материалы к урокам "История" 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Васильева Ирина Владимировна

Вопросы, задачи, кроссворды,тесты по темам: "Древний Египет", "Древнее Двуречье", "Вавилонский царь Хаммурапи", "Первый властелин единого Китая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_k_urokam_5_klass.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе

Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

Обрати внимание, по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.

Правильно ли произведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.

Есть ли вывод в конце выступления.

Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» - ,ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объёме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные проблемы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание по вопросу не раскрыто

 

Тема: Религия древних египтян.

Работа с историческим источником.

«Книга мертвых» (вера в загробную жизнь)

«Слава тебе, бог великий, владыка обогодной правды. Я пришёл к тебе, господин мой. Ты привёл меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твоё, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришёл к тебе, владыка правды; я принёс правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал… Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость… Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей… Я чист, я чист, я чист, я чист…

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М.,                           1987. с.47.

- Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

- Где человек произносил подобную клятву?

- Для чего нужна была эта клятва?                                                              

Геродот. История (культ животных)

66. …Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.

67. …Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…

69. …Жители Фив в области Меридова озера почитают крокодилов священными. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живёт. Весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив. Не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу…

Там же, с. 49

- Культ каких животных существовал в Древнем Египте?

2. Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце. Видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чём свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью?

Тема: Культура Древнего Египта.

Работа с историческим документом.

Геродот. История.

124 …Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего, он повелел закрыть все  святилища и запретил совершать  жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях)…сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы…сооружение же самой пирамиды продолжалось двадцать лет.

125. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы.  Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было подъёмных приспособлений.

 Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987, с.51.

Вопросы к документу:

- Из чего строились пирамиды?

- Почему говорят, что Хеопс вверг страну в пучину бедствий?

- Как поднимали камни для строительства пирамиды?

- Сравните способ строительства пирамиды, описанный Геродотом, и способ, описываемый в учебнике.

Постройки в Луксорском храме

…Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих Земель Небмаатра, наследник  Ра, сын Ра, владыка венцов Аменхотеп. Властитель Фив. Успокоился на работе для отца своего Амона-ра, владыки престолов Обеих земель, в Луксоре из камня белого, доброго. Крепкой породы, (причём)) он (то есть Луксорский храм) расширин и увеличин весьма, к красоте котрого добавлен избыток, стены которог из белого золота, пол которого из серебра, все ворота которого обиты, пилон которого близок к выси, а обе мачты которого – среди звёзд…

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987, с. 51

Вопросы к документу:

- Для чего строили храмы в Египте?

- Для кого (какого бога) строит храм фараон Аменхотеп?

 - Чем украшали храм?

Из предписаний врачу относительно перелома черепа без повреждения мягких тканей головы (из папируса Смита)

Если ты осматриваешь человека с переломом черепа под кожей его головы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступающую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и что идёт (он0 и волочит подошву. Ты должен определить её как травму, внесённую извне, причём головка сустава его плеча не  отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки, он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг излечим.

 Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987, с. 52.

Вопросы к документу:

- Какие выводы можно сделать на основе этого документа?

Восхваление авторов поучений

(текст содержится в одном из папирусов II тыс. до н.э.)

Они строили себе пирамиды из меди

И надгробия из бронзы.

Не оставили после себя наследников,

Детей, сохранивших  их имена.

Но они оставили своё наследство в писаниях,

В поучениях, сделанных ими.

Построены были двери идома, но они разрушились,

Жрецы заупокойных служб исчезли,

Их памятники покрылись грязью,

Гробницы их забыты,

Но имена их произносят, читая эти книги.

Написанные, пока они жили,

И память о том, кто написал их,

Вечна.

 Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987, с. 55.

Вопрос к документу:

- За что восхваляют авторов поучений?

Сказка о взятии Юпы (XIII в. до н.э.)

