Урок с применением ЦОР "Начало Великой Отечественной Войны"
презентация к уроку по истории (11 класс) по теме

Гусева Анна Владимировна

 

Успех проводимых в стране реформ, развитие России на основе национальных традиций во многом зависит от образовательной политики государства. Не будет преувеличением сказать, что школа определяет будущее России. Поэтому в последнее время наблюдается  усиленное  внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных россиян, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.

 

Используя  в своей деятельности  информационные технологии (ИТ),  цифровые образовательные ресурсы (ЦОР),  учитель делает процесс обучения увлекательным.  Достоинства ЦОРов  в преподавании истории  очевидны: они  выполняют роль наглядности (анимированные карты, портреты исторических деятелей,  их современников), формируют языковую культуру учащихся (т.к. материал читается профессиональными дикторами).

ЦОРы  могут применяться педагогом на разных  этапах урока:

  • на этапе изучения нового материала  (анимированные карты, портреты исторических деятелей,  их современники)
  • на этапе закрепления материала (тренажеры)
  • на этапе контроля  (тесты)
  • при подготовке учащимися домашнего задания.

Использование ИКТ при составлении презентаций уроков позволяет достичь следующих результатов:

  • активизации обучения за счет вовлечения в учебный процесс каждого учащегося;
  • комбинированного использования основных факторов интенсификации обучения (усиления целенаправленности, углубления мотивации, повышения интереса к деятельности, увеличения информативной емкости занятий, усиления темпа учебных действий, активизации учебной деятельности учителя);
  • повышения наглядности и иллюстративности предоставления учебной информации, т.к презентация дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Причем, иллюстративный материал, вынесенный в презентацию, можно использовать неоднократно и дорабатывать его в случае необходимости.
  • презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ.
  • презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
  • при актуализации знаний использование гиперссылок позволяет  вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени.
  • отпадает необходимость смены источника информации, легко включаются в урок видео- и звуковые файлы.

       Итак, плюсы  использования ИКТ на уроках истории очевидны. С одной стороны, данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков, т.к. подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. С другой стороны, такие уроки повышают мотивацию детей к обучению, развивают творческий потенциал личности учащихся, активизируют их поисково-исследовательскую деятельность и расширяют  интеллектуальные возможностей детей, формируют  у них умения и навыки самостоятельного приобретения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок истории с применением ЦОР2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

«Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения истории».

Успех проводимых в стране реформ, развитие России на основе национальных традиций во многом зависит от образовательной политики государства. Не будет преувеличением сказать, что школа определяет будущее России. Поэтому в последнее время наблюдается  усиленное  внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных россиян, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.

        Важную роль в развитии социального и образовательного опыта учащихся играют общеобразовательные дисциплины. Особый вклад курсов истории, обществознания,  литературы и других гуманитарных дисциплин состоит в раскрытии исторического пути, пройденного российским государством.  Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI веков для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Успешная самореализация личности в период обучения, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

        Еще в  «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденной  распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г.  №1756-Р,  определены приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стало использование всего образовательного арсенала для достижения основных  учебно-воспитательных целей.  

Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.         Становление  гражданской компетентности школьников, в свою очередь,  неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание. Одной из  целей обучения истории является формирование  у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира. Учитель истории должен способствовать развитию творческого потенциала, помогать приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе, расширять и углублять знания о процессах, происходящих  в различных сферах общества, о правах людей, о философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основах жизни человеческого общества.

        Разобщенность учебных дисциплин, отраслевой принцип в структурировании  и подборе учебной информации заставляют искать в образовании  новые подходы и действенные механизмы. Так появляются интегрированные уроки.  Интеграция – латинское «интеграцио», что означает  восстановление, восполнение. «Интегер»- переводится как «целый», т.е. объединение в целое каких-то частей, элементов.  Исходя из этого интеграция - такой метод, когда материал подается во всем многообразии его существования. А значит, в процессе обучения можно установить следующие межпредметные связи:

История – обществознание, история-литература, история-музыка, история- география, история- изобразительное искусство, и наконец, история- информационно-коммуникативные технологии. Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений. Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый. Развитие общества сегодня диктует необходимость использования  новых информационных технологий во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан, создать условия для индивидуальной заинтересованности в приобретении этих знаний, умения применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность учителя заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения компьютерных технологий. Информационные технологии  занимают особое положение в современном информационном мире.  В последние годы во многих развитых странах была провозглашена задача построения информационного общества. Составной частью ее решения является преобразование традиционной общеобразовательной школы. Инструментом этих преобразований и служат новые информационные и коммуникативные технологии (ИКТ). А значит учитель-предметник, идя в ногу со временем, должен обладать навыками работы с ИКТ. Внедрение современных инновационных технологий в управление и организацию учебно-воспитательного процесса во всех его формах предполагает, что учитель-предметник должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь пользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, уметь презентовать продукт своего труда, работать с Интернетом и электронной почтой.

