Главные вкладки

    Классный час "Великая Победа под Москвой"
    классный час по истории (5 класс) на тему

    Сучеленкова Людмила Николаевна
    Далеко в прошлое уходят многие судьбоносные исторические события. То что пришлось пережить нашей Родине в 1941-1945 годах должно на века остаться в памяти народной. Мы с благодарностью вспоминаем славных защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Мы учимся у них стойкости и верности Родине.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kl._chas.docx33.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  общеобразовательное учреждение

    Краснопахорская средняя общеобразовательная школа

    Классный час

    ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА ПОД МОСКВОЙ.

                                                 Классный руководитель

                                                          5 «Б» класса              

                                                                                    Сучеленкова

    ЛюдмилаНиколаевна

    2011год.

    Классный час

    ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА ПОД МОСКВОЙ.

    70-летию битвы под Москвой посвящается

              Цель:   развитие активной гражданской позиции и патриотизма как высших духовно- нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений нашей Родины.

                 Задачи:

    1.  Образовательные:

    - углубить и расширить имеющиеся знания школьников по истории России и родного края;

    - совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке публичных выступлений.

    2. Воспитательные:

    - воспитывать у учащихся гордость за свой народ, чувство благодарности и уважения к героическому прошлому нашей Родины;

    - пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;

                                                                   

    3.  Развивающие:

    - реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся;

    - развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли.

    Оборудование: экран,  мультимедийный центр,  музыкальный центр.

    КЛАССНЫЙ ЧАС

    ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА ПОД МОСКВОЙ.

    Ученик.

    Мы все про войну  только в  книжках читали.

    Фильмы смотрели – и то замирали

    В ужасе, гневе и боли сердца .

    Вы ж не в кино, а в бою до конца

    Насмерть стояли,  спасая свою

    Родину, город  свой,  дом  и  семью.

    Всё, что так  дорого, любо и свято,

    Что было в сердце любого солдата.

    Учитель.  

     Далеко в прошлое уходят многие судьбоносные исторические события. То что пришлось пережить нашей Родине в 1941-1945 годах  должно на века  остаться в памяти народной. Мы с благодарностью вспоминаем славных защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Мы учимся у них стойкости и верности Родине.

    И сегодня у нас есть уникальная возможность стать свидетелями того героического и сурового времени.

     Итак, 1941год.

    Звучит «Довоенный вальс» муз. П.Аедоницкого, сл.Ф.Лаубе с  док. фрагментами довоенного времени.

    Ученик.

    Такою всё дышало тишиною

    Что вся земля ешё спала, казалось

    Кто знал, что между миром и войною

    Всего каких-то 5 минут осталось.

    Звучит фрагмент песни» Священная война»

    Учитель.

         Навсегда останется в памяти народной полдень 22 июня. Всю страну облетела страшная весть. ВОЙНА.

    Звучит запись Ю.Левитана о нападении фашистской Германии.

      Ни у кого не было сомнения: «НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ. ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ. ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ».  Но никто не мог знать какова будет цена  этой победы.

    Ученик.

         Гитлеровские генералы любили придумывать названия для своих военных планов и операций. Но самое вдохновенное было дано плану войны против СССР. «БАРБАРОССА» в честь  Фридриха1 Барбаросса, средневекового германского императора, который вёл кровопролитные войны с соседними государствами и отличался особой жестокостью.

    Ученик.

         Именно это название и определило характер войны. Каждый немецкий солдат, ступая на советскую землю имел при себе памятку, которая заканчивалась словами «Уничтожай всякого русского, всякого советского. Не жалей ни малого, ни старого».  Над советским народам нависла реальная угроза физического уничтожения.

    Ученик.

    По плану «Барбаросса» война с Советским Союзом должна стать молниеносной. Всё должно совершиться за 1,5 - 2 месяца.

    Наступление планировалось в 3-х направлениях:

    1. группа армии «Север» - на Ленинград
    2. группа армии «Юг»  - на Житомир, Киев
    3. группа армии «Центр» - на Москву

    Ученик

     Всё смог учесть противник, развязывая кровопролитную войну. Но не предусмотрел одного. Мужества и героизма советских людей, которые от мала до велика встанут на защиту своей Родины.

    Солдат.

    Мы знаем, что нынче лежит на весах

    И что совершается ныне.