Был некогда в Египте полководец Джехути. Он сопровождал фараона Тутмоса III во всех походах, постиг все военные хитрости и получил немало наград. И вот однажды прибыл к фараону гонец и сообщи: «Побеждённый правитель города Юпы восстал против твоего величества. Он истребил твоих людей и колесницы». И сказал тогда Джехути: «О, ты, кому вся земля воздаёт почести! Прикажи дать мне твой великий жезл. Войска и колесницы. Я убью побеждённого из Юпы и захвачу его город». И дал ему фараон жезл и солдат. Прибыл Джехути к стенам Юпы и обратился к его правителю: «Я, Джехути, полководец Египта.Отваге моей стал завидовать сам фараон, но я спасся от него, увёл солдат и унёс его великий жезл. С моими воинами готов я служить тебе и отдам тебе жезл фараона».Обрадовался побеждённый из Юпы, сел пировать в лагере Джехути, потом сказал: «Хочу увидеть великий жезл фараона, принеси его мне!» Взял Джехути жезл и ударил им в висок побеждённого из Юпы. Связал его кожаными ремнями, наложил на него оковы из меди. Приказал Джехути принести двести больших корзин и спрятал в каждой по одному своему воину с оружием. А жителям города объявил6 «Вот приказ вашего правителя! Открывайте ворота, чтобы внести добычу! Джехути побехдён и сдался». Когда же открыли ворота и внесли в город корзины, выскочили из корзин египетские воины с топорами и кинжалами и захватили Юпу.

Вопросы к документу:

- Какие исторические события отражены в сказке?

- Какую хитрость применил Джехути?

- На сюжет какой сказки похож сюжет этой сказки?

-

Контрольно-обобщающий урок по теме «Древний Египет».

Реши задачу.

В одном из папирусов есть такие задачи:

1. В семи длмах было семь кошек, каждая кошка съела семь мышек, каждая мышка съела семь колосков, из каждого колоска могло получиться семь мер зерна. Надо сосчитать, сколько получится, если всё сложить вместе.

2. Фигура – прямоугольный треугольник. Высота 10, основание 4. Узнай его площадь.

- О развитии каких научных знаний свидетельствуют эти задачи? Можно ли по этим задачам судить об уровне развития образования в Египте?

2. Разгадай чайнворд:

1. материал для письма. 2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека. 3. Злой бог суховей.4. Один из египетских фараонов.5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения. 6. подневольный человек. 7. Сплав меди и олова. 8. Ученый, который изучает звёздное небо. 9. Столица Египта. 10. Египетская гробница. 11. Греческий историк, который описал историю Египта. 12. Стенобитный снаряд. 13. Сборы в пользу государства.

2

1

13

3

12

4

11

10

8

7

5

6


3.Ответь на вопросы:

- Какую пользу египтянам приносила кошка?

- Почему первые фараоны не строили пирамид, потом их стали строить, а ещё позднее – вновь перестали?

4. «Знаешь ли ты термины и даты…»

 Дай определение понятиям:

- Религия –

- Налоги –

- Культура –

- Государство –

- Когда объединились Северное и Южное царства?

Тест (Египет)

Вариант 1

Первая столица Египетского царства:

а) Мемфис; б) Фивы, в)Атон

Из чего строили простые египетские дома?

а) из глины, б) из камня, в0 из дерева

3.   Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?

а) Сфинкс, б) Апис,  в) Хеопс

4. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги:

а) писцы, б) вельможи в) жрецы

5. Кто в Древнем Египте владел знаниями?

а)  писцы,  б) вельможи в) жрецы

6. Письменность в Древнем Египте:

А) иероглифы; б) клинопись, в) папирус

7. Кого древние египтяне считали «живым богом» ?

А) главного жреца. Б) фараона, в) Амон-Ра

8. Что символизировала двойная корона египетского фараона?

А) объединение Южного и Северного царств, б) союз богов неба и земли, в) царство мёртвых и царство живых

9. Что обозначает понятие «религия»?

А) вера в сверхъестественные силы, б) вера в силы природы, в) умение подчиняться кому-либо

10. С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны?

А) с целью личного обогащения, б) с целью обогащения своих воинов и вельмож, в) с целью знакомства с другими странами

11. Кто из ученых сумел расшифровать египетские иероглифы?

А) Шампольон, б) Геродот, в) Эхнатон.

Древнее Двуречье

Геродот. История

193. …Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия).  Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, в хорошие годы даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Что просо и сезам  (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать обэтом. Я знаю ведь, сколь  большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливковое масло вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мёд…

 Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987, с. 58.

Вопросы к документу:

- Какая земля существовала в Древнем Двуречье?

- Какие культуры выращивали жители этой страны?

- Какие занятия существовали у жителей Двуречья?

Миф о потопе (Вигасин, с.65)

Вопросы к документу:

- Из-за чего возник потоп?

- Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе?

- Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»?

- Какую информацию о людях двуречья даёт этот документ?

- Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нём отразилась природа страны? Что в мифе, по вашему, правда, а что вымысел?

Решение задачи.

Археологами во время раскопок в междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

- Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?

Самостоятельная работа с учебником. Прочитать п.3 параграфа 13 на с. 64.

- Каким богам поклонялись жители Двуречья?

- Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами?

- Какую роль играли жрецы в Двуречье?

Тема: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Индивидуальная работа:

у народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняг в долг занимает – себе забот наживает», «Бедняк съедает своё серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».

- Кто, по-вашему, создал эти пословицы – бедные или богатые?

  Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц?

  Свои ответы докажите.

составьте рассказ об одном дне из жизни школьника в Древнем Двуречье. Чему он учился? На чём писал? За что и как был наказан?

Решение задач:

 В городе Уре было исследовано более 2000 гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

- Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте своё мнение.

В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.

- подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?

4) Работа с историческим документом.

Законы царя Хаммурапи

Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из рук раба человека без свидетелей и договора или возьмёт на хранение либо серебро, либо золото. Либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо ослаЮ либо что бы то ни было, (то0 этот человек  - вор, его должно убить.

53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдёт прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

59. Если человек срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, .то он должен отвесить ½ мины (мера веса и денежного счёта – около 0.5 кг) серебра.

229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно. Так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, то плату 5 ше (0,05 г.) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра. Кожевника, плотника, строителя, в день (он должен) давать.

48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесёт (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

26. Если редум или бариум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдёт, или наняв наёмника, пошлёт его в замену себя, то этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

- На какие группы делилось население Вавилонского царства?

- Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?

- Каких домашних животных разводили жители Вавилона?

- Что умели делать жители этой страны?

- Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?

- Как наказывали рабов? Как наказывали воинов, отказавшихся выполнять приказ военачальника?

- С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?

Тема:  Ассирийская держава.

Задача:

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тяс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

Предположите, почему железных изделий было так мало.

Работа с учебником:

Прочитать  п.2 параграфа 18 на с. 84, выяснить как была вооружена ассирийская армия:

- чем была вооружена армия?

- почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся?

- Какие новые технические средства они использовали во время боя?

3. Работа с историческим источником.

Из анналов Салманасара III (859-824 гг. до н.э.)

Салманасара III – царь Ассисрии, вёл борьбу с государством Урарту.

К Арзашку, царскому городу Араму урартского, я приблизился. Араму урартский испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся; за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг своим оружием, как Адад, туч над нами пролил я дождём, и кровью окрасил я горы, как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привёл я с гор.  Араму,  свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжёг огнём.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия истории Древнего мира, М., 1987, с.75.

Вопросы к документу:

- С какой целью совершали ассирийские цари свои походы в соседние страны?

- Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?

- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?

- Цари какой известной страны также активно вели военные походы?

4. Надпись Ашшурбанапала:

Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанёс поражение и страной которог я овладел, забыл мощь Ашшура и великих богов, моих владык, доверился собственным силам, пошёл на наместников, которых отец, мой родитель, поставил в Египте… Гонец прибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из-за этих событий разгневалось моё сердце и разлжглось моё нутро. Я… двинул мои величавые силы… и направил поход на Египет. Чтобы помочь царям, наместникам Египта, рабам, смотрящим на моё лицо, я спешно передвигался… я нанёс в битве на широкой равнине поражение его войску… Он оставил в Мемфисе и бежал в Фивы, чтобы спасти свою жизнь… Царей-правителей, наместников. Которых поставил в Египте отец… я вернул и снова поставил их на место их должности. Египтом я снова завладел… С обильным награбленным добром и с тяжёлой добычей я благополучно вернулся в Ниневию…

Михайловский Ф.А. История Древнего мира, М., 2000, с. 49-50.

- Каким мы видим Ашшурбанапала при подавлении восстания в Египте?

Задача 1:

В одном из клинописных текстов, найденных в Ассирии, сказано: В третьем году моего правления укреплённые города задумали мятеж. Многочисленные войска …я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укреплённые стены и сровнял их с землёй. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, стены сжёг в огне…»

- что можно узнать из этого отрывка и какие сделать выводы? Предположите, кто мог быть его автором.

Задача 2:

Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии писал6 «Земля ассирийцев орошается дождём мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».

- что нового вы узнали о природе  и хозяйстве в Ассирии?

- чем отличаются природные условия Ассирии от Южного Междуречья и Египта?

