История в портретах К.Минин и Дмитрий Пожарский
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Литус Марина Сергеевна

Урок историии в 7 классе. Данный урок способствует формированию умений составлять характеристику   представителей различных социальных групп, на примере К.Минина, Д.Пожарского, анализировать происходящие события, высказывать свою точку зрения, делать выводы, а также воспитанию  патриотизма, гражданственности,  чувства долга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istoriya_v_portretah.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «История в портретах К.Минин и Дмитрий Пожарский»

Цели урока:

  1. Показать  роль народа в борьбе за независимость нашей страны во время Смуты 1598-1613гг; определить  историческую роль К.Минина и Д.Пожарского в освобождении страны от польских и шведских захватчиков;
  2. Продолжить формирование умений составлять характеристику   представителей различных социальных групп, на примере К.Минина, Д.Пожарского ; анализировать происходящие события, высказывать свою точку зрения, делать выводы.
  3. Воспитывать  патриотизм, гражданственность,  чувство долга.

 Оборудование:

карта «Россия в XVII века», презентация  о деятельности К.Минина и Д. Пожарского, выставка литературы по теме,  слова Петра I о К.Минине.

Тип урока: повторительно-обобщительный

Ход урока

I. Орг момент.

II.   Вступительное слово учителя

 - Сегодня нам предстоит повторить события, определить роль народа в борьбе за независимость нашей страны в годы Смуты. В годину тяжкого испытания, каковым, несомненно, стало для нашей страны Смутное время, на исторической арене явились  герои, сумевшие остановить жестокого врага и спасти гибнущее Отечество.

-Мы определим, какую  роль сыграли в освобождении страны от польских и шведских захватчиков Козьма Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский, достойны ли они быть увековеченными в бронзе в сердце нашей страны - Москве. Повесть их  жизни содержит любопытные факты, малоизвестные большинству наших сограждан.

-Этот урок будет не совсем обычным. Сегодня мы подведем итоги работы над проектом «История в портретах. XVII век. » Мы будем писать книгу о наших национальных героях – о Кузьме Минине и Дмитрии Михайловиче Пожарском. Сегодня существует «море» литературы  (опора на выставку книг ), где отражены события тех лет, но в нашей школе  нет ни одной книги, чтобы она посвящалась только Кузьме Минину и Д. Пожарскому.

  Учитель:   Каждая книга, а тем более  историческая,   имеет обложку. Обложкой нашей книги станет рисунок 2-х  художниц  нашей редакции Сургановой Елены и Еремкиной Ирины. Обратите на него внимание. Его содержание символично. Попросим авторов объяснить значение рисунка.

 (слово предоставляется группе, работавшей над оформлением обложки книги ).

Учитель:  Мы открываем книгу и читаем пролог – вступительной части. Слово предоставляется группе, работавшей над прологом книги - группа Дорониной К.

III.Выступления учащихся по группам

…Первый русский царь Иван Грозный (из рода Рюриковичей) внезапно умер в 1584 году. На престол вступил его сын Федор Иванович — болезненный и слабовольный человек. Царь Федор не справлялся с управлением страной, и власть взял в свои руки брат его жены — Борис Годунов.

У царя Федора был малолетний брат — царевич Дмитрий (когда умер Иван Грозный,   мальчику  было  всего  два  года).   Со временем  этот  мальчик мог  бы  стать царем, так как детей у Федора не было,  и престол передать ему было некому. Но с Дмитрием   произошла   таинственная   история:  в  1591 году в Москве объявили, что Дмитрий, играя в «ножички», нечаянно напоролся на нож и умер.

По всей стране поползли слухи, что наследника престола убили по тайному приказу Бориса Годунова. Как было на самом деле — неизвестно до сих пор, но страшное подозрение пало на Годунова. В 1598 году царь Федор умер, и царем избрали Бориса Годунова. Много событий произошло в эти годы — обо всем не расскажешь. Но в 1605 году внезапно умер и Годунов. Началось в России «смутное время» — время борьбы за власть. Тут подоспели внешние враги — поляки и шведы. Поляки захватили почти всю страну и вошли в Москву.

Казалось, Русское государство погибло. Но на борьбу поднялся народ и изгнал врагов из Москвы.

Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем». Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами — поляками. Даже в столице был польский гарнизон, а древний Новгород захватили шведы. России угрожала потеря независимости. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде (на Волге) земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение (войско) для борьбы с врагами. Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью, князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

В Нижний Новгород стали стягиваться ополченцы со всех концов страны. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву…

Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов.

Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так русский народ спас страну от врага.

Учитель: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. До освобождения было еще так далеко, а пока..

Былинник (первая группа)

 Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд...

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и огнем.

Все обгорело, вся Москва

До каменной стены —

Дома, деревья и трава

Обуглены, черны.

Былинница1

 А в сердце города враги,

И нету сил их взять.

 Восстань, народ, и помоги

 Повергнуть вражью рать!

