Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.
статья по истории

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.

Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?

Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения. Самое совершенное содержание урока может быть усвоено и отлично и плохо. Это зависит от характера познавательной активности учащихся, которую организует учитель.

 Учителю всегда важно помнить о двух типах усвоения знаний: 1) на основе высокой познавательной самостоятельности и 2) на основе запоминания и осмысления готовых знаний, чему сопутствует, как правило, меньшая активность и результативносновость познавательных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.

Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?

Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения. Самое совершенное содержание урока может быть усвоено и отлично и плохо. Это зависит от характера познавательной активности учащихся, которую организует учитель.

 Учителю всегда важно помнить о двух типах усвоения знаний: 1) на основе высокой познавательной самостоятельности и 2) на основе запоминания и осмысления готовых знаний, чему сопутствует, как правило, меньшая активность и результативносновость познавательных процессов.

Педагогика и методика обучения истории всегда и неизменно отстаивали принцип активности и самостоятельности учащихся в обучении. Самостоятельность признается качеством процесса познания, чертой личности учащегося, она появляется в области мотивации, мышления, речи, практики, умения организовывать свой учебный труд и т. д.

Все это дает возможность выделить 4 уровня проявления активности: начальный уровень; средний уровень; высокий уровень; творческий уровень.

Система работы по активизации познавательной деятельности на различных уровнях

Уровни

Цель

Содержание деятельности учителя

Начальный уровень – пассивные дети, с трудом включаются в учебную работу, не в состоянии решить предложенную учебную задачу.

Пробуждение интереса к учебной деятельности, создание предпосылок для перехода ученика на более высокий познавательный уровень.

- «создание атмосферы успеха»;

- «эмоциональная подзарядка»

(с помощью шуток, загадок, скороговорок и т. д.);

- «активное слушание»;

- «комплементарный стиль общения».

Средний уровень – заинтересованность детей только в определенных учебных ситуациях свзанных с интересной темой или необычными приемами.

Воспитание умения учащихся упрочить достигнутый успех, проявить интерес к нтеллектуально-волевым усилиям.

- удержание внимания в состоянии напряженного удивления»;

- частое переключение с одного вида занятий на другой;

- использование эмоционально-окрашенных приемов;

- поиск знакомого в незнакомом;

- определение связи прошлого с сегодняшним днем;

- «неоконченный рассказ»;

- редактирование текста с ошобками;

- вопросы к теме (подготовить по 5-6 вопросов в конце объяснения нового материала учителем, опираясь на памятку-алгоритм для составления вопросов);

- драматизация исторических сюжетов.

Высокий уровень – учащиеся активно включаются во все формы работы, предложенные учителем.

Воспитание потребностей выйти за рамки учебника, поиска нестандартных ответов.

- использование ролевых ситуаций;

- рецензирование выступлений, ответов;

- «коммуникативное письмо»

(некоторые виды заданий);

- проблемное изложение, проблемные задания;

- «контракт» (заключение письменного договора между учителем и учеником о работе на четверть, полугодие);

- работа с различными источниками исторических знаний.

Творческий уровень

Творческое самовыражение и совершенствование.

- отзыво о прошедших экскурсиях, о творческих работах учащихся;

- отчет о работе с историческим источником;

- создание словестных картин;

- образное перевоплаение;

- использование заданий «плюс, минус, интересно»

Пример: «Как развивались бы события, если бы А. Македонский не умер в 33 года?»

- составление текстов с ошобками; заданий для учащихся;

- коммуникативные письма» (некоторые виды).

Результативность: достигнутый успех пробуждает интерес к познанию и предполагает переход каждого ученика на более высокий уровень.

Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из разных источников. Она поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику, и как заманчиво и увлекательно познавать это новое на каждом уроке.

Содержание знаний заключает в себе и возможность по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубокое чувство удовлетворения от того, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательней.

Содержание знаний позволяет проникать в тайники науки от момента ее зарождения до современных научных достижений, открытий, переворачивающих весь арсенал научных знаний, добытый ранее.

Содержание знаний несет в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания.

Содерхание знаний не единственный источник стимуляции познавательного интереса в учебном процессе. Масса разнообразных стимулов укрепления и формирования интереса к учению поступает из самой деятельности ученика, рождающей интеллектуальные и эмоциональные удовлетворения.

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе – одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность активности и самостоятельности – важнейший показатель плодотворности учения.

Познавательную активность школьника, если она достаточно устойчива , следует рассматривать как личное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе. Она характеризуется:

поисковой направленностью в учении;

познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников как в учении, так и во внеучебной деятельности.

