Знаменитые люди Митрополья
материал по истории (8 класс) по теме

Междуреченский район - маленькая частичка России, давшая множество известных людей нашей стране. Среди них - Введенский Н.Е., Ветюков И.А., Агафонов Г.М., Коркин А.Н. О них и идёт рассказ в данном выступлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenskie_chteniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Знаменитые люди Митрополья». 

Междуреченцам известно, что Митрополье – это часть Междуреченского района, получившая своё название потому, что  в  16 веке была передана  Иваном Грозным Ростовской митрополии в знак благодарности за крещение сына Дмитрия.  В Митрополье  входили земли Кочковской , Шепухотской  и Козлангской волостей – ныне это территория Шейбухтовского  и Сухонского поселений.  И когда в 17 веке земли были снова переданы государству, за территорией на долгие годы осталось красивое и звучное название – Митрополье.              

   Каждый край богат знаменитыми людьми. Наш край не является исключением - поэты, художники, музыканты, исследователи , учёные , внёсшие большой вклад в развитие российской науки и культуры, составляют гордость междуреченцев.  Среди них имена известные всей России   – Введенский Николай Евгеньевич, Коркин Александр Николаевич, Ветюков Иван Алексеевич, Агафонов Григорий Михайлович.  Кратко освещая биографии этих людей, мне бы хотелось сделать акцент на

19 век открывается именем  мастера живописца и мозаиста Агафонова Григория Михайловича. К сожалению, об этом человеке известно немного. Родился в 1819 году в Шуйском городке в семье крестьянина. В возрасте 22 лет становится вольноприходящим учеником Академии художеств. Первую серебряную медаль Григорий Михайлович получает за картину «Мальчик с кашей». Был мастером исторической и портретной живописи. Но знаменитым его делает мозаичное дело. За  14 лет он делает блестящую карьеру мастера-мозаиста, начав со штатного ученика и закончив классным художником 2 степени. За мозаичные  работы он удостаивается бронзовой медали на Всемирной Парижской выставке в 1867 году. Григорий Михайлович принимал участие и в оформлении Исаакиевского собора в Петербурге, за что получил  серебряную медаль на Андреевской ленте. Одна из его работ – образ святого Петра – представлена на слайде. В 1869 году из-за болезни он уезжает в Вологду, где через месяц умирает.

Петербургский университет дал глубокую подготовку трём междуреченцам, которые в дальнейшем внесли огромный вклад в развитие российской науки.

Один из них Коркин Александр Николаевич -  выходец  из крестьянской семьи. Родился Александр Николаевич в деревне Жидовиново 19 февраля 1837 года.  В возрасте 8 лет отец – сам образованный человек – отвёз сына  в Вологду, где уговорил  учителя местной гимназии Иваницкого подготовить мальчика к поступлению в Вологодскую мужскую  гимназию.  Иваницкий Александр Иванович – человек с разносторонними интересами – сильно повлиял на характер Коркина. Окончив гимназию с золотой медалью, Александр Николаевич поступает в  Петербургский университет на физико-математический факультет, где через три года получает вторую золотую медаль за работу «О наибольших и наименьших величинах».  У него были прекрасные учителя – Чебышев Панфутий Львович и Буняковский Виктор Яковлевич, и сам Коркин в дальнейшем становится для  своих учеников таким же блестящим учителем. Один из его учеников – Сохоцкий – так сказал о нём: «Замечательный такт и строгость  в изложении придавали лекциям Коркина интерес и ту жизнь, которыми  отличаются  только лекции лучших профессоров». Александр Николаевич был необычайно трудолюбивым, упорным , полностью преданным своей профессии человеком. О его принципиальности знали все.  Он не любил менять своего мнения, требовал точности и понятности в ответах своих учеников и коллег. Известен случай как учёный Бернштейн сдавал магистерские экзамены в  Петербурге, перед этим блестяще защитив докторскую диссертацию в Париже. Коркин, как член комиссии, задал Бернштейну вопрос по теории дифференциальных уравнений  и, по воспоминаниям очевидцев  остался ответом недоволен. В дальнейшем магистерскую диссертацию Сергею Натановичу пришлось   сдавать в Харькове, возможно из-за нежелания повторной встречи с Александром Николаевичем.

Любовь к малой родине  жила в сердце учёного и он почти каждый год приезжал в Шуйское, чтобы проведать свою мать. Александр Николаевич гордился своим крестьянским происхождением, до конца жизни сохранил местный говор, чтил местные обычаи и традиции. Коркин Александр Николаевич проработал около полувека в Петербургском университете, воспитав плеяду известнейших учёных.

