открытые уроки по истории и обществознанию
план-конспект урока по истории по теме

Усенкова Ольга Юрьевна

открытые уроки по истории и обществознанию можно использовать  на предметных неделях, составлены с использованием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:


План-конспект открытого урока  по истории России в 11 «Б» классе


Творческое название урока: «Мы помним всё, что с Родиною было…»

Дата проведения: 02.12. 2008г.

Цель урока: обобщить фактический материал по теме «СССР в 30 – 50-е годы ХХ века»,сосредоточить главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах её проявления, причинах и истоках.

Задачи урока:

  1. образовательные: разобраться в «сталинизме» как явлении, выявив «его связь и идентичность» в российской и всемирной истории, организовать активную познавательную деятельность учащихся, используя индивидуальные задания, коллективные дискуссионные вопросы, драматизированные изображения событий.
  2. развивающие: продолжить работу над развитием навыков умения вести диалог, дискуссию, развивать аналитическое мышление.
  3. воспитательные: воспитывать потребность в духовном, эмоционально – ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего  «я»  к прошлому и настоящему.

Тип урока: урок обобщения

Межпредметные связи: литература (О.Бергольц), МХК (А. Белов)

Средства обучения: авторская презентация, проектор, компьютер, плакат –

мемориал, картины – плакаты, фото репрессированных.

Предварительная подготовка к уроку: репродукции плакатов А.Белова. Творческая группа учащихся готовит сообщения об О. Бергольц, А. Белове; два оппонентских выступления; плакат жертв сталинизма.

Продолжительность: два академических часа с перерывом на перемену. Место проведения: МОУ сш № 47, кабинет № 44

Содержание урока

сопровождение

  1. Организационный момент. (2мин).

Приветствие учащихся, объявление темы урока, постановка  

целей. 

Учитель: Тема нашего урока «Мы помним всё, что с Родиною было…». На сегодняшнем семинаре мы с вами обобщим и дополним знания по сталинской эпохе в истории нашей страны. Урок  состоит из 2 частей: в первой мы выскажем и обсудим две противоположные точки зрения на итоги правления Сталина. Вторая часть урока будет посвящена памяти жертв политических репрессий.

Итак, мы начинаем.


  1. Первая часть урока. Актуализация знаний. (20смин.)

На фоне песен тридцатых годов слайды с основными событиями  «СССР в 30 –е годы ХХ века».

К доске выходит два учащихся – ведущих.

Ведущий 1.

                     .  А нужно ль былого чураться,

                     Пускать прожитое на слом,

                     Позиции и декларации выдумывать

                     Задним числом?


                      И чваниться напропалую, и лавры,

                     Кичась, пожинать,

                     И всю беззаботность былую

                     Предательски не вспоминать?


Ведущий 2.  

 Ну, что ж, не вспоминать – это самый простой выход. Пытаться разобраться в прошедшем – значительно сложнее. Тем более, что текущий день нельзя разглядеть из него самого, надо отойти, отдалиться, чтобы оценить значение того или иного политического явления, требуется взгляд из прошлого, чтобы совершить прорыв в будущее. Почему именно сейчас мы так часто вспоминаем сталинское время? Не потому ли, что долгое замалчивание проблем, считавшихся решёнными, всё ещё отзывается эхом и сегодня?

 Мы вынуждены возвращаться к этому времени ещё и потому, что, защищая Сталина, защищаем право на произвол.

Мы учимся анализировать пережитое, учимся говорить вслух, читать заново свою историю, которую, к сожалению, знаем пока слабо.

История – это память народа, дающая знания того, что было. А было разное. Было то, чем по праву гордимся, бережно храним, поклоняемся, было и то, о чём предпочитаем молчать.


Учитель: «Триумф и трагедия» назвал эпоху правления Сталина военный историк Дмитрий Волкогонов. Триумф одного человека – трагедия целого народа. Так ли это? На этот вопрос каждый ответит сам себе. А помогут вам разобраться выступление наших творческих групп, которые выскажут две противоположные точки зрения на сталинский период названный в истории Сталинизм.

Пожалуйста, внимательно вслушайтесь,  вдумайтесь в предложенный вам материал, запишите, что вызвало ваши сомнения или возражения. После выступления обоих групп мы проведём дискуссию.


Выступление 1 творческой группы в защиту Сталина  и его политики.


Учащийся 1....Каждый год многозначительные даты рождения и кончины И.В.Сталина властно притягивают к себе внимание многих людей —  и вызывают сложный сплав чувств.

Выступление 1 творческой группы в защиту Сталина  и его политики.


Учащийся 1....Каждый год многозначительные даты рождения и кончины И.В.Сталина властно притягивают к себе внимание многих людей —  и вызывают сложный сплав чувств.

Анализируя отношение современников и потомков Сталина мы пришли к выводу, что для многих советских людей Сталин и годы его руководства СССР это время всенародного прорыва в светлые, безбрежные дали будущего, как десятилетия радости и счастья  созидательного труда для себя и своих потомков — последующих поколений. К сожалению в наше время об этом стараются не упоминать или критиковать.

Главный итог правления Сталина состоит в том, что Россия стала современной державой. Недаром У. Черчилль говорил: Сталин принял Россию с сохой, а оставил с ядерной бомбой и ракетами.
Реально Сталин сделал следующее:  осуществил форсированную индустриальную модернизацию страны. возведены индустриальные гиганты Днепрогэс, Магнитка, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб  появились авиационная, химическая электротехническая отрасли промышленности.