    Час мужества пробил на наших часах,

    И мужество нас не покинет.

    Ученик.

          Уже 22 июня  4 часа 30минут  летчик Дмитрий Кокарев, после того как отказали пулемёты в воздухе, пошёл на таран и отрубил хвостовое оперенье  «Мессершмитту» над брестской землёй. Подобные примеры мужества не единичны.

    Ученик.

    Всей стране известен подвиг капитана Гастелло, направившего свой бомбардировщик на колонну вражеских машин.

    Ученик.

    Ярким примером мужества явилась оборона Брестской крепости.

    Ученик.

    На защиту встали женщины и дети. Юная героиня Зоя Космодемьянская под нечеловеческими пытками не сдалась. Враг не узнал даже её настоящего имя. Немцы повесили несговорчивую партизанку.

    Враг и не догадывался,  какую силу он поднял против себя.

    Ученик.

    Несмотря на упорное сопротивление Красной Армии уже  к 10 июля агрессор захватил Латвию, Литву, значительную часть Белоруссии, Украины, Молдавии.

    Ученик.

    Далекий сорок первый год…

    Жара печет до исступленья.

    Мы от границы на восход.

    Топтали версты отступленья.

    Из деревень в дыму, в пыли

    Шли матери, раскинув платы.

    Чем мы утешить их могли

    Мы, отступившие солдаты?

    Учитель.

            Но главный удар  готовился на Москву. Германией был разработан план решающего наступления на Москву под названием «Тайфун» и  30сентября началось наступление на Брянском фронте, а 2 октября на Вяземском направлении.

          Тем временем наше командование  укрепляет подходы к Москве. Создаются  3 фронта:

    Западный-  под командованием  генерала Конева

    Резервный   ----------                    маршала Сов.Союза Будённого

    Брянский     ----------                     генерала Ерёменко.

     На защиту Москвы поднялась вся страна .

    10 ноября командующим западного фронта назначен Георгий Жуков.

    1. с Урала, Сибири, Д.Востока, Средней Азии  шли резервные войска.
    2. 50 тыс. бойцов народного ополчения встали на защиту столицы
    3. Укреплялась Можайская линия обороны.

    Ученик

       Положение стало чрезвычайно опасным для Москвы.

    К 7 октября немцам удалось окружить  4-е советские армии западнее Вязьмы и  2-е южнее Брянска.

    Ученик.

    Не удавался сразу бой…

    Аж  пол  России захватили!

    «Ни  шагу…Драться под Москвой!

    Ни  шагу… Насмерть под Москвой!

    Ни шагу больше под Москвой!»-

    Приказ из Ставки получили

    И генерал, и рядовой.

    Ученик.

    Держась, как за личное счастье,

    За каждую пядь земли,

    Мы под Москвой встали насмерть,

    В грунт промерзлый вросли!-

    Земля от взрывов дрожала,

    Берестой горела броня,

    Солнце - в дыму пожара-

    Чадило, как головня…

    Не только на этом взгорье,

    Где наш окопался взвод, -

    На Балтике и в Черноморье

    Москву защищал народ.

    Ученик.

    С небывалым ожесточённым сопротивлением отстаивали наши воины

     каждую пять родной земли:

    Ученик.

    - 66 дней держали оборону под Нарофоминском войска 33 армии командующий генерал –лейтенант   Ефремов;

    Ученик.

    -на Малоярославском направлении натиск противника отражали части полковника Наумова и курсанты подольских военных училищ.

    Вместо необходимых 4-5 дней ценой собственной жизни юные ребята задержали немцев на 2-е недели на участке, где практически фронта не существовало.

    Ученик.

    Стоит в Подольске памятник из стали,

    На юных лицах «нержавейки» блеск

    Они войны науку постигали

    Под скрежет танков, автоматный треск.

    К Москве рвалось фашистское  отродье,

    Ползли к Угре, как льдины в половодье,

    Их танки с разрисованной броней.

    Ученик.

    Они спасли Москву ценою жизни,

    Вступив с врагом в неравный смертный бой.

    За честь столицы и за честь Отчизны

    Пожертвовали мальчики собой.

    Ученик.

          А  7  августа  Виктор Талалихин,  вылетев  с нашего подольского  аэродрома в Кузнечиках, совершит  первый ночной таран немецкого самолёта.

