История пионерской организации
творческая работа учащихся по истории (11 класс) по теме

Умурбаева Кываш Гайнендиновна

Районный конкурс исследовательских краеведческих работ,

Туристско - краеведческого движения «ОТЕЧЕСТВО. САРАТОВСКИЙ КРАЙ В ИСТОРИИ РОССИИ».

Тема: «История пионерской организации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_kraevedcheskaya_rabota.docx41.86 КБ
Файл prilozheniya_k_rabote.docx399.93 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс исследовательских краеведческих работ,

Туристско - краеведческого движения

«ОТЕЧЕСТВО. САРАТОВСКИЙ КРАЙ В ИСТОРИИ РОССИИ».

Номинация: «История детского движения»

Управление образования, МОУ ДОД «Дом детского творчества»

Тема: «История пионерской организации»

Автор: Жумашева Камила

ученица 11 класса

МОУ СОШ п. Мирный

Дергачевского района

Саратовской области

Научный руководитель:

 Умурбаева К. Г.

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ п. Мирный

Телефон: 4-68-27

2011 год.

Оглавление:

I. Введение

II. Основная часть:

Глава I. История рождения и развития пионерской организации

Глава II. Пионерская символика

Глава III. Роль пионерской деятельности в жизни общества

Глава IV. Пионерская организация в п. Мирный

III. Заключение

IV. Список использованной литературы и интернет – ресурсы

V. Приложения

Введение

Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы Пионеры — дети рабочих!
Близится время светлых годов,
Клич пионеров — всегда будь готов!

   Сейчас для нас, детей нового поколения, эти строки ничего не значат, некоторые порой даже не знают о том, что существовала пионерская организация имени В. И. Ленина, что, конечно, очень печально, поскольку, я считаю, что не следует забывать историю. Думаю, для каждого интересно узнать что-то из прошлого своих родителей. Именно так я увлеклась историей пионерии, в очередной раз попросив родителей рассказать что-нибудь из своего детства. Когда ты слушаешь «бывших пионеров», ощущаешь, с какой теплотой и ностальгией они говорят об этом, и понимаешь, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни.

   Тема моей работы очень сложная, и невозможно в полной мере рассмотреть все аспекты, касающиеся данной темы, но я остановлюсь на самых важных моментах. И для того, чтобы это сделать, необходимо сформулировать цели и задачи научного исследования, которые заключаются в следующем:

1.Рассмотреть историю возникновения пионерской организации;

2.Выявить значение пионерской деятельности в жизни советского общества;

3.Провести исследование о истории детской пионерской организации в нашем поселке.

При написании исследовательской работы были использованы следующие источники:

Статьи из газет и журналов о пионерской организации;

Статьи из интернета о пионерах-героях, о деятельности пионеров;

Воспоминания учителей, документы и фотографии из школьного архива.

Глава I. История рождения и развития пионерии

   В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина организация была названа его именем.

   В 1925-1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров.

   Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры как правило принимались дети начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.

   В 1980-х годах было введена своеобразная промежуточная ступень между пионерами и комсомольцами — звание «старший пионер», которое присваивалось наиболее активным пионерам по достижении ими 12-13-летнего возраста.

   Для пионеров  в СССР были построены пионерские лагеря — места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров — дома творчества детей. Издавалась газета — «Пионерская правда».

   Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье — это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орлёнок» и республиканский лагерь «Молодая гвардия» (приложение №1).

   У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». Однако многие такие мероприятия были по сути очень формальными.

   23 января 1924 года экстренный пленум ЦК РКСМ принял постановление о переименовании всех детских коммунистических организаций страны в единую организацию юных пионеров имени В.И.Ленина. В обращении пленума ЦК РКСМ к пионерам и всем детям СССР отмечалось: «Учиться, бороться и жить, как жил и боролся Ильич, - это самое важное дело...» 23 мая 1924 года 10 тысяч пионеров столицы и Московской губернии во время парада на Красной площади, посвященного переименованию пионерской организации, дали клятву на верность делу Ленина делегатам XIII съезда партии.

   Вместе с пионерской организацией росла и крепла пионерская печать. 15 декабря 1922 года вышла первая пионерская газета «Юный Спартак» - орган Харьковского горкома юных спартаковцев. С 1924 года она выходит как орган ЦК ЛКСМУ и Украинского Совета пионерской организации под названием «Юный ленинец». 6 марта 1925 года вышла газета московских пионеров «Пионерская правда», которая через два года, в 1927 году, стала всесоюзной пионерской газетой. Первым пионерским журналом стал московский «Барабан», начавший свою жизнь в апреле 1923 года. В марте 1924 года стал выходить «Пионер». С июня этого же года выходит журнал пионерских руководителей «Вожатый». В 1929 году ЦК комсомола приступил к выпуску журнала «Юный натуралист».

   Сейчас в  Российской Федерации пионерами себя называют около пяти миллионов человек в возрасте от 10 до 50 лет. Самые крупные организации работают в Орловской, Липецкой, Нижегородской областях, Краснодарском крае (несколько сот тысяч человек).