Былинница 2

 От москвичей призыв идет

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

 Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика —

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

                      Он весь народ собрал вокруг.

Учитель:

Итак, мы начинаем писать первую главу. Глава первая-Кузьма Минин.

        Минин (ПахомовН.)

Волжане! Православный люд!

 Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

 Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя!

 Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!

Учитель: Слово предоставляется группе Пахомова Н. о роли Кузьмы Минина в освобождении Москвы. 

(опора на презентацию)

…Отец нашего героя звался Мина Анкудинов (фамилий у посадских, уездных и большей части служилых людей тогда не было, но уважительное обращение к ним подразумевало упоминание имени или прозвища отца, а иногда и деда; в соответствии с обычаем того времени Кузьму Минина правильнее было бы величать Кузьма Минин сын Анкудинов). Мина владел соляными варницами в Балахне, небольшом городке на Волге в окрестностях Нижнего Новгорода. Несомненно, это был очень состоятельный человек, которому, помимо соляных варниц, принадлежали три деревни, торговые лавки, несколько городских и пригородных домов. В делах и промыслах ему помогали дети. Вместе с отцом и братьями Кузьма Минин был совладельцем обогатившей их семью соляной шахты, другого движимого и недвижимого имущества. По преданию Минин был крещен в Никольской церкви, сохранившейся в Балахне до наших дней.

В самом конце XVI столетия состарившийся Мина Анкудинов ушел в монастырь. Выросшие и возмужавшие дети поделили доставшееся им в наследство имущество. Вскоре после этого, покинув родную Балахну, Кузьма Минин перебрался в Нижний Новгород, завел на посаде лавку и занялся мясной торговлей. Дела его шли успешно, богатство продолжало прибывать, подрастал сын Нефед. Однако Отечество переживало трудное время – после ряда неурожайных лет во многих уездах Московского государства разразился великий голод ("гладомор", как называют его некоторые историки). Началась Смута, страну наводнили войска самозванцев и поддерживавших их поляков. Вскоре враги вступили и в Поволжье, и нашему герою пришлось в первый раз оставить мирный труд, чтобы защитить родную землю. В 1608-1610 годах в составе местного городского ополчения он участвовал в боях с появившимися в Арзамаском уезде сторонниками Лжедмитрия II. В ходе этих столкновений нижегородцам посчастливилось разбить отряды Тушинского Вора и очистить от них свой край. Однако обстановка в стране продолжала оставаться тревожной. Полякам удалось разбить войска царя Василия Шуйского у села Клушино и занять западные пределы Русского государства…

Учитель:

 О том, что Минин и Пожарский спасли Россию знают все, но что им пришлось для этого сделать - мало кому известно. Действительно Минин и Пожарский были горячими сторонниками национального восстания против поляков и шведов, спасения Отчизны. Для спасения требовалось всего две вещи- люди в войско и деньги собрать на организацию похода. Людей было достаточно и деньги у жителей богатого Нижнего Новгорода водились. Казалось бы оставалось лишь собрать деньги на снаряжение полков , но не тут –то было. Многие заявили- «А у нас денег нет!»

Тогда К.Минин бросил свой знаменитый клич  «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю». Против никто не был. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жен и детей состоятельных граждан города. Богачам ничего не оставалось делать, как откапывать свои «кубышки» и выкупать собственные семьи. Так была спасена Мать-Россия.

Учитель: Слово предоставляется  группе Иванова С. о роли Д.Пожарского  в освобождении Москвы. 

(опора на презентацию) 

 …Пожарский Дмитрий Михайлович   родился в 1578. Дмитрий Михайлович принадлежал к обедневшему княжескому роду, потомки которого превратились в рядовых вотчинников, носивших фамилию по своей вотчине "Пожар". После смерти отца семья переехала в Москву, где в 1593  поступил на службу. В 1598 носил звание "стряпчего с платьем", с 1602 пожалован Борисом Годуновым в стольники. Восшествия на престол Лжедмитрия I и Василия Ивановича Шуйского не изменили судьбы Дмитрия Михайловича. В 1608 был назначен воеводой; разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609, назначенный воеводой в г. Зарайск, отбил от города сторонников Лжедмитрия II. Весной 1611 в авангарде ополчения П.П. Ляпунова ходил в Москву, сражался с польскими войсками гетмана А. Гонсевского, приглашенного боярским правительством ("Семибоярщина"), признавшим польского королевича Владислава русским царем. Отличился во время боев на Лубянке, был тяжело ранен и отвезен в свою суздальскую вотчину. Сторонник сильного национального правительства, проявивший военный талант, Пожарский был приглашен К. М. Мининым возглавить войско и осенью отправился в Нижний Новгород. В 1612 сформировал и возглавил армию, которая смогла разгромить польских интервентов в Москве…

Учитель:

На Земском соборе 1612 - 1613 Д.М.Пожарский сыграл выдающуюся роль при избрании царя Михаила Федоровича Романова и был пожалован боярским чином. До 1618 руководил военными действиями против польских войск. Используя популярность Пожарского, правительство назначило его собирать "пятину" на нужды разоренного государства. В 1615 - 1617 участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией. Руководил приказами: ямским (1619), разбойным (1636 - 1637), судным (1636 - 1637; 1640 - 1642). В 1628 - 1630 служил воеводой в Новгороде. В 1632 снова участвовал в войне с поляками. Один из богатейших землевладельцев, Пожарский перед смертью принял схиму , т.е. дал монашеский обет вести особо суровый, аскетический образ жизни, был похоронен в родовой усыпальнице в  Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале, в 1642г.