 СССР превратился  из аграрной страны в мощную индустриальную державу. СССР вышел на 1 место в Европе по объему промышленного производства.

СССР стал экономически независим от Запада.

Учащийся 2.  В процессе  проведения индустриализации в деревне были созданы МТС, стала использоваться техника, появились кадры – агрономы, механизаторы, ветеринары и т.д., подготовку которых начали вести специализированные ВУЗы.

В стране было открыто 20 тыс. новых школ. Грамотность составила 87,4%. Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование. По числу учащихся и студентов СССР вышел на 1-е место в мире

 Сталин в ситуации назревавшей новой мировой войны предотвратил формирование единого фронта западных держав против СССР;  обеспечил условия для победы во Второй мировой войне; заложил фундамент превращения СССР в сверхдержаву (послевоенное мироустройство, обладание высоким научно-техническим, военным, ядерным потенциалом). Конечно, сталинским репрессиям нет моральных оправданий, но их следует понять  и как продукт эпохи и продолжение методов Гражданской войны. Россия в этом не была чем-то уникальным, поскольку XX век - это апогей насилия в мировой истории. Коллективизация стала альтернативой аграрной "модернизации по - столыпински". Сталин эту модернизацию осуществил, обеспечив за счет деревни проведение индустриализации, но сохранив в качестве своей опоры социальные основы  крестьянского общинного проживания. Успех индустриализации при всей ее незавершенности позволил СССР практически в одиночку противостоять военно-экономическому потенциалу не только фашистской Германии, но и почти всей Западной Европы.
Учащийся 3.При Сталине СССР превратился в мировую державу,  постоянного члена Совета безопасности ООН, в страну, контролировавшую центр Европы, многие страны распадавшегося колониального мира.  Границы СССР были надежно защищены. Главный итог правления Сталина состоит в том, что Россия стала современной державой.

НАДО ПРИЗНАТЬ: нелегко жилось в сталинский период советским людям. Однако они видели на себе, на своих детях ощущали, что советское правительство делало все возможное для скорейшего повышения благосостояния народа. И ставший позднее популярно расхожим афоризм «Вор должен сидеть в тюрьме!» был реализован с убедительной эффективностью: расплодившаяся в военные годы преступность сократилась до достаточно низкого уровня, вполне безопасного для населения. После перевода экономики на мирные рельсы стремительно восстанавливалось разрушенное, разметанное войной народное хозяйство. Но при всех трудностях в СССР раньше других европейских стран была отменена карточная система жизнеобеспечения, ежегодно весьма существенно снижались цены на продукты питания и предметы первой необходимости. Мизерной, почти символической была квартирная плата, а также цена на хлеб, картофель, коммунальные услуги, проезд в общественном городском и железнодорожном транспорте, питание в рабочих и студенческих столовых, посещение объектов культуры, стали вполне доступны путевки в пионерские лагеря и здравницы.

И последнее, сталинское время нам кажется более привлекательнее, нежели сегодняшняя ситуация в стране. Тогда люди знали за что терпят лишения, а сегодня…?


Учитель: Ну, что, же, тема для размышления дана,  с чем то согласимся, с чем то нет. Выслушаем точку зрения 2 группы.

 

Выступление 2 творческой группы с осуждением сталинизма.


Учащийся 1. Сталинизм – это совокупность взглядов и практических действий И. Сталина и его окружения, господствующих в советском обществе с конца 20-х гг. до 1953г. , в результате чего в стране были разрушены общечеловеческие механизмы прогресса, создана тупиковая экономика, угнетательское государство-монстр. Но эти успехи были достигнуты за счет перенапряжения экономики и не пропорционального ее развития, в ущерб легкой промышленности и сельского хозяйства.

 В тоже время наблюдались недостатки в социальной сфере и без того низкая заработная плата съедалась налогами, ростом цен и инфляцией.

Сталинизм – это массовые репрессии и беззакония, ужасы раскулачивания и коллективизации.

 Репрессии начатые Сталиным против своих оппонентов привели к созданию в 1930 г.Главного управления лагерей (ГУЛАГ).Дешевая рабочая сила заключенных позволила осуществить такие грандиозные проекты как строительство Беломорканала и канала Москва-Волга

Политика сплошной коллективизации привела к провалу. Производство зерна снизилось на 10%,поголовье скота уменьшилось в 2 раза. В итоге в 1932-33 г. страну охватил страшный голод от которого погиб около 3 млн. человек.


Учащийся 2. Сталинизм – это способ модернизации страны крайне жёстким, варварским способом.

Сталинизм – это теория и практика построения социализма в любых условиях и любой ценой, как способ действия по принципу «цель оправдывает средства.

Наши оппоненты сказали, что советские люди с радостью и гордостью вспоминают о периоде сталинского режима.

Мы считаем, что те , кто согласен с принципом «цель оправдывает средства», кто считает, что социализм может быть построен в любых условиях и любой ценой, нет критериев, способных отделить правду от лжи, разумное от безумного, нравственное от безнравственного, справедливое от несправедливого, ошибку от преступления. Поэтому для них «эра сталинизма» была и остаётся весьма славной, даже возвышенной полосой советской истории и строительства социализма, где массовые жертвоприношения выглядят не иначе, как массовый героизм, разгул беззакония – с силой авторитета власти, рабская исполнительность, сочетаемая с полным самоотречением, считается массовым энтузиазмом, а тысячи и миллионы безвинных жертв изображаются как неизбежные издержки самых глубоких преобразований.


Учащийся 3. К сожалению, такая позиция глубоко вошла в психологию и сознание многих тружеников.