         ...Петербург, 1901 год. Семнадцатилетний юноша Иван Ветюков, сын крестьянина небольшой деревни Михеево, приехал в столицу на поиски своего счастья. Позади у него уже немало трудовых лет: он работал подмастерьем портного, помощником писаря и рабочим маслобойного завода. В Петербурге Иван Алексеевич устроился в порт, где приходилось работать грузчиком и слесарем. Тяжелый труд сменялся месяцами безработицы. Наконец, 13 января 1903 года он поступил в университет служителем физиологической лаборатории и первые дни вместе с многочисленными земляками-вологжанами жил в квартире у профессора Н. Е. Введенского.
    Судьба Николая Евгеньевича и Ивана Алексеевича были тесно связаны. Введенский родился в семье сельского священника.
Его отец – Евгений Николаевич - разделял народнические взгляды и относился к передовой прогрессивно настроенной интеллигенции. Имел большую библиотеку, которой пользовались и крестьяне его прихода. И в дальнейшем Иван Алексеевич Ветюков , ставший к этому времени известным учёным, вспоминал, что большое впечатление на него произвела одна из первых прочитанных им книг «Хижина дяди Тома» из библиотеки семьи Введенского.  В своём селе Евгений Николаевич открыл школу и бесплатно обучал детей. В этой школе учился и его сыновья. Получив образование сначала в Вологодском духовном училище, затем в вологодской духовной семинарии,  Николай Евгеньевич   с согласия отца в 1872 году  поступает в Петербургский университет  сначала на юридический факультет, а в конце первого года обучения переводится на естественное отделение физико-математического факультета.  Но учёба оказалась непродолжительной. Он познакомился с революционно настроенными студентами Петербурга и начал посещать студенческие сходки, участвовал в народническом движении и в дальнейшем по делу о 193-х он был осуждён к трём годам тюрьмы. Впоследствии  приговор был отменён , и его высылают под надзор полиции в Вологду, откуда он переезжает к брату в город Тотьму, где активно занимается самообразованием.  Ссылка изменила Николая Евгеньевича.  Теперь во главе угла для него стоит наука. Введенский  снова поступает в университет и начинает работать в лаборатории И.М. Сеченова, на свои собственные средства  проходит практику в   лабораториях виднейших учёных Германии, Австрии и Швейцарии,  участвует в работе международных конгрессов физиологов в Льеже и Берне. В 1895 г. становится ординарным профессором кафедры физиологии Петербургского университета. Основным направлением исследований Введенского являлись  проблемы нервного возбуждения и торможения. Результаты своей работы Введенский постоянно выносил на обсуждение научной общественности.  Приезжая домой, в родную деревню Кочково он  использовал время отпуска не для отдыха, а для оказания помощи крестьянам своей волости. Николай Евгеньевич вместе в братом создали Евгеньевское общество для оказания помощи своим землякам-крестьянам.  Введенский, видя способности своих земляков, оказывал им покровительство. Среди его учеников оказались уроженцы Кочковской волости – Ветюков и Даниловцев.   Общее среднее и высшее физиологическое образование Ветюков получил у самого Н. Е. Введенского, а затем, после революции, окончил университет.
     "Скромный, иногда несколько суховатый и замкнутый в личной жизни, Николай Евгеньевич сохранил большую душевную теплоту и отзывчивость. Об этом знали все, более близко с ним соприкасавшиеся. Николай Евгеньевич не имел своей семьи, жил одиноко, но трогательно любил семьи своего отца, брата и сестры»

Академик А. А. Ухтомский,   ученик Н. Е. Введенского

Работая вместе с ним, Иван Алексеевич перенял от своего учителя экспериментальное мастерство и вдумчивое отношение к фактам. В своей первой работе он получил настолько важные факты, что Введенский доложил о них Международному конгрессу медицины, который проходил в 1909 году. С этого времени Иван Алексеевич, по образному выражению А. А. Ухтомского, стал «оруженосцем» Введенского, продолжив его дело. В 1957 году на научной конференции, посвящённой памяти Николая Евгеньевича Введенского , Иван Алексеевич выступил с докладом  о _________________ ____________________________.             Последовательно проработав служителем, лаборантом, ассистентом и доцентом, Иван Алексеевич являлся учителем более чем пятидесяти выпусков физиологов университета.  Многогранна общественная деятельность И. А. Ветюкова. В 1918-1920 годах он активно участвовал в организации Петербургской коммуны, много работал в профсоюзных организациях.
      В годы Великой Отечественной войны подполковник медицинской службы Ветюков успешно работал в Военно-морской медицинской академии.
      Советское правительство высоко оценило деятельность И. А. Ветюкова. Он награжден орденом Ленина и шестью медалями.
На уроках краеведения можно более успешно формировать нравственную личность с опорой на местную историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 7 классе Тема «Знаменитые люди Британии»

Организация коллективной учебной деятельности (КУД) в группе на этапе совершенствования навыков иноя­зычного общения при работе по УМК «Английский язык» В.П.Кузовлева  в VIIклассе....

Конспект урока по английскому языку "Знаменитые люди". Урок закрепления.

План-конспект урока в виде игры "Индиана Джонс"....

Знаменитые люди нашего района.

В данной презентации представлен материал о знаменитых людях нашего района. Материал может быть использован при изучении регионального компонента....

«Мемориальные доски – память о знаменитых людях» Виртуальная экскурсия к 45-летию города Курчатова

Материал подготовлена в 2013 г. в ходе работы над проектом с ученицей 9 класса Савиной АнастасиейЦель:·         познакомиться с самыми известными людьми г...

План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании"

План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании" для 11 класса...

Урок английского языка в 6 классе на тему "Знаменитые люди Великобритании"

Тема урока:  TALKING ABOUT THE FAMOUS (Говорим о знаменитостях)Класс: 6 «А»Учитель: Дьяконенко Наталья АлексеевнаЦель урока: Формировать умение составлять сообщения об известных людях Великобрита...

Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода"(на анг.)

Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода" на английском языке. Может быть использована как на уроке, так и как тематический классный час....