Стратегии преподавания истории на профильном уровне
статья по истории по теме

Максимова Наталия Исаковна

Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strategii_prepodavaniya_istorii_na_profilnom_urovne.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Стратегии преподавания истории на профильном уровне».

      Позвольте представить вам опыт своей работы по теме «Стратегии преподавания истории на профильном уровне».  

      Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества)

     Если раньше, в конце прошлого века и в самом начале текущего, главными вопросами в школьном историко - обществоведческом образовании были: «что преподавать» и «для чего преподавать», то в новом подходе важный смысл приобретает вопрос о том, как преподавать обществоведческие дисциплины, чтобы добиться основных целей — создания условий для формирования самостоятельной, социально активной личности, гражданина своей страны.

        Это нацеливает меня на совершенствование форм, приёмов, методов обучения, внедрение в учебную практику новых педагогических технологий, позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении истории.

Для меня важно,  чтобы была

  1. системность
  2. воспроизводимость, устойчивость результатов, гарантированное достижение целей
  3. эффективность  
  4. управляемость
  5. обратная связь

В своей педагогической деятельности я использую стратегии Иоффе Андрея Наумовича.

При таком подходе даже образовательная технология выступает только частью стратегии преподавания, так как последняя включает в себя весь комплекс педагогических проблем.

        Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения.

        Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых  принимаются взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.

       Работу с документом можно организовать

пассивно (предложить прочитать, выписать важное, выучить, ответить),

активно (задать вопросы учителю по документу) или

интерактивно (обсудить содержание документа в группе, выделить главное, придумать символ).

      Таким образом, стратегия связана с достижением определенного результата и эффективным использованием средств продвижения к поставленной цели. При выстраивании взаимодействия преподавателя, учащихся и учебного материала могут использоваться пассивная, активная и интерактивная стратегии.

 На мой взгляд, активная и интерактивная стратегия преподавания могут и должны приводить к высокой эффективности и результативности урока, в том числе и с точки зрения знаний, которые получат ученики.

Для пассивной стратегии характерно то, что преподаватель занимает центральное место на занятии, передаёт имеющуюся у него информацию учащимся, а они её воспринимают. Содержание изучаемого материала заранее отобрано и приготовлено учителем. Преобладает монолог, когда учитель говорит, а ученики внимательно слушают. Чаще всего такое взаимодействие делает акцент на репродуктивность, т.е. последующее точное воспроизведение материала.  Помимо моей речи в качестве источника информации может выступать текст учебника, документальный фильм, музыкальное произведение, иллюстрация, подтверждающая тот или иной аргумент. В данной стратегии «слушатель» не может повлиять на предлагаемую ему информацию.

Например урок истории в 10 классе по теме «Иван III. Образование централизованного государства». Тема достаточно большая, но всего 2 часа.

Преимущества перед другими:

  1. если у учащихся нет достаточного количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.)
  2. слишком большое количество учащихся
  3. строго нормативный характер информации, например, необходимо провести инструктаж или познакомить учащихся с определёнными правилами и процедурами, которых следует придерживаться (при написании исторического эссе или реферата);
  4. большой объём изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения, что лучше всего могу сделать я, тщательно отобрав главное;
  5. индивидуальные особенности учащихся данного конкретного класса, которым необходимо «проговаривать» несколько раз те или иные факты
  6. сложность изучаемого материала

   

В активной стратегии преподавания главным является получение информации от учителя через систему вопросов со стороны обучающихся. В отличие от пассивной стратегии, совершается переход от одностороннего воздействия к непосредственному взаимодействию, хотя и проходит оно всё ещё по линии «учитель—ученик». Акцент переносится с лекционных методов к обсуждению, а учебный процесс в основном строится в диалоговом режиме. Возрастает степень индивидуальности в преподавании. У обучающихся появляется возможность получить ответы на волнующие их вопросы.

      Но всегда есть группа детей, которые не включаются в урок.  Сохраняется и центральная роль преподавателя, который является главным источником информации, без него невозможно проведение занятия.

     Использование активной стратегии требует от меня не только постоянной коммуникации с учениками, но и высокого уровня компетентности по рассматриваемым вопросам, значительного времени для подготовки, искусства «вести» занятие в нужном направлении.