Тема: Персидская держава.

Прочитать п.1 параграфа 19 на с. 84

- какие три державы образовались в Западной Азии?

- где и когда впервые начали чеканить монеты?

- как назывались племена, заселившие побережье Персидского залива?

2. Работа с историческими документами:

Геродот, История.

89. …Дарий разделил Персидскую державу на 20 провинций (округов), которые у персов называются сатрапиями. Учредив эти округа и назначив их правителей, царь установил подати по племенам. Многие соседние народности были объединены в одну сатрапию…

Урок: Первый властелин единого Китая

Повторение: «Китайский мудрец Конфуций»:

рабочая тетрадь задание № 88 с.73-74.

Задача:  Из китайских народных песен:

Наши крысы, наши крысы, не грызите вы посевы.

Мы живём у вас три года, а наград от вас не видно.

Бросим  вас, уйдём подальше,

В страны счастья мы уйдём.

Посмотри на крысу: у неё есть шкура,

А у господ нет и благородства.

Если человек не имеет благородства,

Что ему ещё делать, как не умирать?

- Кого автор песен показывает в образе вредителей посевов – крыс?

- Какие мысли и чувства народа переданы в этих песнях?

3) Задача:

На гадательных костях были найдены вопросы  к богам:

Правильно ли принести в жертву военнопленных?

Правильно ли закапывать рабов или нет?

Принести  в жертву 30 человек, 10 быков?

Если головы людей принести в жертву, царь получит помощь?

- Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников о хозяйстве, строе, верованиях древних китайцев?

Новая тема: Первый властелин единого Китая.

- Какое значение имело для китайцев объединение страны в единое государство?

Записи в тетрадях.

Самостоятельная работа с учебником: прочитать п.2 параграфа 23 с. 107;

Ответить на вопросы:

- С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные походы?

- Куда были организованы походы?

- С кем на севере страны воевали жители Китая?

Подведение итогов:

- Что положительного дало китайцам объединение страны в единое государство?

- Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане?

Домашнее задание: параграф 23; сочинение на тему: «Чем отличается режим правления Цинь Ши Хуана от государственного механизма в Древнем Египте»?

Волшебная ложка:

Представим себе царский дворец где-нибудь в Сирии, недалеко от берегов Средиземного моря. Молодой вельможа склоняется в низком поклоне перед своим повелителем.

- О господин! Ты отправил меня во главе отряда воинов встретить китайских купцов. Я благополучно добрался до Великого шёлкового пути и в условленном месте увидел навьюченных верблюдов и людей в длинных халатах. Дальнейший путь караван совершил под моей охраной. Однако вскоре погода испортилась: небо заволокли тучи, ночью не стало видно звёзд, а днём солнца. Мы заблудились и не знали, что делать. Тогда начальник каравана помолился богам, затем откуда-то достал и положил на землю гладкую прямоугольную дощечку. На ней был ряд делений и иероглифов, но что они обозначали я не знал. В центре китаец установил железную ложку, длинная ручка которой не касалась дощечки и как бы повисла в воздухе. И тут произошло нечто удивительное: ложка, без человеческой помощи, повернулась и приняла другое, сравнительно с первоначальным положение. «Колдовство! – воскликнул я – но чем оно может помочь нам?» - Начальник каравана мне не ответил, но могу поклясться, он выбрал направление, указанное волшебной ложкой. Это благодаря ей мы не погибли в безлюдной и страшной пустыне.

Китайское лекарство:

Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

- Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет,  да и запах имеет странный…

- Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно вернёт тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: помни мои слова, за этим питьём большое будущее.

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством. Любят пить ежедневно миллионы людей.

КОНФУЦИАНСТВО

На протяжении многих веков играла огромную  роль в истории Китая

Верховным божеством Китая считалось безличное, но всевидящее Небо

По представлениям китайцев, оно управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле был император, носивший титул Сына Неба

Также у китайцев был сильно развит (сейчас это сохранилось в отдалённых провинциях Китая) культ предков, ставших духами, входила постоянная забота об их живущих на земле потомках

КОНФУЦИЙ

Родился в царстве Лу, в семье представителя обедневшей боковой ветви местного аристократического рода. Он рано остался сиротой и должен был пробиваться в жизни собственными силами. В молодости Конфуций занимал незначительную должность хранителя амбаров. В 30 лет создал свою школу, в которой стал проповедовать «возврат к древности».

