Урок Борьба Руси с западными завоевателями
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Урок в 6 классе, с использованием ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.rar2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе « Борьба Руси с западными завоевателями».

 

Цель урока: Определить причины победы русского народа в борьбе против немецко – шведских феодалов в XIII в.

Задачи урока:

  1. Раскрыть особенности полководческого таланта князя А. Невского;
  2. Формирование метапознавательных навыков и развитие навыков совместной работы и общения у учащихся;
  3. Развитие у учащихся мыслительных умений высокого уровня;
  4. Развитие мотивации учащихся к изучению музыкальных и художественных произведений исторического жанра;
  5. Воспитание уважения к героическому прошлому своего народа.

Оборудование: карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке», контурные карты отрывки из исторических источников, аудиозапись отрывка из кантаты С. Прокофьева “Александр Невский”; отрывок из кинофильма « Александр Невский» С. Эйзенштейна, презентация.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.
  2. Невская битва
  3. Ледовое побоище

                                            Ход урока

Вводное слово учителя. В то время когда Батый опустошал юго-западные русские земли, Северо-Западная Русь столкнулась с новой опасностью, шедшей на этот раз из Прибалтики. Ливонские и тевтонские рыцари, за спиной которых стоял Ватикан, готовили одновременный удар по русским землям.

   Как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе - вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке. (  Презентация. Слайд 1. )

Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.

Беседа с учащимися:

=> Вспомните из истории средних веков  что означает «рыцарский орден»?

=> Есть ли разница между членом рыцарского ордена и обычным рыцарем?

=> Что вы знаете о крестоносцах, кто они такие?

=> Охарактеризуйте цель крестовых походов.

Учитель обобщает ответы учащихся,  обращает внимание на следующее:  Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли. ( Слайд 2. Работа с картой. Учащиеся знакомятся с направлениями походов крестоносцев   )

От середины XII до середины XV вв. новгородцы:

• 26 раз воевали со шведскими рыцарями, 5 раз - с норвежскими, 11 раз - с немецкими и 14 раз - с литовскими.

  В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в первую четверть 13 века. Но крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.

  1.  Как вы думаете, чем было опасно для Руси вторжения крестоносцев?  

 Работа с текстом учебника (с. 107-108 Походы крестоносцев ).

Беседа с учащимися

 => Что предпринимали рыцари – крестоносцы для укрепления  своих позиций в Прибалтике?

=> Как назывались ордена, которые были образованы на землях Прибалтики? С какой целью эти ордена объединились?  

=>  Изучив карту, покажите территории завоеванные крестоносцами в Прибалтике.( Слайд 2)

=>  Что предприняло русское население для борьбы с врагом?

2. Невская битва.  

 Объяснение учителя. В 1240 году в устье реки Невы высадился шведский отряд под руководством одного из родственников короля.  

   Согласно одной из точек зрения историков, это был  обычный грабительский поход. Но его успех мог открыть путь дальнейшим захватническим действиям крестоносцев.

     Согласно другой точке зрения историков, это был очередной крестовый поход. Его цель - захват пути по Неве. Условия: 2/3 земель – перейдут  шведскому королю, 1/3 земель - Тевтонскому ордену, десятина с населением - церкви. К походу готовились два года.

  Это было время, когда русские княжества были разорены монголо-татарским нашествием, Новгород не имел своего постоянного войска.  В Новгороде княжил молодой  19- летний князь Александр Ярославич ( слайд 3. Учащиеся знакомятся с изображением Александра Невского ). Он получил крайне дерзкое послание от командующего шведским десантом : «Я уже здесь и пленяю землю твою».

    Анимация « Невская битва». По ходу анимации учитель объясняет материал, а учащиеся внимательно  просмотрев, должны ответить не вопросы, после просмотра анимации и объяснения учителя.   

 Александр сразу проявил себя смелым и решительным военачальником.

 Зная от своих сторожей ( разведчиков) расположения шведских войск он решил напасть на них как можно скорее, пока часть сил противника находилась на кораблях.

 Князь с одной дружиной и малочисленными ратниками-новгородцами выступил в поход и неожиданно напал на шведский лагерь. Дружина князя достигла Невы в короткие сроки. Состоялся военный совет. Враг был довольно близко, следовательно, необходимо было принять правильное решение.

    Главное - надо было подойти внезапно, за Невой враги вели наблюдение. Было принято решение пройти на лодках по реке Тосне, высадиться и лесом подойти к шведскому лагерю неожиданно.

 Опираясь на предложенную схему Невской битвы, ответьте на следующие вопросы:

=> Каково было боевое построение русских воинов?

 =>Расскажите о плане Александра Ярославича. 

 Работа по источникам.  Задание: прочитать фрагмент летописи « Повесть о житии Александра Невского»   и ответить на вопросы:

- О каких шести мужах идет речь в данном отрывке?

- Как автор описывает подвиги этих храбрых мужей?

- Какие слои населения принимали участие в битве?

