Разработка урока по войне 1812 года
методическая разработка (история, 8 класс) по теме

Слабуха Елена Владимировна

Разработка урока истории для 8 класса "Война 1812 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока по истории129.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Авиловская СОШ

Учитель: Слабуха Е.В.

Цели урока:

  1. Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается её народный характер;
  2. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
  3. Развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
  4. Дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка;

Тип урока: комбинированный

Новые термины и даты: 1812 г., Отечественная война, 26 августа 1812 г. – Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: учебник «История России XIX век», автор Данилов А.А., Косулина Л.Г., контурные карты «Отечественная война 1812 г.», индивидуальные атласы «История России  XIX в.», цветные карандаши, ручки.

Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения «Полководец  М.И. Кутузов», «Герои-партизаны: Д.Давыдов, Фигнер, Сеславин, В.Кожина», «Война 1812 в русской поэзии» (отрывок из «Бородино» М.Ю.Лермонтова, отрывок из «Евгений Онегин» А.С.Пушкина)

Ход урока:

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
  2. Вступительное слово учителя.  

            1812 год  в истории России особая дата, это война с Наполеоном, императором, покорившим большую часть Европы, это время проявления мужества и героизма русского народа в борьбе с врагом. В 2012 году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года. Сегодняшний наш урок мы посвятим этому событию (сообщение целей урока, запись тему в тетрадях).

  1. Изучение нового материала.

Вторжение Наполеона в Россию.

- Назовите причины войны 1812 г. между Россией и Францией.

 - Найдите в учебнике и запишите в тетрадь данные о численности армий России и Франции.

        Запись на доске:

  К июню 1812 г.: французская армия  - не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия;

Российская армия – около 220 тыс. чел., рекрутская система комплектования.

                     - Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий?   (ответы детей)

                     - Каков был характер войны для обеих сторон? (Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)

                    - Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман.)

      Запись на доске:

12 июня 1812 г. – армия Наполеона вторглась на территорию России.

      - С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там – мир; война – с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей.

        Работа с контурной картой:

       - Отметьте на карте расположение русских армий и их численность накануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман. Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?  (Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора.) Наполеон: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву – я поражу ее в самое сердце». Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)

     - Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.

      Первоначально местом соединения русских армий был назначен г. Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Работа с картой)

     - Назовите и отметьте место соединения 1 и 2 русской армии. В Смоленске, 22 июля 1812 г. Багратион уступил Барклаю де Толли общее командование, как военному министру. (Вывод формулируют дети – план Наполеона был сорван.)

       - В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Его обвинили даже в измене. Однако слухи об измене стали распространяться по всей России, и вопрос о назначении нового главнокомандующего был поставлен в конце концов голосом народным. Кто же виноват в том, что Барклай де Толли попал в такое положение? Император, и только он. Ведь Барклай, с самого начала не облеченный полнотой власти, не мог требовать безусловного повиновения не только Багратиона, но и второстепенных лиц.

Запись на доске:

8 августа 1812 г. – М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.

Сообщение учащегося: «Биография М.И.Кутузова»

Чтение стихотворения: отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

  В городах шло формирование ополчений в помощь армии.

         - Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение. (Ополчение – военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. Народное ополчение созывалось в начале XVII в. во время смуты для изгнания поляков из Москвы и России.)

Бородинское сражение.

Работа с контурной картой:

      - Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сражения, котрое решил дать М.И.Кутузов.

Запись на доске:

26 августа 1812 г.  – Бородинское сражение.

(Просмотр презентации «Бородино», работа с ней)

 - Каков был итог Бородинского сражения? Кто по вашему  мнению, выиграл эту битву? (Потери с обеих сторон были колоссальны. Французы потеряли 35 тыс. человек, русские – 45 тыс. человек.)

Запись на доске:

Военный совет в Филях. Цель: оставить Москву или давать еще одно сражение под Москвой.

Работа с учебником (прочитать о совете в Филях)

 - Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву? (Без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение.)

