проверочное тестирование 10 кл.
тест (история, 10 класс) на тему

Григорьева Светлана Юрьевна

Данный тест можно использовать для проверки знаний учащихся 10 кл. по периоду российской истории с древности до начала нашествия монголо- татар. Структура работы соответствует структуре ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnoe_testirovanie_10_kl._variant_1.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

1. Какое восточнославянское племя, согласно «Повести временных лет», обитало по обоим берегам Днепра вокруг Киева?

1) древляне                  2) дулебы                3) волыняне                 4) поляне

2. Какая группа населения составляла основную часть племени восточных славян?

1) зажиточные мужи                                  

2) свободные крестьяне – смерды

3) слуги

4) холопы

3. По какой реке в землях восточных славян проходил торговый путь из «варяг в греки»?

1) Волга                2) Ока               3) Дон                  4) Днепр

4. Какая из богинь языческого пантеона восточных славян входила в число наиболее почитаемых, была покровительницей женского начала, плодородия, прядения и ткачества?

1) Кикимора                2) Русалка                      3) Золотая Баба                        4) Макошь

5. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) княжение Ольги                                                     3) съезд князей в Любече

2) объединение Киева и Новгорода                         4) княжение Ярослава Мудрого

6. Какое событие произошло в годы княжения Олега Вещего?

1) поход на Константинополь                                    3) создание погостов

2) первая княжеская усобица                                     4) реформа язычества

7. Как в Древней Руси назывался собственник земельного владения, принадлежащего ему потомственно с правом продажи, залога, дарения?

1) дружинник                    2) помещик                 3) вотчинник                     4) вирник

8. Древнерусское государство сложилось в:

1) VII в.                2) начале IX в.             3) конце VIII в.               4) конце IX в.

9. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к кому из князей Древней Руси относится эта характеристика.

«Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве  мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».

  Ответ:

 10. Свод законов Древней Руси назывался:

1)  Русская Правда               2)  Соборное уложение             3)  Стоглав                 4)  Судебник

11. Русь окончательно распадается на отдельные княжества после смерти:

1)  Мстислава Великого                                 3)  Святополка Изяславича    

2)  Владимира Мономаха                               4)  Юрия Долгорукого

12. Первое упоминание о Москве относится к:

1)  IX веку                  2)  X веку                     3)  XII веку                  4)  XIV веку

13.        С какими событиями связаны даты: 907 г., 941 г., 944 г.:

1) с началом правления нового князя                  3) походами на Византию

2) походами на хазар                                             4)  походами на печенегов      

14.  Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите десятилетие, в котором произошло описанное событие.

«Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги*.. И не послушал его, и пошел в ладьях. А переяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа. Услышав об этом, печенеги заступили пороги. 14 пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье... Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава».

1) 950-е гг.             2) 960-е гг.                 3) 970-е гг.             4) 980-е гг.  

4) влияния хазарской культуры

15. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите имя князя, о котором идёт речь.

«Заложил (князь) город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил (князь) церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читал их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его... землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимал книжное».

1) Святослав Игоревич                   2) Владимир Святославич            З) Ярослав Мудрый   4) Владимир Мономах

16. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца соответствую позицию второго.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Ярослав Мудрый

Б) Андрей Боголюбский

В) Владимир Мономах

Г) Дмитрий Донской

        

1) введение Юрьева дня

2) написание «Поучения детям»

3) победа на Куликовом поле

4) укрепление Владимиро-Суздальского княжества

5) строительство Софийского собора в Киеве

17. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 17.1 –17.3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

Из «Повести временных лет».

«А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это, Владимир пошел в Киев».  

C1. Какие события описаны в этом отрывке? Назовите время, когда они происходили.

C2. Почему в Киеве произошли беспорядки? В каких значениях летописец употребляет слово «киевляне»?  

C3. Почему князь Владимир сначала отказывался стать киевским князем, но потом согласился?  

18.  Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям  XIII века  

Раздробленность, Судебник, баскак, Дикое поле, Золотая Орда, ордынский выход.

Запишите термин,  относящийся  к другому историческому периоду.

19.Расположите события в хронологической последовательности.

а) первое летописное упоминание Москвы;

б) захват Юрием Долгоруким киевского престола;

в) поход Андрея Боголюбского на Киев;

г) начало правления во Владимире Юрия Всеволодовича.

Вариант 2

1. Назовите братьев Кия, вместе с которыми он основал город Киев

1) Аскольд, Дир                            2) Трувор, Синеус                      3) Щек, Хорив                    4) Борис, Глеб

2. Какое из божеств относится к числу главных в языческом пантеоне восточных славян?

1) Даждьбог                             2) Домовой                    3) Леший                       4) Водяной

3. Какая система земледелия существовала у восточных славян, живших в степных районах?

1) подсечно-огневая

2) переложно-залежная

3) двупольная

4) трёхпольная

4.  Какое событие произошло в годы княжения Игоря Старого?

