«Южноуральцы в годы Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода 1813-1814 гг»
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Полулях Светлана Алексеевна

 

Данная работа состоит из конспекта учебного занятия, приложений и презентации. Работа  посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_polulyah_s.a.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

к конспекту учебного занятия на тему:

 «Южноуральцы в годы Отечественной войны 1812 года и

Заграничного похода 1813-1814 гг»

для учащихся 8 класса

Автор : учитель истории и обществознания

МБСКОУ школы-интерната №4

Полулях Светлана Алексеевна

Данная работа состоит из конспекта учебного занятия, приложений и презентации. Работа  посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Челябинск, 2012

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Класс: 8

Учебная программа: История России 6-9 классы, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М. "Просвещение", 2007г., Примерной программой основного общего образования по истории.

Учебная тема: НРК. Южноуральцы в годы Отечественной войны 1812 и заграничного похода 1813-1814гг.

Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть - чем в рабстве жить.

Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!

(Солдатская песнь, июнь1812 г.)

Цель урока: познакомить учащихся с событиями и персоналиями Отечественной войны 1812 года. Показать роль  южноуральцев в Отечественной войне 1812 г.

Задачи урока:

  1. образовательные:

рассказать о ходе Отечественной войны 1812г и участие в ней южноуральцев, о героической борьбе   южноуральского населения;

  1. развивающие:

развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы.

  1. воспитательные:

воспитывать чувство гордости и любви к родному краю на примерах подвигов российского народа.

Планируемые результаты учебного занятия.

Учащиеся должны знать: основные факты, события, даты, персоналии по изучаемой теме.

Учащиеся должны уметь: анализировать историческую информацию, делать выводы, изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по изучаемой теме и представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата  или презентации.

Учащиеся должны применять на практике: собственные суждения об историческом наследии народов  Южного Урала.

Тип занятия: занятие по сообщению нового учебного материала, с использованием ИКТ-технологии.

Средства обучения.

Оборудование: настенная карта «Отечественная война1812года», индивидуальные атласы «История России XIX века», презентация, проектор, раздаточный материал.

Литература:

  1. Сидоренко С.А. Южный Урал в составе России в период феодализма. Челябинск, ЧГПИ, 1981.
  2. Историческое краеведение . Челябинский Урал: учеб. пособие/Н.Б. Виноградов, М.С. Гитис, В.М. Кузнецов. – Челябинск :АБРИС, 2008.
  3. Очерки истории Челябинской области./Н.Б. Виноградов, В.Н.Елисеева,  А.В. Лушников.  Челябинск: Юж. – Урал. КН. Изд-во, 1991.

Сайты:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://scepsis.ru/library/id_1421.html
  3. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html

Этапы учебного занятия.

Название этапа

Ведущая деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Приветствие

Слушают, приветствуют

Этап фронтальной проверки домашнего задания

Организует проведение теста, раздает тестовые задания учащимся (Приложение №1), организует самопроверку.

Выполняют тест, проверяют тест

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Сообщает  тему урока:

«Южноуральцы в годы Отечественной войны 1812 и заграничного похода 1813-1814 гг.»

Слушают, записывают тему

Этап усвоения нового материала

Называет цель урока и основные вопросы урока 

Презентация сл. 1-2.

План изучение нового материала.

1.Участие южноуральцев в Отечественной войне 1812 года.

2.Военный заказ Южному Уралу.

3.Южноуральцы в  Заграничном походе 1813-1814 гг.

Рассказ учителя об участии южноуральцев в основных событиях Отечественной войны 1812 г. (сл. 3-14). Дополнительный материал для учителя в  

Приложение № 2,3.

Предлагает послушать сообщения, подготовленные учащимися. Сл. 15-20








Совместно с учащимися подводят итоги и делают вывод об активном участии южноуральцев в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1813-1814 гг.

Смотрят, слушают, делают записи
















УЧАЩИЕСЯ, ЧИТАЮТ

ДОКЛАДЫ:

 «Северные амуры»,

«Южноуральцы в Заграничном походе 1813-1814 гг.»,

«Историческая память на карте Челябинской области»


Этап закрепления нового материала

Раздаёт тексты,  предлагает выполнить задания Приложение №4

Работа с текстами


Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

Предлагает записать дифференцированное домашнее задание:  

Работа  с Интернет-ресурсами: сообщения, исторические портреты, составление словаря.