Самая краткая формулировка его учения содержится в его ответе Цзин-Чуну (царю государства Ци). На вопрос, как управлять государством, Конфуций ответил: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».

УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ

Цзюнь Цзы – благородный муж, идеальный руководитель государства.

Человек, воспитавший в себе основное, необходимое для руководителя качество – Жень (человеколюбие): почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброту.

Если человек почтителен, то его не презирают;

Если человек обходителен, то его поддерживают;

Если человек правдив, то ему доверяют;

Если человек сметлив, то он добивается успехов;

Если человек добр, он может использовать других.

«Зачем управлять государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль низкого человека подобна траве. Трава кланяется туда, куда дует ветер».

Цзюнь цзы должен был не только обладать жэнь. Но в совершенстве знать ли («правила») и эю («музыка»). Ли включала в себя в широком смысле правила поведения людей на все случаи жизни. Впоследствии ученики Конфуция свели все эти правила внешней учтивости и церемоний в единый свод «Линцзи».

Управлять государством надо ненасильственными методами, помогать цзюнь цзы должны были мудрецы (философы). Назначение на должности должно было происходить не по признаку происхождения, а по признаку образованности и морального превосходства.

Басни

Кого обходит удача

У крестьянина Суна был небольшой огород. Не жалея сил, Сун трудился на своём огороде. И потому каждую осень собирал хороший урожай. Сунн продавал на базаре редьку, капусту, бобы, огурцы, горох и кое-как сводил концы с концами. Однажды, когда Сун пропалывал свои грядки, из кустов стремительно выскочил большой заяц, ударился с разбегу о дубок и замертво свалился к ногам Суна.

- Вот удача! – обрадовался Сун. – Без всяких трудов получил и мясо и мех. Мясо съем, а мех продам и куплю себе  рису. И, забыв о прополке грядок, Сунн побежал на базар продавать заячью шкуру. Утром Сунн снова пришёл на огород. На этот раз он и не собирался поливать и пропалывать свои грядки. Он уселся у дубка и стал ждать, когда из кустов выбежит новый заяц и замертво упадёт к его ногам. Сунн просидел до вечера, но зайца не дождался. С этого дня, забыв об огороде, Сунн каждое утро усаживался под деревом и ждал зайца. Огород его зарос сорняком, овощи без поливки завяли, а Сун сидел и ждал зайца. Но зайцы больше не забегали на его огород. Осенью, когда соседи собирали богатый урожай, печальный Сунн выдёргивал из своих грядок бурьян и крапиву. И, глядя на урожай соседей, говорил сердито: - Несправедливо! Соседям боги послали удачу, а меня обошли!

Не знал Сунн одного: кто не работает, к тому удача не приходит.

Ответ мудреца

У мудрого Конфуция было три славных ученика: Гунн, Лу и Чжан. Однажды странствующий монах спросил старца: - Что скажите вы о своём ученике Гунне? Старец ответил: - Даже учёные восхищаются разумом Гунна! – А какие достоинства у Лу? – Храбрость его превосходит мужество знаменитых воинов! – А каков ваш третий ученик?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по материалам ЕГЭ 11 класс

Контрольная работа 11 класс (октябрь) Вариант 1 Часть 1 При выполнении этой части (А1-А20) отметьте на специальном бланке выбранный вами ответ для каждого задания. А1. Метеостанция ведет наблюде...

Тестовая работа по материалу 10-го класса (годовая)

Публикуется тестовая работа по материалу 10-го класса. Тест можно использовать работая по УМК Касьянова В.А.  или Б.Б.Буховцевого, Г.Я. Мякишева, Н.Н.Сотского...

Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "

Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...

Программа элективного курса "Художественная обработка материалов" в 8 классе

Современный научно- технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни.  В связи с этим особо...

Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол".

 Методические материалы представляют собой конспекты уроков геометрии в 7 классе по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол"....

Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника".

Методические материалы содержат конспект к урокам по геометрии в 7 классе по теме "Медианы, биссектрисы, высоты трекгольника. Свойства равнобедренного треугольника"....

Материалы для 9 класса по подготовке ГИА по русскому языку

«ГИА по русскому языку.   2011 год.Вариант   №1 для 9 классаНачало формыЧасть "A"Прочтите текст и выполните задания А1—А3 и B1—B14.(1)Наш аул Куркуреу расположен в предгорьях на широко...