Учащийся:

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страны

В знак того, что был избавлен

От несчастья край родной.

Он отмечен годом, днем,

И начертано на нем:

«Гражданину Минину и князю Пожарскому —

Благодарная Россия».

Учитель: Слово предоставляется  группе Ткаченко А. о памятнике К.Минина и Д.Пожарского. (опора на иллюстрацию памятника )

…Князь Дмитрий Пожарский и нижегородский земский староста Козьма Минин возглавили в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году. 

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И. Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды. 

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Открытие памятника сопровождалось парадом гвардии и ликованием тысяч людей, собравшихся на Красной площади. 

В 1930 году памятник посчитали помехой для демонстраций и перенесли к собору Василия Блаженного

 

Учитель: Заключение-эпилог  книги  я попрошу вас написать всех дома (если нет времени в классе)

IV.Закрепление.

 Ребята, два года назад наш президент В.В.Путин подписал указ о праздновании 4 ноября Дня Единства. Почему праздник был провозглашен именно так ? Может быть, стоило назвать его иначе? (мнения уч-ся)

Учитель: 4 ноября 2007 во второй раз в новейшей истории России отмечался общенациональный День Единства. Это новый праздник, но очень хорошо, что наконец страна вспомнила о своих героях и той неоценимой услуге, которую они ей оказали… Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского следует почитать как одних из самых видных созидателей русской государственности. Ибо именно они на руинах павшей в Смутное время державы Рюриковичей начали воздвигать новую русскую державу, державу Романовых, возобновивших, казалось бы, старую властную конструкцию, но постепенно начавших модернизировать ее, используя опыт развития европейских стран. Особенно заметно это стало при Петре I, критически относившимся ко многим отжившим, как он считал, традициям, но необычайно высоко ценившим подвиг Кузьмы Минина. Так, оказавшись 30 мая 1722 года в Нижнем Новгороде, Петр I нашел время посетить Спасо-Преображенский собор и, до земли поклонившись гробнице Кузьмы Минина, первый русский Император воскликнул: "Вот истинный избавитель Отечества!".

III. Итог. 

  1. Нами написана рукопись книги, теперь нам необходимо ее напечатать и затем  мы будем ее использовать на уроках в других классах, в качестве дополнительной литературы. Всем спасибо за работу.
  2. Оценки получили…

IV.Д/З повторить п.1-3

 написать эпилог книги (Роль Смуты в истории России).

Использованная литература

  1. Л.Н. Гумилев От Руси до России. Изд-во «Астрель», 2005
  2. Чеброва Р.Н., Бармин А.В. Внеклассная работа по истории, Саратов Изд-во «Лицей»,2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Минин и Пожарский - защитники Отечества

Сценарий посвящен событиям Смутного времени. Люди, чье беззаветное служение Отчизне было оценено простым народом, люди, кому на памятник в Москве собирали деньги "по копеечке", мучительно и долго, име...

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Данная презентация поможет ученикам 5-6 класса в изучении личности в истории России. Можно использовать на классном часу....

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО. КУЗЬМА МИНИН И КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ

Цель урока:Познакомить учащихся с гражданским подвигом Кузьмы Ми­нина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена и русского на­рода.Задачи:Развивать  у детей умение анализировать, сравнивать и обоб...

История в художественных образах: Сергий Радонежский/Дмитрий Донской

Сергий Радонежский Жизнь и чудеса Преподобного Сергия РадонежскогоМ.Нестеров.Христос благословляет ВарфоломеяНестеров М. В. «Святое видение отроку Варфоломею», 1890Нестеров Михаил Васильевич.Отрок Вар...

Совместный проект по истории и информатике к 435-летию со дня рождения Д. М. Пожарского, имя которого носит Кадетский корпус, «Минин и Пожарский – освободители земли русской».

В 2013 году исполнилось 435 лет со дня рождения Дмитрия Михайловича Пожарского, имя которого с гордостью носит Кадетский корпус. К этой дате воспитанником 9 «А» класса Адиль-Заде Магомедом был р...

Презентация "История русского портрета"

В презентации представлены материалы о развитии искусства русского портрета 18 века....

Рабочая программа "История в портретах"

  Особенностью данной программы является метапредметный аспект, лежащий в основе ее содержания: программа представляет собой метапредметный интегрированный курс (синтез учебных предме...