Дела давно минувших дней
презентация к уроку по истории по теме

Барыльникова Наталья Викторовна

Дела давно минувших дней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs1.rar12.62 КБ
Файл dela_davno_minuvshih_dney.rar1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах нашего отечества. Речь идет не о случайном наборе фактов, а о событиях, которые люди не без основания выстраивают в один ряд.

Крещение Руси, духовно и культурно объединившее народ, битвы на Чудском озере, на Куликовом поле и близ Бородина, битвы Великой Отечественной войны воспринимаются как факты, связанные с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины.

Вспоминал ли в час Куликовской битвы народ о героях Невы и Ледового побоища? Как отзывались ратные подвиги потомков в умах людей в период избавления Руси от монголо-татарского ига?

Этот исторический ряд можно продолжить, включая в него и петровские баталии, и войну 1812 года, - герои прошлых веков напоминают нам о священном долге защиты Родины.

Представляю  историческую викторину «Дела давно минувших дней» по событиям Отечественной войны 1812 года, проведенную для учащихся 8-9 классов.

Цель: воспитание патриотизма.

Задачи:

-  расширить кругозор,

- прививать интерес к истории, способствовать его развитию,

- дать возможность почувствовать гордость за историческое прошлое.

Ведущий. Перелистай историю России,

                Прочти ее за годом год подряд.

                О мужестве, о храбрости, о силе

                  Народа нашего страницы говорят.

События 1812 года занимают особое место в нашей истории. Никогда прежде не знала Россия такого духовного пробуждения нации, какое произошло в дни нашествия Наполеона. Война 1812 года была первой, получившей имя Отечественной.

Сегодня знатокам истории будут предложены самые разные вопросы по истории Отечественной войны 1812 года.

Задание 1.

Изучение истории нашествия наполеоновской армии трудно представить себе без лермонтовского «Бородино». Ведь М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, которое с благородной завистью оглядывалось назад, на героев 1812 года. Насколько хорошо вы знаете это произведение, покажет наш кроссворд.

Используя знание этого стихотворения, вы должны будете угадать два слова и назвать разницу в этих похожих по смыслу словах.

Кроссворд 1.

                                        Головою

                                      др        уга

                                              ус

                                        лафета

                                 пожаром

1. Уж мы пойдем ломить стеною,

    Уж постоим мы… ( головою)

    За родину свою.

2. Забил заряд я в пушку туго

    И думал: угощу я… (друга)!

3. Кто штык точил, ворча сердито,

    Кусая длинный… (ус).

4. Прилег вздремнуть я у… (лафета).

5. Скажи-ка, дядя, ведь недаром

    Москва, спаленная… (пожаром),

    Французу отдана.

Гусар-военный из частей легкой кавалерии.

Кроссворд 2.

                                        бивак

                                        Россия

                                       мундиры

                                               заутра

                                           Москвы

                                             богатыри

                                                 раны

1.Но тих был наш… (бивак) открытый.

2. Недаром помнит вся… (Россия).

3. Ворчали старики:

   «Что ж мы? На зимние квартиры?

   Не смеют, что ли, командиры

   Чужие изорвать… (мундиры)

   О русские штыки?»

4. Вот смерклось. Были все готовы

… (Заутра) бой затеять новый

И до конца стоять.

5. Немногие вернулись с поля.

    Когда б на то не божья воля,

    Не отдали б… (Москвы)

6. Да, были люди в наше время,

    Не то, что нынешнее племя:

…(Богатыри)- не вы!

7. Вот затрещали барабаны-

    И отступили басурманы.

    Тогда считать мы стали… (раны).

Кирасир- воин тяжелой кавалерии.

(При подведении итогов задания на экране высвечиваются правильные ответы и иллюстрации)

Задание 2.

Мы заслонили тут собой

Порог Москвы - в Россию двери;

Тут русские дрались, как звери…

Так писал Ф.Н. Глинка в 1812 году. Какой город называли «ключом к России», а также «дверью, открывающей Москву»? (Смоленск)

Задание 3.

Это слово первоначально существовало в военном лексиконе лишь как обозначение участника «партии», то есть отдельного отряда. В Отечественной войне 1812 года оно приобрело принципиально новый смысл и сохранило его до наших дней в значении «народный мститель». (Партизан)

Задание 4.

