Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне
методическая разработка (история, 10 класс) на тему

Болдырева Анна Владимировна

 

    Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне.


Преподавание профильных курсов ориентировано на формирование историко – познавательной, информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Компетентность – это качество человека, выражающееся в готовности (способности) к успешной деятельности с учётом её смысла и значимости. Обязательными компонентами компетентности любого вида можно считать:
Положительную мотивацию к проявлению компетентности.
Ценностно – смысловые представления о содержании и результатах деятельности.
Знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности.
Умения и опыт успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний.

При изучении профильных курсов ученики должны «попробовать» и «почувствовать» себя в разных видах познавательной деятельности, чтобы осознать свои возможности и ответить для себя на вопросы: «Хочу ли я заниматься этими видами деятельности?», «Что нужно мне, чтобы их освоить?», «Что предстоит изменить в себе, чтобы я смог достичь успехов в этой области?».

Реализация развивающего потенциала учебных курсов напрямую зависит от организации учебных занятий, так как выбранная модель организации урока определяет характер деятельности учеников, степень вовлечённости каждого в учебный процесс, возможность общения учащихся с учителем и друг с другом. Cегодня ясно, что обучение в профильной школе не может базироваться только на традиционном комбинированном уроке. Работа должна вестись с акцентом на лабораторно – практические занятия по работе с документами, дискуссии по решению историографических проблем, деловые игры – обсуждения и т.д. Особенностям целей изучения профильных курсов наиболее соответствуют такие формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной деятельности учащихся, требуют вовлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают учеников высказывать своё мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения.

Предлагаемые ниже модели учебных занятий основаны на применении современных педагогических технологий и ориентированы, прежде всего, на освоение определённых способов деятельности, приобретение учениками опыта социального взаимодействия.



Лабораторное занятие: «Пронумерованные участники».

Данная модель лабораторного занятия позволяет упорядочить и проанализировать работу каждого ученика при групповой учебной деятельности.

I этап: Деление класса на группы с равным количеством учащихся. Каждому в группе присваивается свой номер (1,2,3 и т.д.). Все группы получают одинаковое задание по историческим источникам.

II этап: В группах изучаются источники, обсуждается заданный учителем вопрос.

III этап: Учитель вызывает какой – либо номер, и выслушиваются ответы только учащихся под этими номерами из каждой группы.

IV этап: Формулировка следующего вопроса для групп, и учитель вновь вызывает какой – либо номер. Выступают участники групп под данным номером.

Такая модель урока эффективно стимулирует познавательную деятельность учеников, так как каждый должен быть готов к ответу по любому вопросу от имени своей группы.



Обобщающее занятие: «Круговорот».

Данная технология позволяет организовать осмысление учениками исторических проблем в процессе межличностного взаимодействия, коллективного обсуждения и обмена мнениями.

I этап: Формулировка проблемы для каждой группы.

1 группа: "Зачем нужно изучать историю?"

2 группа: "В чем трудности изучения истории?"

3 группа: "Кто творит историю?"

4 группа: "Какие способы исторического познания Вы знаете?"

5 группа: "Для каких профессий необходимо знание истории?"

II этап: Обсуждение проблем в группах и запись на оценочных листах мнений при помощи аргументации или конкретизации примеров.

III этап: Обмен оценочными листами и оценка записей, сделанных другими группами:
Маркировка текста цветом группы с помощью значков: «+» - согласны, «-» - не согласны, «?» - не понятно.
Добавление своих идей и соображений.

IV этап: Обобщение написанного (выступление групп):
Благодарность группам за внесённые добавления.
Обозначение положений, вызвавших непонимание другими группами.
Обсуждение спорных позиций и мнений.
Обобщающие выводы по проблемам.


Дискуссионное занятие: «Спор – диалог».

Данная модель дискуссионного урока позволяет сочетать индивидуальную, парную и групповую формы оценочной деятельности. Она необходима, когда в содержание профильного обучения включаются неоднозначные исторические проблемы, предполагающие определение и аргументацию учениками своего собственного мнения.

