Тестирование, как форма контроля по истории в 5 классе
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Цель данной статьи - показать собственный опыт использования тестовой технологии на уроках истории в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_testirovanie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Смирнова О. В. , учитель истории

Муниципальное общеобразовательное учреждение Сандовская средняя общеобразовательная школа, п. Сандово, Тверской области

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Применение инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.

Тесты - эффективная форма для текущего и итогового контроля знаний учащихся. Эту форму можно использовать для всех тем школьного курса. Тесты могут быть использованы и как тренировочные при углубленном изучении темы, а также для внеклассных мероприятий ( викторины, конкурсы), олимпиады.

Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Эту задачу можно решить с помощью тестов. Тестирование организует непрерывный и быстрый контакт знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель-ученик», обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции обучающихся, учат их обобщать явления, устанавливать причинно- следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях разовьет остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности. Тесты помогут школьнику не только усвоить учебный материал по предмету, но и воспитать у него самооценку, что окажет положительное влияние на развитие его самостоятельности.

Тестовая технология наряду с другими педагогическими технологиями становится все более доступной школьному учителю, так как на данный период появилось много научно-методической литературы, сборников тестовых заданий, контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Тесты широко представлены в методических пособиях разных авторов к конкретному учебнику конкретного класса по конкретно изучаемому периоду истории.

Цель данной статьи – показать собственный опыт использования тестовой технологии на уроках истории в 5 классе. Учащиеся 5 класса – младшие подростки. Перейдя во вторую ступень, они осознают себя повзрослевшими. Игра, как ведущая учебная деятельность, не утрачивает еще своего значения, однако новый статус школьника предполагает новый уровень ожиданий, новые, более “серьезные” формы работы на уроках. Такой формой работы является, в том числе, и работа с тестами. Что такое тест, когда и для чего он будет использоваться, учащиеся узнают на вводных уроках. Конечно, в начальной ступени элементы тестирования присутствуют в практике работы учителя, но они, как правило, не имеют систематического характера.

Курс “Истории Древнего мира” интересен учащимся, само содержание создает благоприятную эмоционально-мотивационную сферу. Задания в форме тестов вызывают интерес пятиклассников, стимулирует их на качественную систематическую подготовку и получение хорошей оценки, что позволяет успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ, помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют положительное отношение к учению.

Работа с тестами от класса к классу будет усложняться. И чтобы итоговая аттестация в форме ЕГЭ прошла успешно, начинать готовить к ней в доступной для пятиклассников форме необходимо уже на начальном этапе изучения истории.

В своей работе я применяю не только тесты на бумажном носителе, но и тесты компьютерные. Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро устанавливать обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы.

Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:

  1. возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;
  2.  осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;
  3. правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;
  4. позволяет индивидуальную работу с учениками;
  5. экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности;
  6. применение тестов позволяет решать проблему саморазвития;
  7.  обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку.

Выбор формы тестирования зависит от цели тестирования, содержания теста, технических возможностей, уровня подготовленности учителя в области теории и методики тестового контроля знаний. Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний.

Главные требования к системе компьютерного контроля заключаются в том, что:

  1. Тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию. (текст заданий и ответов компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным).
  2. Компьютерный тест должен быть простым в использовании;
  3. В тестовую систему должно быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
  4. Тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывал весь материал, который обучающийся должен усвоить;
  5. Вопросы должны подаваться в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
  6. Варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;
  7. Необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.

При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества  знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в школе и оправдали себя в практике ее работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как форма контроля результативности обучения иностранному языку

материал содержит теоретические основы контроля знаний в процессе обучения. Сущность понятия "тест", типы тестов, функции тестов , требования к тестам и педагогические требования к организации контрол...

Тестирование как форма контроля знаний по английскому языку

Тестирование как форма контроля знаний по английскому языку...

Тестирование - современная форма контроля

"Огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ учителя "Так мне кажется" заменить словами «Я это знаю или я это не знаю»...

Тестирование как форма контроля.

Актуальность, преимущества, недостатки, типы тестов....

Тестирование как форма контроля иноязычной коммуникативной компетенции

Тестирование (в широком смысле слова) – совокупность процедурных этапов планирования, составления и опробования тестов, обработки и интерпретации их результатов...

Тестирование как форма контроля результативности обучения английскому языку.

Тестирование как форма контроля результативности обучения английскому языку....