Подведение итогов урока

Объявляет оценки

Выставляют оценки

Приложение №1

Тест

1. Отметьте причины войны 1812 г.:

а) нарушения Россией континентальной блокады Англии

б) антирусское восстание в Польше

в) агрессивная политика Александра I

г) разногласия России и Франции на Ближнем Востоке

2. Восстановите хронологическую последовательность событий:

а) переход Наполеона через Неман

б) Бородинское сражение

в) назначение М. И. Кутузова главнокомандующим

г) совет в Филях

д) Смоленское сражение

3.  Найдите и обозначьте цифрой 1 - командующего 1-й русской армией к началу войны 1812 г., 2 — командующего 2-й русской армией, 3 -  командующего 3-й русской армией:

а) М. И. Кутузов

б) М. Б. Барклай де Толли

в) Д. С. Дохтуров

г) П. П. Коновницын

д) П. И. Багратион

е) А. П. Ермолов

ж) А. П. Тормасов

4. Где произошло соединение 1-й и 2-й русских армий в 1812 г.:

а) под Смоленском

б) в Цареве-Займище

в) под Бородином

5. Отметьте цели Тарутинского маневра:

а) преградить Наполеону путь в Петербург

б) отрезать путь Наполеону в южные губернии России

в) не допустить захвата французами Москвы

г) подвести армию к местам формирования новых войск и заготовок продовольствия

6. После, какого события начинается отступление армии Наполеона по старой Смоленской дороге:

а) Бородинской битвы

б) боя за Малоярославец

в) оставления Наполеоном Москвы

г) Тарутинского маневра русской армии

Приложение №2

Дополнительный материал для учителя

Урал оказался далеко от театра военных действий. Информация шла долго с ямщицкой почтой. По обе стороны хребта читали манифест Александра I "Поднять оружие и отразить силу силою".

1812 г. началась война. Челябинцы вошли в героический Уфимский пехотный полк.

Атаман Нагайбакской станицы Серебряков продал свой дом и другое имущество и вооружил на свой счет 50 бедных казаков своей станицы: каждому казаку - строевую лошадь, личное оружие, обмундирование. Роздал 42 ружья, 30 сабель, 27 пик.

Южный Урал дал Родине 43 полка в 40 тысяч воинов-казаков. Оренбургские, башкирские, тептярские казачьи полки - резерв полководца Кутузова. Атаманом уральских казачьих полков был назначен атаман Оренбургского казачьего войска В.А. Углицкий.

Казачьи полки, в том числе с Урала, вступили в бои с первых дней. 1-й тептярский майора Темерова, героически сдерживая натиск противника, вел ожесточенные арьергардные бои, сжигал арсеналы, мосты, давая возможность отойти главным силам. Затем влился в партизанский отряд Дениса Давыдова.

4 башкирских полка с Урала сражались в отряде генерала - казака Матвея Платова. Уже 27 июня 1812 года отряды Платова у местечка Мир наголову разбили 3 полка польских улан. В этих боях и под Гродно башкирские воины-казаки, вооруженные пиками, саблями, пистолетами, с арканами у пояса, поражали врага в стремительных атаках, в том числе и стрелами с большой пробивной силой, часто всадника вместе с конем. Отечество узнало первых героев - рядовых конников 1-го Башкирского полка: Буранбая Чувашбаева, Узбека Ахмурзина, есаула Исхана Абубакирова, хорунжего Гильмана Худайбердина. В битве у Мира за отвагу и храбрость Узбек Ахмурзин получил звание урядника.

Бородино.... Пролили свою кровь здесь челябинцы и троичане, казаки из ближних к Челябинску станиц и оренбургских степей, воины-башкиры, тептяри, калмыки. Под Бородино отличились Оренбургский драгунский и Уфимский пехотный полки. Сражался в 1812 году здесь героический челябинский казак Симеон Маркевич. Шашка его в экспонатах Бородинского музея.

Среди 26 уральских конноказачьих полков были оренбургские, тептярские и башкирские, прозванные «северными амурами».

 Кто не мог идти в дивизии и полки, помогал Отечеству по-другому. Собирали средства в помощь армии. В Челябе, Троицке, Верхнеуральске, по уездам и селам в чугунные кружки на церковных папертях полетели народные медяки, гривенники, полтинники. Челябинское епархиальное управление запечатлело щедрый дар простых людей - 626 рублей 24 1/2 копейки.

Купцы пожертвовали 501 рубль. Мастеровые и непременные работники давали "от четвертака до полтинника каждый". Кто гривенник, кто пятиалтынный. Даже "от рубля до 5 рублев". Огромная сумма, если учесть, что заработок опытного мастерового составлял от 50 копеек до полутора рублей...

В 1813 году заводы Южного Урала дали 18 процент всей военной продукции.

Заграничные походы 1813-1814 годов. В освобождении Европы участвовали 22 конно-казачьих полков с Южного Урала. 3-й Оренбургский казачий полк из казаков станиц близ Челябы, в авангарде союзных армий вошли в Париж. А перед тем была знаменитая Лейпцигская "Битва народов". В 1837-1842 годах на территории нашей области казачьи поселки, посты, крепости, станицы получили имена выдающихся побед российского оружия. Ныне на территории Челябинской области 14 населённых пунктов своими названиями напоминают о событиях Отечественной войны 1812 года и заграничном походе 1813-1814 гг: Лейпциг, Берлин, Краснинский,  Париж, Фершампенуаз и др.