В 1806 году эта женщина, обрезав волосы и переодевшись в казачью форму, сбежала с казачьим полком в Гродно. Поступив в конно – польский уланский полк под именем «юнкера Соколова», она участвовала в войне 1805-1807 годов. Вскоре секрет «юнкера Соколова» был раскрыт, но она получила разрешение Александра I остаться на военной службе под именем Александра Андреевича Александрова. В Бородинском сражении была контужена, получила чин поручика и назначение ординарцем к М.И. Кутузову. В 1816 году вышла в отставку в чине штабс- ротмистра. Впоследствии опубликовала «Записки кавалерист - девицы», которые имели большой успех. (Надежда Дурова)

Задание 5.

Этот будущий герой – партизан Отечественной войны 1812 года в младенчестве выказал страсть к маршированию, метанию ружьем, чем нечаянно привлек внимание графа А.В.Суворова, который заметил резвого ребенка и, благословив его, сказал: «Ты выиграешь три сражения!». Маленький повеса бросил псалтырь, замахал саблею, выколол глаз дядьке, проткнул шлык (шапка, чепец, женский головной убор) няне и отрубил хвост борзой собаке, думая тем исполнить пророчество великого человека, за что был образумлен розгами. Поэт Николай Языков посвятил этому человеку, герою войны 1812, такие стихи:

Жизни баловень счастливый,

Два венка ты заслужил;

Знать Суворов справедливо

Грудь тебе перекрестил:

Не ошибся он в дитяти,

Вырос ты – и полетел,

Полон всякой благодати,

Под знамена русской рати,

Горд и радостен и смел.

Лучезарна слава эта,

И конца не будет ей;

Но такие ж многи лета

И поэзии твоей:

Не умрет твой стих могучий,

Достопамятно – живой,

Упоительный, кипучий,

И воинственно – летучий,

И разгульно – удалой.

О ком идет речь? (Денис Давыдов)

Задание 6.

Какой великий русский поэт в своем романе в стихах спросит:

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

(А.С.Пушкин в X главе «Евгения Онегина»)

Задание 7.

Ф.И.Глинка в 1812 году писал:

Наш бог внимал мольбам и клятвам.

Но враг еще… одолевал!..

На Бородинские вершины

Седой орел с детьми засел.

И там схватились исполины,

И воздух рделся и горел.

Кого поэт называет «седым орлом»?

 

(М.И.Кутузова, которому было 67 лет, когда он стал главнокомандующим русской армии.)

Задание 8.

Перед походом в Россию в 1812 году войско Бонапарта насчитывало более 600 тысяч человек из разных стран Европы. Вспомните название вкусного пирожного, которое напоминает «многослойную» армию французского императора?  (Наполеон)

Задание 9.

Великих жертв великий час,

России славные годины:

Везде врагу лихой отпор;

Коса, дреколье и топор…

(Ф.Н.Глинка)

Что означает слово «дреколье»? (Это палки, колья, дубины и т. д., употребляемые как оружие.

Задание10.

Взглянет он – дрожат народы,

Войска движутся вдали.

А пойдет он, строгий, бледный.

Словно памятник живой –

Под его стопою медной

Содрогнется шар земной.

В поле вспыхнет буря злая,

Вспыхнут громы на морях.

И ложатся, умирая,

Люди в кровь, а царства в прах!

И в те же дни своей гордыни

Он пришел к Москве святой,

Но спалил огонь святыни

Силу гордости земной.

(А.С. Хомяков. На перенесение Наполеонова праха. 1840 г.)

Чью «земную гордость» спалил «святой огонь»?

(Наполеон, захватив Москву, ждал бояр с ключами, но Москва не покорилась)

Вот как ответил на этот вопрос поэт Н.С.Соколов:

Шумел – горел пожар Московский,

Дым расстилался по реке,

А на стенах вдали кремлевских

Стоял он в сером сюртуке.

И призадумался, великий.

Скрестивши руки на груди,

Он видел огненное море.

Он видел гибель впереди.

Задание 11.

Этот величественный храм был воздвигнут в Москве в XIX веке в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. В 30-е годы XX века разрушен, а в 90-е восстановлен. (Храм Христа Спасителя)

Задание 12.

На борьбу с французскими захватчиками поднимались даже женщины. Тогда же прославилась Василиса Кожина. Чем она стала знаменита?

