Знаменитые люди Митрополья
материал по истории (8 класс) по теме
Междуреченский район - маленькая частичка России, давшая множество известных людей нашей стране. Среди них - Введенский Н.Е., Ветюков И.А., Агафонов Г.М., Коркин А.Н. О них и идёт рассказ в данном выступлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenskie_chteniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знаменитые люди Митрополья».
Междуреченцам известно, что Митрополье – это часть Междуреченского района, получившая своё название потому, что в 16 веке была передана Иваном Грозным Ростовской митрополии в знак благодарности за крещение сына Дмитрия. В Митрополье входили земли Кочковской , Шепухотской и Козлангской волостей – ныне это территория Шейбухтовского и Сухонского поселений. И когда в 17 веке земли были снова переданы государству, за территорией на долгие годы осталось красивое и звучное название – Митрополье.
Каждый край богат знаменитыми людьми. Наш край не является исключением - поэты, художники, музыканты, исследователи , учёные , внёсшие большой вклад в развитие российской науки и культуры, составляют гордость междуреченцев. Среди них имена известные всей России – Введенский Николай Евгеньевич, Коркин Александр Николаевич, Ветюков Иван Алексеевич, Агафонов Григорий Михайлович. Кратко освещая биографии этих людей, мне бы хотелось сделать акцент на
19 век открывается именем мастера живописца и мозаиста Агафонова Григория Михайловича. К сожалению, об этом человеке известно немного. Родился в 1819 году в Шуйском городке в семье крестьянина. В возрасте 22 лет становится вольноприходящим учеником Академии художеств. Первую серебряную медаль Григорий Михайлович получает за картину «Мальчик с кашей». Был мастером исторической и портретной живописи. Но знаменитым его делает мозаичное дело. За 14 лет он делает блестящую карьеру мастера-мозаиста, начав со штатного ученика и закончив классным художником 2 степени. За мозаичные работы он удостаивается бронзовой медали на Всемирной Парижской выставке в 1867 году. Григорий Михайлович принимал участие и в оформлении Исаакиевского собора в Петербурге, за что получил серебряную медаль на Андреевской ленте. Одна из его работ – образ святого Петра – представлена на слайде. В 1869 году из-за болезни он уезжает в Вологду, где через месяц умирает.
Петербургский университет дал глубокую подготовку трём междуреченцам, которые в дальнейшем внесли огромный вклад в развитие российской науки.
Один из них Коркин Александр Николаевич - выходец из крестьянской семьи. Родился Александр Николаевич в деревне Жидовиново 19 февраля 1837 года. В возрасте 8 лет отец – сам образованный человек – отвёз сына в Вологду, где уговорил учителя местной гимназии Иваницкого подготовить мальчика к поступлению в Вологодскую мужскую гимназию. Иваницкий Александр Иванович – человек с разносторонними интересами – сильно повлиял на характер Коркина. Окончив гимназию с золотой медалью, Александр Николаевич поступает в Петербургский университет на физико-математический факультет, где через три года получает вторую золотую медаль за работу «О наибольших и наименьших величинах». У него были прекрасные учителя – Чебышев Панфутий Львович и Буняковский Виктор Яковлевич, и сам Коркин в дальнейшем становится для своих учеников таким же блестящим учителем. Один из его учеников – Сохоцкий – так сказал о нём: «Замечательный такт и строгость в изложении придавали лекциям Коркина интерес и ту жизнь, которыми отличаются только лекции лучших профессоров». Александр Николаевич был необычайно трудолюбивым, упорным , полностью преданным своей профессии человеком. О его принципиальности знали все. Он не любил менять своего мнения, требовал точности и понятности в ответах своих учеников и коллег. Известен случай как учёный Бернштейн сдавал магистерские экзамены в Петербурге, перед этим блестяще защитив докторскую диссертацию в Париже. Коркин, как член комиссии, задал Бернштейну вопрос по теории дифференциальных уравнений и, по воспоминаниям очевидцев остался ответом недоволен. В дальнейшем магистерскую диссертацию Сергею Натановичу пришлось сдавать в Харькове, возможно из-за нежелания повторной встречи с Александром Николаевичем.
Любовь к малой родине жила в сердце учёного и он почти каждый год приезжал в Шуйское, чтобы проведать свою мать. Александр Николаевич гордился своим крестьянским происхождением, до конца жизни сохранил местный говор, чтил местные обычаи и традиции. Коркин Александр Николаевич проработал около полувека в Петербургском университете, воспитав плеяду известнейших учёных.
...Петербург, 1901 год. Семнадцатилетний юноша Иван Ветюков, сын крестьянина небольшой деревни Михеево, приехал в столицу на поиски своего счастья. Позади у него уже немало трудовых лет: он работал подмастерьем портного, помощником писаря и рабочим маслобойного завода. В Петербурге Иван Алексеевич устроился в порт, где приходилось работать грузчиком и слесарем. Тяжелый труд сменялся месяцами безработицы. Наконец, 13 января 1903 года он поступил в университет служителем физиологической лаборатории и первые дни вместе с многочисленными земляками-вологжанами жил в квартире у профессора Н. Е. Введенского.