1. Н. В. Богданов «Гори, пионерский костер!»// издательство «Малыш», №1112, 1982 г.

2. http://www.wikipedia.ru/

3. http://www.pionerorg.narod.ru/

4. http://www.publ.lib.ru/

5. Газета «Пионерская правда»//№12, 28 января 1989 г.

Глава II. Пионерская символика

   Пионерский галстук (приложение №2) был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука (приложение №3).

    Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы (приложение №4). В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие предметы, и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими символами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.

   Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. Непременным ритуалом считался пионерский салют (приложение №5).

   Существовало Торжественное обещание пионера Советского Союза: «Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».

   Обязательным для каждого пионера было соблюдение определенных законов: пионер верен рабочему классу и коммунизму, он - друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу, пионер честен и правдив, его слово - как гранит. Пионер должен быть  дисциплинирован, должен  ежедневно помогать трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества, пионер трудолюбив и уважает полезный труд.  Пионер чист в мыслях, словах и делах.

1. В. Каринский «Азбука пионера»//1925 г.

2. http://thisday.nnm.ru/den_pionerii

Глава III. Роль пионерской деятельности в жизни общества

   Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства - страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев. Начало 20-х годов - период невиданных в России засух и неурожаев. Помогая стране в борьбе с голодом, пионеры засевали даже в городских скверах специальные грядки, полоски, на которых выращивали овощи. В первых пионерских лагерях проводилась в жизнь линия партии на осуществление «смычки» города и деревни - для сельских жителей создавались бесплатные парикмахерские и паяльные мастерские, распространялась различная литература, организовывались громкие читки газет; многодетным и бедняцким семьям пионеры помогали в уходе за огородом, в ремонте дома и т. п. Городские пионеры активно помогали сельским комсомольским организациям в создании деревенских пионерских отрядов. Самоотверженно боролись пионеры с беспризорностью - агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. К 1930 году юные учителя обучили грамоте свыше одного миллиона человек. Сотни тысяч неграмотных пришли в школы ликбеза благодаря настойчивости и убедительной агитации пионеров за грамоту.

   В 20-е годы пионеры участвовали в борьбе за новую школу. Перед ними стояла задача помочь передовым учителям в становлении советской школы, организации в ней детского самоуправления, привлечении школьников-непионеров в общественно-политическую жизнь страны. С этой целью в 1923 году в школах возникли первые передовые посты пионеров, которые объединяли пионеров разных отрядов, учащихся в одной школе. С 1929 года начался перевод пионерских организаций на базу школы. Этот процесс завершился в начале 30-х годов.

    Большое место в жизни пионерской организации 20-х годов занимала интернациональная работа. В августе 1923 года по приглашению германского комсомола впервые в истории выехала за рубеж делегация советской пионерской организации. А в июле 1926 года советские пионеры встречали первую зарубежную делегацию - немецких пионеров.

   Пионеры активно проявляли себя в общественно-политической жизни страны. Они были в первых рядах распространителей облигаций первых государственных займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства, энергично боролись с антисанитарией, разъясняли населению правила гигиены.

   Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. В середине 20-х годов появились пионерские «дозорные урожая», а затем и «пионерские обозы», составленные из урожая, собранного и выращенного пионерами. В этот же период возникли такие, ставшие традиционными, общесоюзные дела и акции пионеров, как День урожая, День охраны птиц, День леса, Праздник детской книги.

    В 20-е годы возникла еще одна пионерская традиция - дружба с Красной Армией. Встречи с воинами, концерты для них, военные игры и походы, сборы средств на строительство пионерских самолетов. Пионеры работали в кружках - выполняли военные заказы: шили кисеты и наволочки, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи в подарок воинам. Танковые колонны и отдельные боевые машины были построены на средства, собранные пионерами. Большую помощь пионеры оказали фармацевтической промышленности. 186 тысяч тонн лекарственных растений собрали пионеры за 1942-1944 годы. Пионеры участвовали в выращивании и сборе урожая зерна, картофеля, овощей и фруктов. За годы войны пионерами было выработано на колхозных полях 588600 тысяч трудодней. За труд в тылу многие пионеры и школьники были отмечены правительственными наградами. Около 20 тысяч пионеров столицы были награждены медалью «За оборону Москвы», 15249 юных ленинцев отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Четырем из них: Марату Казею (приложение №6), Вале Котику (приложение №7), Лене Голикову (приложение №8) и Зине Портновой (приложение №9) посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

1. Журнал «Пионер»//№11, 1955 г., №2, 1968 г.

2. С. Михалков «Красный галстук»//1936 г;

3. http://www.timurovets.nios.ru/

Глава IV. Пионерская организация в п. Мирный

    В ходе написания работы я провела мини-исследование в своем поселке.

