Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

 Хасиятулина Венера Гакиловна

Гражданское общество и государство.

Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока  

Гражданское общество и государство.

Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления

Цели:

сформировать  представление учащихся  о структуре и признаках гражданского общества;

дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность

развивать умения учащихся анализировать тексты документов, делать выводы, составлять схемы;

Тип урока: урок- обсуждение,   с элементами практической работы.

Форма урока: беседа, рассказ учителя, работа в группах.

Основные понятия: гражданское общество,   коррупция ,  коррумпированность.

Оборудование: Конституция Российской Федерации (необходимый комплект), учебник «Обществознание 8-9 кл.»  под редакцией Л.Н.Боголюбова,

                

Ход урока.

Коррупция «есть корень, из которого

вытекает во все времена и при всяких

соблазнах презрение ко всем законам».

Томас Гоббс

I. Организационный момент.

«… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

 

- Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Гоголь «Ревизор»)

- О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотребление должностными полномочиями, хищение госбюджета)

- Кто из героев произведения говорит эти слова? (Городничий)

- Законно ли городничий поступил? Почему? 

Согласно ООН 9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией.

Вот и сегодня на уроке предметом нашего изучения будет понятие под названием «коррупция». Мы раскроем содержание данного понятия, его проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за проявление коррупционной деятельности. Какое значение имеет гражданское общества в воспитании антикоррупционных настроений.

 

1.Устный опрос:

-Что такое государство?

-Перечислите признаки государства.

-Какое государство называют правовым?

-Назовите важнейшие признаки правового государства.

-Сформировано ли в России правовое государство? Свой ответ аргументируйте.  

Что мешает государству стать правовым?  (выслушиваются разные варианты ответов)

-российский менталитет

-нежелание бороться за свои права

-незнание своих прав

«чиновники знают лучше» (граждане надеются не на себя, а на «мудрого» правителя, боятся брать на себя инициативу, не готовы отвечать за последствия своих решений),

-взяточничество и кумовство в государственных структурах.

II Практическая работа в группах

1 группа Работа с  терминами.

1. Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.   

2.  Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

 

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis — внук, племянник) — фаворитизм, кумовство (например, при найме на работу), предоставляемый родственникам или друзьям, вне зависимости от профессиональных достоинств.

4. Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

2 группа Историческая справка о коррупции в России. Составление кластера  «Причины коррупции».

         Историческая справка о коррупции в России (заранее подготовленное сообщение) 

В России первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом). Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.

Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказании за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I  совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг.

- Какова была функция Тайной канцелярии? (была в ведении самого императора и занимала центральное место в системе управления государством в донесении и раскрытии преступлений против государства)

- Что означает понятие «фаворит»? (придворный, пользующийся особым доверием монарха, влиянием на внутреннюю и внешнюю политику страны)

 

В царствование Романовых коррупция была связана с фаворитизмом (сообщение учащегося):

∙••••••• Фаворит Елизаветы Петровны канцлер Бестужев-Рюмин был агентом влияния со стороны британской короны.

∙••••••• Фаворит Петра I князь Александр Меньшиков – талантливый администратор и полководец, который слыл любовью к деньгам и крупным казнокрадом. Он присвоил себе 1,5 млн рублей во время правления Романовых. Петр не раз наказывал его собственноручно, бил, грозил отставкой, но вскоре прощал друга.   

Составление кластера  «Причины коррупции».

1.Бюрократизм при рассмотрении законных просьб граждан

2.Нарушения в государственной, финансовой дисциплине чиновников, слабый контроль за их деятельностью.

 3.Малый доход, низкий уровень жизни

4Либерализм к проявлениям коррупционной деятельности, слабость институтов гражданского общества,

3 группа.  Найдите высказывания, пословицы, афоризмы о  взяточничестве, коррупции. Прокомментируйте их.

1) Русские народные пословицы

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе

Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб неймет – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

2) Картина «Земство обедает»

 Сценки « Как получить водительские права», «Как нерадивому студенту сдать экзамен»

4 группа. Понятие «гражданское общество». Структура и признаки гражданского общества. ( прием «составление кластера»)

 

 Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

 

  Структура гражданского общества:

общественные объединения и организации;

политические партии и движения;

совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;

система негосударственных средств массовой информации;

семья

церковь

сфера воспитания и негосударственного образования  

Признаками гражданского общества являются:

самоуправляемость;

конкуренция;

свободно формирующееся мнение и плюрализм;

полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

гласность и высокая информированность граждан;

многоукладность экономики;

легитимность власти;

сильная социальная политика государства;

Проблемный вопрос: значение гражданского общества в современной России  

III Для всего класса после обсуждения услышанного и увиденного на уроке проблемный вопрос «Как бороться с коррупцией?». (учащиеся высказывают свои версии) 

Предлагаются различные меры противодействия коррупции, например:

 1. Внесение в уголовное законодательство страны норм, резко ужесточающих наказания за коррупционные преступления.

 2. Изменение  способов подбора людей в органы власти.

 3. Создание "кодекса чести для чиновников".

 4. Оценка принимаемых и существующих законов на «взяткоемкость», «коррупциогенность».

5. Стимулирование деятельности чиновников, делающее невыгодными различные коррупционные действия и др.

Обсудите в группах и предложите собственные пути решения проблемы.

Раздаточный материал из Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» 

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.  <…>

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

IV.Закрепление:

 Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока?

 

 

V. Подведение итогов.

1) Вспомните, в каких документах провозглашаются права и свободы человека? Каким образом  коррупция нарушает  эти права?

 2) Как, на ваш взгляд, можно убедить людей, что борьба с коррупцией — это не бой с ветряными мельницами?  

3) Как вы понимаете слова Д.А.Медведева «Коррупция должна быть не просто незаконной, а она должна стать неприличной»?

VI. Домашнее задание:

1) В настоящее время имеется опыт работы так называемых «телефонов доверия», по которым можно сообщить о случаях коррупции. Узнайте, есть ли такая служба в нашем   городе. Кто реализует данный проект? Какими полномочиями обладает эта служба?

2) Какие антикоррупционные меры предложены руководством нашей страны на современном этапе?  Познакомьтесь с документами (см. официальный сайт Президента РФ и Приложения). Подготовьте свое резюме по их содержанию.

VII.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...

"Гражданское общество и государство"

задание к практической работе по обществознанию по программе Боголюбова для 9 класса на тему"Гражданское общество и государство"...

Презентация к уроку "Правовое государство и гражданское общество" 11 класс

Презентация к уроку "Правовое государство и гражданское общество" 11 класс, Боголюбов...

Презентация к дискуссии:" Правовое государство и гражданское общество в России:идеал или действительность?" Может быть использована на уроках обществознания и во внеклассной работе.

В презентации представлен материал для проведения дискуссии " Правовое государство  и гражданское общество в России:идеал или действительность?"...

Практикум к уроку "Гражданское общество и государство" 9 класс

Урок - практикум "Гражданское общество и государство" 9 класс...