Сталин, паразитируя на энтузиазме веривших в социалистические идеалы масс трудящихся, на их готовности к жертвам, сумел варварскими способами, держа жизнь трудящихся на грани нищеты и доводя миллионы крестьян до голодной смерти, погрузив всё общество в состояние страха и суеверного поклонения идолу вождя, осуществить скачок от сохи к индустриальному прогрессу, от массовой грамотности ко всеобщей образованности.

Какова цена этого прогресса? Наши оппоненты как то скромно умолчали об этом. А она измерялась не только в жертвах, исчисляемых миллионами сломанных судеб, бедами и несчастиями всех советских народов. Но и тем, что сами модернизация и индустриализация страны, проведённые по-сталински, придав советскому обществу первоначальное индустриальное ускорение в дальнейшем обрекли советское общество на стагнацию и вырождение, так как созданная в те годы экономика являлась тупиковой.


 ФИЗМИНУТКА(2мин)

  1. Для снятия утомления с глаз учитель проводит зрительную гимнастику, используя имеющийся в классе тренажер (выполняется стоя).
  2. Комплекс упражнения на разминание мышц спины, шеи.


Учитель.  Начинается дискуссия. (15 мин.).

Вопросы дискуссии.

1. Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?

2. А может быть Россию можно было вытянуть только таким образом?

3. Можно ли найти аналогию Сталину в мировой истории?

4. Какое ваше личное отношение к Сталину?

Подведение итогов первой части урока. (1мин.)

Вторая часть урока. (34мин.)

Учитель.  Самой страшной страницей истории сталинского периода были, несомненно, политические репрессии. Вряд ли можно чем то оправдать миллионы жертв, никакие цели не могу стоить жизни людей.


Ведущая 1. 

 Всем,
кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им
наши слезы и скорбь, наша вечная память!


Учитель: Наш урок  приурочен к  дню памяти жертв политических репрессий который почитается в нашей стране 30 октября. Я предлагаю вам послушать немного из истории этого дня в нашей стране.


Ведущий 1. 

 30 октября выбрано президентом РФ в качестве Дня жертв репрессий не случайно: за 19 лет до него этот день был выбран, если угодно, Богом. В этот день в 1972 г. в мордовском лагере умер Юрий Галансков, получивший срок за свой протест против лишения свободы Синявского и Даниеля - писателей, осуждённых за опубликование своих рассказов за рубежом.


Ведущий 2.

Через 2 года, в октябре 1974 г. группа соузников Галанскова сумела передать на волю предложение отмечать во всём мире этот день как День политзаключённых. Что и было принято мировым сообществом. И исполнялось и в советских лагерях - посредством голодовок - несмотря на неминуемые карцеры, запреты свиданий, переводы на тюремный режим и прочие прелести. До 1974 года в качестве Дня политзаключённых отмечалась другая дата – 5 сентября – годовщина известного декрета 1918 года “О красном терроре”, который помимо расстрела “всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, ввел в Советской России концентрационные лагеря…”.  Указ президента знаменовал разрыв нового государства с советским репрессивным режимом. Насколько этот разрыв подтверждается новой практикой, мы можем судить сами.


Учитель:

Но задумывался ли президент, подписывая свой указ, о том, что слово “репрессии” вряд ли соответствует тому, что происходило с установлением у нас советской власти. В самом деле, – что такое репрессия? Это – когда власть карает людей, за какие-то их действия против неё – так? Между тем, подавляющее большинство тех, кого мы сегодня  будем вспоминать, ни о каких действиях против власти и не помышляли.

О жертвах политических репрессий в истории написано недостаточно. В наше время историю советского общества лучше узнать из Айтматова и Распутина, Дудина и Рыбакова, Гранина и Высоцкого. Наверное, это связано с тем, что наука сама по себе консервативна, требует доказательств практикой, опытом, временем в конце концов. А пока историки выискивают причины и подбирают определения, написаны десятки книг, страниц пережитого.


Ведущий 1.

Нет, не из книжек наших скудных

Подобья нищенской сумы,

Узнаете о том, как трудно,

Как невозможно -  жили мы…


Ведущий 2.

  Эти     строки выстраданы, выношены поэтессой О. Бергольц за долгие годы её молчания.        Трагическая судьба и величественная одновременно. Репрессированная О. Бергольц в 30-е годы    прошла через застенки, потеряла мужа, ребёнка, а оставшись в живых, всю боль свою вложила в стихи, написанные «в стол». Она не надеялась, что они увидят свет… и, может быть, поэтому они несут в себе особую искренность и обнажённость.

О. Бергольц оставила «завещание», многое объяснившее нам.

Оно не требует пересказа, толкования…

       Это исповедь и покаяние одновременно.


Учащийся читает стих  О. Бергольц.


Нет, не из книжек наших скудных,

Подобья нищенской сумы,

Узнаете о том, как трудно,

Как невозможно жили мы.


Как мы любили горько, грубо,

Как обманулись мы любя,

Как на допросах, стиснув зубы,

Мы отрекались от себя.


Как в духоте бессонных камер

И дни, и ночи напролет

Без слез, разбитыми губами

Твердили "Родина", "Народ".


И находили оправданья

Жестокой матери своей,

На бесполезное страданье

Пославшей лучших сыновей


О дни позора и печали!

О, неужели даже мы

Тоски людской не исчерпали

В открытых копях Колымы!


А те, что вырвались случайно,

Осуждены еще страшней.

На малодушное молчанье,

На недоверие друзей.


И молча, только тайно плача,

Зачем-то жили мы опять,

Затем, что не могли иначе

Ни жить, ни плакать, ни дышать.