« Повесть о житии Александра Невского»  (извлечение из летописи)

В полку великого князя Александра оказалось 6 мужей храбрых, которые вместе с ним мужественно сражались. Первый Гаврило Алексеич, наехал на корабль и увидел королевича и поехал по сходням до самого корабля, и все бежали перед ним, а, возвратившись обратно, бросили его вместе с конем со сходен в море. Божиим же заступничеством он вышел невредим и, опять напавши, ожесточенно бился с самим воеводою посреди полка шведов, и тут был убит воевода шведов Спиридон и епископ их. Второй же новгородец, именем Сбыслав Якунович, много раз нападал, бился одним топором, не имея страха в сердце, и несколько человек пало от руки его, и все подивились его силе и храбрости. Третий же — Яков Полочанин, бывший ловчим у князя (Александра), напав на полк с мечом, ожесточенно сражался, и похвалил его великий князь. Четвертый же новгородец, именем Миша, напав пешим с дружиною своею и погубил 3 корабля шведов. Пятый же их молодших людей, некто по имени Савва, напав на великий златоверхий шатер, подсек его столб, шатер упал, а полки Александровы, увидев падение шатра, обрадовались. Шестой же, один из слуг Александра, по имени Ратмир, бился пешим, был окружен многими шведами, упал от многих ран и скончался. Все это я слышал от господина своего, великого князя Александра, и от других, которые в то время принимали участие в битве... Уцелевшие же шведы побежали посрамленными, а трупами своих убитых воевод наполнили 3 корабля, а для остальных убитых выкопали ямы и набросали в них бесчисленное количество трупов. Многие другие шведы были ранены и побежали той же ночью. Новгородцев же пало: Константин Луготинич, Юрата Пинящин, Намест, ...а всего пало 20 мужей вместе с ладожанами. Великий же князь Александр Ярославич возвратился с великою победою в Новгород...

Беседа с учащимися

 => Назовите имена героев битвы.  (В ходе ответов на данный вопрос  используется ЦОР  из Электронного приложения к учебнику « История России с древнейших времен до конца 16 века». 6 класс ( параграф 13. Слайд –шоу ) , где   показаны подвиги русских воинов в миниатюрах того времени)

=> Какие слои населения принимали участие в битве?

=> Что определило победу русских воинов? 

=> Определите значение Невской битвы.

Работа с контурной картой. Обозначьте на контурной карте реку Нева, обозначьте  место Невской битвы и подпишите дату  битвы.

3.Ледовое побоище

 Объяснение учителя.  Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей.   Летом 1240 года они захватили русскую пограничную крепость Изборск, овладели Псковом.

( Слайд 5 Учащиеся знакомятся с направлениями походов, и с помощью карты впоследствии будут работать с контурными картами)

Работа с контурной картой. Стрелками  на контурной карте проследите путь немецких феодалов в новгородские владения, найдите и  обозначите   разрушенные города - Изборск, Псков.

    Отряды рыцарей появились вблизи Новгорода, защитить Новгородскую землю было некому, так как накануне Александр Невский поссорился с новгородским вече и покинул Новгород, перебравшись в Переяславль. Видя активное усиление немецкой угрозы, новгородское вече вновь пригласило князя на престол.

    В 1241 году Александр Невский отбил у немцев Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся на запад. Ранней весной 1242 года  Князь Александр стянул свои силы к Чудскому озеру и решил заманить рыцарей на лед Чудского озера.

  1. Как вы думаете, почему Александр Невский решил дать сражение на  льду самого озера?
  2. Вспомните, как были вооружены  и экипированы рыцари?

 Прослушайте сообщение о Ледовом побоище.

Выступление учащегося: 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла решающая битва. Рыцари построили свои войска в форме клина (по выражению летописцев — «свиньей»).( Слайд 6. Учащиеся с помощью схемы, предложенной в слайде знакомятся с особенностью построения немецкой армии.)  В центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах — тяжелая конница.

( Слайд 7.  Клик мышью. Анимация позволить учащимся наглядно увидеть процесс построения русской армии и ход сражения ) Александр хорошо знал боевые приемы врага, и зная тактику рыцарей велел новгородскую дружину на лед.

(Слайд 7.  Клик мышью) Прямо у крутого берега он поставил обоз

(Слайд 7.  Клик мышью) Перед обозом выстроил княжескую дружину

(Слайд 7.  Клик мышью) На флангах расположил полки правой и левой руки

(Слайд 7.  Клик мышью) На правом фланге спрятал Засадный полк

(Слайд 7.  Клик мышью) Перед дружиной расположил лучников

(Слайд 7.  Клик мышью). Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска

(Слайд 7.  Клик мышью). « Свинья» прорвала строй и казалось , что победа близка.Но рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги и обозы.

(Слайд 7.  Клик мышью)  Русские воины по сигналу Александра бросились и справа, и слева на малоповоротливую рыцарскую колонну. Конные дружинники схватились в кровавой сече с тяжелой кавалерией врага. Во главе суздальской дружины стоял сам Александр Невский. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью», — повествует автор «Жития Александра Невского». Ударил и Засадный полк.

