Интергрированное занятие по подготовке к олимпиаде
методическая разработка по истории по теме

Деева Екатерина Владимировна
Интергрированное занятие для подготовки к олимпиаде по истории и географии (с использованием презентации и фрагментов фильма)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx18.05 КБ
Файл prilozhenie_k_zanyatiyu.rar2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие  для 6 – 11 классов по подготовке к олимпиаде по теме «История открытий и исследований»

Цель: Расширить кругозор учащихся с вкладом в науку Н.М.Пржевальского и его  исследованиями Уссурийского края и Центральной Азии.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес учащихся к истории и географии своей страны;
  2. Познакомить  с научными исследованиями Н.М.Пржевальского;
  3. Воспитывать чувство патриотизма.

Ход занятия:

Учитель географии:   Сегодня у нас необычное занятие, нам предстоит поглубже познакомится с одним из великих путешественников и его открытиями. У вас на столах лежат листы с кластерами. По ходу нашего занятия вносите основную информацию  в эти листы.

Фрагмент фильма («Пржевальский», 1957 г.)

Презентация – слайд 1

Учитель географии: Внимательно всмотритесь в этот потрет. Что бы вы могли сказать об этом человеке, охарактеризуйте его.  Свои мысли и предположения запишите на маленьких листочках и прикрепите на доску около портрета.

(Мысли дети записывают на листочках, закрепить на доске)

Учитель: Узнали ли вы этого ученого?

Выдающийся русский путешественник и географ, исследователь центральной Азии, почётный член Петербургской Академии наук и Русского географического общества  Николай  Михайлович  Пржевальский. (слайд 2)

С 1867 по 1888 год Пржевальский совершил  большую экспедицию по Уссурийскому краю и  4 экспедиции в Центральную Азию. (слайд 3)

Учитель истории: Н.М. Пржевальский известен не только как путешественник и исследователь, который занимался географией, но и большой вклад он внес в развитие этого региона.  Своими путешествиями Пржевальский показал пути в Центральную Азию. По дорогам, указанным им, во внутренние части этого материка пошли его ученики и последователи — Потанин, В. А. Обручев. Вслед за Пржевальским они рассказали нам подробно о большой стране, лежащей по другую сторону Тянь-Шаня и Памира. Пржевальский был первым европейским ученым, рассказавшим о природе и населении обширных областей Центральной Азии, этом далеком и труднодоступном крае, крае необозримых и неведомых пустынь и высочайших нагорий.

Ознакомьтесь с исторической справкой №1  на зеленых листах и ответьте на вопрос: почему этого путешественника привлекали именно Уссурийский край и Центральная Азия? Какое значение это имело? Как историческая эпоха могла повлиять на исследования Пржевальского?

Ответы детей.

(слайд 4)  

Учитель истории: как вы понимаете смысл данного выражения:

Значение Н.М. Пржевальского в истории науки и мировой культуры выразил А.П. Чехов: «... один Пржевальский... стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг... идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки... делают его в глазах народа подвижником, олицетворяющим высшую нравственную силу».

За  4 года (1870-1873 гг.) Уссурийской  экспедиции удалось внести существенные поправки в географическую карту. Книга, написанная Пржевальским «Монголия» и «Страна тангутов» принесла ему мировую известность. (слайд 5)

Учитель: Просмотрите фрагмент фильма,  прочитайте информацию на желтых страницах и выделите самые значимые моменты.

Пржевальский первый дал широкое географическое описание Уссурийского края, его природы, растительного и животного мира, климата, а также быта и занятий местных жителей и пришедших сюда поселенцев. Пржевальский отметил характерную особенность природы края – сочетание южных и полярных форм растительности и животного мира, большой интерес для науки составили собранные им коллекции животных, птиц и растений. Центральная Азия привлекала Пржевальского своей не исследованностью. На карте оставались белыми пятнами неизвестные ранее холмы, которым он дал названия: х. Колумба, х. Русский, х. Московский. Первую из вершин в последствии назвали Кремль. Пржевальский лишь в очень редких случаях пользовался своим правом первооткрывателя, почти всюду сохраняя местные названия. Как исключение появились на карте "озеро Русское", "озеро Экспедиции", "гора Шапка Мономаха", "Русский хребет", "гора Царя Освободителя".

Дети отвечают.

 (Слайд 6,7)

Учитель: А сейчас, пользуясь атласами в свои контурные карты нанесите, обозначив стрелками, маршрут экспедиции Н.М.Пржевальского.

(Работа учащихся с контурными картами)

Учитель: Но Н.М.Пржевальский не только описывал местность, население, почвы. В ходе всех своих экспедиций Пржевальский, будучи профессиональным географом, сделал открытия, которые могли бы принести славу любому зоологу.

- А  можете ли вы назвать какие-либо открытия Пржевальского.

 Он описал дикую лошадь, медведя тибетского, дикого верблюда и много других видов растений и животных.

(слайд 8)

Фрагмент фильма

(Слайд 9)

Умирал красивый 49-летний мужчина ростом почти в два метра, восхитивший весь научный мир своими открытиями. По сей день колоссальный материал, привезенный Николаем Михайловичем из своих путешествий, составляет гордость отечественной науки и вряд ли имеет равный себе по научной значимости и обилию редчайших экспонатов. В конце XIX века в мире не было другого такого ученого и путешественника, как Н.М.Пржевальский. Удар судьбы был неожидан и коварен: в самом начале очередной экспедиции в Центральную Азию Пржевальский изнывал от жары и напился воды из придорожного ручья… и вот человек с железным здоровьем умирал на руках у товарищей. Его смерть произошла от брюшного тифа на озере Иссык-Куль.

Учитель: А сейчас вернемся к характеристикам, которые мы дали этому великому человеку в начале нашего занятия. Как вы считаете, есть ли здесь что-то лишнее? А может быть, вы хотите что-то добавить?

Ответы учащихся.

Вернитесь к вашим кластерам и заполните последнюю часть, закончив предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ОЛИМПИОНИК» ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Результаты олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», увеличение ее массовости и популярности свидетельствуют о том, что она способна быть мощным стимулирующим фактором вовлечения школьни...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий 5 класс «Консультации по подготовке к олимпиадам»

Цели курса:1. Дифференцированная разноуровневая отработка умений и навыков, полученных на уроке.2. Обучение методам и приемам  решения и составления задач.3.  Формирование исследовательских ...

Рабочая программа по курсу индивидуально-групповые занятия "Подготовка к олимпиаде" 5 класс ФГОС

Рабочая программа по курсу индивидуально-групповые занятия "Подготовка к олимпиаде" 5 класс ФГОС...

План индивидуально-групповых занятий по подготовке к олимпиаде по русскому языку

План рассчитан на 4 часа и включает в себя работу по углублению и расширению знаний из раздела "Синтаксис. Пунктуация"...

Презентация для занятия по подготовке к муниципальному этапу олимпиады по математике

В презентации представлены общие подходы к решению олимпиадных задач...

План индивидуально - групповых занятий по русскому языку по подготовке к олимпиаде

План индивидуально - групповых занятий по русскому языку  в процессе подготовки к олимпиаде...

Тематические занятия для подготовки к математическим олимпиадам (8 класс)

Материалы для подготовки к математичекским олимпиадам и турнирам...