I этап (оценочный): Индивидуальная работа.

Класс делится на две группы: оптимисты или пессимисты, радикалы или консерваторы, "западники" или "славянофилы" и т. п.

Каждый ученик оценивает изучаемое историческое явление, процесс или деятельность исторической личности, согласно установленной позиции. Каждый ученик составляет свой список «+» и «-».

II этап (дискуссионный): Работа в парах.

Ученики объединяются в пары (радикалы и консерваторы, "западники" и "славянофилы"), излагая свою точку зрения, вырабатывая общий список «+» и «-», с которым может согласиться каждая сторона.

III этап (компромиссный): «Четвёрки».

Выработка общей точки зрения (пусть даже состоящей из одного – двух пунктов, с которыми могут согласиться все).

Таким образом, в ходе урока учащиеся вырабатывают свою точку зрения, включаются в дискуссию для её отстаивания и аргументации. В результате данного вида деятельности ученики учатся уравновешенному конструктивному диалогу ради выработки компромиссной единой точки зрения для общего решения.



Проектное занятие: «В мастерской Кирилла и Мефодия».


В качестве проекта ученикам предлагается на основе комплекса источников и дополнительной литературы по определенной теме самостоятельно создать параграф или страничку учебника.

I этап: Формулировка темы, проблемы урока и объяснения заданий.

II этап: Деление учащихся на учебные группы и отбор материала для «учебника истории».

Алгоритм работы групп:
Формулировка заголовка и плана параграфа.
Составление небольшого авторского текста.
В любой форме раскрытие событийно – синхрологического ряда.
Отбор материала для рубрик: «это интересно», «словарь», «как Вы думаете…», «историческая личность» и др.
Подбор или создание иллюстраций.

III этап: Представление учебными группами своего параграфа или странички учебника.



Проектное занятие: «Диалог культур».

Учитель определяет тему и цели проекта, а учащиеся сами выбирают вид выполнения и презентеции проекта (художественный альбом, фото – выставка, «экскурсия», слайдшоу, компьютерная презентация и т.д.)

Проекты могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Темы презентаций:
«Язычество и христианство».
«Синтез кулинарных традиций в культуре моей страны».
«Одежда, как символ принадлежности к религиозной культуре».
«Храмы и правила поведения в них».

В описанных выше моделях уроков акцент переносится с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приемам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных и оценочных суждений.Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне.



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modeli_urokov_dlya_izucheniya_istorii_na_profilnom.docx125.73 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые модели  уроков  для  изучения  истории  на  профильном уровне.

      Преподавание  профильных  курсов  ориентировано  на  формирование  историко – познавательной, информационной  и  коммуникативной  компетентности  учащихся.

Компетентность – это  качество  человека, выражающееся  в  готовности (способности)  к  успешной  деятельности  с  учётом  её  смысла  и  значимости. Обязательными  компонентами  компетентности  любого  вида  можно  считать:

  1. Положительную  мотивацию  к  проявлению  компетентности.
  2.  Ценностно – смысловые  представления  о  содержании  и  результатах  деятельности.
  3. Знания, лежащие  в  основе  выбора  способа  осуществления  соответствующей  деятельности.
  4. Умения  и  опыт  успешного  осуществления  необходимых  действий  на  базе  имеющихся  знаний.

      При  изучении  профильных  курсов  ученики  должны  «попробовать»  и  «почувствовать»  себя  в  разных  видах  познавательной  деятельности, чтобы  осознать  свои  возможности  и  ответить  для  себя  на  вопросы: «Хочу  ли  я  заниматься  этими  видами  деятельности?», «Что  нужно  мне, чтобы  их  освоить?», «Что  предстоит  изменить  в  себе, чтобы  я  смог  достичь  успехов  в  этой  области?».