    - Итак, 2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.

       Учащиеся читают отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

      - Известно, что Наполеон , находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но все письма остались без ответа. Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? Почему Александр I отказался? (Ответы детей)

Отступление и гибель «Великой армии»

       - В стране разрасталось партизанское движение. Кто такие партизаны? (Партизан – член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.) Партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о народном характере войны.  Когда не только армия, но и весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего отечества. (Сообщения учащихся о подвигах партизан: Давыдова, Фигнера, Сеславина, Кожиной.)

      - Отметьте на карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр, напишите даты сражений. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г. решало вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город, сгоревший до тла, восемь раз переходил из рук в руки.  Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

       - Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге? (Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.)

      - Началось отступление французской армии, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский император  имел  в с трою  100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска – ок5оло 50 тыс. человек. З а армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, все время  угрожая отрезать французам пути отступления.

Работа с контурной картой

- Отметьте р. Березину.

    В Районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся, правда, огромные потери ( около 30 тыс. человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6  декабря 1812 г. он был в Париже.

6 января 1813 г. Александр I издает манифест об окончании войны. Таким образом, Отечественная война с Наполеоном завершилась победой русского народа.

  1. Закрепление изученного материала.

Тестовая работа.

1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская армия одержала победу над войсками Наполеона.

 А.  в июне 1812 г.        Б.  в июле  1812 г.  В. в августе 1812 г.   Г. в сентябре 1812 г.  

                               

2. Укажите дату Бородинского сражения:

А. 26 августа 1812 г.                                  Б.  5 октября  1812 г.

В. 1 сентября 1812 г.                                  Г. 25 декабря 1812 г.

4. Выберите название ключевого пункта обороны левого фланга, которым в Бородинской битве командовал Н.И.Багратион:

А. Шевардинский редут                                       Б. батарея Раевского (18 орудий)

В. земляные укрепления (флеши) у села Семёновское      В. Курганская высота

5. Выберите имена, с которыми связано партизанское движение в России во время Отечественной войны 1812 г. 

А.  П.С.Нахимов, В.А.Корнилов;                      Б.  Д.В.Давыдов, В.Кожина;

В.  М.Д.Скобелев, И.В.Гурко;                           Г. А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.

6. Укажите командующего 3-й русской армией в начале Отечественной войны 1812 года.

А. П.И.Багратион       Б. М.Б.Барклай де Толи     В. М.И.Кутузов      Г. А.П. Тормасов

8.  Восстановите хронологическую последовательность событий 1812 года.

1. Бородинское сражение;               2. соединение  1-й и 2-й русских армий;

3. Тарутинский маневр;                  4. переправа через Березину            

Ответы:

1. А

2. А

4. В

5. Б

6. Г

8. 2,1,3,4

  1. Итог урока.

Продолжите предложения:

  1. Сегодня на уроке мне удалось …
  2. Если бы в истории России не было М. И. Кутузова, то …
  3. Самым интересным для меня на уроке было …
  4. Я думаю, что Наполеон…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Отечественная война 1812 года".

Данный разработку  урока можно применять на уроках истории в 8 и 10 классах. К уроку прилагается электронная презентация....

Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года"

Разработка урока истории для 8 -го класа на тему "Отечественная война 1812 года". Используются различные виды и формы учебной деятельности. Подача материала как лекцией, так и самостоятельное изу...

Разработка урока: Отечественная война 1812 года.

Разработка урока: Отечественная война 1812 года....

Разработка урока "Отечественная война 1812 года"

Разработка урока "Отечественная война 1812 года"...

Разработка урока "Отечественная война 1812 года"

Данная разработка предназначена обучающимся 8 класса. Тема урока "Отечественная война 1812 года". Могут воспользоваться учителя истории при подготовке к уроку и внеклассному мероприятию....

метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»

Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...

Методическая разработка урока ( Отечественная война 1812 года)

Методическая разработка урока, посвященного Отечественной войне 1812 года...