян.

15.

Особенности  Древнеегипетского  письма.

16.

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Достижения древних египтян».

Тема 2. Западная Азия в Древности. 7 ч.

17.

Двуречье в древности.

18.

Древневавилонское царство. Религиозные верования жителей  Двуречья.

19.

Финикийские мореплаватели.

20.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете.

21.

Библейские мифы и сказания.

22.

Ассирийская держава.

23.

Образование Персидской державы..

24

Повторительно – обобщающий урок по теме: Западная Азия в Древности.

Тема 3.Индия и Китай в Древности.  4 ч.

25..

 Местоположение и природа Древней Индии.

26.

Представление о кастах.

27.

Местоположение и природа Древнего Китая.

28.

Объединение Китая при Цинь Шихуане.

29

Повторительно – обобщающий урок «Вклад народов древнего Востока в мировую культуру».

Раздел 4. Древняя Греция.   21 ч    

Тема: Древняя Греция.  5 ч.

30

Местоположение и природные условия Древней Греции. Критское царство.

31.

Микенское царство. Сведения о войне с Троянским царством.

32.

Поэма Гомера «Илиада».

33.

Поэма Гомера «Одиссея».

34

Религиозные верования  греков.

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7 ч.

35.

 Местоположение и природные условия Аттики.

36.

Перемены в управлении Афинами

37.

Местоположение и природные условия Лаконии. Спарта- военный лагерь.

38.

Основание греческих колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

39.

Олимпийские игры – общегреческие празднества.

40.

Греко – персидские войны. Победа  афинян в Марафонской битве.

41.

Нашествие  войск   персидского  царя Ксеркса  на Элладу.

Тема 3. Возвышение Афин в V в до. н. э. и расцвет демократии.  5 ч.

42.

Последствия победы над персами для Афин. Гавани Пирея.

43.

Город  Афины: Керамик, Агора, Акрополь.

44.

Образование  афинян.

45.

Возникновение театра.

46

Афинская демократия в V в. до н.э.

Тема 4. Македонские завоевания. В IV в до н.э.   3 ч.

47.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе.

48.

Поход Александра Македонского на Восток.

49.

Распад державы Александра после его смерти. Александрия  Египетская  - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья.  

50

Повторительно – обобщающий урок   по теме: «Вклад  древних эллинов в мировую культуру».

Раздел 5. Древний Рим. 17 ч.

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 ч

51.

Местоположение и природные  особенности Италии. Легенда об основании Рима.

52.

Возникновение республики. Установление господства Рима над Италией.

53.

Устройство Римской республики.

Тема 2. Рим  - сильная держава Средиземноморья.  3 ч.

54.

Первые Победы Рима.  Вторая война Рима с Карфагеном.

55.

Установление господства Рима  в Восточном Средиземноморьем.

56

Рабство в Древнем Риме.

Тема 3. Гражданская война в Риме.   4 ч.

57.

Разорение Земледельцев Италии и его причины. Земледельческий закон братьев Гракхов.

58.

Крупнейшее в древности восстание рабов.

59.

Возвышение  Цезаря в Риме.

60

Поражение сторонников республики. Окончание Гражданской войны.

Тема 4. Римская империя в первом веке  нашей эры.   5 ч.

61.

Территория империи. Соседи римской империи.

62.

Обожествление императора Нерона.

63.

Возникновение христианства.

64.

Расцвет Римской  империи.

65.

Рим – столица империи.

Тема 5. Падение Западной Римской империи. 2 ч.

66

Вторжение варваров. Правление Константина.

67

Взятие Рима варварами.

Итоговое повторение  3 ч.

68

 Повторительно – обобщающий урок по теме: « Особенности цивилизации Греции и Рима».

69

Итоговое повторение по теме:  «Вклад   народов древности в мировую культуру».

70

Урок КВН по теме: Вклад  народов древности в мировую культуру.

                   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС по учебнику История Древнего мира., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 2012.

Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС включает в себя пояснительную записку, основное содержание курса, учебно- тематическое планирование, календарно- тематическое планирован...

рабочая программа по истории средних веков к учебнику Вигасина А.А.

Вигасин А. А., Годер Г. И., Ртищева Г. А.История Средних веков:6 класс.— 287 с.: ил., карты. — Пер. /М.: «Просвещение», 2006Годер Г. И., Ртищева Г. А.Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 ...

Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику :Учебник История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд. – М :Просвещение, 2016г.

Рабочая программа  по истории в классе к учебнику:История Древнего мира : учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд. – М :Просвещение, 2016г....

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А.

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение уч...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...