      Реализация  развивающего  потенциала  учебных  курсов  напрямую  зависит  от  организации  учебных  занятий, так  как  выбранная  модель  организации  урока  определяет  характер  деятельности  учеников, степень  вовлечённости  каждого  в  учебный  процесс, возможность  общения  учащихся  с  учителем  и  друг  с  другом. Cегодня  ясно, что  обучение  в  профильной  школе  не  может  базироваться  только  на  традиционном  комбинированном  уроке. Работа  должна  вестись  с  акцентом  на  лабораторно – практические  занятия  по  работе  с  документами, дискуссии  по  решению  историографических  проблем, деловые  игры – обсуждения  и  т.д. Особенностям  целей  изучения  профильных  курсов  наиболее  соответствуют  такие  формы  организации  обучения, которые  обеспечивают  приоритет  самостоятельной  деятельности  учащихся, требуют  вовлечения  и  осмысления  личного  социального  опыта, побуждают  учеников  высказывать  своё  мнение, давать  личностную  оценку, создают  условия  для  свободного  творческого  самовыражения.

     Предлагаемые  ниже  модели  учебных  занятий  основаны  на  применении  современных  педагогических  технологий  и  ориентированы, прежде  всего, на  освоение  определённых  способов  деятельности, приобретение  учениками  опыта  социального  взаимодействия.  

     

     Лабораторное  занятие:  «Пронумерованные  участники». 

                                                         КЛАСС

   

     Данная  модель  лабораторного  занятия  позволяет  упорядочить  и  проанализировать  работу  каждого  ученика  при  групповой  учебной  деятельности. 

I этап:  Деление  класса  на  группы  с  равным  количеством  учащихся. Каждому  в  группе

             присваивается  свой  номер (1,2,3 и т.д.). Все  группы  получают  одинаковое  задание  

             по историческим  источникам.

                 

II этап:  В  группах  изучаются  источники, обсуждается  заданный  учителем  вопрос.

III этап:  Учитель  вызывает  какой – либо  номер, и  выслушиваются  ответы  только

               учащихся  под  этими  номерами  из  каждой  группы.

IV этап:  Формулировка  следующего  вопроса  для  групп, и  учитель  вновь  вызывает

               какой – либо  номер. Выступают  участники  групп  под  данным  номером.

        Такая  модель  урока  эффективно  стимулирует  познавательную  деятельность  учеников, так  как  каждый  должен  быть  готов  к  ответу  по  любому  вопросу  от  имени  своей  группы.

   

Обобщающее  занятие:   «Круговорот».

      Данная  технология  позволяет  организовать  осмысление  учениками  исторических  проблем  в  процессе  межличностного  взаимодействия, коллективного  обсуждения  и  обмена  мнениями.

I этап:  Формулировка  проблемы  для  каждой  группы.

II этап:   Обсуждение  проблем  в  группах  и  запись  на  оценочных  листах  мнений  при  

               помощи  аргументации или  конкретизации  примеров.  

        

III этап:  Обмен  оценочными  листами  и  оценка  записей, сделанных  другими  группами:

  1. Маркировка  текста  цветом  группы  с  помощью  значков: «+» - согласны, «-» - не   согласны, «?» - не  понятно.
  2. Добавление  своих  идей  и  соображений.

IV этап:  Обобщение  написанного (выступление  групп):

  1. Благодарность  группам  за  внесённые  добавления.
  2. Обозначение  положений, вызвавших  непонимание  другими  группами.
  3. Обсуждение  спорных  позиций  и  мнений.
  4. Обобщающие  выводы  по  проблемам.

Дискуссионное  занятие:   «Спор – диалог».

   Данная  модель  дискуссионного  урока  позволяет  сочетать  индивидуальную, парную  и  групповую  формы  оценочной  деятельности. Она  необходима, когда  в  содержание  профильного  обучения  включаются  неоднозначные  исторические  проблемы, предполагающие  определение  и  аргументацию  учениками  своего  собственного  мнения.

 I этап (оценочный):     Индивидуальная  работа.