Вскоре ослабевший по весне лед начал давать трещины и проваливаться под тяжестью боевых коней и ратников. Первыми ко дну шли самые знатные и богатые рыцари — их доспехи весили 2—3 пуда. Рыцари, упавшие с коня, уже не могли самостоятельно подняться на ноги, и русские цепляли их крючьями и волокли по льду, точно санки с железными полозьями. Русские воины преследовали отступавших. Победа была полной. 

 «И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и  вели босыми подле коней тех, кто называет себя божьими рыцарями». ( Слайд 8.Учащиеся через просмотр миниатюры о Ледовом побоище эмоционально воспринимают итоги победы)

Учитель: А сейчас мы посмотрим, как изучаемые нами события показал известный русский режиссер Сергей Эйзенштейн. Посмотрите  внимательно отрывок из фильма «Александр Невский», и после просмотра ответьте мне на некоторые вопросы.( просмотр отрывка их фильма. Позволяет детям проникнуть в ход сражения, эмоционально воспринять  описываемые  событии ; в ходе просмотра фильма узнают о вооружении русских воинов, мужестве новгородской дружины)

Беседа с учащимися

  1. Какое оружие использовали русские воины во время сражения?
  2. Как в фильме показано мужество  русского народа?

5. Работа по источникам.

Задание: прочитать вслух фрагмент летописи “Ледовое побоище” и ответить на вопросы:

- Почему на озере не было видно льда?

- Что означает выражение летописца “гнали их русские с боем как по воздуху...”?

Ледовое побоище (извлечение из Симеоновской  летописи)

Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.) ...

Беседа с учащимися:

 => Почему русские одержали победу?

=> В чем проявился полководческий талант Александра Невского?

Работа с контурной картой. Обозначьте на карте место Ледового побоища и напишите дату.

Далее  учитель  подводит учащихся к следующим рассуждениям:

- В результате победы Александра Невского на Чудском озере Левонский орден прислал в Новгород послов и отказался от агрессивных планов по отношению к Русской земле.

Эта победа окончательно пресекла попытки навязать Руси католичество.

   Имя Александра Невского навсегда осталась в памяти народной. Петр Великий приказал перенести его прах в Петербург и похоронить в Александро - Невской лавре- монастыре, построенном на месте, где когда-то Александр разбил шведов. А в разгар Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, ( Слайд 9. Просмотр изображения ордена Александра Невского) которым награждались офицеры, показавшие героизм и мужество в борьбе с врагом.

 Прослушайте  4 часть кантаты композитора С. Прокофьева « Александр Невский».

Беседа с  учащимися:

  1. Как вы думаете, почему 4 часть кантаты, которую вы прослушали, часто звучала по радио в годы Великой Отечественной войны?
  2. Какие чувства вы испытали, прослушав это произведение.

III. Закрепление изученного материала.

1.Тестирование (за  компьютером)- 1-2 человека, в зависимости от того, сколько компьютеров в классе.

2. Беседа с учащимися.

==> Какие цели преследовали крестоносцы в Прибалтике?

=> На чем основывалась общность интересов Руси и народов Прибалтики во взаимоотношениях с орденом и шведами?

=>В чем заключается полководческий талант Александра Невского?

=> Определите значение победы Александра Невского.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 13, работать по вопросам и заданиям.  Составить кластер по теме

« Александр Невский».

Используемые ресурсы:

  1.  http://www.rusidea.org/?a=25120603 
  2. http://school13.admsurgut.ru/teachers/-/pg1/52/ 
  3. http://halkidon2006.narod.ru/history/705_mitropolit_vladimir.htm 
  4. http://images.yandex.ru/ 
  5. http://www.niro.nnov.ru/ 
  6. http://www.proshkolu.ru/user/sergeywaz/file/782383/
  7. http://www.torrentino.ru/torrents/alkb-aleksandr-nevskiy
  8. http://poiskm.ru/song/213100-Prokofev-Vstavayte-lyudi-russkie
  9. http://www.proshkolu.ru/user/alanx/file/182893/
  10. file:///C:/DOCUME~1/User/LOCALS~1/Temp/Rar$EX00.640/doc_6_7/6/35.htm
  11.  Электронное приложение к уроку. История России с древнейших времен до конца 16 века..М., Просвещение 2009.
  12. А. А. Данилов, П. Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца  XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.
  13. О.Г. Набатова.  История России с древнейших времен до начала 16века.М, Владос-пресс.2004г
  14.  История России с древнейших времен до конца 16 века. Поурочные планы. 6 класс. Волгоград. Издательство « Учитель».2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке

Презентация используется в качестве наглядности, позволяет активизировать образное мышление учащихся, формирует интерес к теме, разнообразит источники информации при изучении темы, повышает эффективно...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Презентация к уроку "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...