В свою очередь познавательная самостоятельность, формирующаяся на базе активности, характеризуется многими учеными как качество личности. Дидакт М.А. Данилов раскрывает эту ценную для ученика черту при помощи следующих признаков:

стремление и умение самостоятельно мыслить;

способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче;

желание не только понять усваиваемые знания, но и способ их добывания;

критический подход к сухдению других;

независимость собственных суждений.

(См. : Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности  и самостоятельности школьников.)

Последующая разработка проблемы познавательной самостоятельности умножает количество указанных признаков. Отмечает роль самостоятельности как на первичной ступени познавательнеого акта (способность активно и творчески воспринимать материал), так и на заключительном этапе познания (умение способность использовать усвоенные теоретические знания на практике). (См.: Семенов Н.А. Стимулирование развития познавательной самостоятельности в процессе обучения. – В кн. : Проблемы стимулирования активности учащихся в процессе нравственного воспитания и обучения.).



Предварительный просмотр:

Тема: «Сущность трудового воспитания. Понятие трудолюбия как личностного качества»

Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего обучения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профориентацией. Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что же такое трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание);

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности.

Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.

Нельзя не отметить, что семья играет важную роль в развитии способностей и потребностей в трудовой деятельности, даже в раннем возрасте. С этого возраста ребенок уже должен приучаться труду, иметь какие — либо собственные обязанности, например, убирать за собой игрушки, следить за чистотой своей одежды, рук и лица и так далее. Потому что именно в этом возрасте человек учится бережно относиться и к результатам не только своего, но и чужого труда, так как он понимает, что эти результаты стоили определенных усилий.

Но сфера трудовой деятельности расширяется, когда он вступает в школьную жизнь, здесь и появляются противоречия. Например, противоречие заключается в различии школьного и домашнего труда. Но вызвать интерес к труду у ребенка можно, лишь повысив разнообразие видов трудовой деятельности.

На школьный период приходится основная доля трудового воспитания. В школе существует много видов трудовой деятельности. Основной из них является забота о самом себе, то есть чистота учебных принадлежностей, чистота одежды, уборка помещений, уход за растениями. С помощью уроков труда в рамках школьной программы и осуществляется специально организованный труд. Например, в младшем школьном возрасте дети делают поделки, аппликации, гербарии и так далее. Старшие школьники изготавливают полезные вещи для школы и быта, а также кормушки для птиц, занимаются подкормкой птиц. Более целенаправленным трудовое воспитание становится в старших классах. Оно заключается в проведении учебно-производственной практики. Например, ученики старших классов занимаются уборкой личных участков, озеленением улиц, помогают взрослым по проведению различных праздников.

Существуют различные способы организации трудовой деятельности в современной школе, которые способствуют развитию бережливости и трудолюбия у ребенка:

  1. индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;
  2. создание трудового лагеря с возможностью реального заработка (например, во время каникул)
  3. создание и поддержание трудовых традиций в школе;
  4. организация постоянных и временных объединений, направленных на выполнение определенной работы.

Таким образом, трудовое воспитание - это вовлечение учеников в различные педагогически организованные виды полезного для общества труда. Цель трудового воспитание - передать учащимся трудовых навыков и умений, развитие у них творческого мышления и любви к труду.

Задача трудового воспитания заключается в осуществлении начального профессионального образования, формирование не только трудолюбия, но и других нравственных качеств, хорошего отношения к процессу и результатам труда. Трудовое воспитание призвано прививать у детей уважения к труду, к тем, кто трудиться, а также знакомить учеников с основами современного сельскохозяйственного и промышленного производства, транспорта, строительства и другое. А также труд дает детям первоначальную профессиональную подготовку и побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из своих способностей и умений.

В настоящее время в рамках предмета технология учащиеся 8-9 классов на базе многоотраслевого колледжа проходят допрофессиональную подготовку. Они получают навыки таких профессий как: повар-кондитер, автослесарь, швея, штукатур, продавец, ландшафтный дизайнер и др.

В каникулы, по желанию, учащиеся старших классов могут быть от биржи трудоустроены как подсобные рабочие при школе.

Различные виды физической и интеллектуальной деятельности, развивающее техническое мышление, нравственное отношение к труду, общение в трудовом коллективе — все это есть основные механизмы осуществления трудового воспитания. Например, мыслительная деятельность в труде, формирует у ребенка творческое мышление, самоотдачу, а также творческое отношение к труду. Техническое мышление служит накоплением технологических знаний и опыта по организации эффективного труда, а также осмысление результатов своей трудовой деятельности.

Трудовая деятельность формирует у учащихся навыки, умения, привычку к трудовому усилию, а также преодолению физического напряжения. Отношение к труду является следствием организованной трудовой деятельности. Из основных видов трудовой деятельности детей складывается структура трудового воспитания. На первом плане - это труд учебный, ведь интеллектуальный труд — один из самых тяжелых и сложных.

Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческий подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.