      Поощряется любая инициатива и творчество. Но я всегда оставляю за собой право определять основные направления движения в процессе обучения. Преподавание приобретает индивидуальный характер, а ученики воспринимаются как самостоятельные личности, их мнение становится значимым. Наибольший положительный эффект применение активной стратегии в преподавании обществоведческих дисциплин может быть достигнуто в следующих образовательных условиях:

  1. однородность учащихся по уровню своей подготовки (причём достаточно высокому);
  2. рассматриваемые вопросы должны вызывать повышенный интерес учеников или основаны на имеющемся социальном опыте (например, проблемы современной российской молодёжи);
  3.  развитое умение учащихся задавать вопросы
  4. тема не должна является новой, абсолютно неизвестной для обучающихся, тогда это даст возможность подвести итоги или обсудить материал;
  5. не слишком большое количество участников занятия;
  6. не очень объёмный материал, позволяющий развивать обсуждение;
  7. достаточное количество времени для пояснений и уточнений;
  8. высокий уровень компетентности преподавателя по методике проведения подобных занятий и рассматриваемой теме.

     

Интерактивная стратегия включает в преподавание элемент конструктивного взаимодействия учеников между собой в процессе обучения. Данная стратегия построена на использовании методов кругового взаимоотношения. Суть её заключается в организации учебного взаимодействия внутри групп и между ними.

         Учитель теряет центральную роль на занятии. Он становится организатором образовательного процесса, но не его главной фигурой. Для этого преподавателю требуется подготовить и структурировать задания и проверить их понимание в процессе работы в группе, а также иметь чёткую структурную последовательность проведения занятия и представление о распределении времени. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учеников между собой.  

 Преподаватель также изначально не определяет, насколько ответы учащихся соответствуют его ожиданиям. Ничто не должно сдерживать творчество и инициативу учеников. При этом у учащихся должны быть дополнительные источники информации (книги, философские словари, исторические энциклопедии, сборники законов). Желательно, чтобы ученики обращались к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать во взаимодействие друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы.

      Для успешного использования интерактивной стратегии необходимо учитывать несколько факторов:

  1. возможность доступа ко многим различным источникам, которые могут использовать учащиеся в процессе рассмотрения темы
  2. наличие у учащихся знаний и социального опыта по рассматриваемой проблеме;
  3. налаженное взаимодействие внутри группы, отсутствие серьёзных внутригрупповых конфликтов;
  4. наличие достаточного количества времени для обсуждения в малых группах;
  5. небольшое количество учащихся в классе, но достаточное для создания малых групп (не более 5—7 человек в каждой);

          Таким образом, следует отметить, что активная и интерактивная стратегии в большей степени вовлекают учащихся в работу на уроке, но если в первом случае активность построена на взаимодействии с учителем, то во втором учащиеся в большей степени общаются друг с другом.

        В любой из трёх стратегий можно достичь положительного результата в преподавании истории и обществознания, каждая из них может в определённой ситуации быть, поэтому не следует абсолютизировать ни одну из них.

     Не только содержание определяет стратегию в преподавании, но и цели, задачи, ожидаемые результаты, которые ставит учитель истории в зависимости от сложившихся условий, особенностей обучающихся, собственных интересов и ресурсного обеспечения.

Использование стратегий позволяет добиваться стабильных результатов обучения. Успеваемость по предметам «История», «Обществознание» оставляет 100%.

Значительно возросла положительная мотивация лицеистов к изучению истории России, обществознания.        

      Четко прослеживается позитивная динамика качества знаний лицеистов. Процент качественной успеваемости по истории в классах вырос с 52% до 67%, что свидетельствует о глубине, прочности и осознанности полученных знаний. Увеличилось количество обучающихся, принимающих участие в Лицейских чтениях.

     С обучающимися, имеющими повышенные учебные возможности и интерес к истории, стараюсь работать индивидуально во время уроков (технология уровневой дифференциации), предлагаю работы творческого характера.

На фоне этого происходит повышение учебной мотивации, самостоятельности и развития познавательных интересов лицеистов к профильным предметам.

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне

Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне.Преподавание профильных курсов ориентировано на формирование историко – познавательной, информационной и...

активная и интерактивная стратегия преподавания новейшей истории России

О новых стратегических подходах преподавания новейшей истории России....

Статья "Инновационные технологии в преподавании биологии на профильном уровне".

Из опыта работы  учителя биологии. Особенности  преподавания биологии на профильном уровне....

Опыт преподавания обществознания на профильном уровне

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и л...

«Создание ДМК как способ организации познавательной деятельности старшеклассников, изучающих историю на профильном уровне»

Изменения, которые происходят в обществе, приводят к переосмыслению многих важнейших событий. На любого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, сообщений по каналам массовой коммуникации: г...

«Стратегия и тактика сдачи ЕГЭ по математике профильного уровня»

Как правильно организовать себя во время ЕГЭ....

Выступление на конференции Стратегии преподавания истории и обществознания г.Иркутск

Выступление на конференции Стратегии преподавания истории и обществознания...