И ежедневно, ежечасно,

Трудясь, страшилися тюрьмы,

Но не было людей бесстрашней

И горделивее, чем мы!

ФИЗМИНУТКА(2мин)

  1. Для снятия утомления с глаз учитель проводит зрительную гимнастику, используя имеющийся в классе тренажер (выполняется стоя).
  2. Комплекс упражнения на разминание мышц спины, шеи.


Учитель: Подобная участь постигла А. Ахматову, Б. Пастернака, М. Зощенко… Список можно продолжать до бесконечности. Интеллигенция, уничтоженная и загнанная, лишённая свободы творчества, продолжала творить, работая на будущее. Писались романы и стихи, писались полотна, осуждённые на неизвестность, билась о рамки дозволенного человеческая мысль.


Учащийся рассказывает о художнике А. Белове.

    Вряд ли кто то из вас когда - нибудь слышал о художнике Алексее Белове. Этот художник известен узкому кругу театральных деятелей. Всю жизнь он занимался созданием театральных декораций, у него не было авторских выставок, громкого имени, званий, наград. Просто делал человек свою работу. А дома… дома, в мастерской, кисть раскрывала душу художника. Ей он доверял пережитое… Довоенное пионерское детство, мечты о будущем… арест отца. И всё перечёркнуто! Нет больше будущего, нет права быть как все, он – член семьи врага народа, он отвергнут и унижен. Страшная участь многих детей 30-х годов. Потом война, учёба, в 1956г –реабилитация политзаключённых. Как? Это была ошибка? Гибель миллионов – результат мнительности одного человека? Размышления писателя рождают «книгу» художника – картину. И появились на свет эти обличительные полотна.

Картина «Беломор –канал»:стройка, ставшая символом социализма, трудовых побед – вот как она преломилась в восприятии художника. Он задал простой вопрос: какова цена вложенных человеческих усилий? И ответ – на картине. Это тысячи жизней заключённых, которые в массе своей не были ни в чём виноваты! Они строили это техническое чудо, они лишались здесь здоровья и жизни. Беломор – канал поглотил их.

А это - плакаты :

Коллективизация – объединение крестьян по Сталину, как серпом, скосило традиционный русский деревенский уклад жизни. И силуэт этого серпа –профиль вождя.

А это реальность тех же 30-40-х гг.: идущие на восток поезда. Как там у Блока: «В вагонах плакали и пели…» В этих – только плакали и молчали. Они как мираж, год за годом неустанно отстукивали время. Время, ставшее трагедией целого народа.


Учитель: Чтобы у вас сложилась полная картина о жертвах политических репрессий предлагаю заслушать небольшое сообщение об условиях содержания заключённых.


Учащийся Об  условиях содержания заключённых.


Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказания заключённые, находились на Соловках и на Колыме. Условия содержания заключённых в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам. Охрана на Соловках состояла из сотрудников ОГПУ, уличённых в прегрешениях по службе и отправленных на Соловки для исправления. И они творили там произвол. Новых заключённых встречали словами: “Здесь не Советская республика, а Соловецкая! Усвойте! Нога прокурора ещё не ступала на соловецкую землю, и не ступит! Знайте! Вы сюда присланы не для исправления! Горбатого не исправишь”. С Соловецких островов было только два побега. Существовали разные меры умерщвления людей. Из 84 тысяч человек погибло 43 тысячи человек. На Колыме в разные годы отбывали наказание 2,5 млн. человек, из них погибло 950 тыс. человек. Умирали от истощения и связанными с ним болезнями. Размер пайка стал для лагерной администрации главным средством заставить заключённых до конца выкладываться на работе. Ударникам полагался усиленный паёк и возможность досрочного освобождения, а тем, кто не выполнил норму, безжалостно паёк урезали .С 1938 г. начали проводить массовые расстрелы, тем самым избавились от неугодных заключённых.


Ведущий 1. 

Происходящее тогда не было страданием одного человека, это была трагедия народа. Лидеры и рядовые, знаменитые и неизвестные – сколько их осталось на горькой дороге потерь.


Ведущий 2. 


Поклонимся мысленно всем безвинно погибшим. И пусть этот плакат станет каплей нашей памяти на большом мемориале жертвам сталинизма.


Музыка. Демонстрация плаката.


Ведущий 1.


Имена, имена, имена,

Как в шеренгах солдатские плечи.

Память здесь и твоя, и моя,

Озарённая пламенем вечным.


Заключение.(3мин.)


Учитель: 

Сколько их, этих жертв? Тысячи, миллионы? Чем можно оправдать геноцид против собственного народа? Чем можно оправдать детские колонии ГУЛАГа куда свозились дети политзаключённых? Чем оправдать систему дикой безнравственности, заставляющей сына отрекаться от отца?


Мнения учащихся.


Учитель: Ну, что ж, критика прошлого не всегда благодарное дело, однако нужное и необходимое. Человек, споткнувшись, всегда оглядывается, чтобы узнать причину своего падения и избежать её повтора.

Так и страна, народ её обязан знать и разбирать беспристрастно своё прошлое, дабы писать свою историю без черновиков.

Мудрый Карамзин предостерег когда то: «История злопамятней народа».

Предлагаю вам записать это высказывание, и вашим домашним заданием станет сочинение – размышление на эту тему.

Подведение итогов урока.(1мин).


Учитель: Я благодарю всех за урок, учащиеся, принимавшие участие в подготовки семинара получают оценки, а также активные участники дискуссии.

До свидания!