1) принятие христианства                                                             3) принятие Русской правды

2) разгром Хазарского каганата                                                    4) восстание древлян

5. Что из названного относилось к причинам создания Древнерусского государства?

1) влияние Византийской империи                                               3) призвание Рюрика

2) появление имущественного и  социального неравенства      4) походы печенегов на земли славян

6. Какое из названных событий произошло позже других?

1) призвание Рюрика в Новгород                                                3) княжение Святослава

2) поход Олега на Константинополь                                           4) договор Игоря с греками

7. Как в Древней Руси назывались лица, заключившие с феодалом договор, ставивший их в определенную экономическую зависимость?

1)  холопы                          2)  рядовичи                                 3) челядины                             4) смерды  

8.  Какая дата относится к походам Святослава?

1) 896 г.                    2) 911 г.                       3) 945 г.          4) 965 г.

9. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и укажите, в каком веке происходили события, описанные в произведении.

«…Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, все его вины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих борзых коней и поглядим на синий Дон…

…Что мне шумит, что мне звенит из далека рано перед зорями? Игорь полки оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы…»

1) IX в.      2) X в.       3) XII в.       4) XV 

10.  «Уроки» и «погосты» для сбора дани с племен были учреждены:

1)  князем Игорем          2)  князем Святополком               3)  князем Олегом           4)  княгиней Ольгой            

11. Киевская Русь распалась:

1)  в конце XI века            2)  в середине XII века               3)  в конце XII века               4)  в начале XIII века  

12. Какой город не имел своей княжеской династии?

1)  Владимир                   2)  Чернигов                                3)  Новгород                             4)  Переславль

13.        С какими событиями связаны даты: 1111 г.,1168 г., 1183 г., 1185 г.                                              

1)        борьба русских князей с половцами                                  3)княжеские усобицы

2)        народные восстания                                                            4)борьба русских князей с немецкими рыцарями

14. Прочтите отрывок из книги русского историка М. Погодина и укажите, о чём идёт речь.

«(Она) составляла драгоценное сокровище князя, ходила с ним на войну, призывалась на совет, пировала вместе. Находясь всегда при князе, обновляясь новыми пришельцами, вследствие убыли при беспрерывных походах, особенно со Святославом, Владимиром и Ярославом, (она) не получала поземельной собственности, которой, по причине малозначительности, не дорожила, довольствуясь участием в добыче и дани».

1) Боярская дума             2) избранная тысяча                 3) дружина              4) Избранная Рада

15. Прочтите отрывок из летописи и укажите десятилетие, в которое произошло описанное событие.

«Пришли Святополк, и Владимир, и давьид Игоревич, и Василько Ростиславич, и давьщ Святосдавич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей.. . И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси».

1) 1010-е гг.             2) 1050-е гг.                  3)1090-е гг.                    4)1120-е гг.

16. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца соответствую позицию второго.

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

А) князь Святослав

Б) князь Владимир

В) князь Олег

Г) князь Владимир Святославович

        

1) разгром половцев

2) крещение Руси

3) дунайские походы

4) разгром Ливонского ордена

5) создание Древнерусского государства

17. 17. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 17.1 –17.3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

 Из работы историка Б.А.Рыбакова.

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти… то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза <этого периода> (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать… а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию». 

17.1. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трех положений. 

17.2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трех характерных черт этого периода. 

17.3.Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трех аргументов. 

18. Ниже приведен ряд имен русских князей. Все они, за исключением одного, относятся к XI –XIII вв.

Юрий Долгорукий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Андрей Боголюбский, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Запишите имя князя, правление которого относится к другому историческому периоду.

19. Какие три из перечисленных ниже терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси? Запишите  номера, под которыми они указаны.

1) крестово-купольный храм                           2) скань                          3) витраж

4) фреска                                                            5) мозаика                      6) парсуна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочное тестирование по истории России 8 класс

Проверочное тестирование по теме "Отечественная война 1812г.." в 8 классе позволит быстро организовать проверку знаний учащихся по изученной теме во время проверки домашнего задания. Пригодится учител...

Проверочное тестирование по истории России 8 класс

Проверочное тестирование по теме "Внутренняя политика Александра I 1815-1825г.г." в 8 классе позволит быстро организовать проверку знаний учащихся по изученной теме во время проверки домашнего задания...

Проверочное тестирование по истории России 7 класс

Проверочное тестирование по теме "Петровская эпоха" в 7 классе позволит учителю быстро организовать проверку знаний учащихся по изученной теме во время проверки домашнего задания....

Проверочное тестирование по истории для 5-7 классов

Данные тесты можно использовать для итогового тестирования по истории в 5-7 классах...

Проверочное тестирование по обществознанию для 6-7 классов

Данный тест можно использовать для итоговой проверки в 6-7 классе...