(Василиса Кожина возглавила партизанский отряд)

Задание 13.

Наполеон, как известно, оставшись в сгоревшей Москве и предчувствуя поражение, запросил мира. На что Кутузов ответил, что Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию и разорил большую полосу земли в нашем отечестве; увидим теперь, как он выйдет из Москвы, в которую пожаловал без приглашения… Война еще только начинается.

Вспомните, какую известную басню посвятил И.А.Крылов этому событию. Эта басня обошла всю русскую армию и была встречена ею с восторгом. В этой басне лицемерию хищника – врага противопоставлена спокойная уверенность старого ловчего, легко распознающего хитрость волка.

(«Волк на псарне»)

Задание 14.

Французская армия в беспорядке, без дисциплины, почти без оружия, с обмороженными и почерневшими от дыма биваков лицами и руками бежала из России, утратив от чрезмерных лишений и физических страданий всякие человеческие чувства. Оставалось только одно чувство почтения к своему великому императору и восхищение им. Когда появлялся возок императора, толпа встречала его слабыми голосами: «Да здравствует император!». Даже падавшие от усталости, слабости и голода обвиняли во всем кого угодно – стихию, казаков и партизан, только не своего повелителя. Они верили, что боготворимый ими вождь спешит, желая спасти их. Наполеон же безо всякого выражения глядел на них или, лучше сказать, сквозь них. Он уже давно презирал людей. Это ему принадлежит циничное выражение о солдатах: «шер а канон» - ставшее синонимом бесчеловечного отношения к людям на войне.

Как называл своих солдат великий император? («Пушечное мясо»)

Задание 15.

«Великая армия» Наполеона! Что, кроме пепла и проклятий, оставила она после себя? Лишь одно слово, насмешливое и презрительное. Когда французы, полуживые от холода и голода, при своем бегстве стучали в крестьянские избы, то молили: «Шер ами, дю пэн…» - «Дорогой друг, хлеба…». С той поры шатунов и плутов, обманщиков, промышляющих на чужой счет, на Руси стали называть этим словом.

Назовите это слово… (Шаромыжник)

Наше путешествие в мир истории заканчивается, пока  жюри подводит итоги, посмотрим выступление ребят о военной моде.

Всем известно, что мода

Очень капризная дама!

Но мы заявляем прямо

Во все времена

Украшеньем мужчин

Был военный мундир!

Гусар эпохи Кутузова и Суворова!

Ну, правда же, выглядит здорово.

Для нас не совсем привычная

Форма роскошная и экзотичная.

Мундир расшит галунами.

Смотрите сами –

Две куртки всегда с собой

Доломан и ментик за спиной.

Узкие чакчиры надевали –

Так штаны в обтяжку называли.

Незаменимы сапоги,

Они удобны для ноги.

Высокая шапка

Из черного меха.

С белым султаном

И красным верхом.

Из цветных шнуров на поясе кушак

Да для сабли с ташкой портупея,

К панталеру крепится мушкет

Враг увидит – сразу побледнеет!

Вот таким мундир гусарский был,

Верно он хозяину служил.

«Жизнь за Родину» - не красные слова

Для гусаров. Честь им и хвала!



Подписи к слайдам:

Викторина по истории Отечественной войны 1812 гСоставила Барыльникова Наталья ВикторовнаУчитель истории МОУ Болтинская СОШ
Гусар
Кирасир
Смоленск

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.

Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....

Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока:                    Былины. Б...

Литературно-музыкальная композиция "Дела давно минувших дней""

Литературно-музыкальная композиция «Дела давно минувших дней»...

"ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ"

Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 200 летию войны 1812 года...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОСВЯЩЕННОЕ ПРАЗДНОВАНИЮ 200-ЛЕТИЯ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ».

ЦЕЛЬ:установить творческое взаимодействие всех участников мероприятия.ЗАДАЧИ: Воспитательные: в игровой форме воспитывать понимание хорошего вкуса в одежде и манерах, приобщать к истокам российск...

Ярмарка "Дела давно минувших дней..."

Мероприятие предусматривает приобщение обучающихся к культурным, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям, формирует целостную образовательную среду, включающую ...

"Дела давно минувших дней"

Презентация приготовлена для урока о былинах в 7 классе...