Слайд1.









Слайд 2.







Слайд3.









Слайд4.













Слайд5.





















































































































































































































































































































Слайд 6




































































































































































































































Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 47



городского округа Тольятти









Открытый урок по истории





Тема:



«Мы помним всё, что с Родиною было…»





Тип урока: урок обобщения





Учитель: Усенкова О.Ю.



 Класс: 11 «Б»



































2008г.






Предварительный просмотр:


Конспект урока  обществознания  в 5 «А» классе.


Тема урока: Происхождение и развитие человека.

Дата проведения: 10.09.2008г. 

Цель урока: рассмотреть процесс происхождения человека и его движущие силы;

Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с различными теориями происхождения человека.  
  2. Развивающие: формировать у учащихся умения по составлению рассказа и объяснению понятий, правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия; умение работать в микрогруппе.
  3. Воспитательные: учащиеся должны понимать, что способность трудиться помогла человеку выжить и развиваться, способность и стремление к прогрессу – это отличительная черта человека.

Форма урока: комбинированный

Тип урока: изучение нового материала

Продолжительность: урок - 40минут.Место проведения: МОУ сш № 47, кабинет № 44.

Оборудование: 

  1. Учебник «Обществознание», А.И. Кравченко, рабочая тетрадь.
  2. Карточки.
  3. Компьютер, проектор, презентация.
  4. Костюм первобытного человека(меховая  «подстёжка» для плаща), палка.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (2мин.).

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.(7мин.).

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Обществознание – новый учебный предмет. Человек – часть природы и общества».

Игра «Согласен – не согласен»

Учитель произносит фразу, дети поднимают карточку «Согласен», «Не согласен». По знаку учителя объясняют свой ответ.

  1. Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание. (Да)
  2. Обществознание – наука, изучающая человеческое общество  и его законы, человека и его отношения с окружающим миром. (Да)
  3. Естественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Нет)
  4. Общественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Да)
  5. Естественные науки изучают живую и неживую природу. (Да)
  6. Человек миллионы лет назад тоже был продуктом природы. (Да)
  7. В древности человек всё делал в одиночку. (Нет)
  8. Слово «общество» появилось потому, что люди всё делали коллективно, сообща. (Да)
  9. Обществознание – это естественная наука, изучающая строение человека. (Нет)

Учитель подводит итоги опроса, выставляет отметки.

  1. Изучение нового материала.(26мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сопровождение

Тема сегодняшнего урока «Происхождение и развитие человека».

Записывают тему урока в тетрадь.

Слайд 1

На сегодняшнем уроке мы должны рассмотреть процесс происхождения человека и его движущие силы, познакомиться с различными теориями происхождения человека.

Внимательно слушают.

На доске представлен план работы на уроке где отражены основные вопросы изучения новой темы.

План изучения нового материала

Смотрят на доску и знакомятся с планом.

План изучения нового материала. (на доске)

  1. Игровая сценка «Первобытный человек»
  2. Первые люди на Земле.
  3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.
  4. Технический прогресс. Социальный прогресс.

1. С целью мотивации учащихся проводится игровая сценка «Первобытный человек».

2 ученика разыгрывают сценку «Первобытный человек».

1–й ученик: - Первобытный человек на свете жил. Человек тот очень-очень грустным был.

2-й ученик: - Ну а вы бы разве грустными не ходили, если б тоже первобытным очень были?

1–й ученик: - Отчего же ты горюешь и грустишь? Может, всё же грусть свою нам объяснишь?

2-й ученик:

- В шкуру мамонта одетым я хожу,

И удобной я её не нахожу!

И еду мне в магазине не купить-

На охоте должен я еду добыть!

А оружие моё – ну просто смех!

Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!

1–й ученик: - Но зато с тобой весь дружный род.

И на помощь вся община вмиг придёт.

2-й ученик:

-Хорошо разумным людям рассуждать,

Вам с природою не надо воевать.

Нам же двигать эволюцию вперёд,

«Хомо сапиенсам» чтоб пришёл черёд.

Я, как вы, хочу уметь читать, писать,

Я разумным существом мечтаю стать!

Из –за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчён первобытный человек?






Главный вопрос нашего урока – Что помогло развитию Человека, человеческого общества?

Ответы: первобытный человек был расстроен тем, что у него не было удобной одежды, еду он добывает с угрозой жизни, у него нет оружия, он хочет жить как мы сейчас, но путь его к этому долгий.


Записывают вопрос в тетрадь.









Что помогло развитию Человека, человеческого общества?(на доске)

2. Первые люди на Земле.


Предлагаю вашему вниманию три версии  происхождения человека подготовленные тремя учащимися.
























5.Физкультминутка.(2мин.)

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.



Трое учащихся рассказывают о происхождении человека.

Учащийся 1. Первая версия – библейская. Согласно ей, Бог сотворил Землю за 6 дней. Потом, он взял кусок земли и создал из него тело человека и вдунул в него разумную душу. Это был мужчина по имени Адам. Навёл на Адама крепкий сон, вынул из его груди ребро и создал женщину – Еву. В седьмой день Бог ничего не творил, заповедовав людям седьмой день в неделе посвящать Богу.

Учащийся 2. Вначале было только холодное море и небеса, и молчание. Тогда Созидательница и Творец решили создать мир. Сначала сотворили Землю, затем из вод появились горы. Потом создали животных. Из земли и глины создали человека. Но он не был крепким, тогда создали человека из дерева, но они не имели души и разума. Затем Великая Мать и Великий Отец решили создать человека из кукурузы. Это было удачное творение. Первых людей было четверо.