Приложение №3

Словарь

  1. "Северные амуры" - так называют воинов-башкир, участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. Французы называли их «купидонами», а соотечественники – «северными амурами». Официальное название – Башкирские полки.
  2. Башкирские полки – в составе российской армии наряду с регулярными частями воевала иррегулярная конница — казаки, башкиры и др.
  3. 1-й Тептярский полк – руководил майор Темеров, многонациональный полк , состоял из татар, мари, удмуртов, выходцев Поволжья, уральских башкир.
  4. Оренбургский драгунский полк -  был сформирован в 1784 году из Оренбургского и Черноярского полевых батальонов. В 1812 году действующие эскадроны полка находились в 1 — й З а — падной армии в 3-м кавалерийском корпусе, сначала под командованием генерал-майора П. П. Палена, затем — генерал-майора Ф. К. Корфа.
  5. Волконский Григорий Семенович - Оренбургский военный губернатор. Во время Отечественной войны 1812 г. Г. С. Волконский сформировал и направил в действующую армию 24 полка Оренбургского и Уральского казачьих, башкирских и мещеряцких войск, которые принимали участие в сражениях, а затем и в заграничном походе русской армии.
  6. Платов Матвей - русский военный, граф (1812), генерал от кавалерии (1809), казак.

Участвовал во всех войнах России конца XVIII — начала XIX века. С 1801 года — атаман Всевеликого войска Донского. Во время Отечественной войны командовал сначала всеми казачьими полками на границе, а потом, прикрывая отступление армии, имел успешные дела с неприятелем под местечком Мир и Романово. За заслуги был возведён в графское достоинство. В ноябре Платов занял с боя Смоленск и разбил войска маршала Нея под Дубровной.

     По заключении мира он      сопровождал императора Александра в

     Лондон,     где его встречали шумными овациями.

Приложение №4

Раздаточный материал. Текст для учащихся

ЧЕЛЯБИНСК В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА.

В связи с нашествием войск Наполеона в Россию из всех регионов страны набирались солдаты. Из Челябинска  неоднократно направлялись рекруты и в действующую армию, и в ее резерв. Распространенным явлением в те годы стала т. н. добровольная поставка рекрутов. Например, летом 1812 сверх уже набранных рекрутов еще 20 горожан добровольно записались в прославленный в те годы Уфимский пехотный полк. Кроме того, в городе собирались добровольные пожертвования в помощь российской армии. В 1812 в Челябинске простые горожане собрали 626 руб., а купечество города дало 501 руб. Сформированный в Челябинске еще в 1807 2-й Оренбургский полк, уже участвовавший в войне с турками, сражался с французами на Волыни. Прикрывая вынужденное отступление русской армии, он устраивал на противника контратаки. 3-й Оренбургский полк был набран из казаков станиц Челябинской округи. В 1813 он вошел в состав Богемской армии, участвовал в знаменитой “Битве народов” при Лейпциге. Затем под командой генерала А. Н. Сеславина полк был отправлен для ведения партизанских действий во Францию. Здесь он вел успешную борьбу по разгрому тыловых гарнизонов, захвату фуражиров, нарушению коммуникаций. Так, у местечка Фершампенуаз полком было захвачено 9 пушек; он же разрушил судоходный Орлеанский канал между реками Сеной и Луарой, что стало препятствием для доставки продовольствия в Париж. 3-й Оренбургский полк одним из первых вошел в капитулировавший Париж, весь его личный состав был награжден по этому поводу медалями.

Наибольшую воинскую славу стяжал себе Уфимский пехотный полк, в составе которого, кроме троичан и уфимцев, были и челябинцы. В ходе Бородинского сражения 3-й батальон Уфимского полка (с 3 др. воинскими подразделениями) под командованием ген. А. П. Ермолова сумел выбить французов с захваченных  ими батареи генерала Н. Н. Раевского. В штыковой атаке было уничтожено до 3 тыс. солдат противника, а франц. ген. Бонами захвачен в плен. В память этого события знамя 3-го батальона Уфимского полка хранится в зале Славы Зимнего дворца.

Вопросы:

  1. Приведите примеры патриотического подъема среди населения Челябинск.
  2. В каких полках служили челябинцы?
  3. В каких битвах участвовали наши земляки во время заграничного похода?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

БОГОРОДСКИЙ КРАЙ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

БОГОРОДСКИЙ КРАЙ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА ( Подвиг Богородских партизан)Цель занятия: обобщить знания учащихся об Отечественной войне 1812 года, используя материал по краеведению. По...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

«Ну, слава богу, вся Россия в поход пошла!» (Отечественная война 1812 года в русской литературе XIX и XX века)

Проблема исторической памяти является важной проблемой во все времена и не теряет своей актуальности в современном мире, поэтому серия уроков в 9 классе по родной русской литературе первого блока прог...