          

               Каждый  ученик  оценивает  изучаемое  историческое  явление, процесс

                 или  деятельность исторической  личности, согласно  установленной  

                      позиции. Каждый  ученик  составляет  свой  список  «+» и «-».

II этап (дискуссионный):    Работа  в  парах.

                

      Ученики  объединяются  в  пары, излагая  свою  точку  зрения, вырабатывая

        общий  список  «+» и «-», с  которым  может  согласиться  каждая  сторона.

III этап (компромиссный):     «Четвёрки».

                                                                                                                                           

    Выработка  общей  точки  зрения (пусть  даже  состоящей  из  одного – двух

                          пунктов, с  которыми  могут  согласиться  все).

     Таким  образом, в  ходе  урока  учащиеся  вырабатывают  свою  точку  зрения, включаются  в  дискуссию  для  её  отстаивания  и  аргументации. В  результате  данного  вида  деятельности  ученики  учатся  уравновешенному  конструктивному  диалогу  ради  выработки  компромиссной  единой  точки  зрения  для  общего  решения.

Проектное  занятие:    «В  мастерской  Кирилла  и  Мефодия».

      В  качестве  проекта  ученикам  предлагается  на  основе  комплекса  источников  и  дополнительной  литературы  по  определенной  теме  самостоятельно  создать  параграф  или  страничку  учебника.

I этап:  Формулировка  темы, проблемы  урока  и  объяснения  заданий.

II этап:  Деление  учащихся  на  учебные  группы  и  отбор  материала  для  «учебника    

              истории».

                                 Алгоритм  работы  групп:

  1. Формулировка  заголовка  и  плана  параграфа.
  2. Составление  небольшого  авторского  текста.
  3. В  любой  форме  раскрытие  событийно – синхрологического  ряда.
  4. Отбор  материала  для  рубрик: «это  интересно», «словарь», «как  Вы  думаете…», «историческая  личность» и  др.
  5. Подбор  или  создание  иллюстраций.

III этап:  Представление  учебными  группами  своего  параграфа  или  странички  учебника.

Проектное  занятие:    «Диалог  культур».

     Учитель  определяет  тему  и  цели  проекта, а  учащиеся  сами  выбирают  вид  выполнения  и  презентеции  проекта (художественный  альбом, фото – выставка, «экскурсия», слайдшоу, компьютерная  презентация  и  т.д.)

Проекты  могут  быть  как  групповыми, так  и  индивидуальными.

                        Темы  презентаций:

  1. «Язычество  и  христианство».
  2. «Синтез  кулинарных  традиций  в  культуре  моей  страны».
  3. «Одежда, как  символ  принадлежности  к  религиозной  культуре».
  4. «Храмы  и  правила  поведения  в  них».

     В  описанных  выше  моделях  уроков  акцент  переносится  с  воспроизведения  готовых  знаний  на  обучение  школьников  приемам  самостоятельного  поиска  знаний, формирование  их  интеллектуальных, коммуникативных  и  оценочных  суждений.

     

                                               

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии преподавания истории на профильном уровне

Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в...

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

Методическое обеспечение изучения темы "Тригонометрия"в 10 классе на профильном уровне.

Методическое обеспечение изучения темы «Тригонометрия» в 10 классе состоит из тематического планирования для профилей, в которых математика является профилирующим предметом (4 часа алгебры, 2 часа гео...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса (изучение предмета на профильном  уровне).Рабочая программа по географии со...

«Создание ДМК как способ организации познавательной деятельности старшеклассников, изучающих историю на профильном уровне»

Изменения, которые происходят в обществе, приводят к переосмыслению многих важнейших событий. На любого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, сообщений по каналам массовой коммуникации: г...

рабочая программа по истории 10 кл. (профильная группа, углубленное изучение предметов социально-гуманитарного уровня)

Рабочая программа по истории 10 кл. (профильная группа, углубленное изучение предметов социально-гуманитарного уровня). Выкладываю без титульного листа, т.к. это скан-копия - большой вес. Контрольные ...