Учащийся 3. 10-12 млн.лет назад была засуха и обезьяны жили близко к воде. Они добывали пищу в воде. Вскоре эти обезьяны потеряли часть волосяного покрова, некоторые из них вернулись к сухопутному образу жизни. Другие остались в море и превратились в дельфинов.


























3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

Учитель делит класс на группы по 4 человека и задаёт вопросы:

А) Чем первобытный человек отличается от современного?

Б) Как вы думаете, чем человек отличается от животных?

Учитель, не комментируя, записывает высказывания групп на доске, уточняя сказанное: «Правильно ли я поняла, что…?», «Вы имеете в виду…?», «Скажите, чем отличается ваше мнение от того, что было высказано ранее?».

Предлагает посмотреть учащимся на доску и попробовать сделать вывод:


- Чем первобытный человек отличается от современных людей?

-Чем первобытный человек отличается от животных?



Учитель предлагает назвать учащимся, что общего и различного между человеком и животным.


Предлагает учащимся ознакомиться с таблицей «Человек и животное: общее и различное».


Задаёт вопрос учащимся: Что обозначает выражение «Коллективный труд создал человека»?

Учащиеся смотрят на слайд с вопросами и изображение людей и отвечают на вопросы.

(Варианты ответов: современный человек произошёл от обезьяны, ходит прямо, говорит, живёт в домах, ест приготовленную пищу, одевается, работает, думает, что то создаёт своими руками; первобытный человек, покрыт шерстью, не умеет читать и писать, пользуется примитивными орудиями труда и т.д.)

Учащиеся привлекаются к уточнению формулировок.


Класс предлагает варианты, оптимальный записывается учениками в тетрадь.

-Первобытный человек внешне был похож на животное.

-Человек отличается от животных умением изготовлять орудия труда, накапливать и передавать опыт.


Учащиеся называют некоторые различия и общие черты человека и животного.


Учащиеся знакомятся с таблицей на слайде и замечают, что они не назвали.


Ответы учащихся: без объединения в крупные коллективы, без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях.

Слайд 2.
























Слайд 3.

  1. Технический прогресс. Социальный прогресс.

Учащимся раздаются отрывки  из литературных произведений для работы в группе. Задание: определить, о каких этапах развития человеческого общества говорится в отрывках.(задания в приложении 2)

По мере ответов учащихся учитель выводит схему на слайде по которой дети будут работать.


Учитель проводит беседу после прочтения литературных отрывков:

- Почему вы считаете, что в данных отрывках речь идёт об этих исторических периодах?

- Какие ещё орудия труда, относящиеся к этим периодам, вы можете назвать?

(на основании ответа учащихся учитель выстраивает логический ряд: например,

Каменный топор - железный топор-бензопила)

-Как связаны между собой изменения орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?






Учитель даёт определение технического прогресса.

Технический прогресс – это совершенствование орудий труда и техники.


Учитель задаёт вопрос учащимся: Подумайте, а как может называться развитие самого человеческого общества, его культуры, экономики, государства?

Учитель выводит на слайде понятие социальный прогресс.

Социальный прогресс – это развитие самого общества, его культуры, экономики, государства, сферы труда и быта.



Учащиеся работают в группах.






Перерисовывают схему в тетрадь.




Отвечают на вопросы учителя.


(Главный признак – применяемые орудия труда)


(палка-копалка, дубина и т.д.)


Записывают логические ряды в тетрадь


(примитивные орудия труда требовали совместной работы людей, люди были вынуждены объединяться в большие коллективы. Чем сложней становились орудия труда, тем больше мастерства требовалось от человека.)


Записывают определение технического прогресса в тетрадь.




По аналогии с техническим прогрессом, учащиеся предполагают, что называется общественным прогрессом.




Записывают определение социального прогресса в тетрадь.









Слайд 4.























Слайд 5.











Учитель возвращает учащихся к главному вопросу урока, просит прочитать его ещё раз, обсудить в группах и сделать вывод.

Вывод урока: развитие человека и человеческого общества происходило благодаря техническому и социальному прогрессу.

Учащиеся, работая в группах, формулируют вывод урока, который записывается в тетрадь.

Слайд 6.

  1. Закрепление.(3мин.)

Вопросы для закрепления. (слайд 8)

  1. Что мы сегодня на уроке узнали нового?
  2. Чем первобытный человек отличается от современных людей?
  3. Чем первобытный человек отличался от животных?
  4. Как связаны между собой развитие орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?
  5. Что такое технический прогресс?
  6. Что такое социальный прогресс?

  1. Подведение итогов урока.(1мин.)

Учитель выставляет  и комментирует оценки учащихся за работу на уроке.

Домашнее задание: прочитать п.1 учебника, вопросы к нему 1; выполнить задания в рабочей тетради № 1-5. По желанию: придумать (устно) рассказ о жизни древнего человека (можно проиллюстрировать рассказ рисунком).

САМОАНАЛИЗ.

К уроку проведена подготовка: создана авторская презентация учителем, даны опережающие задания детям, подготовлен раздаточный материал.

На уроке используются разнообразные  формы работа: работа в группах, индивидуальная работа, работа с иллюстрациями, таблицей.

В начале урока учитель проводит актуализацию знаний учащихся в игровой форме, что настраивает детей на эмоциональное восприятие нового материала.

Учащиеся начинают работать над новым материалом по плану, написанному учителем на доске, что способствует систематизации знаний.