    Учитель.

          Хотя враг подошёл совсем близко к Москве.

         6 ноября на станции метро «Маяковская» состоялось  торжественное заседание, посвящённое 24 годовщине Великой Октябрьской  социалистической революции.

    Звучит запись выступления И.В.Сталина.

         А 7 ноября - парад на Красной площади. Готовился парад в строжайшей тайне. Все понимали, что он  должен быть мощным и впечатляющим.Затемно 7 ноября стягивались колонны войск. Посыльные спешно вручали пригласительные. Около 8 часов утра  по радио прозвучали неожиданные

    слова:

    «Внимание! Говорят все радиостанции Сов. Союза.

    Центральная радиостанция Москвы начинает передачу с Красной площади парада Красной Армии»

    И не было важнее этой новости.  Прямо с парада, чеканя шаг, военные соединения уходили  на фронт, вселяя уверенность в нашу победу над фашизмом.

    Ученик.

           А Германия 15-18  ноября начинает новое наступление на Москву.

    За 20 дней захватчики продвинулись ещё  на  80- 110 км.

    На музыкальном фоне песни « Нам нужна одна победа».

    Ученик.

         Незабываемым стал подвиг 28 панфиловцев. Позиция у Дубосекова  была выбрана не случайно. Она прикрывала выход на Волоколамское шоссе, ведущее в Москву. Именно здесь удерживала прорыв группа бойцов 316-ой дивизии генерала И.В.Панфилова во главе с политруком Василием Клочковым. Отбили 1-ую атаку автоматчиков. Затем на панфиловцев двинулись 20 танков, из которых 14 было подбито,  остальные отступили.  Небольшая передышка и вновь атака - 30 танков. Как противостоять? Откуда взять силы?  Именно тогда Клочков и произнёс свои знаменитые слова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» и  раненный  со связкой гранат, бросился навстречу танку. Танк  подбит. Герой погиб. Ещё 3 танка подбили его товарищи. И враг дрогнул. 26 танков  уходили от места боя, где застыли 18 подбитых машин. Оборону прорвать не удалось. Бой длился 4-е часа. Из 28 защитников, осталось всего 5 тяжело раненных бойцов.

    Ученик.

    И славу им ветра разносят,

    И слышит Родина слова:

    Их было только 28,

    Но за спиной была Москва!

    Ученик.

          В памяти народной и поныне живы страдания военных лет. Это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель сыновей и дочерей. Живая память о великом подвиге народа – письма с фронта.

    На музыкальном фоне песни «Бьётся в тесной печурке огонь».

    Учитель.

         Письма с фронта! Самодельные бумажные треугольники. Но сколько тревожных ночей и дней их ждали дома.

    МУЖСКОЙ ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ

         «Здравствуйте, мои  любимые жена и дочка! Ваш папа жив и здоров, неплохо воюет с немцами - извергами.

    …Меня представили к правительственной награде за боевые действия – к боевому ордену Красного Знамени….

       Наши самолёты не дают немцам покоя. Особенно, Нина, «Катюши» наводят на немцев ужас…»  ( отрывок из письма В.Г. Клочкова )

            «Не обижайся, что редко пишу. Нет свободного времени. Идут жестокие бои с фашистами… Здоровье у меня хорошее, рука зажила, но ещё немного ноет.

            Люба, если сможешь, заготавливай на зиму овощи. Береги здоровье.»

    (отрывок из письма И.М.Некрасова, командира полка 5-ой гвардейской дивизии)

            «Ну вот, мой милый сын, мы больше не увидимся. Час назад я получил задание, выполняя которое, не вернуться живым. Этого ты, мой малыш, не пугайся и не унывай. Гордись той гордостью, с какой  твой папа идёт на смерть: не каждому дано умереть за Родину…

            У меня есть сын. Жизнь продолжается, вот почему мне легко умереть. При жизни нам, сынка, мало приходилось жить вместе, но я на расстоянии любил тебя и жил только тобой…

              Прощай, мой сын, прощай моя дорогая жена! Люблю,люблю тебя до последней капли крови! (отрывок из письма Г.К.Масловского сыну)

    Ученик.

     Кровью  и слезами  поливалась земля русская. А война всё шла. И шёл русский солдат по опалённой земле, через сожжённые города, переполненные госпитали, теряя друзей и близких.

    ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ

    И вот настал долгожданный день и час.

    На рассвете 5 декабря был нанесён удар на Калининском фронте,

    6 декабря наступательная операция достигла протяжённости около 1000 км. Началось историческое контрнаступление на врага, которое завершилось его сокрушительным поражением: немецкие оккупанты были отброшены  на 100-250 км  от Москвы, освобождены 650 населённых пунктов.

    Ученик

    Окоп. Простреленное знамя.

    Разрывом высвечена высь…

    Как будто это было с нами,

    Что после битвы родились.

    Как будто это мы вгрызались,

    Врезались в землю под огнем.

    И падали, и поднимались,

    И пели гимн беззвучным ртом.

    Ученик.

    И знали, что еще бессменно

    Стоять нам здесь, громя набег!

    Мы – мальчики послевоенных…

    Мы – опоздавшие навек…

    Событий, фактов, мнений – груда.

    Но если я теперь живу,

    То начиналось все оттуда,

    От этой битвы за Москву!

    Звучит фрагмент песни «Моя Москва»

    Ученик.

    Эта победа имела огромное историческое  значение.

    1. Был похоронен план  молниеносной войны.
    2. Это1-я  великая победа над фашисткой Германией.  которая развеяла миф о её непобедимости.
    3. Япония и Турция отказались от вступления в войну на стороне Германии.
    4. Завершилось формирование антигитлеровской коалиции.

    Ученик.

          За выдающиеся заслуги Москве в 1965г. решением Президиума Верховного Совета было присвоено звание «города-героя»

    Прошло 70 лет,  но мы не вправе забывать,  какою ценой завоёвано счастье.

    Звучит фрагмент песни «Журавли»

    Ученик.

          Наша Подольская земля тоже стала боевым рубежом на защите Москвы. Рогово, Кузовлёво - святая земля политая кровью русских героев. И по сей

     день, здесь проходит перезахоронение погибших защитников Москвы.

     На  Подольской земле 19 братских захоронений, в них покоится более 3-х тыс. воинов. Множество памятников возвращают нас к тем суровым годам.  

    Ученик.

    К сырой земле, где братские могилы,

    О Родина! Устами приложись.

    Каких героев ты похоронила,

    Чтоб никогда не умирала жизнь!

    Какою болью ты переболела,

    Какие слёзы выплакала ты!

    И  нам,  живым, недаром повелела

    Исполнить их надежды и мечты.

    ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ.

    Минута молчанья…

    Склонитесь, и молод, и стар,

    В честь тех, кто за счастье,

    Кто жизнь ради жизни отдал.

    Минута молчанья.

    Учитель.

    Мы наследники непобедимой державы. Мы потомки тех, кто победил,  и не хотим войны.

    Потомки, помните о них!

    Их ратным подвигом гордитесь.

    Храните с честью труд живых,

    Могилам павших поклонитесь.

    Молю вас, как своих детей,

    Храните старость их с любовью.

    За радость, счастье ваших дней-

    Ценой заплачено  - их кровью.

    Пройдут года,   не будет их.

    Сгинут надгробные обломки.

    Я заклинаю вас, живых,

    Не забывайте их,  потомки!

    Звучит  фрагмент песни « За того парня».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Битва за Москву"

    Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...

    Классный час "Битва за Москву"

    Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...

    Классный час "Битва под Москвой"

    Цель:формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине.   Задачи: Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений;  Воспитание уважения к бо...

    Сценарий мини-спектакля к юбилею Победы под Москвой

    Фрагмент спектакля к юбилею битвы под Москвой...

    Классный час "Битва под Москвой"

    Данный материал подготовлен учащимися 7 класса. Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеров...

    Классный час "Битва под Москвой"

    Материал для проведения классного часа...

    Призёр конкурса чтецов"75 лет Победы под Москвой". Андрей В. ГКОУ СКОШИ №52 г. Москвы III место. 16 ноября 2016 г. Учитель - дефектолог Кузина Елена Анатольевна

    16 ноября 2016 года в ГКОУ СКОШИ №52 г. Москвы состоялся традиционный конкурс  чтецов "75 лет Победы под Москвой". Всем знакома и любима песня в исполнении Марка Бернеса "Моск...