В психологии большое внимание уделяется человеку как личности, психическим процессам и свойствам этой личности, эмоционально-волевой сфере. Интегрированные уроки истории помогают разбудить чувственный мир человека, обогатить его. Используя ИКТ, учитель способствует  работе  зрительного, слухового анализатора, мышления, воображения. Информационные компьютерные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, сделать урок современным, приблизить его  к мировосприятию современного школьника, учитывая то, что он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств. Практика показала, что независимо от того в какой возрастной группе идёт урок, учащиеся очень живо реагируют на ЦОРы.  Хочется  отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. На уроках истории  широко используются презентации, подготовленные учащимися. Работа с ИКТ  дает возможность им  проявлять творчество, индивидуальность, избегать формального подхода при подготовке домашнего задания. Как показывает практика, старшеклассники охотно берутся за разработку презентаций.  При подготовке презентации ученики  проводят огромную исследовательскую работу, используют большое количество источников информации, проявляют творческий подход к изучаемому предмету. В процессе демонстрации презентаций  учащимися приобретается  опыт публичных выступлений, что способствует их социализации.

Используя  в своей деятельности  информационные технологии (ИТ),  цифровые образовательные ресурсы (ЦОР),  учитель делает процесс обучения увлекательным.  Достоинства ЦОРов  в преподавании истории  очевидны: они  выполняют роль наглядности (анимированные карты, портреты исторических деятелей,  их современников), формируют языковую культуру учащихся (т.к. материал читается профессиональными дикторами).

ЦОРы  могут применяться педагогом на разных  этапах урока:

  1. на этапе изучения нового материала  (анимированные карты, портреты исторических деятелей,  их современники)
  2. на этапе закрепления материала (тренажеры)
  3. на этапе контроля  (тесты)
  4. при подготовке учащимися домашнего задания.

Использование ИКТ при составлении презентаций уроков позволяет достичь следующих результатов:

  1. активизации обучения за счет вовлечения в учебный процесс каждого учащегося;
  2. комбинированного использования основных факторов интенсификации обучения (усиления целенаправленности, углубления мотивации, повышения интереса к деятельности, увеличения информативной емкости занятий, усиления темпа учебных действий, активизации учебной деятельности учителя);
  3. повышения наглядности и иллюстративности предоставления учебной информации, т.к презентация дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Причем, иллюстративный материал, вынесенный в презентацию, можно использовать неоднократно и дорабатывать его в случае необходимости.
  4. презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ.
  5. презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
  6. при актуализации знаний использование гиперссылок позволяет  вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени.
  7. отпадает необходимость смены источника информации, легко включаются в урок видео- и звуковые файлы.

          Итак, плюсы  использования ИКТ на уроках истории очевидны. С одной стороны, данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков, т.к. подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. С другой стороны, такие уроки повышают мотивацию детей к обучению, развивают творческий потенциал личности учащихся, активизируют их поисково-исследовательскую деятельность и расширяют  интеллектуальные возможностей детей, формируют  у них умения и навыки самостоятельного приобретения знаний.

 Правительство РФ и государство в целом  ставит перед современной школой задачу вырастить разностороннюю, гармоничную личность, которая обладает основными компетенциями, способна к самореализации, социализации в обществе. Поэтому  общество сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Можно утверждать, что  интегрированные уроки с использованием ИКТ  как нельзя лучше решают эти  задачи и, надеюсь, найдут широкое применение в педагогической практике.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе создана в рамках нескольких образовательных технологий: опрос организован по методу Шольца, изучение нового материала ведется с использование...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УРОК ПАМЯТИ" посвящена событиям Великой Отечественной войны

Презентация может использоваться на уроках литературы для 5-11 классов с целью воспитания патриотизма на примерах героических подвигов советских солдат в Великой Отечественной войне...

Урок математики : "Города - герои Великой Отечественной войны

Данный урок проводился учениками 10 классов для учащихся младших классов чтобы расширить представление детей о Великой Отечественной войне, формировать уважение к воинским святыням и положительную оце...

Урок по теме:"Окончание Великой Отечественной войны".

Урок истории в 9 классе коррекционного образовательного учреждения 8 вида....

Презентация к уроку по теме:"Окончание Великой Отечественной войны".

Данный материал используется при поведении урока в 9 классе коррекционного образовательного учреждения 8 вида....

Методическая разработка урока. "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" (к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор , как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны.Совсем скоро ( 2 февраля 2013 года) страна будет отмечать  70-летие сталинградской битвы. И сегодня время ра...


 

Комментарии

Гусева Анна Владимировна

Предлагаю презентацию, конспект и документы к уроку по теме "Начало Второй Мировой Войны".