С целью мотивации учащихся учитель начинает новую тему с игровой сценки, которую проводят дети. В результате диалога учитель подводит учащихся к главному вопросу урока. Благодаря инсценированию дети без труда самостоятельно формулируют его.

Трое учащихся знакомят класс с тремя версиями происхождения человека, которые сопровождаются яркими слайдами, что развивает и укрепляет познавательный интерес у детей. Учителю удалось заинтересовать учащихся и приступают к решению поставленной проблемы.

Учитель организует проблемно-поисковую работу в группу. Сравнивают первобытного и современного человека.

Учащиеся на протяжении урока учатся под руководством учителя сравнивать, анализировать информацию, делать выводы, правильно их формулировать. Дети умеют выделять общее и различное. На основе ответов учащихся учитель на слайде выстраивает логическую схему, тем самым,  обучая детей выявлять  причинно-следственные связи и формирует у них логическое мышление.

На уроке учитель уделяет внимание работе с обществоведческими понятиями, выделяя этот этап работы. Учащиеся записывают формулировку понятий и определений в тетрадь. Урок прошёл очень динамично, насыщен разнообразными формами и приёмами работы, тем самым удерживая внимание детей на уроке и высокую трудоспособность.



Предварительный просмотр:


План-конспект  урока по истории России в 10 «А»  классе


Тема урока:  Либеральные начинания в царствование Александра I.                        Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

Дата проведения:08.04. 2009г.

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;

Задачи урока:

  1. Образовательные: выяснить  причинно-следственные связи  между социально-политической ситуацией в стране и неудачами либеральных  начинаний.
  2. Развивающие: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.
  3. Воспитательные: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 4 группы.  Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.

Оборудование. 1. Учебник А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России»10 класс, М., «Русское слово», 2007г.
2. Дополнительный материал «Александр I. Характеристика личности».
3. Портреты Александра I и М.М. Сперанского.
4. Задания для групповой работы.

Продолжительность: 40 мин. Место проведения: МОУ сш № 47, кабинет № 44.

На доске,  тема урока, под портретом Александра I, — эпиграфы урока:

В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская.

Шведский дипломат Лагербильке

Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, Он основал Лицей.

А.С. Пушкин

I этап. Организационный момент. (2мин)

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

II этап. Вызов. (12мин)

Учитель. 

Ребята,  мы с вами закончили изучение темы «Россия в годы правления ПавлаI» и сегодня приступим к изучению истории нашей страны в XIX веке.

Тема урока – «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского».

Цель нашего урока – усвоить  исторические факты, связанные  с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I. Для этого мы с вами разберём политику Александра I, М.М. Сперанского и подведём итоги этих мероприятий, а также проанализируем их. Работа на уроке будет строиться как индивидуально, парами,  так  и группами. Мы с вами будем составлять кластеры, работать с учебником, с раздаточным материалом, прослушаем сообщение, подготовленное учащимися,  и в конце урока составим синквейн.

Итак,  в 1801 г. русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла.
Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами — счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?

Учащиеся сначала индивидуально, затем в парах, группах формулируют важнейшие проблемы России в виде кластера.


Итог работы — общеклассный
кластер (результат обсуждения в группах) на доске. Среди выделенных целей царствования Александра I обязательно прозвучат и такие, как:

  1. ликвидация последствий правления Павла I;
  2. отмена крепостного права;
  3. введение конституции;
  4. усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;
  5. развитие образования в стране.

Учитель. С первых же дней молодой император взялся за государственные дела. Планов у молодого императора действительно много.
Еще в 1797 г. он писал: «
Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем,… чтобы создать народное представительство, которое … составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я … удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества. И наслаждался бы им».
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: «
Дней Александровых прекрасное начало…».
Что было осуществлено в ходе реформ, проведенных в 1801—1806 гг.?

Учитель делит класс  на микрогруппы по два человека. Вновь организуется работа — сначала индивидуально, затем в группе — с материалами § 21.
На доске появляется кластер № 2:

Преобразования Александра I в 1801—1806 гг.

Ликвидация последствий правления Павла I
Возвращение репрессированных: Павлом I проведена амнистия 12 тыс. человек.
Открыты границы.
Разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы.
Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
Решение крестьянского вопроса
1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах.
1808, 1809 гг. — Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр.
1801 г. — право не дворян покупать землю.
Усовершенствование государственного строя России
1802 г. — Сенат — высший судебный орган.
Проведена реформа государственной власти:
1802—1811 гг. — созданы министерства, заменявшие коллегии.
Установлено единоначалие.

Учитель. Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения?
Учащиеся. Не удалось осуществить отмену крепостного права, введение конституции и парламента.  Возникает вопрос: почему царю, самодержцу российскому, не удалось осуществить задуманное?
(Ситуация вызова состоялась,  учащиеся сами формулируют данный вопрос.)

III этап. Осмысление.(19мин)

Учитель. Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав еще одну попытку царя провести реформы политического характера — ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала XIX в.
Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М.Сперанского.


Историческую справку — биографию М.М. Сперанского — сообщает один из учащихся.


Учитель: Я предлагаю вам  проанализировать планы Сперанского по реформированию сословного строя России и государственного управления.

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

Группа 1

Ознакомьтесь с текстом учебника на с.250.  Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного строя России:

Группа 2

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 250-251.  Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.
2. Подготовьте и задайте группе 1  и 2  вопросы  об изменении государственного строя России по проекту М.М. Сперанского.

Группа 3

Ознакомьтесь с текстом учебника на с.250-251. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

ФИЗМИНУТКА(на 20минуте урока-2мин)

  1. Для снятия утомления с глаз учитель проводит зрительную гимнастику, используя имеющийся в классе тренажер (выполняется стоя).
  2. Комплекс упражнения на разминание мышц спины, шеи.