Судьба Николая Евгеньевича и Ивана Алексеевича были тесно связаны. Введенский родился в семье сельского священника. Его отец – Евгений Николаевич - разделял народнические взгляды и относился к передовой прогрессивно настроенной интеллигенции. Имел большую библиотеку, которой пользовались и крестьяне его прихода. И в дальнейшем Иван Алексеевич Ветюков , ставший к этому времени известным учёным, вспоминал, что большое впечатление на него произвела одна из первых прочитанных им книг «Хижина дяди Тома» из библиотеки семьи Введенского. В своём селе Евгений Николаевич открыл школу и бесплатно обучал детей. В этой школе учился и его сыновья. Получив образование сначала в Вологодском духовном училище, затем в вологодской духовной семинарии, Николай Евгеньевич с согласия отца в 1872 году поступает в Петербургский университет сначала на юридический факультет, а в конце первого года обучения переводится на естественное отделение физико-математического факультета. Но учёба оказалась непродолжительной. Он познакомился с революционно настроенными студентами Петербурга и начал посещать студенческие сходки, участвовал в народническом движении и в дальнейшем по делу о 193-х он был осуждён к трём годам тюрьмы. Впоследствии приговор был отменён , и его высылают под надзор полиции в Вологду, откуда он переезжает к брату в город Тотьму, где активно занимается самообразованием. Ссылка изменила Николая Евгеньевича. Теперь во главе угла для него стоит наука. Введенский снова поступает в университет и начинает работать в лаборатории И.М. Сеченова, на свои собственные средства проходит практику в лабораториях виднейших учёных Германии, Австрии и Швейцарии, участвует в работе международных конгрессов физиологов в Льеже и Берне. В 1895 г. становится ординарным профессором кафедры физиологии Петербургского университета. Основным направлением исследований Введенского являлись проблемы нервного возбуждения и торможения. Результаты своей работы Введенский постоянно выносил на обсуждение научной общественности. Приезжая домой, в родную деревню Кочково он использовал время отпуска не для отдыха, а для оказания помощи крестьянам своей волости. Николай Евгеньевич вместе в братом создали Евгеньевское общество для оказания помощи своим землякам-крестьянам. Введенский, видя способности своих земляков, оказывал им покровительство. Среди его учеников оказались уроженцы Кочковской волости – Ветюков и Даниловцев. Общее среднее и высшее физиологическое образование Ветюков получил у самого Н. Е. Введенского, а затем, после революции, окончил университет.
"Скромный, иногда несколько суховатый и замкнутый в личной жизни, Николай Евгеньевич сохранил большую душевную теплоту и отзывчивость. Об этом знали все, более близко с ним соприкасавшиеся. Николай Евгеньевич не имел своей семьи, жил одиноко, но трогательно любил семьи своего отца, брата и сестры»
Академик А. А. Ухтомский, ученик Н. Е. Введенского
Работая вместе с ним, Иван Алексеевич перенял от своего учителя экспериментальное мастерство и вдумчивое отношение к фактам. В своей первой работе он получил настолько важные факты, что Введенский доложил о них Международному конгрессу медицины, который проходил в 1909 году. С этого времени Иван Алексеевич, по образному выражению А. А. Ухтомского, стал «оруженосцем» Введенского, продолжив его дело. В 1957 году на научной конференции, посвящённой памяти Николая Евгеньевича Введенского , Иван Алексеевич выступил с докладом о _________________ ____________________________. Последовательно проработав служителем, лаборантом, ассистентом и доцентом, Иван Алексеевич являлся учителем более чем пятидесяти выпусков физиологов университета. Многогранна общественная деятельность И. А. Ветюкова. В 1918-1920 годах он активно участвовал в организации Петербургской коммуны, много работал в профсоюзных организациях.
В годы Великой Отечественной войны подполковник медицинской службы Ветюков успешно работал в Военно-морской медицинской академии.
Советское правительство высоко оценило деятельность И. А. Ветюкова. Он награжден орденом Ленина и шестью медалями.
На уроках краеведения можно более успешно формировать нравственную личность с опорой на местную историю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка в 7 классе Тема «Знаменитые люди Британии»
Организация коллективной учебной деятельности (КУД) в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения при работе по УМК «Английский язык» В.П.Кузовлева в VIIклассе....
Конспект урока по английскому языку "Знаменитые люди". Урок закрепления.
План-конспект урока в виде игры "Индиана Джонс"....
Знаменитые люди нашего района.
В данной презентации представлен материал о знаменитых людях нашего района. Материал может быть использован при изучении регионального компонента....
«Мемориальные доски – память о знаменитых людях» Виртуальная экскурсия к 45-летию города Курчатова
Материал подготовлена в 2013 г. в ходе работы над проектом с ученицей 9 класса Савиной АнастасиейЦель:· познакомиться с самыми известными людьми г...
План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании"
План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании" для 11 класса...
Урок английского языка в 6 классе на тему "Знаменитые люди Великобритании"
Тема урока: TALKING ABOUT THE FAMOUS (Говорим о знаменитостях)Класс: 6 «А»Учитель: Дьяконенко Наталья АлексеевнаЦель урока: Формировать умение составлять сообщения об известных людях Великобрита...
Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода"(на анг.)
Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода" на английском языке. Может быть использована как на уроке, так и как тематический классный час....