    Я решила просмотреть школьные архивы, чтобы найти что-нибудь интересное по моей теме и нашла старые фотографии наших пионеров, газету «Пионерская правда» 1989 года. Также я взяла интервью у Пустоваровой Нины Борисовны –  одного из старейших жителей нашего поселка, она очень помогла мне в исследовании, предоставила немало фотографий, рассказала о структуре пионерской дружины нашей школы, носившей имя Аркадия Гайдара. По моим подсчетам вышло, что в период с 1975 по 1978 года в нашей школе училось около 450 человек, и из них примерно 390 пионеров.

   В качестве исследования я провела социологический опрос среди учащихся 5 – 11 классов  МОУ СОШ п. Мирный и взрослого населения моего поселка. Мной было опрошено 63 ребенка и 52 человека взрослого населения. Вопросы для детей были следующими: 1. Знаете ли вы, что такое пионерия? 2. Хотели бы вы, чтобы сейчас существовала пионерия? 3. Хотели бы вы, чтобы существовали какие-либо другие организации типа пионерской? Вопросы для взрослых респондентов: 1. Нравилось ли вам быть пионером? 2. Добровольно ли вы вступали в пионерскую организацию? 3. Какие чувства вы испытывали, когда впервые надели красный галстук? 4. Хотели бы вы, чтобы ваши дети или внуки были пионерами? Подведя итоги опроса, у меня получилась следующая картина: 61 ребенок (из 63 человек) знают, что такое  пионерия, 29 человек хотят быть пионерами и 39 – быть членом какой-либо другой организации. Результаты опроса среди взрослого населения были очевидны: на 1, 2 и 4 вопросы все 52 человека ответили положительно, и ответ на 3 вопрос практически у всех был один и тот же: «Несомненно, когда мы впервые надевали пионерский галстук, чувства переполняли, очень гордились этим, чувствовали себя частью одного целого…» Анализируя тему своей работы и исследуя историю пионерской организации в моем поселке, я пришла к выводу, что пионерская жизнь в нашем поселке была очень активной.

Заключение

    Подводя итоги моих исследований, я пришла к выводу, что пионерия – это очень сильная организация, объединявшая миллионы детей по все стране. Пионеры внесли немалый вклад в развитие страны: помогали в уборке урожая, «боролись» с неграмотностью, поддерживали активную позицию в общественно-политической жизни страны, а особенно проявили себя во время войны… И доказательством того, что не все следует забывать из советского прошлого, служит то, что во многих городах и поселках нашей страны существуют пионерские организации, которые помогают учащимся занимать активную жизненную позицию и быть неравнодушными к тем, кто находиться рядом. Я считаю, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны. И в конце хотелось бы еще раз, более точно, сказать, кто же это такой пионер? 

   "Пионер"- это не просто слово, обозначающее принадлежность к организации, не способ самоутвердиться и подняться над всеми остальными, а состояние души, при котором человек живёт по священным законам Чести, Совести и Правды"

Список использованной литературы и интернет – ресурсы:

1. Н. В. Богданов «Гори, пионерский костер!»// издательство «Малыш», №1112, 1982 г ;

2. Газета «Пионерская правда»//№12, 28 января 1989 г;

3. В. Каринский «Азбука пионера»//1925 г;

4. Журнал «Пионер»//№11, 1955 г;

5. Журнал «Пионер»//№2, 1968 г;

6. С. Михалков «Красный галстук»//1936 г;

7. http://www.timurovets.nios.ru/

8. http://www.publ.lib.ru/

9. http://www.pionerorg.narod.ru/

10. http://www.wikipedia.ru/ 

11. http://thisday.nnm.ru/den_pionerii



Предварительный просмотр:

Приложения:

Приложение №1:

Газета «Пионерская правда» 1989 год.

Приложение №2:

Пионерский галстук.

Приложение №3:

Пионерский значок. Второй атрибут после пионерского галстука.

Приложение №4:

Атрибуты пионерской организации. Пионерский Горн. Пионерское Знамя. Пионерский Барабан.

Приложение №5:

Пионерский салют.

Приложение №6:

Марат Казей.

Приложение №7:

Валя Котик.

Приложение №8:

Леня Голиков.

Приложение №9:

Зина Портнова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

90 лет пионерской организации.

Краткий экскурс по истории создания и функционирования пионерской организации СССР....

Пионерская организация

История, атрибутика, легендыИстория Всесоюзной пионерской организации....

Праздник, посвященный 90-летию пионерской организации. (2012г)

Целью мероприятия, является знакомство учащихся с историей пионерского движения.Для достижения поставленной цели, сценарий данного мероприятия составлен таким образом, чтобы учащиеся окунулись в атмос...

Сценарий к 90-летию Пионерской организации.

Сенарий классного часа для учащихся 4-5 классов к 90-летию Пионерской организации....

Сценарий праздника к Дню рождения Всесоюзной пионерской организации «История страны в пионерских песнях»

Проект "История страны в пионерских песнях" создан творческой группой учителей и учащихся школы на базе школьного музея, реализован в 2010 году....

Классный час "История пионерской организации"

сценарий данной линейки написан к 110-летию школы. Посвящен истории пионерской организации...