Учитель: Итак, предоставляем слово  группам.

Учащиеся 1 группы: Мы проанализировали планы М.М. Сперанского.  Смыслом  намечаемых преобразований являлись введение в государственную жизнь гражданских и политических прав, прежде всего незыблемости права частной собственности, выборное начало в органах власти, некоторое ограничение самодержавной власти царя. Сутью проекта Сперанского, подготовленного к 1809 г., стала идея привлечения к участию в законодательстве, суде и управлении народных представителей на различных уровнях.

Учащиеся 2 группы: Проект Сперанского предполагал введение в стране широкого избирательного права. Участие в выборах крепостных крестьян и работных людей не планировалось, но и они оказывались под защитой закона. 

Учащиеся 3 группы: схема на доске.

Император

Государственный совет

Законодательная власть                    исполнительная власть               судебная власть

Государственная Дума                      Правительствующий Сенат          Судебный сенат

(губернские, волостные думы)          (волостные, окружные,                  (волостной, окружной,

                                                               губернские управления)               губернский суды)

Вопросы учащихся:

  1. Кому принадлежала верховная власть в стране по проекту Сперанского М.М?
  2. . Что было бы, если принципы государственного устройства были приняты в России в начале XIX века?
  3. Как отреагировал Александр I на проект М.М. Сперанского?
  4. Как отреагировали сословия на проект Сперанского М.М.

В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями.

Учитель: предлагаю вашему  вниманию отрывок из воспоминаний Д.Н. Рунича:
«Даже самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг перед плебеями. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».

Учитель. В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?
Учитель предлагает познакомиться с характеристикой Александра. При чтении учащиеся используют маркировочные значки:
Знаю «
»; новое знание «+»; непонятно «?».

Александр I: особенности характера.

Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой — он впитывал их во время занятий со своим воспитателем Ф.Лагарпом. Учеба у знаменитого швейцарца заставила великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещенного европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования. Правда, об истинных намерениях императора судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актерскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии.
Иного поведения от него трудно было ожидать, поскольку с раннего возраста Александр вращался между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой, и так и не выбрав того, с кем он мог бы откровенно разговаривать. После воцарения отца он вынужден был лицемерить еще больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы императора.
В заговор против Павла Александр был втянут обстоятельствами — подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство отца само по себе, а та легкость, с которой оно было совершено.
Именно с этих пор он ощущал себя в безопасности только вне столицы, а еще лучше — вне России.
Александр неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения собственных целей. Желание оставить свой след в истории, подозрительность, актерство, может быть, и необходимые для политика временами принимали у императора такие размеры, что отталкивали от него серьезных реформаторов. К тому же, на протяжении всего царствования, у Александра не обнаружилось программы преобразований.
П.А. Строганов отмечал: «Император взошел на трон с наилучшими намерениями — утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…»
А. Чарторыйский, друг царя, писал: «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы
его волю».
Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г.Р. Державина: «Ты все хочешь учить, а я — самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе».
В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, не разгаданным до гроба.

Учитель: Что, по вашему  мнению, помешало императору осуществить намеченные преобразования?


Учащиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов — нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле — самодержец и т.д.

IV этап урока. Рефлексия. (5мин)

Учитель: Итак, с чем мы познакомились на сегодняшнем уроке? Что нового вы узнали?

Учащиеся перечисляют все мероприятия, которые желал осуществить Александр I, проекты данных мероприятий, отношение к ним сословий российского общества и причины свёртывания всех намеченных преобразований.

Учитель: Ребята, давайте обратимся к нашим эпиграфам и подумаем, что хотели сказать данные люди в своих цитатах о императоре Александре I и какое отношение они имеют к нашему уроку?

Учащиеся: дипломат Лагербильке имел в виду, что Александр ясно видит проблемы в обществе, хочет их радикального решения, но как только это надо осуществить, он отступает.

 Ребята, я предлагаю каждой группе, по изученному материалу составить синквейн.

Учащиеся: работая в группе, составляют синквейн и зачитывают его.

АЛЕКСАНДР
Мыслящий, наивный.
Мечтает, планирует, но не осуществляет.
Он — сфинкс, не понятый до гроба.
Он самодержец.

РОССИЯ
Огромная, сильная,
Создает, трудится, развивается.
Она достойна счастья.
Надеюсь.

СПЕРАНСКИЙ
Умный, мечтающий.
Планирует, разрабатывает, стремится.
Он мечтает о свободе в России.
Напрасно

V этап. Заключение. (1мин)

Учитель: Ребята, я хотела бы завершить урок словами А.С. Пушкина. Которые очень ясно подводят итог нашему рассуждению о Александре I. 

«Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей».

Я благодарю всех за работу на уроке.

(Выставляются оценки за урок, и задаётся домашнее задание – п.21 и вопросы к нему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе " Война и право"

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципаольного района РТ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс ...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Открытый урок по Истории. Краеведческий курс «История Ставрополя - Тольятти» в 8 классе по ФГОС ООО

Представляется разработка урока, проведённого в рамках значимого для города Тольятти события (50-летие ВАЗа)....

Разработка открытого урока по учебной дисциплине "Обществознание" на тему "Девиантное поведение"

В моей педагогической деятельности приоритетными направлениями обучения являются активные и интерактивные приемы и методы организации деятельности студентов на занятиях.Методическая разработка предста...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...